Решение б/н Решение 18.1 от 16 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Забайкальскому краю

 

ул. Лермонтова, 14, а/я 803,

г. Чита, Забайкальский край, 672000

тел. (3022) 35-18-41, факс (3022) 32-12-31

e-mail: to75@fas.gov.ru

 

                            16.03.2023 № 02-05-

На № _________ от _____________

 

 

Заявитель:

ООО «Геострой»

 35<.....>

 

Организатор торгов:

Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу 690091, г. В<.....>

geo@dgk.dvpr.ru

 

Третье лицо:

Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Забайкальскому краю

67200<.....>

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения                                                                                          г. Чита

объявлена 15 марта 2023 года,

решение в полном объеме

изготовлено 16 марта 2023 года

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалобы № 075/10/18.1-59/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии –   руководитель  управления <.....>

Члены Комиссии:

<.....>чальник отдела антимонопольного контроля и рекламы

<.....> главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

по рассмотрению жалобы (вх.№ 1061 от 22.01.2023) ООО «Геострой» (далее – общество; заявитель, ИНН 7722831864) на действия Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2721117859), при организации и проведении аукциона на право пользования участком недр Петровка р., лев. пр. р. Б. Куларки, расположенным на территории Сретенского района Забайкальского края, для разведки и добычи россыпного золота в том числе, использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств (извещение о проведении торгов № 22000092350000000066), в присутствии посредством ВКС:

- представителя ООО «Геострой» по доверенности от 01.03<.....>

- от организатора аукциона -представитель Департамента по недропользованию п<.....>

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Забайкальского УФАС России (далее - Управление) поступила жалоба ООО «Геострой» на действия Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, при организации и проведении аукциона на право пользования участком недр Петровка р., лев. пр. р. Б. Куларки, расположенным на территории Сретенского района Забайкальского края, для разведки и добычи россыпного золота в том числе, использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств (извещение о проведении торгов № 22000092350000000066).

 Так, в поступившей жалобе, указано следующее.

Извещение о проведении аукционной процедуры и документация были размещены «27» декабря 2022 года на сайте ЭТП ГПБ, по адресу в сети «Интернет»: https://etp.gpb.ru.

Протокол рассмотрения заявок на участие в процедуре 22000092350000000066 от 10.02.2023г., опубликован в сети на официальной странице https://etp.gpb.ru. 16.02.2023г.

По окончании срока подачи заявок до 10:00ч. (время Московское) 27.01.2023г. было подано 4 заявки от участников, с порядковыми номерами:

ООО «Т<.....>ИТА» ИНН 7536151445;

АО «ПРИ<.....>СКИЙ» ИНН 2426003621;

ООО «А<.....>Г» 7536141052;

ООО «ГЕОСТРОЙ» ИНН 7722831864

По результатам рассмотрения заявок участников аукционной комиссией, принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе ООО «ГЕОСТРОЙ» ИНН 7722831864 КПП 232001001, ОГРН 1147746038725, адрес: 354000, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, дом 11, помещение 21, тел/факс 8(862<.....> ge<.....>

Основанием к не допуску заявки ООО «ГЕОСТРОЙ» к участию в аукционе с позиции аукционной комиссии послужило следующее:

В справке о применяемых технологиях, представленной ООО «ГЕОСТРОЙ» в соответствии с пп. «з» п.37 Правил проведения аукциона, отсутствуют сведения о планируемых работах по разведке участка недр.

Отсутствие намерений по проведению работ по разведке участка недр подтверждается отсутствием в перечне технических средств, приложенном к заявке бурового оборудования, требуемого для проведения разведочных работ на участке недр в соответствии с Порядком и условиями проведения аукциона.

К заявке не приложен перечень лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии с требованием пп. «и» п.37 Правил.

На указанных основаниях аукционной комиссией принято решение об отказе в приемке заявки в соответствии с п.п.1 ст.14 Закона Российской Федерации «О недрах».  

С решением аукционной комиссии, оформленной Протоколом от 10.02.2023г. заявитель не согласен на основании следующего:

1. Согласно разделу I п. 2 и разделу III п. 12 приказа № 278 от 11.12.2006 МПР РФ «Об утверждении классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» — если основная часть запасов месторождения представлена категорией С1, данное месторождение относится к разведанному и подготовленному к отработке. Соответственно требование о предоставлении сведений о технологии планируемых работах по разведке месторождения р. Петровка, лев. пр. р. Б. Куларки является не обоснованным, так как согласно Приложению № 3 к приказу Дальнедра от 26.12.2022 №458 глава II «Общие сведения об участке недр», государственным балансом запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2022 по месторождению россыпного золота Петровка р., лев. пр. р. Б. Куларки учтены балансовые запасы категории С1 в количестве 222 тыс. м³ песков и 132 кг золота с содержанием 595 мг/м³, категории С2 в количестве 11 тыс. м³ песков и 5 кг золота с содержанием 455 мг/м³ и забалансовые запасы категории С1 в количестве 85 тыс. м³ песков и 29 кг золота с содержанием 341 мг/м³ (запасы утверждены ТКЗ Читагеолкома, протокол № 357 от 17.11.1994 г.), т.е. месторождение россыпного золота Петровка р., лев. пр. р. Б. Куларки относится к разведанному и подготовленному к отработке.

2. Касательно довода аукционной комиссии об отсутствии у ООО «ГЕОСТРОЙ» бурового оборудования, обращаем внимание на то, что у организации имеется необходимое буровое оборудование, требуемое для проведения геологоразведочных работ на участке, а именно два транспортно-гусеничных вездехода ТГВ-6-Б, оснащенного буровым оборудованием, что отражено в их технических характеристиках, содержащихся в приложениях к Акту приема-передачи (ОС-1) объекта основных средств №С<.....>от 09.04.2021 по Договору лизинга №<.....>СО<.....>1 от 16.02.2021г. и к Акту приема-передачи (ОС-1) объекта основных № С<.....> 09.04.2021г. к Договору лизинга №25<.....>1 от 16.02.2021г. Данный факт подтверждается наличием указанных договоров лизинга в перечне документов (Перечень технических средств) и отчетом по основным средствам. 

Компанией ООО «ГеоСтрой» не приложен перечень лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии с требованием пп «и» п. 34 Правил проведения аукциона, так как согласно планируемым видам работ, лицензированию подлежит только один вид деятельности — топографо-маркшейдерская деятельность. Лицензия на данный вид деятельности представлена в пакете документов «Перечень квалифицированных специалистов», в котором содержится Договор подряда №01/01/23 на маркшейдерское обслуживание от 10.01.2023г. с ИП Крю<.....> одним из приложений к которому является Лицензия на осуществление маркшейдерских работ №ПМ-6<.....> 28.12.2020г. (Сери<.....>20), выданная Федеральной службой по экологии, технологическому и атомному надзору.    

 Значение слова «Перечень», предполагает перечисление (список) из нескольких составляющих. Соответственно замечание о не предоставлении перечня лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии с требованием пп. «и» п. 34 Правил проведения аукциона, считаем не обоснованным.

Также сообщаем, что в соответствии с п.63 Постановления Правительства РФ от 28.12.2021г. №2499, Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе размещается не позднее дня его подписания членами аукционной комиссии организатором аукциона на сайте электронной площадки. Не позднее одного часа с момента размещения протокола рассмотрения заявок на сайте электронной площадки указанный протокол размещается на официальном сайте. Также в соответствии с п.64 данного Постановления, в течение одного часа с момента размещения протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе на сайте электронной площадки оператор электронной площадки направляет уведомления о размещении протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе заявителям.

Те же требования установлены п. 17 Порядка и условий проведения аукциона на право пользования участком недр  «Петровка р., лев. пр. р. Б. Куларки», утв. Приказом Департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу №458 от 26.12.2022г.

Считаем, что принятие решения о не допуске ООО «ГЕОСТРОЙ» к участию в аукционе связано с ненадлежащим исследованием аукционной комиссией представленной на ее рассмотрение документации, формальный подход к исследованию поступивших материалов, а также, возможно намеренное ограничение конкуренции среди подавших заявки претендентов на участие в аукционе.

Согласно ч. 1 ст. 1 № 223-ФЗ, следует создавать условия добросовестного соперничества. В п. 2 ч. 1 ст. 3 указано, что необходимо исключить дискриминацию и необоснованные действия по отношению к участвующим лицам.

На основании изложенного заявитель просит:

1. Признать незаконными действия Заказчика - ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ в части принятия решения о несоответствии заявки Общества с ограниченной ответственностью «ГЕОСТРОЙ» по основаниям, не предусмотренным законом.

2.   Отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в процедуре 22000092350000000066 от 10.02.2023г., опубликованный в сети на официальной странице https://etp.gpb.ru 16.02.2023г.

3. Выдать предписание Заказчику (ДЕПАРТАМЕНТУ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ) на совершение процедуры размещения на официальной странице аукциона https://etp.gpb.ru информации об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в процедуре 22000092350000000066 от 10.02.2023г., назначения новой даты подачи и рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также даты проведения аукциона в соответствии с требованиями законодательства с учетом решения антимонопольного органа.

Рассмотрение жалобы назначено на 06 марта 2023 года в 09 часов 00 минут по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 1.

Лица, участвующие в жалобе, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы на сайте Забайкальского УФАС России.

К указанной дате заседания Комиссии по рассмотрению жалобы – 06.03.2023, представлены письменные возражения отдела геологии и лицензирования по Забайкальскому краю (далее - Отдел) и запрашиваемые документы от заявителя.

На заседание Комиссии лично явился представитель ООО «ГеоСтрой» по доверенности от 01.<.....>3 - Б<.....>средством ВКС от организатора аукциона участвовал представитель Департамента по недропользованию по ДФО по доверенности №<.....>0.01.2023 – К<.....>

Согласно письменным пояснениям Отдела, на момент написания возражения на жалобу ООО «Альянс Майнинг» в отдел геологии и лицензирования по Забайкальскому краю (далее - Забайкалнедра), указанная жалоба не поступала.

Комиссия Управления отмечает, что в настоящем случае рассматривается жалоба ООО «ГеоСтрой».

Из пояснений также следует, что согласно п. 9 Порядка, проведение аукциона обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки из числа операторов электронной площадки, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 10 Порядка, документооборот между организатором аукциона, членами аукционной комиссии, заявителями и участниками аукциона осуществляется посредством электронной площадки в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью указанных субъектов либо лиц, имеющих право действовать от имени соответственно организатора аукциона, заявителя или участника аукциона.

В соответствии с п 40 Порядка «Подавая заявку, заявитель соглашается с положениями, приведенными в решении о проведении аукциона, порядком и условиями проведения аукциона, требованиями к аукционной документации, со включением условий пользования участком недр, предусмотренных порядком и условиями проведения аукциона, в лицензию на пользование недрами, а также со включением сведений, предусмотренных частью первой статьи 14 1 Закона Российской Федерации «О недрах», в реестр недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр в случае признания заявителя победителем аукциона и неуплаты им в срок, установленный частью четвертой статьи 40 Закона Российской Федерации «О недрах», и (или) в размере, установленном протоколом о результатах аукциона, окончательного размера разового платежа за пользование недрами».

Согласно условиям проведения аукциона, участок недр предоставляется в пользование для разведки и добычи золота из россыпных месторождений.

В свою очередь в справке о применяемых технологиях, представленной ООО «Геострой» в соответствии с пп. «з» п. 37 Правил проведения аукциона, отсутствуют сведения о планируемых работах по разведке участка недр.

Дополнительно отсутствие намерений по проведению работ по разведке участка недр подтверждается тем, что в перечне технических средств, приложенном к   заявке   отсутствует   буровое   оборудование,   требуемое   для   проведения разведочных работ на участке недр в соответствии с Порядком и условиями проведения аукциона.

 Перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в аукционе определен п 37. Порядка. В соответствии с пп. и п. 37 Порядка к заявке должен быть приложен перечень лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, необходимых для осуществления пользования участком недр в соответствии с планируемой технологией проведения работ и предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении заявителя, а также привлеченных им юридических и физических лиц (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц). В этом перечне указываются регистрационные номера лицензий и даты их предоставления.

К   заявке   Общества   не   приложен   перечень   лицензий   на   осуществление отдельных видов деятельности в соответствии с требованием пп. «и» п. 37 Порядка.

Согласно абз. 14 ст. 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», не допускается выдача лицензии на пользование недрами по результатам аукциона, ранее, чем через десять дней со дня подписания протокола о результатах аукциона, таким образом, в настоящие время лицензия на право пользования недрами не выдана.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № ФЗ-135 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.

Комиссией принято решение о назначении рассмотрения жалобы на 15.03.2023 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 1.

К указанной дате заседания Комиссии представлены письменные пояснения отдела геологии и лицензирования по Забайкальскому краю.

Так, указано, что в соответствии со ст. 6 закона РФ «О недрах» недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения;

2)  геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых;

4)  строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,

5)    образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;

6)   сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

В соответствии со ст. 23 закона РФ «О недрах» при пользовании участком недр должны соблюдаться основные требования по рациональному использованию и охране недр, включающие:

п. 2 - обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр;

п. 3 - проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

п. 5 - обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

Отмечаем, что запасы месторождения р. Петровка, лев. пр. р. Б. Куларки были подсчитаны и утверждены в 1994 году (Протокол ТКЗ Читагеолкома №357 от 17.11.1994 г.). По данным из открытых источников сети интернет средняя цена на золото в 1994 г составляла 384 доллара США за тройскую унцию, в 2022 - 1834 доллара США за тройскую унцию. С момента подсчета запасов 1994 года цена выросла более чем в 4 раза, что говорит о необходимости пересчета запасов месторождения в изменившихся экономических условиях для соблюдения требований, в том числе, п. 5 ст. 23 Закона РФ «О недрах».

Дополнительно информируем что, в соответствии с п. 77 Приложения 41 к Методическим рекомендациям по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (алмазов), утвержденных Распоряжением Министерства природных ресурсов РФ от 5 июня 2007 г. №37-р. пересчет и переутверждение запасов в установленном порядке производится, в том числе, при существенном и стабильном увеличении мировых цен на продукцию предприятия (более 50 %) от заложенных в обоснования кондиций.

На основании этого, а также с целью соблюдения п. 2, 3, 5 ст. 23 закона РФ «О недрах» в основные условия пользования участком недр включено обязательство по осуществлению разведки месторождения.

В свою очередь, сообщаем, что в соответствии с ст. 36.1 закона РФ «О недрах» геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку месторождений полезных ископаемых, проводится в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным казенным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов, за счет средств заявителей          и          в          соответствии          с          «Правилами проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение..», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. №674.

Конкретные виды и объемы работ по разведке участка недр в соответствии условиями пользования недрами, закрепленными в лицензии, устанавливаются в проектной документации.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения присутствующих сторон, Комиссия Забайкальского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

С учетом вышеприведенных нормативных положений следует,  что   антимонопольный орган правомочен рассматривать жалобы на действия (бездействие)  организатора торгов,  оператора электронной площадки,  конкурсной или аукционной комиссии.

В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) принятие решения о проведении аукциона, о составе аукционной комиссии осуществляется:

1) Правительством Российской Федерации - в отношении участков недр федерального значения;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении участков недр местного значения;

3) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами - в отношении участков недр, за исключением участков недр федерального или местного значения.

Объявление о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт) одновременно с размещением на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сайт электронной площадки).

Согласно опубликованному на сайте «https://torgi.gov.ru/new» Приказу № 458 от 26.12.2022 Департаментов по недропользованию по ДФО среди прочего, принято решение о проведении в 2023 году аукцион на право пользования участком недр «Петровка р., лев. пр. р. Б. Куларки», расположенного на территории Сретенского района Забайкальского края, для разведки и добычи золота из россыпных месторождений, (далее - Аукцион) согласно решению о проведении Аукциона, приведенному в приложении № 1 к настоящему приказу.

Утвердить Порядок и условия проведения аукциона на право пользования участком недр «Петровка р., лев. пр. р. Б. Куларки», расположенным на территории Сретенского района Забайкальского края, для разведки и добычи золота из россыпных месторождений в соответствии с приложением № 3 к настоящему приказу.

Согласно решению о проведении рассматриваемого аукциона, являющегося Приложением №1 к вышеуказанному Приказу, целевое назначение участка недр - разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе, использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств.

В соответствии с Порядком и условиями проведения аукциона на право пользования участком недр, являющегося Приложение № 3 к Приказу (далее - Порядок), Россыпь долины р. Петровка открыта в 1878 году Поисковой партией Нерчинского горного округа и разрабатывалась старателями открытым раздельным способом.

В 1971-1972 гг. проводились поисковые работы Усть-Карийской партией (МЦМ СССР Главгеология, Забайкальская КГРЭ).

В 1986-1992 гг. ГП «Забайкалзолоторазведка» выполнена детальная разведка россыпи (Куклин Г.Д., Скороходов В.Ф. «Отчет о детальной разведке россыпи золота р. Петровка с подсчетом запасов по состоянию на 1.06.1994 г. Инв. № 16713).

Государственным балансом запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2022 по месторождению россыпного золота Петровка р., лев. пр. р. Б. Куларки учтены балансовые запасы категории С1 в количестве 222 тыс. м³ песков и 132 кг золота с содержанием 595 мг/м³, категории С2 в количестве 11 тыс. м³ песков и 5 кг золота с содержанием 455 мг/м³ и забалансовые запасы категории С1 в количестве 85 тыс. м³ песков и 29 кг золота с содержанием 341 мг/м³. Запасы утверждены ТКЗ Читагеолкома, протокол № 357 от 17.11.1994 г.

Из вышеуказанного следует, что в 1986-1992 гг. ГП «Забайкалзолоторазведка» выполнена детальная разведка россыпи.

При этом, согласно аукционной документации целевое назначению участка недр – разведка и добыча полезных ископаемых.

Как указывает организатор аукциона, в соответствии с п. 77 Приложения 41 к Методическим рекомендациям по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (алмазов), утвержденных Распоряжением Министерства природных ресурсов РФ от 5 июня 2007 г. №37-р. пересчет и переутверждение запасов в установленном порядке производится, в том числе, при существенном и стабильном увеличении мировых цен на продукцию предприятия (более 50 %) от заложенных в обоснования кондиций.

Комиссия отмечает, что согласно указанному Приложению Распоряжения МПР России от 05.06.2007 № 37-р «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» на которое ссылается Департамент, пересчет и переутверждение запасов в установленном порядке производится по инициативе недропользователя, а также контрольных и надзорных органов в случаях существенного изменения представлений о качестве и количестве запасов месторождения и его геолого-экономической оценке в результате дополнительных геологоразведочных и добычных работ.

По инициативе недропользователя пересчет и переутверждение запасов производится при наступлении случаев, существенно ухудшающих экономику предприятия:

- существенном неподтверждении разведанных и утвержденных ранее запасов и (или) их качеств;

- объективном, существенном (более 20%) и стабильном падении цены продукции при сохранении уровня себестоимости производства;

- изменении требований промышленности к качеству минерального сырья;

- когда общее количество балансовых запасов, списанных и намечаемых к списанию как неподтвердившихся (в процессе дополнительной разведки, эксплуатационной разведки и разработки месторождения), а также не подлежащих отработке по технико-экономическим причинам, превышает нормативы, установленные действующим положением о порядке списания запасов полезных ископаемых с баланса горнодобывающих предприятий (т.е. более 20%).

По инициативе контрольных и надзорных органов пересчет и переутверждение запасов производится при наступлении случаев, ущемляющих права недровладельца (государства) в части необоснованного уменьшения налогооблагаемой базы:

- увеличении балансовых запасов по сравнению с ранее утвержденными более чем на 50%;

- существенном и стабильном увеличении мировых цен на продукцию предприятия (более 50% от заложенных в обоснования кондиций);

- разработке и внедрении новых технологий, существенно улучшающих экономику производства;

- выявлении в рудах или вмещающих породах ценных компонентов или вредных примесей, ранее не учтенных при оценке месторождения и проектировании предприятия.

То есть, указанное Департаментом основание для пересчета и переутверждения запасов при случае существенного и стабильного увеличения мировых цен на продукцию предприятия относится к инициативе контрольных и надзорных органов. Кроме того, данные положения относятся не к разведке, упомянутой в целевом назначении, а к пересчету и переутверждению запасов. Департаментом не приведено правовой позиции и доказательств относительно соотношения разведки и пересчета/переутверждения, как аналогичных друг другу этапов, которые взаимозаменяют друг друга, что позволит организатору торгов требовать выполнения одних и тех же работ дважды. Отсутствуют доводы организатора торгов, подтверждающие необходимость проведения работ по разведке месторождения вновь, по которому уже выполнена детальная разведка ранее.

Выясненные обстоятельства по вопросу повторной разведки и предмета аукциона, его целевого назначения относится к аукционной документации.

Жалобы на действия организатора открытого конкурса, комиссии организатора рассматриваются УФАС по правилам, установленным ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ

В соответствии с положениями части 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными. При этом законодатель не разграничивает этапы организации и проведения торгов, на которых допущенные нарушения установленных законом правил влекут указанные последствия.

В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Также согласно части 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

Однако, при этом, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах, Закон № 2395-1).

ООО «ГеоСтрой» подана заявка с приложением документов на участие в рассматриваемом аукционе.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения аукциона может последовать в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;

5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр;

6) наличие обстоятельства, предусмотренного частью второй статьи 14.1 настоящего Закона.

Заявка ООО «ГеоСтрой» аукционной комиссией признана не соответствующей установленным требованиям документации.

Статьей 6 Закона о недрах установлены виды пользования недрами: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (п. 2);

- разведка и добыча полезных ископаемых (п. 3).           

Частью 2 статьи 6 Закона о недрах установлено, что недра могут предоставляться в
пользование для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по
совмещенной лицензии).

Согласно решению о проведении рассматриваемого аукциона, являющегося Приложением №1 к вышеуказанному Приказу, целевое назначение участка недр - разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе, использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств. 

Согласно требованиям к содержанию заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр, являющегося Приложением №5 к Приказу, подавая заявку, заявитель соглашается с положениями, приведенными в решении о проведении Аукциона, порядком и условиями проведения Аукциона, настоящими требованиями к аукционной документации, со включением условий пользования участком недр, предусмотренных порядком и условиями проведения Аукциона, в лицензию на пользование недрами.

Отказ в приеме заявки осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 14 Закона Российской Федерации «О недрах».

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 10.02.2023, по данному субъекту, принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе. Среди причин отказа отражено следующее: в соответствии с Порядком и условиями проведения аукциона участок недр предоставляется в пользование для разведки и добычи золота из россыпных месторождений. В свою очередь в справке о применяемых технологиях, представленной ООО «Геострой» в соответствии с пп. «з» п. 37 Правил проведения аукциона, отсутствуют сведения о планируемых работах по разведке участка недр.

То есть, ООО «ГеоСтрой» в поданной заявке указаны технологии проведения работ не соответствующие целевому назначению пользования недрами и предмету Аукциона на предоставляемом участке, так как в заявке отсутствует описание работ направленных на разведку недр.

Таким образом, общество, заявляя об отсутствии намерений по совершению действий по разведке недр,  при этом соглашаясь, при подаче заявки на условия аукциона, нарушило установленные требования (определение Верховного суда Российской Федерации от 15.10.2014 года № 307-ЭС14-2046; Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 № 05АП-3273/2022 по делу № А51-22052/2021).

Изложенное свидетельствует о несостоятельности довода общества о неправомерности отклонения заявки организатором аукциона в данной части.

Относительно довода ООО «ГеоСтрой» о неправомерном избрании основания организатором аукциона о нарушении обществом требований пп. «и» п. 37 Правил, Комиссия Управления отмечает следующее.

Из протокола рассмотрения заявок следует, что обществом к заявке не приложен перечень лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии с требованием пп. «и» п. 37 Правил.

Согласно Требованиям к содержанию заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр, являющегося Приложением №5 к Приказу, к заявке прилагаются, среди проего, следующие электронные документы:

ж) данные о том, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами;

з) справка с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр, подписанная заявителем или лицом, имеющим право действовать от имени заявителя;

и) перечень лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, необходимых для осуществления пользования участком недр в соответствии с планируемой технологией проведения работ и предусмотренных Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении заявителя, а также привлеченных им юридических и физических лиц (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц). В этом перечне указываются регистрационные номера лицензий и даты их предоставления.

В письменных пояснениях общество указывает, что согласно планируемым видам работ, лицензированию подлежит только один вид деятельности — топографо-маркшейдерская деятельность.

Лицензия на данный вид деятельности представлена в пакете документов «Перечень квалифицированных специалистов», в котором содержится Договор подряда №<.....> на маркшейдерское обслуживание от <.....>3г. с ИП <.....>чем, одним из приложений к которому является Лицензия на осуществление маркшейдерских работ.

Комиссия Управления отмечает, что обществом в составе заявке представлен документ «перечень квалифицированных специалистов ИП <.....> однако требуемый перечень лицензий на осуществление видов деятельности согласно пп.7 п. 37 Правил, в составе заявки отсутствует

Изложенное не позволяет  сделать вывод о неправомерности отклонения заявки ООО «ГеоСтрой» организатором в рассматриваемом аукционе. Доводы заявителя своего подтверждения не находят.

При рассмотрении Жалобы 15.03.2023 представителем ООО «ГеоСтрой» в устном порядке заявлено ходатайство о необходимости рассмотрения обстоятельств проведения данного аукциона на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства. Оснований для отказа в удовлетворении ходатайства, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 17, 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23, Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия:

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Геострой» на действия Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, при организации и проведении аукциона на право пользования участком недр Петровка р., лев. пр. р. Б. Куларки, расположенным на территории Сретенского района Забайкальского края, для разведки и добычи россыпного золота в том числе, использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств (извещение о проведении торгов № 22000092350000000066), необоснованной.

2. Передать материалы жалобы должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе на предмет наличия признаков нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

В соответствие со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    <.....>

 

Члены Комиссии:                                                                                                           <.....>

<.....>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны