Заключение б/н Заключение по делу от 16 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председатель комиссии  руководитель Забайкальского УФАС России;

Члены комиссии:

начальник  отдела анализа товарных и финансовых рынков,

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

При участии:

руководитель  Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края;

представитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, по доверенности от 31 август 2020 № 37;

 

Рассмотрев дело № 075/01/10-199/2020 о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа от 07 мая 2020 года № 63 о возбуждении дела № 075/01/10-199/2020 в отношении Муниципального предприятия «Урдо-Ага» (687000, Забайкальский край, с. Урда-Ага, ул. Ленина, д. 4, ИНН 80010111433) (далее- МП «Урдо-Ага») по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении экономически необоснованного тарифа на услуги теплоснабжения для бюджетных потребителей на территории сельского поселения «Урда-Ага»,

УСТАНОВИЛА:

В Забайкальское УФАС России 07 февраля 2020 года поступило обращение Отдела архитектуры, строительства, транспорта, дорожного фонда, жилищно-коммунального хозяйства и связи администрации муниципального района «Агинский район» о повышении тарифа на услуги теплоснабжения для бюджетных потребителей Муниципальным предприятием «Урдо-Ага».

По представленной информации на территории сельского поселения «Урда-Ага» Агинского района услуги теплоснабжения для бюджетных потребителей оказывает МП «Урдо-Ага». В соответствии с письмом РСТ Забайкальского края от 18.02.2020 № 01/731 отмечается экономически необоснованный рост тарифа услуги теплоснабжения МП «Урдо-Ага» с 5622,10 руб./Гкал до 14372,81 руб./Гкал (без НДС), что составило 245,82%. Однако Администрацией Агинского района отмечено, что цена муниципального контракта по теплоснабжению на 2020 год выросла до 24 210 567,30 рублей, хотя в 2018 году сумма такого же контракта составляла 9 274 256,37 рублей, в 2019 году – 10 295 711,229 рублей за 10 месяцев и 7 582 950,84 за ноябрь-декабрь 2019 года. Тариф за услуги теплоснабжения вырос с 5622, 10 рублей в 2018 году  до 14372,81 рубля в 2020 году (без НДС).

В ходе исследования представленной информации Администрацией Агинского района и МП «Урдо-Ага» установлено следующее:

- договор на услуги по теплоснабжению между МП «Урдо-Ага» и бюджетным потребителем Отделом архитектуры, строительства, транспорта, дорожного фонда, жилищно-коммунального хозяйства и связи администрации муниципального района «Агинский район» на момент рассмотрения обращения заключен на 2020 год с протоколом разногласий, по которому тариф снижен до 11343,38 руб./Гкал (без НДС);

- первоначально приказом от 18.11.2019 г. № 76 МП «Урдо-Ага» тариф на услуги теплоснабжения установлен на уровне 14372,81 руб./Гкал (без НДС);

- экономического обоснования роста тарифа с 5622,10 руб./Гкал до 11343,38 руб/Гкал или 14372,81 руб/Гкал помимо калькуляций и расчета тарифа не прилагается.

Письмом от 19.06.2020 № 01/3380 Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края представлено ходатайство о переносе рассмотрения дела в связи с необходимостью дополнительного исследования.

Предприятием МП «Урдо-Ага» представлена следующая информация в соответствии с определением от 12.05.2020 № 03-14-2516:

- приказы об установлении тарифа на тепловую энергию;

- расчет тарифа на услуги теплоснабжения для бюджетных потребителей;

- распоряжение Администрации муниципального образования сельского поселения «Урда-Ага», в соответствии с которым котельная передана на праве хозяйственного ведения МП «Урдо-Ага»;

- перечень потребителей услуги теплоснабжения.

Также предприятием отмечено, что с бюджетными потребителями заключены дополнительные соглашения после 05 марта т.г. на услуги теплоснабжения с тарифом 11343,38 руб./Гкал.

В ходе рассмотрения дела Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края представлены пояснения от 31.08. 2020 № 01/4765, в которых указывается о применении тарифа в размере 11343,38 руб./Гкал. не является экономически обоснованным. По расчет РСТ Забайкальского края экономически обоснованный тариф должен составлять в 2019 году 8238,85 руб./Гкал.

По результатам анализа информации, предоставленной МП «Урда-Ага» и Администрацией Агинского района, установлено:

- в географических границах сельского поселения «Урдо-Ага» для бюджетных потребителей может оказывать услуги по теплоснабжению только данное предприятие в связи с технологическими особенностями функционирования;

- тарифы на теплоснабжение предприятием для бюджетных потребителей рассчитывается самостоятельно;

- коэффициенты концентрации и Герфиндаля-Гиршмана указывают, что рынок относится к высококонцентрированным рынкам с неразвитой конкуренцией;

- барьеры входа на рынок услуг по теплоснабжению для новых участников рынка являются не преодолимыми, поскольку рынок не является конкурентным.

Также в ходе исследования состояния конкуренции на товарном рынке услуг по услуг по теплоснабжению определен временной интервал – 2019 и 2020 годы.

Продуктовые границы товарного рынка определялись с учетом условий договоров, заключенных в отношении товара (услуги). Взаимозаменяемые товары не выявлены.

Определение географических границ осуществлялось методом установления фактических продаж» с связи с технологическим особенностями функционирования данного рынка. Географические границы данного рынка определены территорией сельского поселения «Урдо-Ага».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно части 2.1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением  хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

По результатам исследования состояния конкуренции МП «Урда-Ага» признано занимающим доминирующее положение в связи с тем, что является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим данный вид деятельности. Кроме того, в соответствии с предоставленными пояснениями для рассмотрения дела установлено, что котельная и инженерные коммуникации, по которым осуществляется услуга по теплоснабжению для бюджетных потребителей, переданы в 2009 году администрацией данному предприятию по договору безвозмездного пользования.

Квалификация нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в обязательном порядке предполагает, кроме  установления наличия у хозяйствующего субъекта доминирующего положения на соответствующем товарном рынке  второй квалифицирующий признак – злоупотребление доминирующим положением.

Статьей 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Данный рынок должен быть сопоставимым товарным рынком, каковым признается рынок, сопоставимый по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. В рамках исследования состояния конкуренции Управлением не установлен сопоставимый рынок услуг теплоснабжения данному рынку.

По представленному расчету предприятием тариф на теплоснабжение должен составлять 11343,38 руб./Гкал. уже с учетом снижения затрат самим предприятием. Однако в пояснениях по рассмотрению дела в отношении МП «Урда-Ага» РСТ Забайкальского края отмечено следующее:

1. Оплата труда производственного и административного персонала. С целью определения фонда оплаты труда штатная численность работников организации была определена нормативным способом в соответствии с приказами Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 года № 65 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, а также в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда руководителей специалистов и служащих многоотраслевых предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Нормативная штатная численность работников МП «Урдо-Ага» составляет 25,16 чел., в том числе административно-управленческий персонал - 2,16 чел. Фонд отплаты труда (ФОТ) в целом составил 9 252 113,06 рублей, что на 6 870 513,94 меньше предложенной суммы в калькуляции МП «Урдо-Ага».

Тарифные разряды применены в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития от 15 ноября 1999 года № 45 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих».

1.     Отчисления на социальные нужды - сумма затрат составила 2 794 138 руб., в том числе:

1.1     отчисления на социальные нужды от заработной платы производственных рабочих приняты в размере 30,2 % от фонда оплаты труда основного производственного персонала. Сумма затрат составила 2 534 929 рублей, отклонение 2 745 949 рублей;

1.2 отчисления на социальные нужды от заработной платы АУЛ приняты в размере 30,2 % от фонда оплаты труда административно-управленческого персонала. Сумма затрат составила 259 209 рублей, отклонение 181 243 рублей.

2.     Материалы и малоценные основные средства - по данной статье учтены расходы на приобретение специальной одежды для основных производственных рабочих. Расчет выполнен в соответствии с нормами выдачи спецодежды, определенными согласно приказа Минздрава от 03 октября 2008 года № 543н. Сумма затрат по статье сложилась в размере 303 106 рублей, что на 111 183 меньше предложенной суммы МП «Урдо-Ага».

  1. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями (транспортные услуги хозяйственным способом). Стоимость транспортных услуг принята в расчет в размере 33 248 рублей и включает в себя подталкивание угля транспортом до котельной, а также затраты на вывоз шлака. По данной статье расходов учтены затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт, приобретение автомобильных шин для транспортных средств.
  2. Прочие налоги, в связи с применением предприятием упрощённой системы налогообложения сумма при начислении 1% от выручки составила 181 661 руб. Налоговая ставка применена, согласно статье 346.20. Налогового кодекса РФ.

Итого валовая выручка тепловой энергии на 2019 год для МП «Урдо-Ага» сложилась в размере 18 166 077 рублей с отклонением 13 310 162 рублей. Полезный отпуск тепловой энергии составляет 2 204,93 Гкал. Экономически обоснованный тариф на тепловую энергию по 2019 году сложился в размере 8 238,85 руб./Гкал с отклонением за предшествовавший период 6 036,55.

РСТ Забайкальского края на основании представленных МП «Урдо-Ага» документов проведен анализ затрат на услуги теплоснабжения на 2019 и 2020 годы. Экономически обоснованный тариф сложился в размере 8 234,93 рублей и 8 548,64 рублей по 2019 и 2020 годам соответственно.

На основании РСТ Забайкальского края считает тарифы на услуги теплоснабжения в размере 14 372,81 рублей и 11343,38 рублей для котельных № 1 с. Урдо-Ага (ул. Школьная, 2а), № 2 с. Урдо-Ага (ул. Ленина, 3), № 3 с. Урдо-Ага (ул. Ленина, 3)' котельная № 7 с. Лаха (ул. Школьная, 8), № 8 с, Баян-Булак (ул. Школьная, 8) экономически не обоснованными

Учитывая пояснения сторон и материалы дела, Комиссия проходит к следующим выводам:

- тариф на услуги теплоснабжения для бюджетных потребителей рассчитывается предприятием самостоятельно;

- РСТ Забайкальского края представлен сравнительный анализ по затратам, включаемых в тариф, из которого следует, что тариф на услуги теплоснабжения МП «Урда-Ага».

МП «Урда-Ага» по результатам исследования в 2019 и 2020 годах занимает доминирующее положение на рынке услуг по услугам теплоснабжения на территории сельского поселения «Урдо-Ага» для бюджетных потребителей.

В соответствии с частью 5 статьи 48 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии                                                       

Члены комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны