Решение №03-14-5415 Решение от 7 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о прекращении рассмотрения дела № 075/01/11-20/2022

 

Резолютивная часть решения

объявлена 24 августа 2022 года,

в полном объеме решение

изготовлено 07 сентября 2022 года                                                                     г. Чита

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 075/01/11-20/2022 о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа от 26 января 2022 года № 14 о возбуждении дела № 075/01/11-20/2022 в отношении ИП Наговициной О.А. (ИНН 753702055991, адрес: 672042, г. Чита, 4 мкр, д. 30, кв. 3), ИП Ившина А.Ю. (ИНН 753700180130, адрес: 672000, г. Чита, ул. Петровская, д. 36, кв. 10), ИП Митрофанова Н.А. (ИНН 753706645920, адрес: 672042, г. Чита, пр. Фадеева, д. 16, кв. 9), ИП Некипелова А.С. (ИНН 753707442874, адрес: 672022, г. Чита, ул. 1-я Сквозная, д. 17) и ИП Глотовой Н.И. (ИНН 753604310139, адрес: 672038, г. Чита, ул. Матвеева, 67) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установления стоимости перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в границах города Чита на уровне 33 рублей и поддержании цены на данном уровне в границах маршрутов № 47, 58 и 77, в составе:

Председатель комиссии  руководитель Забайкальского УФАС России;

Члены комиссии:

начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков;

главный специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков;

с участием:

индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозки пассажиров по маршруту № 58 на территории города Чита

 индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозки пассажиров по маршрутам № 47 и № 77 на территории города Чита;

представителя индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозки пассажиров по доверенности;

 индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозки пассажиров по маршрутам № 58 и № 77 на территории города Чита;

индивидуального предпринимателя, осуществляющий перевозки пассажиров по маршруту № 58 на территории города Чита,

УСТАНОВИЛА:

В Забайкальское УФАС России поступило обращение Администрации городского округа «Город Чита» от 27.10.2021 № 4316-9 по вопросу повышения стоимости проезда по муниципальным маршрутам в границах города Чита.

В ходе исследования представленной индивидуальными предпринимателями информации о причинах повышения стоимости проезда по муниципальным маршрутам на территории города Читы установлено.

В границах муниципальных маршрутов деятельность осуществляют индивидуальные предприниматели:

Номер муниципального маршрута

Наименование индивидуального предпринимателя

2

ИП Б.

ИП В.

ИП К.

26

ИП Б.

ИП И.

47

ИП М.

ИП Н.

ИП И.

58

ИП М.

ИП Г.

ИП Н.

77

ИП Н.

ИП М.

ИП Г.

Согласно п. 18 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам осуществляются с применением тарифов, установленных перевозчиком. На муниципальных маршрутах с номерами 2, 26, 47, 58 и 77 тариф на перевозку формируются индивидуальными предпринимателями формируются самостоятельно, исходя из затрат предпринимателей.

По представленной информации хозяйствующими субъектами о датах, в которые произошло повышение стоимости проезда, установлено следующее.

Номер муниципального маршрута

Наименование индивидуального предпринимателя

Дата изменения стоимости проезда

 

2

ИП Б.

10 ноября 2021 г.

ИП В.

30 ноября 2021 г.

ИП К.

не изменял тариф на момент предоставления информации

 

26

ИП Б.

10 ноября 2021 г.

ИП И.

20 ноября 2021 г.

 

47

ИП М.

8 ноября 2021 г.

ИП Н.

15 ноября 2021 г.

ИП И.

15 ноября 2021 г.

 

58

ИП М.

20 ноября 2021 г.

ИП Г.

20 ноября 2021 г.

ИП Н.

20 ноября 2021 г.

 

77

ИП Н.

15 ноября 2021 г.

ИП М.

15 ноября 2021 г.

ИП Г.

16 ноября 2021 г.

 

Как видно из представленной информации на маршруте № 47 двумя индивидуальными предпринимателя Н. и И. стоимость перевозки увеличена с одного дня - 15 ноября 2021 года, такая же картина наблюдается и в границах маршрута № 58 (20 ноября 2021 года стоимость проезда увеличена всеми предпринимателями, осуществляющими перевозки) и № 77 (с 15 ноября 2021 года стоимость проезда увеличена только Н. и М.).

В соответствии с представленными сведениями индивидуальных предпринимателей о затратах на перевозку анализ представленной информации о причинах изменения стоимости тарифа на перевозку показал следующее. Тариф экономически обоснованный в основном у всех предпринимателей составляет более 33 рублей. Однако при этом изменение тарифа на перевозку имеет схожую динамику, которая представлена в таблице.

 

Наименование индивидуального предпринимателя

Затраты на перевозку, рублей на весь парк / на одно транспортное средство

Тариф до увеличения

Тариф после увеличения

Изменение тарифа в процентах, %

Муниципальный маршрут № 47

Н.

 

28

33

17,86

И.

 

28

33

17,86

Муниципальный маршрут № 58

М.

 

28

33

17,86

Г.

 

28

33

17,86

Н.

 

28

33

17,86

Муниципальный маршрут № 77

Н.

 

28

33

17,86

М.

 

28

33

17,86

 

Исходя из расчетов, экономически обоснованный тариф у каждого индивидуального предпринимателя в рамках определенного муниципального маршрута является различным и превышает 33 рубля, кроме ИП Н. в границах маршрутов № 47 и № 77. При этом следует учитывать, что протяженность маршрутов разная, количество машин у хозяйствующих субъектов также различно, следовательно, должны быть различны стоимости проездов по маршрутам в границах каждого.

Также следует отметить, что на каждом из рассматриваемых маршрутов действует не более трех предпринимателей. И колебания в цене одного перевозчика могут привести к перераспределению объема перевозимых пассажиров и грузов.

Следовательно, по представленной информации у индивидуальных предпринимателей в границах муниципальных маршрутов № 47, 58 и 77 произошло одномоментное синхронное повышение розничных цен. Расходы необходимые для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом (автобусами) в границах муниципальных маршрутов различны, и при таких условиях тарифы на проезд в отсутствие соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами будут разными.

Учитывая изложенное, действия данных хозяйствующих субъектов по одновременному повышению стоимости перевозки пассажиров и багажа в границах муниципальных маршрутов на территории города Чита не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на деятельность ИП Н., ИП И., ИП М., ИП Г. и НС., а являются следствием целенаправленных действий по одновременному повышению и поддержанию тарифов в границах муниципальных маршрутов № 47, 58 и 77.

В соответствии с редакцией пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Учитывая вышеизложенное, в действиях индивидуальных предпринимателей  усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» :

- ИП Н. и ИП И. в границах муниципального маршрута № 47 на территории города Читы;

- ИП М., ИП Г. и Н. в границах муниципального маршрута № 58 на территории города Читы;

- ИП Н. и ИП М в границах муниципального маршрута № 77 на территории города Читы.

На заседание Комиссии 03 марта т.г. индивидуальными предпринимателями сведения в соответствии с определением Забайкальского УФАС России от 08.02.2022 № 03-14-697 не представлены.

На заседание Комиссии 11 апреля т.г. индивидуальными предпринимателями представлена информация о причинах изменения с подтверждающими документами (счетами на оплату топлива, запчастей, договора страхования и т. д.).

На заседание Комиссии 12 мая т.г. Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края даны пояснения относительно представленных индивидуальными предпринимателями расчетов стоимости перевозки пассажиров в границах рассматриваемых маршрутов. Кроме того, РСТ Забайкальского края ходатайствовало о продлении срока предоставления информации в соответствии с определением Забайкальского УФАС России от 15.04.2022 № 03-14-2281.

На заседание Комиссии 15 июня т.г. Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края устно даны пояснения по результатам проведенной работы по расчетам тарифа на перевозку, а также приведен расчет тарифа, исходя из нормативных данных. Кроме того, РСТ Забайкальского края ходатайствовало о продлении срока предоставления информации в соответствии с определением Забайкальского УФАС России от 15.04.2022 № 03-14-2281.

Кроме того, индивидуальными предпринимателями устно заявлено о необходимости ознакомления с расчетами РСТ Забайкальского края и подготовкой пояснений и замечаний по расчетам. Комиссией принято решение о перерыве и назначении рассмотрения дела на 22 июня т.г.

Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края письмом от 15.06.2022 № 01/3076 направлен расчет тарифа на перевозку пассажиров по выше указанным тарифам в Забайкальское УФАС России и участникам дела.

В ходе анализа представленной информации РСТ Забайкальского края от 15.06.2022 № 01/3076 установлено, при анализе всех понесенных индивидуальными предпринимателями затрат часть затрат на эксплуатацию автотранспортных средств, кредитные обязательства и уровень рентабельности не приняты в расчеты тарифа специалистами РСТ Забайкальского края, поскольку участники рынка не смогли документально подтвердить. В этой связи рассчитанный тариф оказался меньше того, на которой повысили тариф предприниматели. При нормативном расчете, сделанном также специалистами РСТ Забайкальского края, с учетом рентабельности на уровне 5% тариф в среднем составил 31,82 рубля за перевозку одного пассажира.

На заседание Комиссии 22 июня т.г. в ходе заседания Комиссии индивидуальными предпринимателями устно заявлено о том, что при расчетах РСТ Забайкальского края учтены не все затраты, понесенные индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности по перевозке. Также в представленном расчете не предусмотрено расстояние от места стоянки автотранспортного средства до начала маршрута (конечной остановки).

На заседание Комиссии 24 августа т.г. в ходе заседания Комиссии участниками рынка представлены пояснения о затратах, входящим в состав тарифа на перевозку, которые не учтены были в расчетах специалистами РСТ Забайкальского края. Представлены также пояснения по вопросу установления уровня рентабельности в 9,6%.

Комиссия, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела в рамках проведенного исследования состояния конкуренции на рынках услуг по перевозке пассажиров и багажа в границах муниципальных маршрутов в соответствии с п. 10.3 Приказа ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" в 2021 году и в текущем периоде 2022 года установлено, что в границах следующих муниципальных маршрутов деятельность осуществляют:

- маршрут № 47: ИП Наговицина О.А. и ИП Ившин А.Ю.;

- маршрут № 58: ИП Митрофанов Н.А., ИП Глотова Н.И. и Некипелов А.С.;

- маршрут № 77: ИП Наговицина О.А., ИП Гаврилова О.В. и ИП Митрофанов Н.А.

При исследовании продуктовые границы товарного рынка, на котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, определены как услуги по перевозки пассажиров и багажа наземным автомобильным транспортом.

Географические границы товарного рынка определяются с учетом материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе территорий, определенных в соглашении хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании материалов обращения Администрации городского округа «Город Чита» и сведений предоставленных участниками рынка географические границы товарного рынка определены как границы муниципальных маршрутов, расположенные на территории г. Чита, а именно:

- схема движения по маршруту № 47;

- схема движения по маршруту № 58;

- схема движения по маршруту № 77.

В соответствии с п. 1 ч. ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Хозяйствующими субъектами с одной даты установлены одинаковые тарифы на перевозку пассажиров и багажа в границах вышеуказанных маршрутов, за исключением индивидуального предпринимателя Гавриловой О.В.

Однако при анализе рынка услуг по перевозке пассажиров и багажа установлено, что территориально вышеуказанные муниципальные маршруты значительно совпадают по схемам движения в границах движения по улицам города Чита, а именно по улицам Бутина, Бабушкина, Генерала Белика, Крымска, Байкальская, Авиационная, Рахова, Ивановская, проспект Фадеева.

Расчет тарифа осуществляется по объему затрат предпринимателей. Тариф на перевозку пассажиров и багажа не изменялся с 2018 года. В соответствии с представленной информацией основными статьями затрат, по которым наблюдается рост, являются затраты на оплату труда водителей, приобретение запчастей, автомобильного топлива и смазочных материалов. Следует также отметить, данные участники рынка, находясь на упрощенной системе налогообложения (патент), в связи с отсутствием в штате специалистов, в обязанности которых входят ведение бухгалтерского учета, формирование планово-экономических показателей и т.п., индивидуальными предпринимателями не ведется учет детальный затрат, учет перевезенных пассажиров.

Кроме того, из пояснения участников рынков установлено, что на формирование тарифа влияет «нулевой километр» (это расстояние, которое проезжает водитель автобуса от места стоянки до конечной остановки маршрута), количество транспортных сред и протяженность маршрута, пассажиропоток, арендная плата, кредиты и т.д.

В соответствии с п. 39 Распоряжения Минтранса России от 18.04.2013 № НА- 37-р «О введении в действие Методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования» для экономически устойчивой деятельности транспортной организации уровень рентабельности услуги (перевозки) должен быть равен 9,6%.

При исследовании причин установления тарифа на уровне 33рублей выявлены следующие факторы, влияющие на изменение данного тарифа:

- повышение стоимости автомобильного топлива более чем 20 % в зависимости от вида топлива с момента последнего повышения;

- индексация уровня МРОТ при формировании заработной платы водителям;

- значительный рост стоимости горюче-смазочных материалов и запасных частей иностранного производства к автотранспортным средствам;

- повышение стоимости услуг по техническому осмотру и ремонту транспорта на станциях технического облуживания.

Поскольку все участники рынка оказывают только услуги по перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, следовательно, примерный перечень затрат у всех участников рынка является идентичным, корректировка сумм затрат проводится только на количество машин, пассажиропоток и протяженность. Кроме того, протяженность оборотного рейса по маршрутам на территории г. Читы составляет от 41 до 55 км с учетом «нулевого километра». Также у двух маршрутов одной из оконечных остановок является одна и та же остановка.

Средний фактический тариф на перевозку одного пассажира с ГРЭС (Черновский район) до Центрального административного района г. Читы на всех совпадающих по расположению улиц муниципальных маршрутах составляет 33 рубля, таким же образом сформирован и тариф от центра г. Читы до п. Песчанка Ингодинского района г. Читы. Более длинные маршруты имеют тариф выше.

Согласно вышеизложенному, в ходе рассмотрения дела не установлены квалифицирующие признаки нарушения пункта 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 075/01/11-20/2022 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) участников рынка.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 

                                                                                                                            

Члены                                                                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны