Решение №ИА/60571/16 Решение по жалобе на постановление № 4-14.32-658/00-30-16 от 2 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы

на постановление о наложении штрафа

 

«30» августа 2016 года г. Москва

 

Я, руководитель Федеральной антимонопольной службы Артемьев Игорь Юрьевич, рассмотрев материалы жалобы на постановление от 04.08.2016 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении 4-14.32-658/00-30-16 в отношении ООО «ГК «РИМ» (место нахождения: 117405, Москва, Варшавское шоссе, д. 141, стр. 80; ИНН 7726744154; КПП 772601001), в отсутствие законного представителя ООО «ГК «РИМ», в присутствии защитника <...> (по доверенности от 23.06.2016 № б/н),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии ФАС России от 12.05.2016 по делу № 1-11-181/00-30-15 ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-Снаб», ООО «ГК «РИМ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад» признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Комиссией установлено, что между ОАО «АРТИ-Завод» (далее также - Предприятие), ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК «РИМ» в период не позднее апреля 2014 года заключено и реализовано антиконкурентное соглашение (далее — Соглашение), которое привело к отказу участников Соглашения от самостоятельного поведения при реализации противогазов фильтрующих ПМК-С и его модификаций (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1) (далее также - Товар), принятых на снабжение в системе МВД России, а также к поддержанию цен на торгах на реализацию Товара.

Схема реализации Товара имела свои особенности. Договоры поставок, а также иные соглашения с дилерами ОАО «АРТИ-Завод» на реализацию противогазов фильтрующих ПМК-С и его модификаций не подписывались, а право на реализацию данного Товара, согласно полученных в ходе проверок письменных пояснений (исх. № 1436 от 22.06.2015), предложено ограниченному числу дилеров, которые были уведомлены ОАО «АРТИ-Завод» в письменной форме (исх. от 01.12.2014 № 3233) о характеристиках продукции и отпускной цене завода-изготовителя на противогазы фильтрующие ПМК-С, по которой они смогут осуществлять поставки для нужд государственных заказчиков. Из числа дилеров и дистрибьюторов ОАО «АРТИ-Завод» право на реализацию Товара предоставлено ответчикам, а именно: ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК «РИМ».

В аукционах, проводимых МВД России и его учреждениями материально-технического снабжения, на поставку указанных фильтрующих противогазов для нужд МВД России и его структурных подразделений, принимают участие ОАО «АРТИ-Завод» и юридическое лицо, входящее с ним в одну группу лиц – ОАО «АРТИ», а также дилер Предприятия — ООО «СИЗ-СНАБ», допуская на всех торгах минимальное снижение начальной (максимальной) цены контракта не более чем в один шаг аукциона в электронной форме.

Поставку Товара по итогам проведенных аукционов в рамках заключенных государственных контрактов для нужд МВД и его структурных подразделений осуществлял один хозяйствующий субъект – ОАО «АРТИ-Завод». Фактов поставки данного Товара иными хозяйствующими субъектами государственным заказчикам - МВД России и его структурным подразделениям Комиссией не выявлено.

Также было установлено, что в целях реализации Товара по указанной схеме, участниками Соглашения применялась единая стратегия поведения при формировании государственным заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, а также дальнейшего участия в аукционах на поставку данного Товара.

Принимая во внимание, что цена на ПМК-С и его модификации при поставке по государственным контрактам должна быть обоснована заказчиком в закупочной документации в соответствии с действующим законодательством, ОАО «АРТИ-Завод» вместе с ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «ГК РИМ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад» достигли договоренности о предоставлении в адрес государственных заказчиков коммерческих предложений с ценой, установленной ОАО «АРТИ-Завод».

Таким образом, участники Соглашения достигли договоренности о подготовке и направлении в адрес государственных заказчиков — МВД России и его подразделений материально-технического снабжения, максимально схожих по цене за единицу Товара коммерческих предложений для формирования государственными заказчиками начальной (максимальной) цены контракта.

ООО «ГК «РИМ», будучи дилером ОАО «АРТИ-Завод», и заключив с ним, а также с ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-Снаб» и ООО «Защита-ГО Северо-Запад» Соглашение с целью формирования максимально возможного уровня цены на противогазы фильтрующие ПМК-С и его модификации, принятые на снабжение в системе МВД России, подготавливало и направляло в адрес государственных заказчиков коммерческие предложения, которые явились основанием для формирования начальной (максимальной) цены контрактов.

В аукционах на поставку Товара, в которых принимали участие участники Соглашения, учитывая минимальное снижение начальной (максимальной) цены контрактов, ООО «ГК «РИМ» обеспечило формирование выгодной для ОАО «АРТИ-Завод» цены на Товар.

Исходя из изложенного, Решением Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, вынесенным по делу № 1-11-181/00-30-15, в действиях ООО «ГК «РИМ» установлен факт нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола № 4-14.32-658/00-30-16 об административном правонарушении от 24.06.2016 в отношении ООО «ГК «РИМ».

Заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы Овчинниковым М. А. рассмотрен протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.32-658/00-30-16, возбужденного в отношении ООО «ГК «РИМ» по факту административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), и по результатам вынесено постановление от 04.08.2016 о наложении штрафа в размере 204 200 (двести четыре тысячи двести) рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «ГК «РИМ» в порядке главы 30 КоАП РФ обратилось к вышестоящему должностному лицу с жалобой на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 4-14.32-658/00-30-16 (далее - Жалоба), просит его отменить и прекратить производство по делу.

В обосновании своей Жалобы ООО «ГК «РИМ» приводит следующие аргументы.

1. В нарушение требований законодательства в Постановлении не указывается конкретное правонарушение, вменяемое ООО «ГК «РИМ».

Данный довод заявителя не соответствует действительности, так как в Постановлении указывается, что ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК РИМ», не позднее конца апреля 2014 года, заключили и реализовали иное антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах на поставку противогаза фильтрующего ПМК-С и его модификаций, принятых на снабжение в системе МВД России.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение штрафа.

В Постановлении указывается, что данные действия являются нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции и что ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Таким образом, Постановление содержит описание совершенного ООО «ГК «РИМ» правонарушения, его квалификацию в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции, а также определена правовая норма, устанавливающая административную ответственность за совершенное правонарушение.

2. При установлении факта нарушения антимонопольного законодательства действиям ООО «ГК «РИМ» дана неверная оценка, в том числе действиям при формировании начальных (максимальных) цен на противогаз ПМК-С, что привело к неправильной квалификации правонарушения.

В частности, ООО «ГК «РИМ» указывает, что квалифицирующий признак «поддержание цен на торгах» не может указывать на нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона.

Вместе с тем, довод ООО «ГК «РИМ» не может быть принят, поскольку перечень квалифицирующих признаков части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции не является закрытым и должностное лицо ФАС России при вынесении Постановления руководствовался фактическими обстоятельствами дела.

3. Неправильно произведен расчет размера административного штрафа в отношении ООО «ГК «РИМ», поскольку административный штраф должен быть определен кратно сумме выручки (расходов) правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение. Кроме того, ООО «ГК «РИМ» участвовало при формировании начальных (максимальных) цен не всех торгов, указанных в материалах дела.

Данный довод является необоснованным, так как диспозиция части 1 статьи 14.32 КоАП РФ предполагает следующие виды административных штрафов:

- кратный сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение;

- кратный сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение;

- кратный начальной стоимости предмета торгов;

- кратный совокупному размеру суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Учитывая то обстоятельство, что в действиях ООО «ГК «РИМ» установлен факт заключения и реализации антиконкурентнго соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах, в отношении правонарушителя подлежал применению штраф, кратный начальной стоимости предмета торгов.

В то же время, согласно части 1 статьи 14.32 КоАП РФ штраф, кратный начальной стоимости предмета торгов, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не может быть менее ста тысяч рублей.

Постановлением о наложении штрафа установлено, что штраф в отношении ООО «ГК «РИМ», кратный начальной стоимости предмета торгов, превышал одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Согласно полученным ФАС России сведений, совокупный размер выручки ООО «ГК «РИМ» от реализации всех товаров (работ, услуг), определенный в соответствии со статьями 248-249 Налогового кодекса РФ за 2014 год, то есть за год, предшествующий выявлению правонарушения, составил 5 105 000 рублей.

Таким образом, должностным лицом правомерно был назначен административный штраф в размере 204 200 рублей, что составляет одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки ООО «ГК «РИМ» от реализации всех товаров.

Размер наложенного штрафа не зависит от того, в каких конкретно из указанных в деле торгах (формировании начальных (максимальных) цен на торгах) участвовало ООО «ГК РИМ».

Должностным лицом ФАС России при рассмотрении дела об административном правонарушении всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства дела, определены состав и события административного правонарушения.

Обстоятельства совершения ООО «ГК «РИМ» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, полностью подтверждаются материалами дела.

Доводы ООО «ГК «РИМ», направленные на переоценку обстоятельств, установленных Решением Комиссии, являются несостоятельными. При этом порядок обжалования Решения ФАС России определен статьей 52 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 4.1 КоАП РФ были учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции, допускаются соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего закона, между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 настоящего закона, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Согласно сведениям, содержащимся в открытых источниках, выручка только ОАО «АРТИ-Завод» от реализации всех товаров, определенная в соответствии со статьями 248-249 Налогового кодекса РФ за последний календарный год, превышает четыреста миллионов рублей.

Таким образом, заключенное между ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-Снаб», ООО «ГК «РИМ» антиконкурентное Соглашение не является допустимым в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции.

Нарушений процедуры привлечения ООО «ГК «РИМ» к административной ответственности в действиях должностного лица ФАС России не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, а также статьей 23.48 и пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление от 04.08.2016 о наложении штрафа по делу № 4-14.32-658/00-30-16 об административном правонарушении в отношении ООО «ГК «РИМ» оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 30.3 и частью 1 статьи 30.9 КоАП РФ решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

 

И.Ю. Артемьев

Связанные организации

Связанные организации не указаны