Определение №30/38367/16 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела об административном правонару... от 7 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении 4-14.32-586/00-30-16 и проведении

административного расследования

 

« 7 » июня 2016 г. г. Москва

 

Я, заместитель начальника Контрольно-инспекционного управления в сфере ГОЗ Федеральной антимонопольной службы, Кравченко Д. Р., рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-181/00-30-15 и решение по настоящему делу от 28.04.2016 в отношении ОАО «АРТИ-Завод» (Моршанское шоссе, д. 19А, г. Тамбов, 392008, ИНН 6832006622), ОАО «АРТИ» (юридический адрес: ул. Ярославская, д. 50, комн. 202, Ярославская область, г. Углич, 152610, адрес местонахождения: ул. Шарикоподшипниковская, д. 13, стр. 2, г. Москва, 115088, ИНН 7612018737), ООО «СИЗ-СНАБ» (ул. Монтажников, д. 12, Тамбовская область, г. Тамбов, 392000, ИНН 6829095781), ООО «Защита-ГО Северо-Запад» (ул. Жукова, д. 18, литера Д, помещение 9Н, г. Санкт-Петербург, 195197, ИНН 7804407568), ООО «ГК «РИМ» (Варшавское ш., д. 141, стр. 80, г. Москва, 117405, ИНН 7726744154),

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-181/00-30-15 ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-Снаб», ООО «ГК «РИМ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад» признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-181/00-30-15 установлены следующие обстоятельства.

ОАО «АРТИ-Завод» (ИНН 6832006622) входит в группу компаний АРТИ, состоящую из ОАО «АРТИ-Завод» (ИНН 6832006622), ОАО «АРТИ» (ИНН 7612018737), ОАО «АРТИ-Резинопласт» (ИНН 6829057264), ЗАО «ИЗОД» (ИНН 7743583348) и ОАО «Тамбовгальванотехника» им. С.И. Лившица (ИНН 6829008806), которые в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции признаются группой лиц.

ОАО «АРТИ-Завод» осуществляет производство продукции производственно-технического назначения (средства индивидуальной защиты населения, специализированные средства защиты, в том числе противогазы промышленные, гражданские и войсковые), оптовую и розничную торговлю, торгово-посредническую, закупочную, сбытовую деятельность, маркетинговую деятельность, разработку, проектирование, производство, сертификацию и продажу различных видов продукции, в том числе средств индивидуальной защиты.

Кроме того установлено, что единственным производителем фильтрующего противогаза ПМК-С и его модификаций (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1) на территории Российской Федерации является ОАО «АРТИ-Завод». ОАО «АРТИ-Завод» имеет бессрочную лицензию в области вооружения и военной техники по классу ЕКПС 4250 (Средства индивидуальной защиты) от 25.03.2014 № 003147 ВВТ-ОПУ. Противогаз фильтрующий ПМК-С и его модификации состоят на снабжении в МВД России и Внутренних войсках МВД России в соответствии с приказами МВД России от 21.11.2014 № 1056дсп и от 18.03.2014 № 158дсп.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», проведен анализ о состоянии конкуренции на товарном рынке реализации средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее — Анализ).

По результатам Анализа установлено, что единственными потребителями противогаза фильтрующего ПМК-С и его модификаций (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1) являются МВД России и его подразделения материально-технического снабжения, осуществляющие закупки для нужд заказывающих подразделений МВД России. При этом, учитывая, что данное изделие не является взаимозаменяемым товаром с другими моделями противогазов, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка определен противогаз фильтрующий ПМК-С и его модификации (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1), принятые на снабжение в системе МВД России (далее — Товар).

Настоящим Анализом также установлено, что географическими границами рынка исследуемого Товара является территория Российской Федерации.

Комиссией установлено, что между ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК «РИМ» в период не позднее апреля 2014 года заключено и реализовано антиконкурентное соглашение (далее — Соглашение), которое привело к фактическому устранению конкуренции, как на товарном рынке, так и на торгах на поставку противогазов фильтрующих ПМК-С и его модификаций (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1), принятых на снабжение в системе МВД России, и было направлено на поддержание цен на торгах на данный Товар.

Схема реализации Товара имела свои особенности. Договоры поставок, а также иные соглашения с дилерами ОАО «АРТИ-Завод» на реализацию противогазов фильтрующих ПМК-С и его модификаций не подписывались, а право на реализацию данного Товара, согласно полученных в ходе проверок письменных пояснений (исх. № 1436 от 22.06.2015), предложено ограниченному числу дилеров, которые были уведомлены ОАО «АРТИ-Завод» в письменной форме (исх. от 01.12.2014 № 3233) о характеристиках продукции и отпускной цене завода-изготовителя на противогазы фильтрующие ПМК-С, по которой они смогут осуществлять поставки для нужд государственных заказчиков. Из числа дилеров и дистрибьюторов ОАО «АРТИ-Завод» право на реализацию Товара было предоставлено ответчикам по настоящему делу, а именно: ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК «РИМ».

В аукционах, проводимых МВД России и его учреждениями материально-технического снабжения, на поставку указанных фильтрующих противогазов для нужд МВД России и его структурных подразделений, принимают участие ОАО «АРТИ-Завод» и юридическое лицо, входящее с ним в одну группу лиц – ОАО «АРТИ», а также дилер Предприятия — ООО «СИЗ-СНАБ», допуская на всех торгах минимальное снижение начальной (максимальной) цены контракта не более чем в один шаг аукциона в электронной форме. В случае, если в аукционе принимала участие организация, не являющаяся участником антиконкурентного соглашения, ответчики по делу отказывались от конкурентной борьбы и не снижали начальную (максимальную) цену контракта более чем на один шаг.

Поставку Товара по итогам проведенных аукционов в рамках заключенных государственных контрактов для нужд МВД и его структурных подразделений осуществлял один хозяйствующий субъект – ОАО «АРТИ-Завод». Фактов поставки данного Товара иными хозяйствующими субъектами государственным заказчикам - МВД России и его структурным подразделениям Комиссией не выявлено. Таким образом, данный ранок является монопольным.

Также было установлено, что в целях реализации Товара по указанной схеме, участниками Соглашения применялась единая стратегия поведения при формировании государственным заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, а также дальнейшего участия в аукционах на поставку данного Товара.

Принимая во внимание, что цена на ПМК-С и его модификации при поставке по государственным контрактам должна быть обоснована заказчиком в закупочной документации в соответствии с действующим законодательством, ОАО «АРТИ-Завод» вместе с ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «ГК РИМ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад» достигли договоренности для предоставления в адрес государственных заказчиков коммерческих предложений с ценой, установленной ОАО «АРТИ-Завод».

В результате указанных действий участников Соглашения МВД России и его учреждения материально-технического снабжения приобретали принятый на снабжение противогаз фильтрующий ПМК-С и его модификации за цену, превышающую более чем 30 % установленной Федеральной службой по тарифам РФ (далее — ФСТ РФ) прогнозной цены на данный товар на период 2014-2015 гг. (письмо от 13.03.2015 № ИБ-2884/7). В соответствии с Заключением ФСТ России о прогнозной цене на продукцию, планируемую к поставке по государственному оборонному заказу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, ФСТ РФ полагает возможным рекомендовать цену на противогазы фильтрующие ПМК-С в размере 2 410.20 руб. (без НДС) на 2015 год (письмо от 11.03.2015 № ИБ-2740/7дсп).

Таким образом, участники Соглашения достигли договоренности о подготовке и направлении в адрес государственных заказчиков — МВД России и его подразделений материально-технического снабжения, максимально схожих по цене за единицу Товара коммерческих предложений для формирования государственными заказчиками начальной (максимальной) цены контракта.

Временем заключения Соглашения и моментом его реализации необходимо считать период времени, предшествующий подготовке коммерческих предложений для определения государственными заказчиками начальной (максимальной) цены контракта на поставку противогаза фильтрующего ПМК-С, то есть не позднее апреля 2014 года.

Учитывая, что противогаз фильтрующий ПМК-С принят на снабжение в системе МВД России, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», документация об аукционе содержала указания о наименовании конкретного закупаемого противогаза. При таких условиях, ОАО «АРТИ-Завод», являясь единственным производителем Товара, а также иные участники Соглашения, обеспечив заранее оговоренный уровень начальной (максимальной) цены контракта, устранили конкуренцию на аукционах в электронной форме на закупку Товара. В ходе проведения аукционов, в целях создания видимости (имитации) конкуренции на торгах, участники Соглашения делали по одному ценовому предложению с минимальным понижением начальной (максимальной) цены контракта не более чем на 0,5 %.

Комиссией также установлено, что для реализации Соглашения, направленного как на недопущение конкуренции на рынке указанного Товара, так и на торгах на его поставку с целью поддержания цен на этих торгах, его участники использовали следующую стратегию поведения.

ОАО «АРТИ-Завод», определив из всего состава дилеров и дистрибьюторов, осуществляющих поставки производимой им продукции, только определенный круг дилеров: ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК «РИМ», ООО ТД «Промзащита», ООО «Таганай АВМ», направило в их адрес письмо (исх. от 01.12.2014 № 3233) о том, что ОАО «АРТИ-Завод» поставил на производство противогаз фильтрующий ПМК-С. В данном письме указано о необходимости сообщения в адрес ОАО «АРТИ-Завод» о возможных отгрузках противогазов фильтрующих ПМК-С по заранее определенной цене – 3 900 руб. за единицу, включая НДС 18%. Ответными письмами ООО «Защита-ГО Северо-Запад» (исх. № 152 от 02.12.2014) и ООО «ГК «РИМ» (исх. № 407 от 03.12.2014), от имени которых впоследствии формировались коммерческие предложения о цене изделия для определения государственным заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, обязались информировать о всех подобных случаях заблаговременно. При этом ни ООО ТД «Промзащита», ни ООО «Таганай АВМ» на предложение ОАО «АРТИ-Завод» осуществлять реализацию ПМК-С не ответили, коммерческие предложения для формирования начальной (максимальной) цены контракта в адрес государственных заказчиков не направляли, а также в торгах на поставку Товара не участвовали, в связи с чем участниками Соглашения не являются.

ОАО «АРТИ-Завод» из указанного выше круга дилеров «определило» своими «конкурентами» для участия в конкурентных процедурах на поставки Товара ОАО «АРТИ» и ООО «СИЗ-СНАБ» с целью дальнейшей имитации конкуренции на торгах.

Комиссией также установлено, что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники (далее – ВВТ) является видом деятельности, подлежащим лицензированию. Учитывая, что противогазы фильтрующие ПМК-С, ПМК-СВ, ПМК-СВ-1, принятые на снабжение в системе МВД России, отнесены государственным заказчиком к ВВТ, правом осуществлять их реализацию обладает юридическое лицо, имеющее лицензию на вид работ «производство и реализация вооружения и военной техники» в составе лицензируемого вида деятельности «разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что государственным заказчиком в лице МВД России и его подразделений материально-технического снабжения при разработке и размещении документации об аукционах на поставку Товара не было предусмотрено требование о наличии у участника закупки лицензии в области ВВТ. Указанные обстоятельства привели к участию в конкурентных процедурах на поставку Товара хозяйствующих субъектов-участников Соглашения, не имеющих права, в силу требований закона, осуществлять реализацию ВВТ.

В соответствии с письмом Минпромторга России от 15.01.2016 № ЦС-1007/13 противогаз фильтрующий ПМК-С и его модификации (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1), принятые на снабжение в системе МВД России, относятся к видам продукции, свободная реализация которых запрещена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179.

Таким образом, ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК РИМ», не позднее конца апреля 2014 года, заключили и реализовали иное антиконкурентное соглашение, которое привело к недопущению (ограничению) конкуренции на торгах на поставку Товара, выразившееся в создании видимости (имитации) конкуренции на рынке противогаза фильтрующего ПМК-С и его модификаций, принятых на снабжение в системе МВД России, с целью формирования начальных (максимальных) цен контрактов на поставку указанного Товара, установленных Предприятием-изготовителем, а также создании видимости (имитации) конкуренции на аукционах на поставку Товара с целью поддержания цен на торгах, что является нарушением части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение ФАС России по делу № 1-11-181/00-30-15 изготовлено в полном объеме «12» мая 2016 года (исх. № 30/31604/16 от 12.05.2016).

Нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

      • Возбудить в отношении ОАО «АРТИ-Завод» (Моршанское шоссе, д. 19А, г. Тамбов, 392008, ИНН 6832006622) дело об административном правонарушении по факту нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения иного антиконкурентного соглашения, которое привело к недопущению (ограничению) конкуренции на торгах на поставку Товара, выразившееся в создании видимости (имитации) конкуренции на рынке противогаза фильтрующего ПМК-С и его модификаций, принятых на снабжение в системе МВД России, с целью формирования начальных (максимальных) цен контрактов на поставку указанного Товара, установленных ОАО «АРТИ-Завод», а также создании видимости (имитации) конкуренции на аукционах на поставку Товара с целью поддержания цен на торгах, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

      • Провести административное расследование.

      • Законному представителю ОАО «АРТИ-Завод» явиться в «10» час. «00» мин. «24» июня 2016 г. по адресу: г. Москва, Уланский пер., д. 16, корп. 1 для дачи объяснений, а также для объявления результатов административного расследования, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.32-586/00-30-16, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны