Решение №МГ/2370/24 Решение от 31 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

Резолютивная часть решения                                                                                                     г. Чита

объявлена 29 мая 2024 года,

решение в полном объеме

изготовлено 31 мая 2024 года

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы № 075/10/18.1-323/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии –руководитель управления <...>;

Члены Комиссии:

<...>

при участии:

в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие или об отложении рассмотрения жалобы не поступало,

рассмотрев жалобу Х<...> на действия финансового управляющего Д<...>, в порядке,  предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Забайкальское УФАС России (далее - Управление) поступила жалоба Х<...>, далее-Заявитель (вх. 3766/24 от 13.05.2024) на действия организатора торгов финансового управляющего Д<...> при проведении открытых  торгов  в форме публичного предложения по реализации имущества должника: ЛОТ №1 - ВАЗ 21213 1997 г.в. гос. номер М452ТК75 по делу № А78-11165/2023  о банкротстве (№ сообщения 14165807).

Так, в поступившей жалобе, указано следующее.

Согласно сообщение на сайте ЕФРСБ № 14165807 от 17.04.2024 в рамках дела о банкротстве № А78-11165/2023, заявителем была подана заявка на приобретению имущества на адрес финансового управляющего Д<...> (ИНН <...>. СНИЛС <...>).

Позже поступило на адрес электронной почты ответ о том, что имущество продано другому заявителю, т.к. он подал заявку первым. Заявителем было сделан запрос о предоставлении протокола определение участника торгов, и протокола о результатах торгов. На что поступил отказ.

Заявитель считает, что финансовый управляющий действует недобросовестно и его действия приводят к предоставлению преференций аффилированным участникам торгов.

На основании изложенного, заявитель просит:

Провести проверку по данному факту.

Рассмотрение жалобы назначено на 22 мая 2024 года в 15 часов 30 минут по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 1.

На заседание Комиссии стороны, уведомленные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы не явились. Ходатайств, а также пояснений не представили.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № ФЗ-135 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.

Рассмотрение жалобы назначено на 29 мая 2024 года в 10 часов 30 минут по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 1.

Комиссия Забайкальского УФАС России,  изучив документы, представленные в материалы дела, приходит к следующим выводам.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров регламентирован статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как установлено Комиссией Управления определением от 09.04.2024г. по делу №А78-11165/2023 Арбитражный суд Забайкальского края утвердил Порядок, сроки  и условия продажи имущества должника по заявлению финансового управляющего Д<...>

Согласно абзацам 1 и 2 пункта 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке,  об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.

В силу разъяснений в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника – гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имевшего этого статуса ранее, утверждается судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании соответствующего ходатайства финансового управляющего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно пункта 2.1 Положения, утвержденного определением от 09.04.2024г. по делу №А78-11165/2023 Арбитражный суд Забайкальского края все реализуемое в соответствии с настоящим положением имущество должника подлежит продаже без проведения торгов на основании заявок покупателей, что не противоречит положениям действующего законодательства, позволяющего в силу п. 3 ст. 213.26 Закона о банкротстве предусмотреть такой порядок решением собрания кредиторов и (или) арбитражного суда.

В соответствии с пунктом 2.8 Положения  в процессе подготовки и проведения продажи имущества финансовый управляющий должника выполняет следующие функции:

а) размещает в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, по адресу в сети Интернет:http://bankrot.fedresurs.ru сообщение о продаже имущества;

б) принимает заявки на приобретение имущества;

в) заключает с лицом, первым обратившимся к финансовому управляющему с заявкой, договор купли- продажи;

г) принимает от покупателя денежные средства;

д) обеспечивает передачу имущества покупателю;

е) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Положением.

Таким образом, процедура продажи имущества должника (сообщение на сайте ЕФРСБ № 14165807 от 17.04.2024) не является конкурсной.

С учетом правовой позиции, изложенной в определении  от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706 Верховного Суда Российской Федерации, а также определении Верховного Суда РФ от 03.10.2022 № 295-ПЭК22 по делу № А34-2459/2020, Забайкальское УФАС России сообщает следующее.

В определении от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706 Верховный Суд Российской Федерации указал на отсутствие у антимонопольного органа полномочий по контролю за проведением торгов по продаже имущества должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и регламентированных положениями статей 110, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Данная позиция Суда основана на пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», где указано, что антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В определении от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706 Верховный Суд Российской Федерации указано, что осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции. Вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечиваться баланс между интересами названных лиц. Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.

Рассматриваемые торги проведены с целью продажи имущества физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

В связи с вышеизложенным, у Забайкальского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению жалобы Х<...> на действия финансового управляющего при продаже имущества должника.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23, Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

Жалобу Х<...> на действия финансового управляющего Д<...> признать  необоснованной.

 

В соответствии с пунктом 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель  Комиссии                                                                                                    <...>

 

Члены  Комиссии:                                                                                                      <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны