Решение №б/н Решение по жалобе индивидуальных предпринимателей на действи... от 18 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения                                                                               г. Чита

объявлена 14 декабря  2017 года,

решение в полном объеме

изготовлено 18  декабря 2017 года

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб №№23,24 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии –  руководитель управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

при участии:

заявители

- ИП Н. А.С. (ОГРН 312753632400040);

- ИП Н. (ОГРН 304753411000438);

- ИП М. (ОГРН 304753409600316);

- ИП И. (ОГРН 412753615200431);

- ИП Ш. (ИНН 753704736153),

- ИП С. (ИНН 753603801367);

- С. А.Ф. – представитель ИП С., ИП Ш., по доверенности;

- М.И.О. – представитель ИП М., ордер Палаты адвокатов Забайкальского края от 05.12.2017 №104992;

от Организатора торгов:

Ю.Н.У. – представитель Комитета городского хозяйства Администрации городского округа «Город Чита», по доверенности;

А.Б.П. – представитель Комитета городского хозяйства Администрации городского округа «Город Чита», по доверенности;

заинтересованные лица:

- ИП М. А.Е. (ИНН 753604475677);

- ИП С. А.Ф. (ИНН 753603801367);

- В.А.К. – представитель ООО «ТрасАвто» (ИНН 7536095550), по доверенности;

- И.А.К. - представитель ООО «ТрасАвто» (ИНН 7536095550), по доверенности;

рассмотрев жалобы индивидуальных предпринимателей Н.А.С. (ОГРН 312753632400040), Н. (ОГРН 304753411000438), М. (ОГРН 304753409600316), И. (ОГРН 412753615200431), Ш. (ИНН 753704736153), С. (ИНН 753603801367), (далее – Заявители) на действия Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» (далее – Организатор торгов) при организации открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

27 ноября 2017 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба №23 индивидуальных предпринимателей Н.А.С., Н., М., И. и жалоба № 24 индивидуальных предпринимателей Ш., С., (далее – Заявители) на действия Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» (далее – Организатор торгов) при организации открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

В связи с тем, что предмет по жалобам № 23 и № 24 является идентичным, Комиссия сочла возможным объединить жалобы и рассмотреть их в рамках одного производства.

Содержание жалоб Заявителей определяет следующее.

I. Решением Думы городского округа «Город Чита» от 20.04.2017 № 45 утверждено положение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок и утверждена конкурсная документация.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 220-ФЗ), предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Федеральным законом № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского электрического транспорта» определены понятия: маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям, путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; расписание -график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.

Исходя из этого Заявители полагают, что маршрут неделим и состоит из определенного количества расписаний (графиков). В нарушение статьи 21 части 1 ФЗ №220-ФЗ конкурс объявлен на количество расписаний (графиков) на маршрутах №26, №47 и №77, а не на маршрут. Конкурсной документацией установлены требования к максимальному количеству транспортных средств каждого класса, не соответствующие требованиям, указанным в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок. В реестре предусмотрено на маршруте №26 - 49 единиц автотранспорта, а в конкурсной документации выставлено в лот 16 единиц; на маршруте № 47 в реестре 35 единиц, в лоте выставлено 23 единицы автотранспорта; на маршруте №77 в реестре 42 единицы, в лоте 32 единицы автотранспорта.

Таким образом, действия Администрации по утверждению Конкурсной документации в отношении муниципального маршрута, по установлению в Конкурсной документации требований к количеству транспортных средств, не соответствующих требованиям, указанным в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок, являются нарушением части 2 статьи 21 и пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ №220-ФЗ и в соответствии с пунктом 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» является признаком ограничения конкуренции, дискриминационных условий.

Кроме этого, на основании пункта 3 части 4 статьи 39 ФЗ №220-ФЗ органы местного самоуправления проводят открытый конкурс в переходный период по маршрутам, если регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя лицами. В соответствии с Реестром маршрутов, утвержденным Постановлением № 85 от 22.03.2016 (далее - Реестр) перевозку пассажиров на маршрутах №26, № 47 и № 77 осуществляют не более 3-х индивидуальных предпринимателя на каждом маршруте. По мнению заявителей, оснований для проведения конкурса, предусмотренных частью 4 статьи 39 ФЗ № 220-ФЗ, не имеется. Выставляя на конкурс вышеуказанные маршруты грубо нарушают права М., Н., И., и имеются признаки недобросовестной конкуренции.

Согласно части 3 статьи 39 ФЗ № 220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (т.е. до 10.04.2016г) уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 39 ФЗ № 220-ФЗ орган местного самоуправления устанавливает отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты. Индивидуальные предприниматели имеют договоры и дополнительные соглашения на перевозку пассажиров по маршрутам № 57 и № 47, № 26, № 57, 58. Правовые основания заключения данных договоров и дополнительных соглашений определены муниципальным нормативным правовым актом: «Решение Думы городского округа «Город Чита» № 178 от 20.12.2012  статья 4  и это право также подтверждено Реестром № 85 от 22.03.2016.

Исходя из выше перечисленного: организатор перевозок обязан выдать индивидуальным предпринимателям: свидетельство и маршрутную карту на маршрут.

По неоднократным обращениям, в выдаче свидетельств им было отказано, что так же грубо нарушило их права, созданы дискриминационные условия и является признаком недобросовестной конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти и местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выступающие в качестве организаторов торгов, не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения доступа к участию в торгах (части 1, 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с жалобой № 24, Организатором открытого конкурса в нарушение статьи 21 и статьи 39 № 220-ФЗ выставлены на конкурс маршруты № 28 в количестве 1 (одного) графика. На основании реестра №85 на маршруте № 28 – 32 графика. Маршрут № 14 в количестве 13 графиков. На основании реестра № 85 на маршруте №14 – 15 графиков.

Заявители считают, что маршрут неделим и состоит из определенного количества расписаний (графиков). Организатор перевозок объявил конкурс на маршрутах № 14 и № 28 в нарушение статьи 21 пункта 1. Конкурс объявлен на количество расписаний (графиков). На конкурс выставляется маршрут согласно статье 21 ФЗ № 220-ФЗ.

В соответствии с реестром маршрутов № 85, перевозку пассажиров на маршрутах № 14 и № 28 осуществляют по два индивидуальных предпринимателя на каждом маршруте. Следовательно, предусмотренных частью 4 ст.39  220-ФЗ оснований для проведения конкурса не имеется. Выставляя на конкурс вышеуказанные маршруты грубо нарушают права С. и Ш.

На маршруте № 28 осуществляют перевозку пассажиров индивидуальные предприниматели С. и М. На маршруте №14 осуществляют перевозку  пассажиров  индивидуальные предприниматели Ш. и К.

Индивидуальные предприниматели С. и Ш. имеют договоры и дополнительные соглашения на перевозку пассажиров по маршрутам № 14 и № 28. Правовые основания заключения данных договоров и дополнительных соглашений определены муниципальным нормативным правовым актом: решение Думы городского округа «город Чита»  № 178 от 20.12.2012 статьей 4 и это право также подтверждено реестром № 85 от 22.03.2016.

Согласно протоколу № 13 от 13.08.2014 ИП Ш. и ИП С., являлись участниками конкурса на маршрутах № 14 и № 28. ИП С.- маршрут № 28. ИП Ш. - маршрут № 14.

Исходя из выше перечисленного, организатор перевозок обязан выдать индивидуальным предпринимателям: С. свидетельство и маршрутную карту на маршрут № 28, и Ш. свидетельство и маршрутные карты на маршрут №14. По неоднократным обращениям в выдаче свидетельств им было отказано, что так же грубо нарушило их права, и является признаком недобросовестной конкуренции.

II. В конкурсной документации в разделе № 9 «Наименование и количество лотов» не указана характеристика автобусов «пассажировместимость», которая влияет на качество регулярных перевозок:

а) маршруты № 1, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 19, 19з, 20, 49 - пассажировместимость автобусов свыше 22 мест;

б) маршруты № 2, 3, 7, 17, 18, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30. 31, 35, 37, 38, 41, 42, 47, 48, 51, 57, 58, 59, 61, 67, 77, 91 - пассажировместимость автобусов менее 22 мест.

Реестр маршрутов № 85 от 22.03.2016 г. разработан и утвержден на основании реестра № 31 от 11.03.2014. Реестром № 85 от 22.03.2016 установлен класс автобусов - малый и средний без указания характеристики «пассажировместимость» автобусов - влияющей на качество регулярных перевозок.

Реестр автобусных маршрутов регулярных перевозок на муниципальной маршрутной сети городского округа «город Чита» в 2014 г. был утвержден постановлением администрации городского округа «город Чита» №31 от 11.03.2014. Этим постановлением количество автобусов на маршрутах определено согласно их пассажировместимости.

Конкурсной документацией установлены требования к максимальному количеству транспортных средств каждого класса, не соответствующих требованиям, указанным в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Нарушено постановление № 31 от 11.03.2014 (реестр маршрутов), постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Правила перевозки пассажиров» и ФЗ-220 -  пункт 13 части 4  статьи 27, пункт 10 части 4  статьи 28  (в маршрутной карте и свидетельстве указываются сведения - характеристики транспортных средств, влияющие на качество регулярных перевозок).

В реестре маршрутов от 11.03.2014 предусмотрены автобусы категории М 2 и категории М 3 и классы А.В.1.2.3.

Деление автобусов на категории М2 и МЗ предусмотрено постановлением Правительства РФ «Правила перевозки пассажиров и багажа» № 112 от 14.02.2009. В настоящее время на территории РФ в соответствии с ГОСТР 41.52-2005, ГОСТ Р 41.36-2004, ГОСТР 52051-2003 и ОН 025 270-66 для автотранспорта действует классификация, принятая в международных правилах по Сводной резолюции о конструкции транспортных средств и Правил ЕЭК ООН. Автобусы поделены на пять классов по длине автобуса: особо малый класс, малый класс, средний класс, большой класс, особо большой класс. Такая же классификация автобусов предусмотрена ФЗ № 220 ст.3 п.14.

Автобусы категории М 2 и М 3 разделены на классы: А.В.1,2,3.

Автобусы особо малого и малого классов вместимостью до 22 пассажиров разделены на два класса (Аи В) и это отражено в реестре маршрутов № 31 11.03.2014.

Автобусы вместимостью свыше 22 мест  разделены на три класса (1,2,3) и это также отражено в реестре маршрутов № 31 от 11.03.2014.

Реестр № 31 от 11.03.2014 разработан с учетом выше перечисленных документов и сложившегося пассажиропотока. Данная классификация автобусов не противоречит  статье 26   Закон № 220-ФЗ.

Согласно пункту 10 статьи 39 Закона 220-ФЗ в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона органы местного самоуправления приводят законы и иные муниципальные нормативные правовые акты, в соответствие с положениями настоящего Федерального закона. До приведения в соответствие с положениями настоящего Федерального закона, законы и  муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В реестре маршрутов № 85 от 22.03.2016 указан класс автобуса (малый и средний) без учета характеристики автобуса «пассажировместимость». При выдаче ИП Ш. в свидетельстве и маршрутной карте указали характеристику «пассажировместимость» свыше 30 мест. При выдаче свидетельств и маршрутных карт на маршрутах №1, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 19, 19з, 20, 49 - обслуживаемых эти маршруты другими перевозчиками, не прописаны характеристики «пассажировместимость» автобусов «более 22 мест». Согласно ФЗ № 220-ФЗ (статьи 27,28) в свидетельстве и маршрутной карте должен быть указан класс автобуса с учетом характеристики «пассажировместимость» автобуса на каждом маршруте. На маршрутах № 1, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 19, 19з, 20, 49 -пассажировместимость автобуса «более 22 мест». На маршрутах № 2, 3, 7, 9, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 37, 38, 41, 42, 47, 48, 51, 57, 58, 59, 61, 67, 77, 91 - пассажировместимость автобусов «до 22 мест».

Тем не менее, Ш . вышеуказанную характеристику пассажировместимости предусмотрели в свидетельстве, указав «более 30 мест», чем поставили его в неравное с другими перевозчиками положение, что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» является признаком ограничения конкуренции.

На основании изложенного, заявители просят:

1. Признать в действиях Администрации городского округа «Город Чита» при организации конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок нарушения части 1, 2 статьи 17, ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», ст. 39 Закона 220-ФЗ.

2. Выдать Администрации городского округа «Город Чита» - организатору конкурса, в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание об аннулировании конкурса, приведения конкурсной документации и положения о проведении конкурса в соответствие с Законом 220-ФЗ.

Жалобы рассматривались в заседаниях Комиссии 06.12.2017, 11.12.2017.

Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» является отраслевым (функциональным) органом управления администрации городского округа «Город Чита». Организационно-правовая форма Комитета – муниципальное казенное учреждение, созданное в целях осуществления управленческих функций.
            Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, Уставом городского округа «Город Чита», муниципальными правовыми актами городского округа «Город Чита» и Положением о комитете городского хозяйства, утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.03.2016  № 46.

К полномочиям Комитета городского хозяйства в сфере транспорта относятся

1) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений;
           2) утверждение маршрутов и графиков движения городского пассажирского транспорта;
           3) создание условий для привлечения на договорных началах к транспортному обслуживанию физических и юридических лиц, действующих на территории городского округа;
           4) осуществление компенсации убытков организациям пассажирского транспорта (перевозчикам), образовавшуюся в результате установления льготного проезда граждан на территории городского округа;
           5) осуществление в пределах своих полномочий контроля за работой пассажирского транспорта, за соблюдением перевозчиками правил пассажирских перевозок и регулярностью движения транспортных средств по муниципальным маршрутам;
           6) принятие участия в разработке, корректировке и утверждении транспортной схемы городского округа графиков движения, открытии новых маршрутов общественного транспорта, развитии уличной сети городского округа;
           7) разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения в пределах полномочий Комитета;
           8) контролирование финансирования за счет средств бюджета городского округа предприятий транспорта в объемах, установленных бюджетом городского округа, и производственными программами;
           9) выдача специальных разрешений (согласований) на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, а также опасного груза.

В соответствии с письменным пояснением Организатора торгов, представленным на заседание Комиссии, на конкурс выставлены не маршруты, а лоты. Реестром муниципальных маршрутов, утвержденным постановлением администрации городского круга «Город Чита» от 22.03.2016  № 85, на каждом маршруте определено количество автобусов (или машино-мест). Каждый лот включает в себя определенное количество машино-мест, выставляемое на конкурс. По маршруту № 26 Реестром предусмотрено 49 машино-мест. ИП Б. (победитель конкурса 2014 г.) в сентябре 2017 года выдано 33 карты маршрута и свидетельство об осуществлении регулярных перевозок. Остальные 16 мест выставлены на очередной конкурс, в связи с отказом от выигранных мест ИП Б. в 2015 году. На 16 машино-мест с другими предпринимателями были заключены договоры на межконкурсный период.

По маршруту № 47 предусмотрено 35 машино-мест. ИП М. (победителю конкурса 2014 года) в сентябре 2017 года выдано 12 карт маршрута и свидетельство об осуществлении регулярных перевозок. Остальные 2  места выставлены на очередной конкурс, в связи с отказом от выигранных мест ИП М. в 2015 году. На 23 машино-места с другими предпринимателями были заключены договоры на межконкурсный период.

По маршруту № 77 Реестром предусмотрено 42 машино-места. ИП М. (победителю конкурса 2014 г.) в сентябре 2017 года выдано 10 карт маршрута и свидетельство об осуществлении регулярных перевозок. Остальные 32 места выставлены на очередной конкурс в связи с отказом от выигранных мест ИП М. в 2015 году. На 32 машино-места с другими предпринимателями были заключены договоры на межконкурсный период.

Указанным предпринимателям выданы карты маршрута и свидетельства в соответствии со статьей 39 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 года.

Предпринимателям Н., И., Н.А.С, С. отказано в выдаче карт маршрута и свидетельств. Так как данные предприниматели не были победителями конкурса.

Очередной конкурс в октябре 2017 года объявлен во исполнение требований пункта 3 части 4 статьи 39 Федерального закона № 220 ФЗ от 13.07.2015 года и с учетом вынесенного предупреждения УФАС России по Забайкальскому краю о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (от 27.07.2017 года).

Реестр маршрутов будет приведен в соответствие после проведения конкурса.

2. Федеральным законом № 220-ФЗ от 13.07.2017 года (пункт 14 части 1 статьи 3) определены классы транспортных средств. Т.е. группа транспортных средств, характеризуется не пассажировместимостью, а определенными габаритами (длиной кузова транспортного средства). Так, Законом № 220-ФЗ предусмотрено пять классов:

- особо малый класс (длина до 5 метров включительно);

-  малый класс (длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно);

- средний класс (длина от более чем 7,5 метров до 10 метров включительно);

- большой класс (длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно);

- особо большой класс (длина более чем 16 метров).

В связи с чем, в Реестре маршрутов указаны классы транспортных средств, а не категория по пассажировместимости автобусов.

Кроме этого, постановление администрации городского округа «Город Чита» от 11.03.2014  № 31 «Об организации муниципальных маршрутов и формировании муниципальной транспортной сети на территории городского округа «Город Чита» признано утратившим силу.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила следующее.

Закон № 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 Закона № 220-ФЗ).

11.01.2016 вступила в силу статья 17 Закона № 220-ФЗ, в соответствии с которой право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2).

В силу части 2 статьи 19 Закона (действует с 11.01.2016) о перевозках свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации (часть 3 статьи 19 Закона № 220-ФЗ).

В статье 23 Закона № 220-ФЗ (вступила в силу 11.01.2016) предусмотрено, что к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации; наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута ре­гулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией; непроведение ликвидации участника открытого конкурса – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса – юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства; отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества) (часть 1).

Требования, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 1 настоящей статьи, применяются в отношении каждого участника договора простого товарищества (часть 2 указанной статьи).

Для обеспечения реализации названных положений Закона № 220-ФЗ уполномоченным органам на основании части 3 статьи 39 Закона № 220-ФЗ предписано в срок до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ (то есть до 09.04.2016) выдать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств соответствующих бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Закона о перевозках (то есть, до 14.07.2016).

Затем, до окончания срока действия указанных временных карт, уполномоченный орган выдает их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества (подпункт 1 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ). При этом следует учитывать, что согласно части 7 статьи 39 Закона № 220-ФЗ  непредставление договора простого товарищества в уполномоченный орган в срок до 11.01.2016 расценивается как отказ от заключения такого договора.

Применительно к муниципальным маршрутам регулярных перевозок в случае осуществления их совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, если они отказались от заключения договора простого товарищества на основании подпункта 2 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ устанавливается отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, и им выдаются свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты маршрутов. Если в аналогичной ситуации регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по межмуниципальному или муниципальному маршруту – необходимо провести открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту (подпункт 3 части 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ).

В соответствии с информацией, представленной Комитетом городского хозяйства (исх. № и-7706 от 12.12.2017), в период с августа по декабрь 2015 года 43 индивидуальных предпринимателя, осуществлявших пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам, на основании части 1 стати 39 Федерального закона Закону № 220-ФЗ подали сведения в уполномоченный орган – в Комитет городского хозяйства.

На заседании Комиссии представителем Комитета городского хозяйства даны пояснения о том, что в связи с тем, что сведения о маршрутах регулярных перевозок в 2015 году были поданы не всеми индивидуальными предпринимателями, администрацией городского округа «Город Чита» было принято решение о включении в Реестр муниципальных маршрутов всех индивидуальных предпринимателей, осуществлявших на тот момент регулярные пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам.

Постановлением администрации от 22.03.2016 № 85 был утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории городского округа «Город Чита». Таким образом,  администрация подтвердила право индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр, на получение карт муниципальных маршрутов согласно части 3 статьи 39 Закона №220-ФЗ.

Комитетом городского хозяйства представлен реестр (исх. №и-7662 от 11.12.2017) выданных на основании части 3 статьи 39 Закона № 220-ФЗ карт маршрута регулярных перевозок на территории городского округа «Город Чита» с 30.03.2016.

Комиссией установлено, что в соответствии с действующим Реестром муниципальных маршрутов, по маршрутам №№ 1, 3, 5л, 5, 6, 7, 8, 10л, 10, 12, 14л, 14, 18, 19, 19з, 20, 21, 22, 25Т, 28, 29, 30, 31, 35, 38, 41, 48л, 49, 51, 57л, 121, 113, 114, 118, 119, 130, 139 осуществляют перевозки индивидуальные предприниматели в количестве до 3-х предпринимателей; более трех предпринимателей осуществляют перевозки по маршрутам №№ 2, 24, 25, 26, 27, 37, 42, 47, 48, 57, 58, 61, 67, 77, 91.

Комиссия приходит к выводу о том, что  в соответствии с положениями  пунктов 1, 2 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, маршруты, по которым осуществляют перевозки не более трех предпринимателей, не подлежат включению в предмет конкурса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ.

Маршруты регулярных перевозок, по которым пассажирские перевозки осуществляют более трех предпринимателей (а также учитывая отсутствие договоров простого товарищества между такими предпринимателями),  выставляются  на открытый конкурс.

Таким образом, учитывая, что по маршрутам № 26, 47, 57, 58, 77 перевозку пассажиров осуществляют более трех предпринимателей на каждом из маршрутов, доводы жалобы № 23 о неправомерности включения в конкурс маршрутов №26, 47, 57, 58, 77  Комиссия считает необоснованными.

Доводы жалобы № 24 о неправомерности включения в конкурсную документацию маршрутов № 14 и № 28 Комиссия считает обоснованными.

В соответствии с Реестром муниципальных маршрутов, ИП Ш. осуществляет перевозки, в том числе, по двум маршрутам - № 14 и № 14л.

Соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ, в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам, свидетельство  и карты маршрута выдаются по результатам открытого конкурса.

06.03.2017 Комитет городского хозяйства уведомил ИП Ш. об изменении вида регулярных перевозок с регулируемого тарифа на муниципальные регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по маршруту № 14л.

 В связи с тем, что по маршруту № 14 осуществляют перевозки два предпринимателя: ИП Ш. и ИП К., предпринимателям должны быть выданы  свидетельства и новые карты по маршруту № 14.

Согласно реестру по маршруту № 28 пассажирские перевозки осуществляют: ИП М. и ИП С. На основании пункта 1 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ указанным предпринимателям также должны быть выданы свидетельства и новые карты по маршруту № 28.

Таким образом, действия Комитета городского хозяйства по невыдаче свидетельств и новых карт индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки  в количестве не больше трех хозяйствующих субъектов на одном маршруте, являются нарушением части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ.

По вопросу не включения в конкурсную документацию характеристики транспортных средств «пассажировместимость», Комиссия установила следующее.

Закон № 220-ФЗ не содержит требований о включении в реестр маршрутов характеристики транспортных средств «пассажировместимость».

В соответствии  с пунктом 9 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены следующие сведения: виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса.

Реестр (графа 9) и раздел 9 Конкурсной документации (графа 5) содержат только наименование классов транспортных средств: малый или средний класс.

Комиссия приходит к выводу о том, что Реестр  и Конкурсная документация не содержат максимальное количество транспортных средств каждого класса, что противоречит требованиям пункта 9 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ.

Вопросы выдачи свидетельства, карт маршрута и информации, которая должна быть указана в данных документах, не относятся к процедуре торгов, не касаются открытого конкурса, не являются предметом конкурса и не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, следует отметить следующее. Согласно части 3 статьи 17 Закона № 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.

Комиссией установлено, что количество фактически выданных карт маршрутов превышает максимальное количество транспортных средств, предусмотренных действующим Реестром муниципальных маршрутов, в частности, по маршрутам: 2, 3, 6, 14, 21, 22, 25, 27, 28, 35, 37, 47, 49, 51, 57, 58, 61, 67, 77. Представитель Комитета городского хозяйства  пояснил, что хозяйствующим субъектам, имеющим право на получение свидетельств и карт, количество карт выдано без превышения количества, установленного в Реестре муниципальных маршрутов.

Таким образом, превышение количества фактически выданных карт маршрута над количеством транспортных средств по конкретному маршруту, указанному в Реестре, является нарушением части 3 статьи 17 Закона № 220-ФЗ.

Анализ информации, поступившей в ходе рассмотрения дела, показал, что в Реестр включены близкие родственники муниципальных служащих городского округа «Город Чита».

На основании положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Комиссия считает необходимым передать материалы дела в правоохранительные органы в связи с наличием признаков личной заинтересованности муниципальных служащих Администрации городского округа «Город Чита», прямо или косвенно связанных со сферой организации регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам городского округа «Город Чита».

На основании изложенного, руководствуясь частью 17, 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23, Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы индивидуальных предпринимателей Н.А.С., Н., М., И., Ш., С., на действия Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» при организации открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, частично обоснованными.

2. Признать организатора торгов – Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» нарушившим часть 4 статьи 39, пункт 9 части 1 статьи 26, часть 3 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ.

3. Выдать Комитету городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» предписание об устранении допущенных нарушений законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Передать материалы дела в правоохранительные органы в связи с наличием признаков нарушения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

Члены Комиссии                                                                                   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны