Заключение б/н Заключение по делу от 10 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 075/01/10-152/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Акционерного общества «Аэропорт Чита» (672000, г. Чита, ул. Звездная, д. 17, ИНН 7537011835) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установления экономически необоснованного тарифов на заправку питьевой водой, внутреннюю уборку воздушного судна и уборку санузлов, в составе:

Председатель комиссии  руководитель Забайкальского УФАС России;

Члены комиссии:

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков,

главный специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков;

специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

при участии:

руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края;

представитель Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры ();

 представителя АО «АэроЧита» по доверенности б/н от 14.01.2020 г.;

 финансового директора АО «АэроЧита» по доверенности б/н от 15.06.2020;

УСТАНОВИЛА:

В Забайкальское УФАС России поступило требование Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от 15.01.2020 № 22-2020 о проведении внеплановой проверки в отношении АО «АэроЧита» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства при установлении тарифов на услуги аэропорта по наземному обслуживанию воздушных судов, которые не утверждаются органами регулирования.

В ходе исследования представленной АО «АэроЧита» информации по формированию нерегулируемых тарифов установлено.

На территории аэропорта п. Кадала г. Читы АО «АэроЧита» является единственным хозяйствующим субъектом, у которого имеется возможность оказывать услуги наземного обслуживания воздушных судов. В соответствии со ст. 5 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, следовательно, являясь единственным хозяйствующим субъектом на рынке вышеуказанных услуг, АО «АэроЧита» занимает доминирующее положение.

Кроме того, в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах являются сферой деятельности субъектов естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Как следует из пояснения АО «АэроЧита» от 02.03.2020 № 1-15-173 при расчете изменения тарифов предприятием учитывался индекс цен производителей промышленных товаров, поскольку оказание услуг аэропортом сопряжено с использованием промышленных товаров (бытовой химии, мусорных мешков и т.д.). Исходя из данного обстоятельства, рост величины нерегулируемых тарифов не превышает индекса цен производителей промышленных товаров, составляющего 11процентов. Исключением является тариф на заправку питьевой водой, рост которого выше на 2 процента. Основными причинами роста по данным тарифам, как показывает предприятие, являются увеличение годовой нормы часов на 0,51% и производственных затрат до 22,8% по части тарифов. Также при расчете исследуемых тарифов предприятием учитывается рентабельность на уровне 20 процентов.

 При анализе представленных сведений наблюдается снижение затрат по следующим тарифам:

- тариф на заправку питьевой водой – снижение на 3,76%;

- тариф на внутреннюю уборку ВС – снижение на 1,52%;

- тариф на уборку санузлов – снижение на 2,16%.

В целом же динамика изменения тарифов по рассматриваемым тарифам в соответствии с представленными сведениями изменялась следующим образом.

Наименование тарифа

Единица измерения

Ставка в рублях, без учета НДС

2018

2019

Динамика,

%

Тариф за заправку питьевой водой

руб./ед.

 

 

 

L 410

 

7097

7629

7,5

Boeing 737, Airbus A319

 

16256

19225

18,3

Тариф за обслуживание санузлов

руб./ед.

 

 

 

L 410

 

6640

7125

7,3

Boeing 737, Airbus A319

 

18732

21110

12,7

Тариф за внутреннюю уборку ВС

руб./ед.

 

 

 

L 410

 

5408

5786

7,0

Boeing 737, Airbus A319

 

21781

23303

7,0

 

Следовательно, рост затрат и рост тарифов по прейскуранту не соразмерны. Экономического обоснования данному факту предприятием в ответ на запрос Управления не предоставлено.

Анализируемые тарифы не являются обязательными для выполнения аэропортом при обслуживании оборотного рейса, при этом по представленным сведениям отмечается рост объемов оказанных услуг.

По открытым данным, размещенным на официальных сайтах аэропортов, в аэропортах г. Благовещенска, г. Екатеринбурга (Кольцово) и г. Москвы (Домодедово) действующие тарифы на заправку водой, уборку ВС и санузлов не превышают 7000 рублей, следовательно у аэропорта г. Читы тарифы выше. В аэропорту г. Москвы тарифы подразделяются также на массы судна, совершающего рейс.

На заседании 17 июня 2020 г. АО «АэроЧита» представлены пояснения по расчету тарифов с экономическим обоснованием. Калькуляция по вышеуказанным тарифам представителями предприятия не представлена. Устно отмечено, что калькуляция на тарифы разработана в начале деятельности предприятия. В последствие тарифы лишь индексировались на уровень инфляции с учетом условного рейса. На данный момент в тариф входят прямые и косвенные затраты предприятия. Новые расчеты тарифов на данные услуги не производились. Авиакомпаниями как конечными потребителями услуг тарифы на услуги по заправке питьевой воды, внутренней уборке ВС и обслуживанию санузлов могут и не запрашиваться, т.е. при формировании всего комплекса услуг по наземному обслуживанию воздушного судна данные услуги могут в тариф не включаться. Следовательно, стоимость всего тарифа за наземное обслуживание становиться меньше.

Представителем Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры были уточнены вопросы формирования тарифа, а также соответствие расчета стоимостной основы тарифа на данные услуги и прейскуранта цен, утвержденного АО «АэроЧита».

В связи с недостаточностью представленной информации АО «Аэропорт Чита» комиссией было принято об отложении дела до 25 августа т.г., а также привлечении Региональной службы по тарифам ценообразованию в качестве третьего лица.

На заседании 25 августа 2020 года членами комиссии были заданы вопросы касательно не предоставления всей информации по определению Забайкальского УФАС России от 18.06.2020 № 03-14-3356. Согласно устному пояснению представителей АО «АэроЧита» (далее – Общество) первичные документы, содержащие калькуляцию данных тарифов, на предприятии отсутствуют. Также представителями РСТ Забайкальского края были заданы вопросы, касающиеся установленных высоких тарифов на услуги по сравнению с тарифами на те же услуги  аэропортов в г. Благовещенске, г. Иркутске. Представителями Общества даны устные пояснения по вопросу установления тарифов в аэропортах г. Хабаровска и г. Благовещенск. При этом отмечено, что в аэропорту г. Хабаровска тарифы установлены выше, чем АО «Аэропорт Чита».

На заседании комиссии 18 сентября 2020 года РСТ Забайкальского края представило пояснения по проведенному исследованию состава тарифа на услуги по внутренней уборке воздушных судов, обслуживания санузлов и заправке питьевой водой. Исходя из данных пояснений, АО «Аэропорт Чита» учитывает завышенный уровень налога на прибыль при формировании тарифов. А также из представленных калькуляций следует, что предприятие неверно рассчитывает амортизацию оборудования. Административные расходы составляют достаточно большой процент в сумме всех затрат. Более детальное исследование формирования тарифа на вышеуказанные услуги провести не представляется возможным, поскольку отсутствует информация.

Представителями АО «Аэропорт Чита» отмечено, что данные калькуляции – это примерные расчеты стоимостных основ тарифов, в которые включены как фактические, так и плановые расходы. Первоначальные калькуляции и порядок формирования тарифа на данные услуги отсутствуют на предприятии. Порядок принят только в 2019 году. Ежегодно тарифы лишь индексируются на уровень инфляции по промышленным товарам и услугам. Денежные средства, закладываемые на покупку оборудования в будущем, могут предприятием использоваться также и на приобретение необходимого оборудования для оказания других услуг или исполнения инвестиционных проектов, не заложенных в плановые показатели при формировании тарифов.

На заседание 20 октября т.г. АО «Аэропорт Чита» представлено ходатайство о переносе рассмотрения дела на более поздний срок, поскольку представитель Предприятия-ответчика находится на больничном и отсутствует также возможность предоставления документов, запрашиваемых в соответствии с определением Забайкальского УФАС России от 21.09.2020 № 03-14-6160.

На заседании 05 ноября т.г. АО «Аэропорт Чита» представлены следующие пояснения письмом от 03.11.2020 № б/н.

Общество указало, что материалы дела по мнению АО «Аэропорт Чита» не содержат ни единого документа, который бы говорил о нарушении чьих - либо прав. Кроме того, Общество отмечает в своих пояснениях, применение метода сопоставимых рынков в рамках настоящего дела не представляется возможным, тем более в сравнении с аэропортами городов Иркутска и Благовещенска. Поскольку данные аэропорты по пассажиропотоку и грузопотоку, регламенту работы, территориальному расположению отличаются от аэропорта Читы.

Тарифы за наземное обслуживание в аэропорту Чита (Кадала) взимаются в соответствии с Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве российской федерации (Приложение № 2 приказа № 241).

Данные услуги не являются обязательными для выполнения при обслуживании оборотного рейса (прилет и вылет) и не во всех случаях запрашиваются Авиакомпаниями.

Тарифы на услуги «Внутренняя уборка», «Обслуживание санузлов (туалетов)», «Заправка питьевой водой» относятся к нерегулируемым тарифам за наземное обслуживание, дополнительным (отдельным) работы (услуги), устанавливаются Аэропортом самостоятельно и складываются из расходов, составляющих стоимостную основу тарифа (расходы от обычных видов деятельности, прочих расходов), и нормы рентабельности.

Расходы, составляющие стоимостную основу тарифа, цены по видам нерегулируемых услуг / видов деятельности включают:

1. Прямые затраты на затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды персонала, непосредственно участвующих в процессе оказания данного вида услуги, материальные затраты, амортизация, прочие прямые расходы структурного подразделения / службы (по персоналу, непосредственно связанному с производством конкретных услуг), косвенные расходы структурного подразделения / службы (по персоналу, осуществляющему управление, а также обеспечение и обслуживание деятельности структурного подразделения / службы в целом), расходы на ТО спецтехники и пр.

2.      Косвенные (накладные) затраты - расходы, связанные с обеспечением, обслуживанием и управлением производством в целом. Косвенные расходы относятся на услугу / работу по критериям распределения. Критерии устанавливались пропорционально штатной численности структурного подразделения.

3.         Косвенные (накладные) затраты - расходы, связанные с обеспечением, обслуживанием и управлением производством в целом - расходы управленческие и общехозяйственные — не связанные непосредственно с выполнением конкретных работ (услуг): заработная плата хозяйственного и административного персонала с отчислениями на социальные нужды, расходы на приобретение предметов снабжения и материалов, оборудования, предметов длительного пользования, командировочные расходы, услуги связи, расходы на содержание основных производственных фондов, на ремонт, амортизационные отчисления и т.д. включатся в стоимостную основу по коэффициентам:

-  общепроизводственные затраты (затраты службы спецтранспорта) 25 счет пропорционально доле ГСМ, использованного на задействованную спецтехнику к общему кол-ву ГСМ (ДТ, бензин) на весь парк спецтехники;

-    общехозяйственные затраты (управленческие затраты 26 счет) пропорционально доле выручки по услуге от общего объема выручки.

  1. Прочие расходы в части расходов, связанных с оплатой услуг расходов кредитных организаций, расходов, связанных с участием в совместной деятельности, налогов и иных обязательных платежей и сборов, уплачиваемых в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации включаются в стоимостную основу тарифа, цены по видам нерегулируемых услуг / видов деятельности в доле, соответственно доле выручки по услуге от общего объема выручки.
  2. Прочие расходы, кроме расходов, связанных с оплатой услуг расходов кредитных организаций, расходов, связанных с участием в совместной деятельности, налогов и иных обязательных платежей и сборов, уплачиваемых в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации включаются в стоимостную основу тарифа, цены по видам нерегулируемых услуг / видов деятельности в доле, соответственно доле выручки по услуге от общего объема выручки.

Общехозяйственные затраты (управленческие затраты 26 счет) относятся к косвенным (накладным) затратам — расходам, связанным с обеспечением, обслуживанием и управлением производством в целом - расходы управленческие и общехозяйственные — не связанные непосредственно с выполнением конкретных работ (услуг): заработная плата хозяйственного и административного персонала с отчислениями на социальные нужды, расходы на приобретение предметов снабжения и материалов, оборудования, предметов длительного пользования, командировочные расходы, услуги связи, расходы на содержание основных производственных фондов, на ремонт, амортизационные отчисления и т.д. Согласно утвержденного Положения по тарифной политике в АО «АэроЧита» данные затраты включатся в стоимостную основу по коэффициенту, который определяется пропорционально доле выручки по каждой конкретной услуги от общего объема выручки.

Необходимость обновления парка специальных транспортных средств является одним из основных факторов, определяющими уровень ставок тарифов услуг, оказываемых в аэропорту, с использование специальных транспортных средств.

Так на 31.12.2018 года и 31.12.2019 года процент износа ОПФ по группе «транспортные средства» составил 96% и 61% соответственно.

При расчете стоимостной основы тарифа, цены по видам нерегулируемых услуг / видов деятельности, оказываемых с использованием технических средств (специальные транспортные средства, спецтехника, транспортные средства и другое) с учетом необходимости и обязательности их наличия в предприятия для оказания соответствующих услуг, в случаях высокой степени износа (от 45 %), а также (морального устаревания) технического средства амортизационные отчисления по техническим средствам включаются в стоимостную основу с учетом нормативного срока службы (эксплуатации) технического средства и рыночной стоимости аналога, отвечающего заданным техническим параметрам на основании предложений заводов — изготовителей / фирм. Ввиду этого в расчеты стоимостной основы тарифов были включены планируемые затраты на амортизацию оборудования, планируемого к обновлению с учетом нормативного срока эксплуатации тех. средств и рыночной цены аналога (данные взяты с торговой площадки zakupki.gov.ru).

В качестве примера, следующее:

  • стоимость машины для заправки ВС питьевой водой варьируется от 7 300 тыс. руб. до 11 400 тыс. руб.;
  • стоимость ассенизационной специальной машины варьируется от 12 000 тыс. руб. до 13 000 тыс. руб.; с
  • спецтехника, используемая для предоставлении услуги по внутренней уборке ВС - это автомобиль для транспортировки к / от ВС мойщиков воздушных судов, для данных целей используется автомобиль ГАЗ-322132, в качестве аналогов рассматривались схожие по техническим параметрам автомобили, стоимость которых варьируется от 1 000 тыс. руб. до 1 900 тыс. руб.

С учетом существенного увеличения стоимости специальных транспортных средств расчет стоимости использования транспортных средств в стоимостной основе услуг производится с учетом текущей стоимости соответствующих специальных транспортных средств, что в совокупности со снижением количества предоставляемых услуг (включая выполнение только отдельных процедур/операций) существенно влияет на уровень ставок тарифов.

Величина отчислений на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяется исходя из стоимости основных средств и нематериальных активов, сроков их полезного использования, норм амортизационных отчислений и правил их применения, в соответствии с принятым порядком начисления амортизации. В соответствии с Учетной политикой АО «АэроЧита» амортизация по объектам основных средств начисляется ежемесячно линейным способом, исходя из ожидаемого срока, в течение которого Общество будет пользоваться основным средством, ожидаемого физического износа. Срок полезного использования определяется комиссией по основным средствам (Основание п.20 ПБУ 6/01, постановление Правительства №640 от 07.07.2016), для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями, рекомендациями организаций-изготовителей или непосредственно самой комиссией по основным средствам.

Включение Обществом в расчеты стоимостной основы использования спецтехники такой статьи затрат, как восстановительная стоимость фактически не приобретавшихся основных средств является обоснованным, и не противоречит положениям законодательства, и не приводит к необоснованному росту тарифов.

Как уже указывалось выше с учетом высокой степени износа (на 31.12.2018 года и 31.12.2019 года процент износа ОПФ по группе «транспортные средства» составил 96% и 61% соответственно.), а также морального устаревания технических средств, Общество ежегодно планирует и реализует обновление парка специальных транспортных средств.

Цена спецтранспорта и спецтехники не включает затраты на амортизацию на основании ведомости начисленной амортизации за полный период эксплуатации этих основных средств, свидетельствующей о нулевой амортизации.

При расчете стоимостной основы тарифа Общество по статье «восстановительная стоимость» учитывало действующую стоимость аналогов основных производственных фондов и возможный срок его полезного действия.

Вместе с тем, включение таких расходов в стоимость тарифа не свидетельствует о неправомерности их учета при расчете Обществом соответствующего тарифа.

Анализ действующих нерегулируемых тарифов (цен) в части авиационной деятельности, проведенный Обществом, показал, что с учетом неудовлетворительного технического состояния парка транспортных средств, имеющихся цен поставщиков спецтехники и (или) иностранных аналогов, суммы полученной прибыли за проверяемые года, амортизационных отчислений, собственных оборотных средств не позволяет приобрести запланированный объем спецтехники.

Таким образом, Общество делает вывод о существовании рисков, связанных с отсутствием целевых средств на обновление (восстановление) производства. Установленные цены компенсировали только текущие затраты на производство работ, что при полном износе основных средств может привести к перебоям и остановке производства.

Согласно Методических указаний по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах (Приказ Федеральной службы по тарифам от 31 октября 2014 г. N 238-т/2) налог на прибыль учитывается при расчете экономически обоснованных затрат в части расходов, связанных с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, расходов, связанных с участием в совместной деятельности, налогов и иных обязательных платежей и сборов, уплачиваемых в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Согласно утвержденному Положению по тарифной политике в АО «АэроЧита» налог на прибыль, включается в стоимостную основу тарифов, цен по видам нерегулируемых услуг / видов деятельности в доле, соответственно доле выручки по каждой конкретной услуги от общего объема выручки.

Одним из основных факторов, определяющими уровень ставок тарифов услуг, оказываемых в аэропорту с использование специальных транспортных средств, также является рост эксплуатационных затрат, определяющих стоимостную основу цен и тарифов: опережающие темп инфляции, рост цен на топливо-энергетические ресурсы и запасные части и материалы, цены заводов- изготовителей специальных транспортных средств и оборудования (в том числе для обеспечения авиационной безопасности).

По данным Федеральной службы государственной статистики рост стоимости ряда товаров, существенно влияющих на реальные расходы Аэропорта, показал рост, превышающий рост индекса цен на товары и услуги в 2018-2019 гг.:

Показатель

Декабрь 2018 г. к декабрю 2017 г.

Декабрь 2019 г. к декабрю 2018 г.

Индекс потребительских цен на дизельное топливо

115,0

106,6

Индекс потребительских цен на бензин автомобильный

109,4

104,1

Индекс цен производителей промышленных товаров

111,7

105,6

Индекс потребительских цен на товары и услуги

104,3

103

 

Комиссия, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

АО «Аэропорт Чита» оказывает услуги наземного обслуживания воздушных судов, а именно: заправка питьевой водой, внутренняя уборка воздушного судна и уборка санузлов, на территории аэродрома г. Читы.

Величина тарифов на рассматриваемые в соответствии с представленными в материалах дела сведениями изменялась следующим образом.

Наименование тарифа

Единица измерения

Ставка в рублях, без учета НДС

2018

2019

Динамика,

%

Тариф за заправку питьевой водой

руб./ед.

 

 

 

L 410

 

7097

7629

7,5

Boeing 737, Airbus A319

 

16256

19225

18,3

Тариф за обслуживание санузлов

руб./ед.

 

 

 

L 410

 

6640

7125

7,3

Boeing 737, Airbus A319

 

18732

21110

12,7

Тариф за внутреннюю уборку ВС

руб./ед.

 

 

 

L 410

 

5408

5786

7,0

Boeing 737, Airbus A319

 

21781

23303

7,0

В соответствии с представленными сведениями АО «Аэропорт Чита» письмом от 02.03.2020 № 1-15-173 при расчете изменения тарифов предприятием учитывался индекс цен производителей промышленных товаров, поскольку оказание услуг аэропортом сопряжено с использование промышленных товаров (бытовой химии, мусорных мешков и т.д.).

Исходя из данного обстоятельства, рост величины нерегулируемых тарифов не превышает индекса цен производителей промышленных товаров, составляющего 11%. Исключением является тариф на заправку питьевой водой, рост которого выше на 2%. Основными причинами роста по данным тарифам, как показывает предприятие, являются увеличение годовой нормы часов на 0,51% и производственных затрат до 22,8% по части тарифов. Также при расчете исследуемых тарифов предприятием учитывается рентабельность на уровне 20%.

Однако также необходимо учитывать, что при анализе представленных сведений наблюдается снижение затрат по следующим тарифам:

- тариф на заправку питьевой водой – снижение на 3,76%;

- тариф на внутреннюю уборку ВС – снижение на 1,52%;

- тариф на уборку санузлов – снижение на 2,16%.

Следовательно, рост затрат и рост тарифов по прейскуранту не соразмерны. Полного развернутого экономического обоснования по данному факту роста тарифов предприятием в ответ на запрос Управления не предоставлено.

Потребителями услуг наземного обслуживания воздушных судов, а именно: заправка питьевой водой, внутренняя уборка воздушного судна и уборка санузлов, являются авиакомпании, которые совершают остановки на аэродроме г. Читы. Изменения в тарифах для авиакомпаний могут повлечь изменение тарифов на авиабилеты для пассажиров, а также рост стоимости грузоперевозок.

Также в ходе исследования причин роста тарифов на аэропортовые услуги наземного обслуживания проведен анализ, в ходе которого по открытым данным, размещенным на официальных сайтах аэропортов, в аэропортах г. Благовещенска, г. Екатеринбурга (Кольцово) и г. Москвы (Домодедово) действующие тарифы на заправку водой, уборку ВС и санузлов не превышают 7000 рублей.

В соответствии с материалами дела № 075/01/10-152/2020 АО «Аэропорт Чита» письмом от 20.08.2020 № б/н представлена тарифная политика, утвержденная приказом от 11.01.2019 № 5.

В рамках данной политики нерегулируемые тарифы за наземное обслуживание воздушных средств Обществом рассчитываются самостоятельно и в состав тарифов включаются следующие затраты:

- расходы от обычных видов деятельности, в том числе прямые затраты, прямые и косвенные расходы структурного подразделения / службы, косвенные (накладные) затраты;

- прочие расходы.

Порядок формирования в соответствии с тарифной политикой ставок сборов (тарифов, цен) включает проведение следующих последовательных расчетов:

  1. определяется стоимостная основа ставок тарифов, цен за работы / услуги по нерегулируемым услугам/видам деятельности на планируемый период (ожидаемый период применения сборов, тарифов и цен) по их составляющим в соответствии с критериями существенности, экономической целесообразности детализации учета, полноты и непротиворечивости информации;
  2. определяются объемы работ авиапредприятия в натуральном измерении отчетного/ планируемого период по видам выполняемых работ/услуг;
  3. определяется норма прибыли;
  4. формируется уровень сборов, тарифов и цен соответствующих работ (услуг).

Индексация нерегулируемых тарифов производится в соответствии с индексами потребительских цен на дизельное топливо, потребительских цен на бензин автомобильный, цен производителей промышленных товаров и потребительских цен на товары и услуги. Ориентирование темпов роста тарифов ведется на индекс цен производителей промышленных товаров, являющийся одним из высоких.

Тарифная политика более ранних периодов осуществления деятельности АО «Аэропорт Чита» (до 2019 года), закрепляющая формирование тарифов на услуги наземного обслуживания воздушных судов на территории аэропорта г. Чита, согласно письма АО «АэроЧита» от 14.09.2020 № б/н отсутствует.

РСТ Забайкальского края письмом от 17.09.2020 № 01/5084 направлены пояснения по материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства АО «АэроЧита», в котором представлен проведенный предварительный анализ экономической обоснованности затрат, включенных в калькуляцию по расчету тарифов на услуги по внутренней уборке воздушных судов, обслуживанию санузлов воздушных судов и заправке воздушных судов питьевой водой, оказываемых авиакомпаниям.

По результатам проведенного анализа РСТ Забайкальского края сообщает следующее.

1. По услуге обслуживание санузлов воздушных судов выявлено превышение по таким статьям затрат как амортизация оборудования, планируемого к обновлению (с учетом нормативного срока эксплуатации тех. средств и рыночной цены аналога), общехозяйственные затраты (управленческие затраты 26 счет), а также налог на прибыль, которые в свою очередь занимают около 76 % от общих затрат по данной услуге за 2019 год.

Размер налога на прибыль, представленного в расчете АО «АэроЧита», превышает предварительный расчет РСТ Забайкальского края на 458%.

Годовая сумма амортизационных отчислений, учтенная в расчете стоимости услуги обслуживания санузлов воздушных судов, в 2019 году составила 4 065 574,00 руб.

Административные расходы по проверяемой услуге в 2019 году занимают 17% от общей суммы затрат. Следует отметить, что данные затраты являются косвенными затратами, не относящимися напрямую к оказанию услуг по обслуживанию санузлов воздушных судов.

Таким образом, в 2019 году отклонение затрат, принятых организацией при расчете тарифа на услугу по обслуживанию санузлов воздушных судов, от предварительных расчетов РСТ Забайкальского края составило 6 431 685,19 руб. или 64%.

2. По услуге внутренняя уборка воздушных судов выявлено превышение также по таким статьям затрат как общехозяйственные затраты (управленческие затраты 26 счет), а также налог на прибыль, которые в свою очередь занимают около 71 % от общих затрат по данной услуге за 2019 год.

Так, АО «АэроЧита» при расчете данной услуги на 2019 год устанавливает размер налога на прибыль в размере 2 599 590,00 руб. Исходя из этих данных и расходов, указанных при расчетах, выручка за внутреннюю уборку воздушных судов должна составить в 2019 году 19 971 736,00 руб., включая прибыль в размере 12 997 950,00 руб. По представленной информации АО «АэроЧита» на 2019 год планируемая выручка за внутреннюю уборку воздушных судов составляет 12 035 605,20 руб. Исходя из планируемой выручки и расходов, прибыль за внутреннюю уборку воздушных судов должна сложиться в размере 1 394 757,20 руб., а налог на прибыль соответственно - 278 951,44 руб.

Таким образом, размер налога на прибыль, представленного в расчете АО «АэроЧита», превышает предварительный расчет РСТ Забайкальского края на 932%.

Административные расходы по проверяемой услуге в 2019 году занимают 33% от общей суммы затрат. Следует отметить, что данные затраты являются косвенными затратами, не относящимися напрямую к оказанию услуг по внутренней уборке воздушных судов.

Таким образом, в 2019 году отклонение затрат, принятых организацией при расчете тарифа на услугу по внутренней уборке воздушных судов, от предварительных расчетов РСТ Забайкальского края составило 4 843 394,88 руб. или 69%.

3. По услуге заправка воздушных судов питьевой водой выявлено превышение по таким статьям затрат как амортизация оборудования, планируемого к обновлению (с учетом нормативного срока эксплуатации тех. средств и рыночной цены аналога), общехозяйственные затраты (управленческие затраты 26 счет), а также налог на прибыль, которые в свою очередь занимают около 79 % от общих затрат по данной услуге за 2019 год.

АО «АэроЧита» при расчете данной услуги на 2019 год устанавливает размер налога на прибыль в размере 1 199 783,00 руб. Исходя из этих данных и расходов, указанных при расчетах, выручка от услуги по заправке воздушных судов питьевой водой должна составить в 2019 году 11 880 579,00 руб., включая прибыль в размере 5 998 915,00 руб.

Вместе с тем по информации АО «АэроЧита», представленной в материалах дела для проведения расчетов органом регулирования, на 2019 год планируемая выручка по заправке воздушных судов питьевой водой составляет 7 057 996,80 руб. Исходя из планируемой выручки и расходов, прибыль по услуге должна сложиться в размере 1 176 332,80 руб., а налог на прибыль соответственно - 235 226,56 руб.

Таким образом, размер налога на прибыль, представленного в расчете АО «АэроЧита», превышает предварительный расчет РСТ Забайкальского края на 510%.

Годовая сумма амортизационных отчислений, учтенная в расчете стоимости услуги по заправке воздушных судов питьевой водой, в 2019 году составила 2 393 443,00 руб.

Административные расходы по проверяемой услуге в 2019 году занимают 18% от общей суммы затрат, которые являются косвенными затратами, не относящимися напрямую к оказанию услуг по заправке воздушных судов питьевой водой.

Таким образом, в 2019 году отклонение затрат, принятых организацией при расчете тарифа на услугу по заправке воздушных судов питьевой водой, от предварительных расчетов РСТ Забайкальского края составило 3 868 945,87 руб. или 66%.

В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" проведен анализ состояния конкуренции на товарных рынках аэропортовых услуг, а именно: внутренняя уборка воздушного средства, заправка питьевой водой, уборка санузлов. По результатам данных исследований в период 2019 года и в январе-июле 2020 года установлено, что АО «Аэропорт Чита» занимает доминирующее положение как единственный оператор в аэропорту г. Читы на рынке аэропортовых услуг, занимает 100% доли рынка в границах аэродрома городского округа «Город Чита».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10).

В соответствии со ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Увеличение тарифов на услуги по заправке питьевой водой, внутренней уборке ВС, уборке санузлов содержат признаки экономически необоснованного увеличения тарифов на наземное обслуживание воздушных судов, а именно заправку питьевой водой, внутреннюю уборку ВС, уборку санузлов. Поскольку данное увеличение может привести к увеличению расходов авиакомпаний как потребителей данных услуг. А впоследствии данный рост тарифов приведет к росту стоимости авиабилетов для пассажиров и увеличению стоимости грузоперевозок.

Таким образом, экономически необоснованное увеличение тарифов по заправке питьевой водой, внутренней уборке ВС, уборке санузлов АО «Аэропорт Чита» для авиакомпаний содержит признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

В соответствии с частью 5 статьи 48 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

Председатель Комиссии                                                           

                                                                                                                             

Члены

Связанные организации

Связанные организации не указаны