Определение б/н Определение об отложении от 6 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела № 075/01/10-152/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Акционерного общества «Аэропорт Чита» (672000, г. Чита, ул. Звездная, д. 17, ИНН 7537011835) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установления экономически необоснованного тарифов на заправку питьевой водой, внутреннюю уборку воздушного судна и уборку санузлов, в составе:

Председатель комиссии  – руководитель Забайкальского УФАС России;

Члены комиссии:

 начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков;

начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

главный специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков;

 специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

с участием:

представитель Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры ;

руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края;

представителя АО «АэроЧита» по доверенности б/н от 14.01.2020 г.;

 финансового директора АО «АэроЧита» по доверенности б/н от 15.06.2020;

УСТАНОВИЛА:

В Забайкальское УФАС России поступило требование Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от 15.01.2020 № 22-2020 о проведении внеплановой проверки в отношении АО «АэроЧита» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства при установлении тарифов на услуги аэропорта по наземному обслуживанию воздушных судов, которые не утверждаются органами регулирования.

В ходе исследования представленной АО «АэроЧита» информации по формированию нерегулируемых тарифов установлено.

На территории аэропорта п. Кадала г. Читы АО «АэроЧита» является единственным хозяйствующим субъектом, у которого имеется возможность оказывать услуги наземного обслуживания воздушных судов. В соответствии со ст. 5 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, следовательно, являясь единственных хозяйствующим субъектом на рынке вышеуказанных услуг, АО «АэроЧита» занимает доминирующее положение.

Как следует из пояснения АО «АэроЧита» при расчете изменения тарифов предприятием учитывался индекс цен производителей промышленных товаров, поскольку оказание услуг аэропортом сопряжено с использованием промышленных товаров (бытовой химии, мусорных мешков и т.д.). Исходя из данного обстоятельства, рост величины нерегулируемых тарифов не превышает индекса цен производителей промышленных товаров, составляющего 11процентов. Исключением является тариф на заправку питьевой водой, рост которого выше на 2 процента. Основными причинами роста по данным тарифам, как показывает предприятие, являются увеличение годовой нормы часов на 0,51% и производственных затрат до 22,8% по части тарифов. Также при расчете исследуемых тарифов предприятием учитывается рентабельность на уровне 20 процентов.

 При анализе представленных сведений наблюдается снижение затрат по следующим тарифам:

- тариф на заправку питьевой водой – снижение на 3,76%;

- тариф на внутреннюю уборку ВС – снижение на 1,52%;

- тариф на уборку санузлов – снижение на 2,16%.

Следовательно, рост затрат и рост тарифов по прейскуранту не соразмерны. Экономического обоснования данному факту предприятием в ответ на запрос Управления не предоставлено.

Анализируемые тарифы не являются обязательными для выполнения аэропортом при обслуживании оборотного рейса, при этом по представленным сведениям отмечается рост объемов оказанных услуг.

По открытым данным, размещенным на официальных сайтах аэропортов, в аэропортах г. Благовещенска, г. Екатеринбурга (Кольцово) и г. Москвы (Домодедово) действующие тарифы на заправку водой, уборку ВС и санузлов не превышают 7000 рублей, следовательно у аэропорта г. Читы тарифы выше. В аэропорту г.Москвы тарифы подразделяются также на массы судна совершающего рейс.

На заседании 17 июня 2020 г. АО «АэроЧита» представлены пояснения по расчету тарифов с экономическим обоснованием. Калькуляция по вышеуказанным тарифам представителями предприятия не представлена. Устно отмечено, что калькуляция на тарифы разработана в начале деятельности предприятия. В последствие тарифы лишь индексировались на уровень инфляции с учетом условного рейса. На данные момент в тариф входят прямые и косвенные затраты предприятия. Новые расчеты тарифов на данные услуги не производились. Авиакомпаниями как конечными потребителями услуг тарифы на услуги по заправке питьевой воды, внутренней уборке ВС и обслуживанию санузлов могут и не запрашиваться, т.е. при формировании всего комплекса услуг по наземному обслуживанию воздушного судна данные услуги могут в тариф не включаться. Следовательно, стоимость всего тарифа за наземное обслуживание становиться меньше.

Представителем Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры были уточнены вопросы формирования тарифа, а также соответствие расчета стоимостной основы тарифа на данные услуги и прейскуранта цен, утвержденного АО «АэроЧита».

В связи с недостаточностью представленной информации АО «Аэропорт Чита»  комиссией было принято об отложении дела до 25 августа т.г., а также привлечении Региональной службы по тарифам ценообразованию в качестве третьего лица.

На заседании 25 августа 2020 года членами комиссии были заданы вопросы касательно не предоставления всей информации по определению Забайкальского УФАС России от 18.06.2020 № 03-14-3356. Согласно устному пояснению представителей АО «АэроЧита» (далее – Общество) первичные документы, содержащие калькуляцию данных тарифов, на предприятии отсутствуют. Также представителями РСТ Забайкальского края были заданы вопросы, касающиеся установленных высоких тарифов на услуги по сравнению с тарифами на те же услуги  аэропортов в г. Благовещенске, г. Иркутске. Представителями Общества даны устные пояснения по вопросу установления тарифов в аэропортах г. Хабаровска и г. Благовещенск. При этом отмечено, что в аэропорту г. Хабаровска тарифы установлены выше, чем АО «Аэропорт Чита».

На заседании комиссии 18 сентября т.г. РСТ Забайкальского края представило пояснения по проведенному исследованию состава тарифа на услуги по внутренней уборке воздушных судов, обслуживания санузлов и заправке питьевой водой. Исходя из данных пояснений, АО «Аэропорт Чита» учитывает завышенный уровень налога на прибыль при формировании тарифов. А также из представленных калькуляций следует, что предприятие неверно рассчитывает амортизацию оборудования. Административные расходы составляют достаточно большой процент в сумме всех затрат. Более детальное исследование формирования тарифа на вышеуказанные услуги провести не представляется возможным, поскольку отсутствует информация.

Представителями АО «Аэропорт Чита» отмечено, что данные калькуляции – это примерные расчеты стоимостных основ тарифов, в которые включены как фактические, так и плановые расходы. Первоначальные калькуляции и порядок формирования тарифа на данные услуги отсутствуют на предприятии. Порядок принят только в 2019 году. Ежегодно тарифы лишь индексируются на уровень инфляции по промышленным товарам и услугам. Денежные средства, закладываемые на покупку оборудования в будущем, могут предприятием использоваться также и на приобретение необходимого оборудования для оказания других услуг или исполнения инвестиционных проектов, не заложенных в плановые показатели при формировании тарифов.

На заседание 20 октября т.г. АО «Аэропорт Чита» представлено ходатайство о переносе рассмотрения дела на более поздний срок, поскольку представитель Предприятия-ответчика находится на больничном и отсутствует также возможность предоставления документов, запрашиваемых в соответствии с определением Забайкальского УФАС России  от 21.09.2020 № 03-14-6160.

На заседание 05 ноября т.г. АО «Аэропорт Чита» письмом от 03 ноября т.г. № б/н представлены пояснения о том, какие затраты входят в тариф, а также представлена расшифровка счета 26 «Общехозяйственные затраты». Кроме того, Региональной службой по тарифам и ценообразованию отмечено, что конкретные выводы по представленным пояснениям сделать не представляется возможным, поскольку данные пояснения представлены накануне заседания комиссии. Дополнительных вопросов к АО «Аэропорт Чита» участникам не было задано.

В ходе рассмотрения дела №075/01/10-152/2020, Комиссией принято решение об отложении заседания для подготовки заключения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 25, частью 5 статьи 45, пунктом 2, части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определила:

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Отложить рассмотрение дела № 075/01/10-152/2020.
  2. Назначить рассмотрение дела № 075/01/10-152/2020 на 08 декабря 2020 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 1.

3.      Предоставить АО «АэроЧита» в срок до 03 декабря т.г. представить комиссии пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельства дела.

С учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Забайкальское УФАС  России просит лиц, участвующих в деле, принять одно из следующих решений:

Обеспечение явки на заседание Комиссии по рассмотрению дела в назначенную дату и время с учетом сложившейся в регионе санитарно-эпидемиологической ситуации:

  1. направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле;
  2. уведомление в Забайкальское УФАС России о возможности рассмотрения дела с использованием систем видео-конференц-связи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет». Инструкцию прилагаем.

О принятом решении надлежит сообщить Забайкальское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего письма. Ответ просим также направить по электронной почте: to75@fas.gov.ru.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 25, частью 5 статьи 45, пунктами 2, 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Явка представителей сторон с надлежащим образом оформленными доверенностями на участие в рассмотрении дела обязательна.

Копии представляемых документов должны быть надлежаще заверены.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Приложение: на 1 л. в 1 экз.

Председатель Комиссии         

Члены

Связанные организации

Связанные организации не указаны