Решение №02-05-433 решение от 27 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы по возбужденному приказом 17 от 18.01.2023 дела № 075/10/18.1-4/2023 (в редакции приказа №23 от 25.01.2023) о нарушении процедуры продажи конфискованного имущества в составе:

Председатель Комиссии – руководитель управления М.Б.;

Члены Комиссии:

И.В., начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

А.С., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Т.А. , ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии путем предоставления возможности участия посредством ВКС:

- представителя Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым – М.М. (по доверенности);

- представителя ООО «Сатурн» Н.А. (по доверенности).

Г.А. Лысенко на заседание комиссии не явился, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении рассмотрения дела или рассмотрении его жалобы посредством онлайн или ВКС в адрес комиссии не направил,

Возражений о рассмотрении дела в отсутствие заявителя не поступило,

по рассмотрению жалобы Г.А. на действия Администрации Белинского сельского поселения Ленинского района и ООО «Сатурн».

Указанная жалоба была переслана ФАС России с поручением о рассмотрении жалобы Г.А. по процедуре, установленной нормами статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ, закон о защите конкуренции) (вх. 172 от 16.01.2023 и 276 от 19.01.2023).

Так, в поступившей жалобе, указано следующее.

На официальной площадке (сайте) по продаже государственного и муниципального имущества ГИС Торги (https://torgi.gov.ru) размещено 12 извещений о поведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, а именно: 22000186490000000001 - 220001864900000000012.

Согласно информации, содержащихся в данных извещениях, организатором аукциона - Администрацией Белинского сельского поселения Ленинского района, выставлены на торги земельные участки различной площади со следующими кадастровыми номерами: 90:07:060401:781, 90:07:060401:782, 90:07:060401:783. 90:07:060401:787, 90:07:060401:788. 90:07:060401:789, 90:07:060401:779, 90:07:060401:784, 90:07:060501:2270. 90:07:060501:2276, 90:07:060501:2277, 90:07:060401:1434 (далее – земельные участки).

Согласно сведениям из Публичной кадастровой карты, земельные расположены в границах прибрежных населенных пунктов с. Нижнезаморское, с. Новоотрадное, с. Золотое Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, представляющие повышенный интерес граждан в их приобретении, в связи с незначительной удаленностью (200-300 метров) от побережья Азовского моря.

Основанием проведения аукционов является принятое главой Администрации Белинского поселения Ленинского района Республики Крым постановление от 21.11.2022 г. №349 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности», в соответствии с которым право проведения аукционов передано Обществу с ограниченной ответственностью «Сатурн» (ИНН 7500006405).

Из общедоступных сведений в ЕГРЮЛ следует, что ООО «Сатурн» (ИНН 7500006405, ОГРН 1227500005853) зарегистрировано 07.11.2022 года, то есть за 2 (две) недели до принятия вышеуказанного постановления администрации о проведении аукционов. Адрес регистрации юридического лица, согласно сведений из ЕГРЮЛ: 673335, Забайкальский край, Карымский район, с. Урульга, ул. Нагорная, д. 44, кв. 8.

Директором ООО «Сатурн» значится гр. А, который ранее был фермером, а теперь является организатором аукционов по продаже Крымской земли.

Из содержащихся в извещениях сведениях следует, что фактическим местом нахождения организатора торгов является: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича, д,7, каб. 410.

В приложениях к извещению приобщено решение генерального директора ООО «Сатурн» А.В. от 23.11.2022 г. об «утверждении местонахождения и почтового адреса», в соответствии с которым изменено местонахождение и адрес юридического лица.

В тоже время, по состоянию на 06.12.2022 г. сведения о вносимых изменениях о местонахождении и адресе юридического лица ООО «Сатурн» Единый государственный реестр юридических лиц не содержит, что указывает на умышленное введение в заблуждение граждан, относительно местонахождения юридического лица, а также некорректность сведений в документации по проведению аукциона.

Изучением извещений также установлено, что организатором торгов определено место проведения аукционов по новому адресу своего местонахождения ООО «Сатурн», а именно: 672000, Забайкальский край, г. Чита. ул. Костюшко-Григоровича, д.7, каб. 410.

Так, следует отметить, что расстояние от места нахождения земельных участков до места проведения аукционов по дороге составляет чуть более 7 тыс. км., а от ближайшего аэропорта Симферополь до аэропорта г. Читы - 5,6 тыс. км. При этом, авиасообщение с Республикой Крым и с близлежащими аэропортами Краснодарского края в настоящее время не осуществляется в связи проводимой Специальной военной операции на территории Украины.

Создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложении преимущественных условии участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.…О результатах проверки прошу мне сообщить по адресу электронной почты в установленный законом срок.

Рассмотрение жалобы назначено на 25 января 2023 года в 16 часов 00 минут по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 1.

Согласно части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы по существу (в том числе заключение договора).

В соответствии с частью 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатор торгов, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, заявки на участие в конкурсе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, протоколы рассмотрения заявок на участие в торгах, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в торгах, приказ о создании конкурсной комиссии, аудио запись и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

ООО «Сатурн» в адрес комиссии Управления направило следующие возражения на жалобу.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Содержание жалобы, направленной в антимонопольный орган Г. А., не подававшим заявку на участие в аукционе, фактически сводится к обжалованию содержания конкурсной документации.

Между тем, указанные в жалобе обстоятельства не являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах (применительно к части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). Жалоба не содержит обоснований, которые воспрепятствовали бы заявителю подать заявку на участие в торгах.

Заявитель не обращался к организатору торгов с запросом на разъяснения посредством электронной или бумажной почты, не осуществлял телефонных звонков по установленному номеру организатора торгов, не воспользовался правом осмотра помещения, которое выставлено на торги, не вносил задаток на участие в аукционе. Т.е. не проявлял себя как потенциальный участник процедуры торгов.

Установленный порядок обжалования позволяет в кратчайшие сроки реализовать на практике механизмы административного обжалования и создать условия для выявления и устранения административных барьеров в оперативном порядке. Вместе с тем, предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции механизм обжалования не предусматривает возможность лица, не подавшего заявки на участие в торгах, обжаловать условия конкурсной документации. Обжалование таких действий (бездействия) указанными лицами возможно только в судебном порядке. В данной ситуации жалоба заявителя не подлежит рассмотрению антимонопольным органом.

Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства. При этом, функции и полномочия антимонопольного органа направлены исключительно на защиту конкуренции. Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции перечислены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Следовательно, для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства, необходимо, в том числе, установление и оценка последствий тех или иных нарушений с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

Несогласие обратившегося с жалобой лица с содержанием извещения об аукционе не может рассматриваться в качестве нарушения порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Указанная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике и подтверждена решениями судов всех инстанций по делам А83-5149/2019, А83-5150/2019, А83-13757/2018, №А83 – 16551/2018.

При этом жалоба подана заявителем 16.01.2023, в то время как согласно Постановления №378 Администрации Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым торги были отменены 12.12.2022 г. Соответственно, участником указанной процедуры торгов заявитель являться не мог. Жалоба подана за пределами установленного срока обжалования. Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ «место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа …».

Согласно п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ «юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц…».

Кроме того, согласно Письму Федеральной налоговой службы от 23.09.2011 г. № ПА-21-6/293 О государственной регистрации юридического лица, местом нахождения которого является место жительства учредителя, «в соответствии с п. 2 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности».

В связи с тем, что Договор аренды помещения был заключен непосредственно на время проведения торговых процедур, что усматривается из сроков в п. 8.1 Договора аренды, вносить изменения в выписку ЕГРЮЛ в части изменения юридического адреса было нецелесообразно. К тому же, в связи с отменой торговых процедур Договор аренды расторгнут, что подтверждается Актом приема-передачи от 14.12.2022 года.

Статья 39.11 ЗК РФ определяет порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентирован статьей 39.12 ЗК РФ.

Согласно п. 11 ст. 39.11. Земельного кодекса РФ «Организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом».

На основании Договора № б/н Поручение на организацию и проведение торгов от 22.11.2022 года Администрация Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым поручило ООО «Сатурн» организацию и проведение торгов на право заключения договоров аренды земельных участков.

Согласно п. 1.1 Договора аренды № 50 от 23.11.2022 года, заключенного между Акционерным обществом «Читаавтотранс» и ООО «Сатурн», ООО «Сатурн» арендует помещение № 410, расположенное по адресу: г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича, 7. Срок действия настоящего Договора с 23.11.2022 г. по 31.12.2022 г., что соответствует срокам проведения торгов, извещения о проведении аукциона № 22000186490000000001 – 22000186490000000012.

В соответствии с п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ «Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона")».

В соответствии с п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ «Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»)». В извещениях № 22000186490000000001 - 22000186490000000012 о проведении аукциона указано время и место принятия заявок и проведении аукционов. Вся информация размещена публично на сайте www.torgi.gov.ru, все желающие участвовать в аукционе находятся в равных условиях, преимущественных условий для каких-либо участников нет.

В соответствии с п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ «Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы».

Подпунктом 3 пункта 21 ст. 39.11 ЗК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, дате, времени и порядке аукциона.

В законодательстве отсутствуют нормы права, в соответствии с которыми торги в форме открытого аукциона должны проводиться исключительно по месту нахождения недвижимого имущества, передаваемого по договору аренды. Земельным кодексом Российской Федерации так же не предусмотрена обязанность организатора торгов по проведению торгов по местонахождению недвижимого имущества, являющегося предметом торгов.

Указанная правовая позиция изложена в Решении № 039/10/18.1-506/2022 Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, резолютивная часть от 22.06.2022 г.. Решение изготовлено в полном объеме 27.06.2022 г.

Кроме того, на банковский счет ООО «Сатурн» поступили денежные средства, оплаченные в качестве задатков от А. В. (по извещению № 22000186490000000011) и В. В. (по извещениям № 22000186490000000001 и № 22000186490000000003), потенциальные участники торгов проживают в городе Самара.

Заявитель ссылается на отсутствие авиасообщения с Республикой Крым и близлежащими аэропортами Краснодарского края, а так же «отмечает», что «от ближайшего аэропорта Симферополь до аэропорта г. Чита – 5,6 тыс. км».

Ближайший аэропорт, работающий в прежнем режиме, расположен в г. Адлер, Адлерского района города Сочи, Краснодарского края. Ориентировочное время перелета сообщением Адлер (Сочи) – Чита от 9 часов. Добраться до указанного аэропорта из г. Симферополь возможно на автобусах дальнего следования (время в дороге от 10 часов), а так же посредством железнодорожного сообщения (время в дороге от 19 часов). Расстояние авиаперелета сообщением Сочи (Адлер) – Чита составляет 5 329 км. Исходя из указанного выше, не вижу оснований полагать, что действия организатора торгов и организатора аукциона в какой-либо мере нарушили права и законные интересы заявителя. Очевидно, что жалоба заявителя не преследует цели восстановить нарушенные права в силу отсутствия правосубъектности у заявителя по данному делу.

Учитывая вышеизложенное, ООО «Сатурн» просил признать жалобу Г. А. необоснованной; прекратить рассмотрение жалобы Г. А.

Администрация Белинского сельского поселения Ленинского района представила следующие пояснения относительно жалобы Лысенко Г.А.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Содержание жалобы, направленной в антимонопольный орган Г. А., не подававшим заявку на участие в аукционе, фактически сводится к обжалованию содержания конкурсной документации.

Между тем указанные в жалобе обстоятельства не являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах (применительно к части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). Жалоба не содержит обоснований, которые воспрепятствовали бы заявителю подать заявку на участие в торгах.

Заявитель не обращался к организатору торгов и организатору аукциона с запросом на разъяснения посредством электронной или бумажной почты, не осуществлял телефонных звонков по установленному номеру организатора торгов и организатору аукциона, не воспользовался правом осмотра земельного участка, который выставлен на торги, не вносил задаток на участие в аукционе. Т.е. не проявляя себя как потенциальный участник процедуры торгов.

Установленный порядок обжалования позволяет в кратчайшие сроки реализовать на практике механизмы административного обжалования и создать условия для выявления и устранения административных барьеров в оперативном порядке. Вместе с тем, предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции механизм обжалования не предусматривает возможность лица, не подавшего заявки на участие в торгах, обжаловать условия конкурсной документации. Обжалование таких действий (бездействия) указанными лицами возможно только в судебном порядке. В данной ситуации жалоба заявителя не подлежит рассмотрению антимонопольным органом.

Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства. При этом функции и полномочия антимонопольного органа направлены исключительно на защиту конкуренции. Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции перечислены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Следовательно, для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства, необходимо, в том числе, установление и оценка последствий тех или иных нарушений с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае. Несогласие обратившегося с жалобой лица с содержанием извещения об аукционе не может рассматриваться в качестве нарушения порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. Указанная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике и подтверждена решениями судов всех инстанций по делам А83-5149/2019, А83-5150/2019, А83-13757/2018,№А83-16551/2018.

Статья 39.11 ЗК РФ определяет порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентирован статьей 39.12 ЗК РФ.

Согласно п. 11 ст. 39.11. ЗК РФ «Организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом». На основании Договора № б/и Поручение на организацию и проведение торгов от 22.11.2022 года Администрация Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым поручило ООО «Сатурн» организацию и проведение торгов на право заключения договоров аренды земельных участков.

В соответствии с п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ «Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона")».

В соответствии с п. 18 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ «Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона")». В извещениях № 22000186490000000001 - 22000186490000000012 о проведении аукциона указано время и место принятия заявок и проведении аукционов. Вся информация размещена публично на сайте www.torgi.ru, все желающие участвовать в аукционе находятся в равных условиях, преимущественных условий для каких-либо участников нет.

В соответствии с п. 9 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ «Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без .взимания платы».

Подпунктом 3 пункта 21 ст. 39.11 ЗК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, дате, времени и порядке аукциона.

В законодательстве отсутствуют нормы права, в соответствии с которыми торги в форме открытого аукциона должны проводиться исключительно по месту, нахождения недвижимого имущества, передаваемого по договору аренды. Земельным кодексом Российской Федерации так же не предусмотрена обязанность организатора торгов цо проведению торгов но местонахождению недвижимого имущества, являющегося предметом торгов.

Указанная правовая позиция изложена в Решении № 039/10/1 8,1-506/2022 Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области. резолютивная часть от-22.06.2022 г.. Решение изготовлено в полном объеме 27.06.2022 г.

Организатором аукциона 11.11.2022 года было получено Коммерческое предложение на оказание услуг по организации и проведению торгов (конкурсов/аукционов) на право заключения договоров аренды земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию Белинское сельское поселение.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Частью 1 статьи 8 Закона №. 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ регламентировано, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей при условии непревышения объемов, установленных Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Согласно требованиям части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ цела контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-1.1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3.7. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» заказчиком, путем телефонограммы, осуществлены запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»).

В результате осуществленных запросов заказчиком получены три коммерческих предложения:

п/п

Вх.№

Контрагент

Цена за ед.цу (руб).

Сумма (руб.).

1.

 

ООО «Сатурн»

1

1

2

 

ООО «Концепция»

25000

25000

3.

 

ООО «Вектор Плюс»

1

1

Согласно часта 1 статьи 12 Закона 44-ФЗ заказчики в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Основываясь на принципах контрактной системы, установленных статьей 6 Закона № 44-ФЗ, статьей 1 Закона № 44-ФЗ, с целью экономии бюджета Администрации Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым с наименьшей ценой за единицу товара (работы, услуги), атак же с целью необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) выбрано ООО «Сатурн», с которым заключен контракт от 22.11.2022 г. № б/н на организацию и проведение аукционов на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся «муниципальной собственности Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым.

Исходя из указанного выше, не вижу оснований полагать, что действия организатора торгов и организатора аукциона в какой-либо мере нарушили права и законные интересы заявителя. Учитывая вышеизложенное, Администрация Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым просит прекратить рассмотрение жалобы Г. А.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения представителей, Комиссия Забайкальского УФАС России установила следующее.

На сайте торги (https://torgi.gov.ru) 23.11.2022 размещено 12 извещений о поведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, а именно: 22000186490000000001 - 220001864900000000012.

Согласно информации, содержащихся в данных извещениях, организатором аукциона - Администрацией Белинского сельского поселения Ленинского района, выставлены на торги земельные участки различной площади со следующими кадастровыми номерами: 90:07:060401:781, 90:07:060401:782, 90:07:060401:783. 90:07:060401:787, 90:07:060401:788. 90:07:060401:789, 90:07:060401:779, 90:07:060401:784, 90:07:060501:2270. 90:07:060501:2276, 90:07:060501:2277, 90:07:060401:1434 (далее – земельные участки).

Согласно сведениям из ЕГРН, указанные земельные расположены в границах прибрежных населенных пунктов с. Нижнезаморское, с. Новоотрадное, с. Золотое Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, представляющие повышенный интерес граждан в их приобретении, в связи с незначительной удаленностью (200-300 метров) от побережья Азовского моря.

Основанием проведения аукционов является принятое главой Администрации Белинского поселения Ленинского района Республики Крым постановление от 21.11.2022 г. №349 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности», в соответствии с которым право проведения аукционов передано Обществу с ограниченной ответственностью «Сатурн» (ИНН 7500006405).

Извещениями, размещенными на сайте, предусмотрено, что администрация Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым извещает о проведении 26 декабря 2022 года Аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Белинского сельского поселения Ленинского района  Республики Крым. Организатор аукциона – Администрация Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым. Юридический адрес: 298224 Республика Крым Ленинский район, с. Новоотрадное, ул.ва Центральная, д.16. Место нахождения: 298224 Республика Крым Ленинский район, с. Новоотрадное, ул. Центральная, д.1. Эл.почта: bel-sovet@mail.ru. Организатор торгов – специализированная организация ООО «Сатурн». Юридический адрес Организатора торгов: 763335, Забайкальский край, Карымский район, с. Урульга, ул. Нагорная, д. 44, кв. 8. Место нахождения Организатора торгов: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича, д. 7, каб. 410. Адрес электронной почты: saturn.ru.1991@mail.ru. Номер контактного телефона:  +7 918 121 74 57. 3. Торги проводятся в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о размере арендной платы. Аукцион является открытым по составу участников. На аукцион выставляется: Право заключения договора аренды земельного участка:

Из сведений в ЕГРЮЛ следует, что ООО «Сатурн» (ИНН 7500006405, ОГРН 1227500005853) зарегистрировано 07.11.2022 года. Адрес регистрации юридического лица, согласно сведений из ЕГРЮЛ: 673335, Забайкальский край, Карымский район, с. Урульга, ул. Нагорная, д. 44, кв. 8.

При этом, постановлением №378 Администрации Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым торги были отменены 12.12.2022, о чем организатором торгов 12.12.2022 на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение.

Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу части 11 статьи 39.11 ЗК РФ организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным лицом. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (пункты 19, 20 статьи 39.11 ЗК РФ).

Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения. Из указанной нормы следует, что организатором торгов указанные требования данных норм ЗК РФ соблюдены.

Согласно пункту 11 статьи 39.11 ЗК РФ организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

На основании Договора № б/н поручение на организацию и проведение торгов от 22.11.2022 года Администрация Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым поручило ООО «Сатурн» организацию и проведение торгов на право заключения договоров аренды земельных участков. В рамках наличия полномочий комиссия управления ограничена нормами статьи 18.1 закона о защите конкуренции, в связи с чем, рассмотрение осуществляется исключительно процедуры торгов.

Согласно имеющейся в материалах дела информации 13.12.2022 на банковский счет ООО «Сатурн» поступили денежные средства, оплаченные в качестве задатков от Афанасьева А. В. (по извещению № 22000186490000000011) и В. В. (по извещениям № 22000186490000000001 и № 22000186490000000003), согласно заявлениям последних о возврате указанных задатков от 13.12.2022 указанные потенциальные участники торгов проживают в городе Самара.

В статье 18.1 Закона № 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ право на обжалование содержания конкурсной документации имеют только лица, подавшие заявку на участие в торгах.

Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, если их права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подававшим заявку на участие в торгах, в случаях, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах. При этом лицо, не подававшее заявку на участие в торгах, должно обосновать нарушение своих прав или законных интересов в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Следовательно, только при соблюдении совокупности указанных условий жалоба лица, не подававшего заявку на участие в торгах, может быть принята к рассмотрению антимонопольным органом.

Из материалов дела усматривается, что в направленной Г.А. жалобе указано, что определение организатором торгов места проведения аукционов по новому адресу своего местонахождения ООО «Сатурн», а именно: 672000, Забайкальский край, г. Чита. ул. Костюшко-Григоровича, д.7, каб. 410, и расстояние от места нахождения земельных участков до места проведения аукционов по дороге составляет чуть более 7 тыс. км., а от ближайшего аэропорта Симферополь до аэропорта г. Читы - 5,6 тыс. км, являются созданием участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложении преимущественных условии участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации.

При этом, Г.А. заявку на участие в торгах не подавал; указанные в жалобе обстоятельства не являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах (применительно к части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции); жалоба не содержит обоснований, которые воспрепятствовали бы Г.А. подать заявку на участие в торгах и перечислить задаток в установленном законом порядке, что подтверждается фактом перечисления задатка лицами, проживающими в городе Самара, содержание жалобы фактически сводится к обжалованию положений аукционной документации в части содержания извещения как составной ее части. При этом, наличие прямого запрета нахождения организатора торгов в ином субъекте РФ, и соответственно, проведения там непосредственно торгов, комиссией Управления найдено не было.

Кроме того, частью 2 статьи 39.13 ЗК РФ имеется прямой запрет проведения аукциона в электронной форме в случаях, если земельный участок предоставляется гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности либо предназначен для сельскохозяйственного производства.

Также в рассматриваемом случае какие-либо нарушения порядка размещения информации о проведении торгов в рамках статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольным органом не выявлены, нарушения прав и законных интересов подателя жалобы не установлены, таких обоснований оспоренное решение не содержит.

Принимая во внимание изложенное, комиссия Управления приходит к выводу о том, что Г.А. не обладал правом обращения в антимонопольный орган с указанной жалобой, а у комиссии Управления отсутствуют основания для рассмотрения его жалобы по существу.

Несогласие обратившегося с жалобой лица с содержанием извещения об аукционе не может рассматриваться в качестве нарушения порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. Предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции механизм обжалования не предусматривает возможность лица, не подавшего заявку на участие в торгах, обжаловать условия аукционной документации.

Обжалование таких действий (бездействия) указанными лицами возможно только в судебном порядке.

В соответствии с абзацем 5 пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган во всяком случае не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

Правомерность антимонопольного вмешательства в разрешение данного вопроса именно в рамках антимонопольного контроля Управлением найдено не было.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 1812/06, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.

Помимо этого, на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Статьей 22 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2020 № 310-ЭС20-18332 по делу № А83-5149/2019).

Учитывая вышеизложенное, поскольку иных нарушений в действиях Администрации Белинского сельского поселения Ленинского района и ООО «Сатурн» в рамках полномочий антимонопольного органа установлено не было, комиссия Управления не находит оснований для признания доводов жалобы в рамках рассмотрения норм статьи 18.1 закона о защите конкуренции обоснованной.

При этом следует отметить, что поскольку в содержании жалобы указано на нарушение норм статьи 17 закона о защите конкуренции, комиссией Управления также сообщается об отсутствии признаков статьи 17 закона 135-ФЗ по вышеуказанным основаниям.

На основании вышеизложенного, Комиссия решила:

1. Признать жалобу необоснованной.

2. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны