Решение №02-05-6615 Решение от 14 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения                                                                                                     г. Чита

объявлена  30 ноября 2021 года,

решение в полном объеме

изготовлено 14 декабря 2021 года

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 075/01/16-246/2021  о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Каларский историко-краеведческий музей (ИНН<...>), ООО «Панорама» (ИНН <...>), ООО «Уральский региональный институт музейных проектов», (ИНН <...>), Администрации МР «Каларский район» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в сговоре заказчика и подрядчика, в составе:

Председатель Комиссии –  <...>;

Члены Комиссии:

<...>,

при участии:

<...>- представителя ООО «Панорама» (доверенность б/н <...>);

<...>-  представителя Каларского историко-краеведческого музея (доверенность <...>);

<...>- представителя ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» (доверенность  <...>);

 

УСТАНОВИЛА:

В Забайкальское УФАС России поступили материалы Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, указывающие на нарушения антимонопольного законодательства при заключении договоров подряда на выполнение капитального ремонта в целях мероприятия «Модернизация здания МУК «Каларский историко-краеведческий музей».

Определением от 20.05.2021 Забайкальским УФАС России к рассмотрению назначено дело №075/01/16-246/2021, возбужденное в отношении Каларский историко-краеведческий музей (ИНН <...>), ООО «Панорама» (ИНН <...>), ООО «Уральский региональный институт музейных проектов», (ИНН<...>), Администрации МР «Каларский район» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 07.06.2021, рассмотрение дела было отложено на 31.08.2021.

Определением от 31.08.2021 рассмотрение дела было отложено на 28.09.2021.

Определением от 28.09.2021 рассмотрение настоящего дела было отложено на 20.10.2021.

Комиссия Забайкальского УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 25.10.2021 Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью вынесению настоящего заключения об обстоятельствах дела.

Согласно Плану социального развития центров экономического роста Забайкальского края, утвержденному распоряжением Правительства Забайкальского края от 24 мая 2019 года № 173-р «Об утверждении Плана социального развития центров экономического роста Забайкальского края», в 2020 году в пгт. Новая Чара Каларского района реализовано мероприятие «Модернизация здания МУК «Каларский историко-краеведческий музей».

Протоколом заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района «Каларский район» от 04 августа 2020 года № 14/20 поручено:

  • администрации городского поселения «Новочарское» ввести режим функционирования «повышенная готовность» с 12 часов 00 минут 04 августа 2020 года;
  • администрации муниципального района «Каларский район», Каларскому историко-краеведческому музею (далее – Заказчик) обеспечить заключение договоров у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на проведение ремонтных работ здания музея и благоустройство территории.

В обоснование данных поручений в протоколе отмечены риски срыва реализации Плана ЦЭР Забайкальского края из-за позднего получения положительного заключения Госэкспертизы и значительных временных затрат на проведение аукциона. Режим функционирования «повышенная готовность» на территории городского поселения «Новочарское» введен постановлением администрации городского поселения «Новочарское» от 04 августа 2020 года № 138.

Распоряжением администрации муниципального района «Каларский район» от 07 августа 2020 года № 311-р «О заключении муниципальных контрактов» Каларскому историко-краеведческому музею на основании протокола заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района «Каларский район» 04 августа 2020 года № 14/20 поручено заключить муниципальные контракты с ООО «Панорама» на капитальный ремонт здания и помещений музея и на капитальный ремонт кровли, цоколя и крылец музея, с ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» - на создание новой экспозиции Каларского историко-краеведческого музея.

Средства на ремонт и модернизацию учреждения были выделены в соответствии с соглашением между Министерством культуры Забайкальского края и Администрацией муниципального района «Каларский район», № 766150000-1-2019-020 от 22 мая 2020 года о представлении из бюджета Забайкальского края в 2020 году иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Забайкальского края Каларскому району предоставлено 52 766 000 рублей, в том числе на модернизацию здания МУК Каларский историко-краеведческий музей 18 320 000,0 рублей, приобретение дополнительного модульного здания для МУК Каларский историко-краеведческий музей 18 000 000,0 рублей.

На основании соглашения о предоставлении субсидии, имеющей целевое значение на реализацию мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Забайкальского края между Администрацией муниципального района «Каларский район» и Каларский историко-краеведческий музей от 11 августа № 144 предоставлялась субсидия в размере 36 320 000,0 рублей (копия прилагается).

Из пояснений Каларского историко-краеведческого музея следует.

Средства на ремонт и модернизацию учреждения были выделены только во 2 квартале 2020 года. Заранее никто не мог знать об этих средствах, следовательно, проектно-сметная документация на проведение ремонтных работ заранее не была готова (за исключением ПСД на ремонт кровли, цоколя и запасных крылец). Для проведения капитального ремонта важным условием является наличие проектно-сметной документации. Проектно-сметная документация была выполнена ООО «Читагорпроект» и получила положительное заключение Госэкспертизы Забайкальского края № 75-1-1-2-033444-2020 от 19 июля 2020 года, утвержденное начальником ГАУ «Госэкспертиза Забайкальского края <...>. В результате проверки достоверности сметной стоимости с учетом корректировки сметная стоимость объекта капитального ремонта определена 18 629 480 рублей.

В связи с введением на территории городского поселения «Новочарское» (в соответствии с протоколом Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района «Каларский район» от 04 августа 2020 года № 14/20) режима ЧС на основании распоряжения главы администрации муниципального района «Каларский район» от 07.08.2020 года № 311-р , 20 августа после предоставлении ООО «Панорама» банковской гарантии на сумму 4 278 944,58 (четыре миллиона двести семьдесят восемь тысяч девятьсот сорок четыре) рубля 58 коп, были заключены муниципальные контракты. Контракты с ООО «Панорама» изначально были заключены на сумму 14 263 148,60 рублей - Муниципальный контракт № 01-2020 заключен 20 августа на выполнение работ по капитальному ремонту здания и помещений и муниципальный контракт № 03-2020 заключен 18 сентября 2020 года на сумму 1 897 045,70 рублей на капитальный ремонт кровли, цоколя и крылец.

На тот момент ООО «Панорама» являлось победителем аукционов на проведение капитальных ремонтов в таких учреждениях, находящихся на территории городского поселения «Новочарское», как Муниципальное учреждение дополнительного образования Новочарская детская школа искусств (ИНН <...>) и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - Детский сад "Березка" (ИНН <...>).

Фактически ООО «Панорама» явились единственной организацией, из находящихся на территории Каларского района, кто взял на себя обязательство по проведению капитальных ремонтов в бюджетных учреждениях. Подрядчики неохотно работают с бюджетными организациями, учитывая тот факт, что в настоящее время на территории Каларского муниципального округа идет строительство ГМК «Удокан» и для подавляющего большинства подрядчиков - работы на ГМК «Удокан» в приоритете и финансово выгоднее.

21 декабря 2020 года рабочая приемочная комиссия, назначенная
распоряжением администрации муниципального района «Каларский район»
№ 603-р от 11 декабря 2020 года произвела осмотр предъявленных к
приемке законченных капитальным ремонтом помещений здания Каларский
историко-краеведческий    музей. Приняты    работы    на    сумму    по муниципальному контракту 01-2020 от 20 августа 2020 года, фактическая оплата за капитальный ремонт составила 9 658 488,18 рублей. Общая сумма, перечисленных средств подрядчику ООО «Панорама» по муниципальному контракту 03-2020 от 18 сентября 2020 года за капитальный ремонт составила 1 501 705,82 рублей. Общая сумма, перечисленных средств подрядчику ООО «Панорама» по муниципальным контрактам составила 11 160 193,92 рублей.

В нарушение ст. 1.5 муниципальных контрактов подрядчик - ООО Панорама» нарушило сроки окончания выполнения работ. На основании требований (копии прилагаются), предъявленных Заказчиком по уплате пени за несвоевременное исполнение обязательств по муниципальным контрактам ООО «Панорама» 01 апреля 2021 года платежным поручением № 31 уплатило пеню в сумме 13 044,84 рублей по муниципальному контракту №  03-2020 от  18.09.2020г., платежным поручением № 32 от 01.04.2021 года в сумме 27 278,27 рублей по муниципальному контракту № 01-2020 от 20.08.2020г.

На основании дополнительного соглашения от 08 декабря 2020г. № 76615000-1-2019-020/2 к соглашению о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 22 мая 2020г. № 76615000-1-2019-020 бюджету муниципального района «Каларский район» установлена сумма иного межбюджетного трансферта в размере 51 566 000,0 рублей в т.ч. Каларский историко-краеведческий музей- 32 420 000,0 рублей.

Следуя из данного соглашения, средства в размере 5 000 000,00 (пять миллионов рублей 00 копеек) перенесены на проведение ремонтных работ и модернизацию Каларского историко-краеведческого музея на 2021 год, на основании чего муниципальные контракты с ООО «Панорама» были расторгнуты по соглашению сторон с обязательством ООО «Панорама» на гарантийный срок 36 месяцев.

В 2021 году при проведении аукциона организатором ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок» по закупке «Капитальный ремонт здания и помещений Каларского историко-краеведческого музея (включая благоустройство территории) (5346-ЭА) протокол № 5346-ЭА от 04.06.2021 рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме 0891200000621005195 была представлена всего 1 заявка- ООО «Панорама», которое и явилось победителем аукциона, по мнению музея еще раз подтверждает, что подрядчики крайне неохотно сотрудничают с бюджетными организациями.

Каларский историко-краеведческий музей считает, что инкриминируемого факта сговора между сторонами, и иные злоупотребления и наличие в действиях сторон намерений обойти требования закона о контрактной системе и недобросовестным образом получить преимущество перед иными участниками гражданского оборота не было и не могло быть и стороны действовали из сложившихся обстоятельств.

На основании протокола и указанного распоряжения между Заказчиком и ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» заключен муниципальный контракт от 19 августа 2020 года № 02-2020 на 8 205 331,00 рублей.

На основании протокола и указанного распоряжения между Заказчиком и ООО «Панорама» заключены муниципальные контракты:

-от 20 августа 2020 года № 01-2020 на капитальный ремонт здания и помещений на 14 263 148,60 руб.;

от 18 сентября 2020 года № 03-2020 на капитальный ремонт кровли, цоколя и крылец на 1 897 045,70 рублей.                                                                                                                 

На заключение об обстоятельствах дела от сторон представлены  возражения.

23.11.2021 от Каларского историко-краеведческого музея поступили возражения следующего содержания.

Согласно заключению об обстоятельствах дела № 075/01/16-246/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях Каларского историко-краеведческого музея (далее - Музей) имеются нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Указанные нарушения выразились в подписании муниципальных контрактов с ООО «Панорама» и ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» без проведения конкурсных процедур и обоснования заключения контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Полагаем, что при рассмотрении дела не дана должная оценка следующим обстоятельствам. В связи с неблагоприятно сложившиеся ситуацией (короновирусная инфекция, позднее поступление финансирования на необходимые работы, территориальная удаленность от краевого центра, логистические проблемы) органами местного самоуправления был принят ряд актов направленный на заключение контрактов (протокола заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС № 14/20 и Распоряжения администрации муниципального района «Канарский район» № 311-Р). Во исполнение, вышеназванных актов руководством музея были заключены контракты, являющиеся предметом разбирательства.

Считаем, необходимым отметить, следующее.

Учредителем Музея является администрация муниципального района «Каларский район» (пункт 1.5. Устава). Музей осуществляет свою деятельность самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом Каларского историко-краеведческого музея (далее по тексту Уставом). В своей деятельности музей руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральными законами, указами Президента РФ, нормативно правовыми актами Правительства РФ, Министерства культуры РФ, законами Забайкальского края, нормативно правовыми актами Правительства Забайкальского края и

Министерства  культуры,  муниципальными  правовыми   актам муниципального района «Каларскии район» (пункт 1.2. Устава).

Директор музея назначается на должность и освобождается от
должности руководителем администрации муниципального района «Каларскии район» по согласованию с заместителем председателя комитета социального развития администрации муниципального района «Каларскии район». Директор  подотчетен    Учредителю. Аналогичная    норма продублирована в пункте 1.1. должностной инструкции директора Каларского историко-краеведческого музея.                                                                                                     

Также в данной инструкции содержатся положения о том, что директор подчиняется непосредственно главе муниципального района «Каларский район» и руководствуется принимаемыми им распоряжениями (пункт 1.3. и 1.5. должностной инструкции). За неисполнение распоряжений администрации муниципального района «Каларскии район» директор учреждения несет дисциплинарную ответственность (пункт 4.1. должностной инструкции).

Таким образом, в силу вышеизложенного директор находится в прямом подчинении и подотчетен главе администрации и не может игнорировать поступающие от него распоряжения и указания.

Кроме того, полагаем, что сам факт заключения контрактов без проведения конкурентных процедур, хоть и был в дальнейшем признан нарушением требований Закона о контрактной системе, не может служить достаточным доказательством, подтверждающим нарушение требований статьи 16 Закона о защите конкуренции. Для применения данной статьи необходимо установление наличия предусмотренных данной статьей соглашений и антиконкурентных последствий в совокупности.

Так же в заключении о нарушении антимонопольного законодательства при определении географических границ рынка услуг, Комиссия устанавливает, что границами рынка являются административные границы Каларского района, но выборку лиц способных выполнить данные работы делает по границам Забайкальского края, что не учитывает территориальное расположение и имеющие логистические трудности.

Считаем, что в заключении о нарушении антимонопольного законодательства не установлен факт сговора между сторонами, и намерения недобросовестным образом получить преимущество перед иными участниками гражданского оборота.

22.11.2021 от ООО «Уральский региональный институт музейных проектов»  поступили возражения следующего содержания.

1. В заключении отсутствуют ссылки на доказательства и обстоятельства, которые бы свидетельствовали о наличии сговора заказчика и подрядчика при заключении муниципального контракта № 02-2020 с ООО «УРИМП».

ООО «УРИМП» полагает, что в его действия отсутствуют признаки нарушения пункта, 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие  соглашения  или такое осуществление  согласованных  действий  приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;    

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту  18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением, понимается  договоренность  в  письменной   форме,   содержащаяся  в  документе  или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы, отмечаем следующее.

Доказательством наличия соглашения является определенная последовательность, частота совершения и взаимосвязанность действий сторон соглашения, которые должны быть проанализированы на предмет того, следует ли из них, что между сторонами было достигнуто соглашение, в том числе и устное, о котором указано Комиссией в Заключении.

Наличие соглашения должно быть установлено исходя из того, что лица намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Вместе с тем как было указано ООО «УРИМП» в ранее поданных письменных пояснениях по делу, Подрядчик заключил Контракты ввиду того, что поверил в чистоту доведенных до него обстоятельств, которые исключали возможное нарушение законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства. Постановление № 138, Протокол Комиссии № 14/20 и Распоряжение № 311-Р сыграли ключевую роль в чистоте сделок.

Умышленная форма вины в действиях ООО «УРИМП» отсутствует, поскольку спорный муниципальный контракт был заключен по инициативе органа муниципального образования и Заказчика. При заключении Контрактов Подрядчик был поставлен в известность, что с ним заключается контракт, как с единственным поставщиком в связи с принятыми протоколом Комиссии № 14/20 и Распоряжением № 311-Р вследствие введенного режима ЧС.

У ООО «УРИМП» не было оснований сомневаться в законности решения органа муниципального образования и Заказчика об отнесении проводимой закупки к категории, попадающей под пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Как либо повлиять на указанное решение ООО «УРИМП» не мог, и, соответственно, каких-либо виновных действий он не совершал. ООО «УРИМП» являлся исполнителем решения органа муниципального образования и соответственно не должен нести ответственность за его принятое решение, даже если в последующем оно будет признано незаконным.

ООО «УРИМП» считает, что отсутствуют признаки нарушения, предусмотренные пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Фактическое поведение привлекаемого лица соответствует критериям здоровой конкуренции, которое исключает предположения в проявлении намерения о вступлении в сговор.

Необходимо отметить, что на стр. 16 Заключения Комиссия приводит мотивы и доводы, по котором считает наличие вины в действиях Администрации, в действиях

Каларского историко-краеведческого музея, однако не приводит доводов и мотивов в чем выражается вина подрядчиков, в том числе вина ООО «УРИМП».

Указанное также свидетельствует, что Комиссия не обнаружила в рассматриваемом нарушении вины подрядчиков по смыслу п. 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. В заключении не приведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг, аналогичных тех, что были выполнены ООО «УРИМП».

Так в соответствии с ч. 5.1. ст. 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ (состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В заключении такой анализ проведен только в отношении услуг в области строительства в отношении подрядчика ООО «Панорама».

Однако, ООО «УРИМП» в рамках муниципального контракта № 02-2020 выполнило работы по созданию экспозиции Каларского историко-краеведческого музея в соответствии с научно-экспозиционной документацией и художественным проектом.

Анализ состоянии конкуренции и выявление наличия иных организаций на территории Забайкальского края, в том числе Каларского района, помимо ООО «УРИМП», которые могли выполнить работы по созданию экспозиции музея в соответствии с научно-экспозиционной документацией и художественным проектом, Комиссией в заключении не приведен.

Для установления в действиях хозяйствующих субъектов нарушения антимонопольного законодательства необходимо установить факт ограничения конкуренции либо реальную возможность такого ограничения.

Формальное указание на изменение условий конкурентных процедур на рынке не может лечь в обоснование негативного влияния действий хозяйствующих субъектов на конкуренцию.

Кроме того, во всех случаях антимонопольным органом должен быть определен товар и соответствующий товарный рынок (рынок услуг), условия обращения на котором изменены, т.о. есть проведен соответствующий анализ состояния конкуренции на товарном . рынке в порядке, предусмотренном ч. 5.1 ст. 45 Закона «О защите конкуренции» и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 23.11.2015) «Об утверждении Порядка , проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 № 18026).

Антимонопольным органом должны быть приведены факты и доказательства, свидетельствующие о негативном влиянии действий ответчиков на конкурентную среду, подтверждающие, наступление последствий или реальную возможность такого наступления в виде ограничения конкуренции.

Со стороны Общества такой анализ проведен самостоятельно, и было установлено, что на территории Забайкальского края, в том числе Каларского района, помимо ООО «УРИМП», нет иных организаций, которые могли выполнить работы по созданию экспозиции музея в соответствии с научно-экспозиционной документацией и художественным проектом.

По данным интернет сервиса СБИС по всей России аналогичных компаний, которые бы оказывали услуги такого характера всего 45 шт. При этом ни одна из таких компаний не зарегистрирована на территории Забайкальского края. (Сведения СБИС прилагаем), не говоря уже о Каларском районе.

Кроме того, ООО «УРИМП» активно принимает участие в торгах в порядке Федерального закона № 44-ФЗ на протяжении многих лет. Квалификация, кадры и наличие собственного производства гарантирует, как правило, победу. За последние несколько лет ООО «УРИМП» принимали участие в торгах более 40 раз. 99% из них заканчивались победой в конкурсных процедурах, поскольку почти никто из конкурентов не имеет материально технической базы и ресурсов, оказать самостоятельно полный комплекс услуг по созданию экспозиции музея в соответствии с научно-экспозиционной документацией.

Как правило, специалисты, создающие музейные экспозиции, не принимают участие в реализации экспозиций по чужим проектам, тем более что крайне короткие сроки вряд ли привлекли конкурентов. В связи с чем, даже при проведении конкурентной процедуры по данной закупке, с большой долей вероятности, именно ООО «УРИМП» было бы признано победителем в торгах. Таким образом, какого либо смысла в сговоре для целей ограничении конкуренции в отношении ООО «УРИМП» попросту не имелось.

Указанное может свидетельствовать, что реальная возможность ограничения конкуренции при заключении контракта с ООО «УРИМП» отсутствовала в принципе.

З.1 ООО «УРИМП» также поддерживает ранее данные пояснения, в части оснований заключения муниципального контракта № 02-2020 с ООО «УРИМП».

Исполнитель - ООО «УРИМП» в данном случае, рассмотрев Протокол Комиссии по ликвидации ЧС и ОПБ № 14/20 и распоряжение № 311-Р, счел возможным заключить контракт на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Также Исполнителем была получена банковская гарантия, что подтверждается соглашением о банковской гарантии ПАО СБЕРБАНК РОССИИ от 18.08.2020 г.

Ввиду всех изложенных выше обстоятельств, сомнений в законности заключения контракта у Исполнителя - ООО «УРИМП» как с единственным поставщиком, не возникло.

Факт сговора между сторонами, иные злоупотребления и наличие в действиях сторон намерения обойти требования Закона о контрактной системе и недобросовестным образом получить преимущество перед иными участниками гражданского оборота, не установлены в настоящем деле.

Таким образом, полагаем, что в действиях Исполнителя отсутствовали нарушения действующего антимонопольного законодательства.

Комиссия Забайкальского УФАС России, изучив документы, представленные в материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В целях признания соглашения, нарушающего положения пункта 4 статьи 16 Закона №135-ФЗ, подлежат установлению следующие обстоятельства: соглашение не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; соглашение привело к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции, либо через категорию «вред конкуренции».

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции, ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции, устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

Таким образом, статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены не только письменные, но и устные соглашения, которые ограничивают конкуренцию. И отсутствие письменных доказательств заключения соглашения не может являться основанием для отмены решения о признании такого соглашения ограничивающим конкуренцию.

Кроме того, согласно пункту 9 обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как ранее установлено, распоряжением администрации муниципального района «Каларский район» от 07 августа 2020 года № 311-р «О заключении муниципальных контрактов» Каларскому историко-краеведческому музею на основании протокола заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района «Каларский район» 04 августа 2020 года № 14/20 поручено заключить муниципальные контракты с ООО «Панорама» на капитальный ремонт здания и помещений музея и на капитальный ремонт кровли, цоколя и крылец музея, с ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» - на создание новой экспозиции Каларского историко-краеведческого музея. В последующем заключены контракты на основании протокола заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района «Каларский район» 04 августа 2020 года № 14/20, распоряжения администрации муниципального района «Каларский район» от 07 августа 2020 года № 311-р «О заключении муниципальных контрактов», пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» от 19 августа 2020 года № 02-2020 на 8 205 331,00 рублей,  с ООО «Панорама» заключены муниципальные контракты: от 20 августа 2020 года № 01-2020 на капитальный ремонт здания и помещений на 14 263 148,60 руб.; от 18 сентября 2020 года № 03-2020 на капитальный ремонт кровли, цоколя и крылец на 1 897 045,70 рублей.  

Общая  сумма дохода от участия в реализации соглашения с ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» 8 205 331,00 рублей составила рублей. Общая  сумма контрактов с  ООО Панорама составила 16 160 194, 3  рублей. Общая сумма, перечисленных средств подрядчику и соответственно сумма дохода от участия в реализации соглашения с ООО «Панорама» составила 11 160 193,92 рублей.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Исходя из содержания пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указанная норма предусматривает закрытый перечень условий размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом обязательным требованием является отсутствие целесообразности в размещении заказа иными способами.

Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статья 1 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Статьей 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (части 1 и 2 статьи 24).

Заключение контракта способом закупки у единственного поставщика по смыслу части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может производиться в исключительных случаях, когда применение иных конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительностью сроков проведения таких процедур.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства.

К обстоятельствам непреодолимой силы можно отнести такие чрезвычайные события, как военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях.

Признаки чрезвычайности и непреодолимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.

Обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем, применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непреодолимости. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов (определение ВАС РФ от 30.07.2013 №ВАС-9962/13; письма Минэкономразвития России от 23.12.2014 № Д28и-2784, от 31.12.2014 № Д28И-2872, от 15.07.2015 № Д28и-2188, от 20.07.2015 №Д28и-2111, от 03.08.2015 №Д28и-2327, от 25.11.2015 № Д28и-3558, от 14.12.2015 № Д28и-3652).

Забайкальским УФАС России на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции.

Аналитическими отчетами  по делу № 075/01/16-246/2021 о состоянии конкуренции на рынке услуг по созданию экспозиции и оформительским работам Каларского историко-краеведческого музея на территории Каларского района Забайкальского края, о состоянии конкуренции на рынке услуг по капитальному и текущему ремонту здания и помещений музея на территории Каларского района Забайкальского края установлено следующее.

Основанием для исследования рынка услуг по созданию экспозиции и оформительским работам Каларского историко-краеведческого музея Каларского района Забайкальского края является рассмотрение дела в отношении Каларского историко-краеведческий музея (ИНН <...>), ООО «Панорама» (ИНН <...>), ООО «Уральский региональный институт музейных проектов», (ИНН <...>), Администрации МР «Каларский район» по признакам нарушения части 4 статьи 16 федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 настоящего Порядка.

В данном случае анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Целями исследования рынков услуг по созданию экспозиций и оформительским работам здания музея и по капитальному и текущему ремонту здания и помещений музея является установление временного интервала, продуктовых границ и географических границ рынка данных услуг.

Методическую основу исследования составили:

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;

- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок);

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст.

Для определения параметров товарного рынка услуг используются:

- материалы дела в отношении Каларского историко-краеведческий музея, ООО «Панорама», ООО «Уральский региональный институт музейных проектов», Администрации МР «Каларский район» по признакам нарушения антимонопольного законодательства;

- информация о хозяйствующих субъектов, полученная посредством интернет-сервиса для получения информации о предприятиях «Seldon.Basis» (далее - интернет-сервис «Seldon.Basis»).

1) Рынок услуг по созданию экспозиций и оформительским работам здания музея.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, временной наименьший интервал исследования состояния конкуренции равен одному году.

В августе 2020 года между Каларским историко-краеведческий музеем и ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» заключен муниципальный контракт на услуги по созданию экспозиций и оформительским работам Каларскому историко-краеведческий музею. Срок окончания данных работ является декабрь 2020 года.

Следовательно, для целей данного анализа временной интервал является периодом действия заключенных договоров - 2020 год.

В соответствии с п. 3.1 части III Порядка для проведения исследования состояния конкуренции на рынке услуг по созданию экспозиций и оформительским работам здания музея предварительно определены границы как услуги по созданию экспозиций и оформительским работам.

Деятельность в сфере по созданию экспозиций и оформительским работам здания музея согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) относится к разделу F «Строительство», классу 43 «Работы строительные специализированные», в который включено специальная строительная деятельность (специальные отрасли), т.е. строительство частей зданий и работ гражданского строительства или подготовки.

Эта деятельность обычно специализируется в одном аспекте, общем для различных структур, требующем специальных навыков или оборудования. Монтаж стальных структур может быть включен сюда при условии, что части не произведены тем же самым подразделением.

Также сюда включена конечная обработка зданий по завершении строительства, установка приспособлений для работоспособности здания.

Сюда относятся также слесарные работы, а также работы по установке отопительных и кондиционерных систем, антенн, систем сигнализации и прочие электротехнические работы, работы по установке систем пожарной сигнализации, лифтов, эскалаторов и т.д. Также относятся также работы по водо-, тепло- и звукоизоляции, обшивке листовым металлом, установке торговых холодильных установок, установке освещения и сигнальных систем для автомобильных и железных дорог, аэропортов, портов и т.д.

Кроме того, относятся ремонтные работы ко всем типам вышеперечисленных работ. Работы по полной отделке зданий включают работы, имеющие отношение к отделке, такие как полировка, штукатурные, малярные работы, плиточное покрытие полов и стен или покрытие такими отделочными материалами как паркет, ковролин, обои и т.д., а также циклевание полов, отделочные плотничные работы, звукоизолирующие работы, очистка внешней территории и т.д. Также сюда относятся ремонтные работы ко всем типам вышеперечисленных работ.

Оформительские работы в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) к разделу R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений», классу 90 «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений»

В соответствии с материалами дела между Каларским историко-краеведческим музеем и ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» заключен муниципальный контракт на следующие виды работы:

- оформление фойе;

- создание экспозиций в залах «Геология и палеонтология», «Наш дом – под Полярной звездой», «Геологоразведка и Борский исправительно-трудовой лагерь», «Слышишь время гудит – БАМ», «Удоканское месторождение и Удоканский горно-обогатительный комбинат – вчера, сегодня и завтра», «Природа Забайкальского края»;

- оформление коридора (система развеса картин);

- оформление квест-комнаты «Путешествие в историю меди»;

- оформление выставочного зала;

- изготовление экранов для закрытия системы отопления;

- светотехническое обеспечение экспозиции;

- мультимедийное обеспечение экспозиции;

- дизайнерские, монтажно-экспозиционные и художественно-оформительские работы.

Учитывая вышеизложенное, уточненными продуктовыми границами товарного рынка является услуги по созданию экспозиций и оформительским работам здания музея. Услуги по созданию экспозиций и оформительским работам здания музея не имеют взаимозаменяемых услуг.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности конечного потребителя получить услугу на Каларского района Забайкальского края или его части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за пределами сельского поселения, а также готовности и возможности строительных организаций оказать рассматриваемую услугу в установленных географических границах района.

В соответствии с пунктом 10.9 Порядка определяются границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации. Поскольку в соответствии с заключенными муниципальными контрактами проводилось создание экспозиций и оформительские работы в здании музея, то принимаются границы муниципального образования, в которых расположен объект.

Также в соответствии с пунктами 4.5 и 4.6 Порядка, исходя из экономической возможности и целесообразности приобретателя, приобрести товар, географические границы рынка определены предварительно как административные границы Каларского района.

В ходе рассмотрения дела установлено, что организацией, осуществляющей работы по созданию экспозиций и оформительским работам здания музея, является ООО «Уральский региональный институт  музейных проектов», который зарегистрирован на территории Свердловской области. Следовательно, любой хозяйствующий субъект, имеющий возможность оказать услуги по созданию экспозиций и оформительским работам здания музея, расположенный на территории Российской Федерации, мог осуществить данные работы.

Учитываю вышесказанное, уточненными географическими границами рынка услуг по созданию экспозиций и оформительским работам в здании музея являются административные границы Российской Федерации, включая территорию Забайкальского края, в том числе Каларский район.

На данном товарном рынке по данным интернет-сервиса «Seldon.Basis» на территории Забайкальского края зарегистрированы более 800 хозяйствующих субъектов, осуществляющих оказание услуг по общестроительным работам, включая текущие ремонты, оформительские работы, у которых имеется возможность оказания услуг по созданию экспозиций и оформительским работам в здании музея. Кроме того, на территории Российской Федерации имеется специализированные хозяйствующие субъекты, осуществляющие данные услуги, в количестве более 40 хозяйствующих субъектов.

На территории Каларского района помимо ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» деятельность по созданию экспозиций также могут осуществлять и другие хозяйствующие субъекты, у которых имеется возможность оказывать услуги по общестроительным работам, включая текущие ремонты, оформительские работы, в том числе по созданию экспозиций и оформительским работам в здании музея.

2) Рынок по капитальному и текущему ремонту здания и помещений музея. В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, временной наименьший интервал исследования состояния конкуренции равен одному году.

В августе - сентябре 2020 года между Каларским историко-краеведческим музеем и ООО «Панорама» заключены муниципальные контракты о проведении капитального ремонта кровли, цоколя и крылец в здании музея, а также текущего ремонта помещений музея. Срок окончания данных работ является декабрь 2020 года включительно.

Следовательно, для целей данного анализа временной интервал является периодом действия заключенного договора - 2020 год.

В соответствии с п. 3.1 части III Порядка для проведения исследования состояния конкуренции на рынке услуг по капитальному и текущему ремонту зданий предварительно определены границы как услуги по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений.

Градостроительным кодексом под термином «градостроительная деятельность» понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства. Кроме того, под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается:

- замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций,

- замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов,

- замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Деятельность в сфере капитального ремонта зданий согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) относится к разделу F «Строительство», классу 41 «Строительство зданий», в который включено строительство новых зданий, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт и дополнительные работы, монтаж сборных сооружений или конструкций на участке, а также строительство временных зданий. А также часть ремонтных работ относятся к классу 43 «Работы строительные специализированные».

В соответствии с материалами дела между Каларским историко-краеведческим музеем и ООО «Панорама» контракт заключен на следующие виды работы:

- капитальный ремонт кровли, цоколя, крылец;

- благоустройство территории, наружные ремонтные работы, наружное освещение;

- ремонт полов, потолка, стен (общестроительные работы);

- сантехнические работы;

- электромонтажные работы.

Капитальный ремонт кровли, цоколя, крылец в соответствии с Градостроительным кодексом могут относиться к работам по капитальному ремонту здания Каларского историко-краеведческого музея. В тоже время остальные вышеперечисленные работы входят в перечень общестроительных работ.

Учитывая вышеизложенное, уточненными продуктовыми границами товарного рынка является услуги по капитальному и текущему ремонту здания и помещений музея. Услуги по ремонту не имеют взаимозаменяемых услуг.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности конечного потребителя получить услугу на территории Каларского района Забайкальского края или его части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за пределами сельского поселения, а также готовности и возможности строительных организаций оказать рассматриваемую услугу в установленных географических границах.

В соответствии с пунктом 10.9 Порядка определяются границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации. Поскольку в соответствии с заключенными муниципальными контрактами проводился капитальный ремонт здания сельской средней школы, то для исследования принимаются границы муниципального образования, в которых расположен объект капитального и текущего ремонта.

Также в соответствии с пунктами 4.5 и 4.6 Порядка, исходя из экономической возможности и целесообразности приобретателя, приобрести товар, географические границы рынка определены предварительно как административные границы Каларского района.

Учитываю вышесказанное, уточненными географическими границами рынка услуг по капитальному ремонту зданий, пригодных для проживания людей, являются административные границы Каларского района.

На данном товарном рынке по данным интернет-сервиса «Seldon.Basis» на территории Забайкальского края зарегистрированы 922 хозяйствующих субъекта, осуществляющих строительство зданий и сооружений всех типов и назначений, включая работы по капитальному и текущему ремонту.

Поскольку в соответствии с нормами российского законодательства к хозяйствующим субъектам в области капитального ремонта зданий предъявляются требования о наличии лицензий и допусков, необходимо учитывать те предприятия, которые состоят в саморегулируемой организации и имеют все необходимые разрешительные документы. По данным, опубликованным на официальном сайте Саморегулируемой организации «Забайкальская ассоциация строительных организаций», на территории региона деятельность могут осуществлять более 100 предприятий.

На территории Забайкальского края, в том числе Каларского района, помимо ООО «Панорама» деятельность по капитальному ремонту также могут осуществлять строительные компании, осуществляющие функции застройщиков, а также иные организации, у которых имеется возможность на территории региона, в том числе в границах вышеупомянутого района, оказывать услуги по капитальному и текущему ремонту здания и помещений музея.

Согласно Уставу Каларского историко-краеведческого музея Каларский историко-краеведческий музей является  муниципальным учреждением культуры, осуществляющим хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций. Музей создан на основании Постановления главы Каларского района Читинской области «О преобразовании и регистрации Каларского отдела Читинского областного краеведческого музея» № 12 от 24.01.1997.

Пунктом 2 совместного письма Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 года № 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 предусмотрено, что заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.

Возражения ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» не обоснованы.

Ни заказчиком, ни исполнителями по контрактам не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, и заключением государственных контрактов  с ООО «Панорама» на капитальный ремонт здания и помещений музея и на капитальный ремонт кровли, цоколя и крылец музея, с ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» - на создание новой экспозиции Каларского историко-краеведческого музея. Оснований для применения положений пункта 9 статьи 93 Закона о контрактной системе отсутствовали.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.06.2021 № Ф05-13590/2021 по делу № А40-142204/2020).

Таким образом, Комиссия, учитывая совокупность всех установленных фактов, приходит к выводу о том, что вина Администрации МР «Каларский район» заключается в том, что ею издано распоряжение от 07 августа 2020 года № 311-р «О заключении муниципальных контрактов» Каларскому историко-краеведческому музею.

Комиссией установлено, что необходимость издания данного распоряжения необоснованна, ввиду издания Постановления Губернатора Забайкальского края от 18 марта 2020 года № 14 «О введении режима повышенной готовности на территории Забайкальского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».

При этом выполнение работ на капитальный ремонт здания, помещений музея и на капитальный ремонт кровли, цоколя и крылец музея, а также на создание новой экспозиции не являлись работами по предотвращению аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, то есть предотвращений пандемии, связанной с Covid-19.

Фактически рассматриваемое распоряжение от 07 августа 2020 года № 311-р «О заключении муниципальных контрактов» было издано  для целей заключения контрактов без проведения конкурентных процедур.

 Вина Каларского историко-краеведческого музея, заключается в подписании муниципальных контрактов с ООО «Панорама» на капитальный ремонт здания и помещений музея и на капитальный ремонт кровли, цоколя и крылец музея с ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» - на создание новой экспозиции Каларского историко-краеведческого музея без проведения конкурентных процедур и обоснования заключения контрактов в соответствии с  пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе

Необходимость проведения закупки Администрации МР «Каларский район»  на капитальный ремонт здания и помещений музея и на капитальный ремонт кровли, цоколя и крылец музея неконкурентным способом возникла у заказчика ввиду неисполнения обязательств по ранее заключенному контракту от 26.06.2020 с ИП<...> в результате электронного аукциона №3750600292920000003, в дальнейшем заключение контракта по пункту 9 статьи 93 Закона о контрактной системе с ООО «Панорама». Муниципальный контракт № 03-2020 от 18.09.2020 на капитальный ремонт кровли, цоколя и крылец на 1 897 045,70 рублей заключенный между Каларским историко-краеведческим музеем и ООО «Панорама» заключен сроком до 30.12.2020г., а муниципальный контракт от 20 августа 2020 года № 01-2020 на капитальный ремонт здания и помещений на 14 263 148,60 руб. заключен на срок 31.12.2020.

 Однако, заключенные соглашения от 22.12.2020 о расторжении муниципальных контрактов  № 01-2020 от 20.08.2020г.,  № 03-2020 от 18.09.2020 свидетельствуют об отсутствии необходимости срочного заключения контрактов именно с ООО «Панорама» без проведения конкурентных процедур.

В Каларский историко-краеведческий музей в были привлечены организации для составления сметной документации для проведения работ по капитальному ремонту, также по разработке научно-экспозиционной документации и архитектурно-художественного проекта экспозиции Каларского историко-краеведческого музея.

Разработкой научно-экспозиционной документации и архитектурно-художественным проектом экспозиции занималось ООО «Уральский региональный институт музейных проектов». Данная организация была выбрана на основании представленных коммерческих предложений и низкой ценой коммерческого предложения, опыта работы УРИМП и реализованных проектов, информация о которых имеется в открытом доступе Интернет, а также положительных отзывов о работе института от других Заказчиков. Сумма контракта составила 550 000 (пятьсот пятьдесят тысяч рублей 00 копеек).

Заказчиком и ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» заключен муниципальный контракт от 19 августа 2020 года № 02-2020 на 8 205 331,00 рублей по созданию экспозиции заключен на срок до 31.12.2020.

Каларским историко-краеведческим музеем направлены коммерческие предложения по созданию экспозиции данного музея. В дальнейшем заключен муниципальный контракт с ООО «Уральский региональный институт музейных проектов», которое изначально проектировало научно-экспозиционную документацию и архитектурно-художественный проект.

Каларским историко-краеведческим музеем заключены контракты с ООО «Панорама», как с единственной организацией, находившейся в этот период времени в Каларском районе. Однако, в Забайкальском УФАС России на рассмотрении находится дело №  075/01/16-320/2021 в отношении Администрации МР «Каларский район», ООО «Эверст», которые также заключили муниципальные контракты в 2020 г. на основании введенного в городском поселении «Новочарское» режима «повышенная готовность» одновременно по двум ситуациям: противодействие распространению коронавирусной инфекции и подготовка к осенне-зимнему периоду.  Соответственно в 2020г. в данный период времени на территории Каларского района  находилась две организации, которые могли участвовать в конкурентной процедуре.

Таким образом, между указанными сторонами заключено антиконкурентное соглашение, целью которого является уклонение от проведения конкурентных процедур с последующим предоставлением конкретному хозяйствующему субъекту преимущественных положений.

На основании изложенного выше, Комиссия Забайкальского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Каларский историко-краеведческий музей (ИНН <...>), ООО «Панорама» (ИНН <...>), ООО «Уральский региональный институт музейных проектов», (ИНН <...>), Администрации МР «Каларский район»  имеется нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, которые привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции выразившиеся в наличии достигнутого соглашения.

Согласно части 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции на основании решения комиссия выдает предписание.

Ввиду исполнения обязательств по заключенным договорам с ООО «Уральский региональный институт музейных проектов», ООО «Панорама», а также отсутствия обстоятельств возможных и подлежащих устранению в целях соблюдения антимонопольного законодательства, необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать Каларский историко-краеведческий музей (ИНН <...>), ООО «Панорама» (ИНН <...>), ООО «Уральский региональный институт музейных проектов», (ИНН <...>), Администрацию МР «Каларский район» (ИНН <...>) нарушившими пункт 4 статьи 16  Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

2. Предписание об устранении допущенных нарушений законодательства не выдать.

3. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

 

В соответствие с нормами статьи 52 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                   <...> 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны