Постановление №МО/54559/16 постановление о наложении штрафа 4-14.32-658/00-30-16 от 9 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.32-658/00-30-16

 

« 4 » августа 2016 г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Овчинников М. А., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.32-658/00-30-16, возбужденного в отношении ООО «ГК «РИМ» (Варшавское ш., д. 141, стр. 80, г. Москва, 117405, ИНН 7726744154) по факту нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствие законного представителя ООО «ГК «РИМ», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-658/00-30-16, в присутствии представителя (защитника) ООО «ГК «РИМ» <...> по доверенности от 23.06.2016 № б/н,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-181/00-30-15 ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-Снаб», ООО «ГК «РИМ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад» признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-181/00-30-15 установлены следующие обстоятельства.

ОАО «АРТИ-Завод» (ИНН 6832006622) входит в группу компаний АРТИ, состоящую из ОАО «АРТИ-Завод» (ИНН 6832006622), ОАО «АРТИ» (ИНН 7612018737), ОАО «АРТИ-Резинопласт» (ИНН 6829057264), ЗАО «ИЗОД» (ИНН 7743583348) и ОАО «Тамбовгальванотехника» им. С.И. Лившица (ИНН 6829008806), которые в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции признаются группой лиц.

ОАО «АРТИ-Завод» осуществляет производство продукции производственно-технического назначения (средства индивидуальной защиты населения, специализированные средства защиты, в том числе противогазы промышленные, гражданские и войсковые), оптовую и розничную торговлю, торгово-посредническую, закупочную, сбытовую деятельность, маркетинговую деятельность, разработку, проектирование, производство, сертификацию и продажу различных видов продукции, в том числе средств индивидуальной защиты.

Кроме того установлено, что единственным производителем фильтрующего противогаза ПМК-С и его модификаций (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1) на территории Российской Федерации является ОАО «АРТИ-Завод». ОАО «АРТИ-Завод» имеет бессрочную лицензию в области вооружения и военной техники по классу ЕКПС 4250 (Средства индивидуальной защиты) от 25.03.2014 № 003147 ВВТ-ОПУ. Противогаз фильтрующий ПМК-С и его модификации состоят на снабжении в МВД России и Внутренних войсках МВД России в соответствии с приказами МВД России от 21.11.2014 № 1056дсп и от 18.03.2014 № 158дсп.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее — Анализ).

По результатам Анализа установлено, что единственными потребителями противогаза фильтрующего ПМК-С и его модификаций (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1) являются МВД России и его подразделения материально-технического снабжения, осуществляющие закупки для нужд заказывающих подразделений МВД России. При этом, учитывая, что данное изделие не является взаимозаменяемым товаром с другими моделями противогазов, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка определен противогаз фильтрующий ПМК-С и его модификации (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1), принятые на снабжение в системе МВД России (далее — Товар).

Настоящим Анализом также установлено, что географическими границами рынка исследуемого Товара является территория Российской Федерации.

Комиссией установлено, что между ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК «РИМ» в период не позднее апреля 2014 года заключено и реализовано антиконкурентное соглашение (далее — Соглашение), которое привело к отказу участников Соглашения от самостоятельного поведения при реализации противогазов фильтрующих ПМК-С и его модификаций (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1), принятых на снабжение в системе МВД России, а также к поддержанию цен на торгах на реализацию Товара.

Схема реализации Товара имела свои особенности. Договоры поставок, а также иные соглашения с дилерами ОАО «АРТИ-Завод» на реализацию противогазов фильтрующих ПМК-С и его модификаций не подписывались, а право на реализацию данного Товара, согласно полученных в ходе проверок письменных пояснений (исх. № 1436 от 22.06.2015), предложено ограниченному числу дилеров, которые были уведомлены ОАО «АРТИ-Завод» в письменной форме (исх. от 01.12.2014 № 3233) о характеристиках продукции и отпускной цене завода-изготовителя на противогазы фильтрующие ПМК-С, по которой они смогут осуществлять поставки для нужд государственных заказчиков. Из числа дилеров и дистрибьюторов ОАО «АРТИ-Завод» право на реализацию Товара было предоставлено ответчикам по настоящему делу, а именно: ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК «РИМ».

В аукционах, проводимых МВД России и его учреждениями материально-технического снабжения, на поставку указанных фильтрующих противогазов для нужд МВД России и его структурных подразделений, принимают участие ОАО «АРТИ-Завод» и юридическое лицо, входящее с ним в одну группу лиц – ОАО «АРТИ», а также дилер Предприятия — ООО «СИЗ-СНАБ», допуская на всех торгах минимальное снижение начальной (максимальной) цены контракта не более чем в один шаг аукциона в электронной форме.

Поставку Товара по итогам проведенных аукционов в рамках заключенных государственных контрактов для нужд МВД и его структурных подразделений осуществлял один хозяйствующий субъект – ОАО «АРТИ-Завод». Фактов поставки данного Товара иными хозяйствующими субъектами государственным заказчикам - МВД России и его структурным подразделениям Комиссией не выявлено.

Также было установлено, что в целях реализации Товара по указанной схеме, участниками Соглашения применялась единая стратегия поведения при формировании государственным заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, а также дальнейшего участия в аукционах на поставку данного Товара.

Принимая во внимание, что цена на ПМК-С и его модификации при поставке по государственным контрактам должна быть обоснована заказчиком в закупочной документации в соответствии с действующим законодательством, ОАО «АРТИ-Завод» вместе с ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «ГК РИМ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад» достигли договоренности о предоставлении в адрес государственных заказчиков коммерческих предложений с ценой, установленной ОАО «АРТИ-Завод».

В результате указанных действий участников Соглашения МВД России и его учреждения материально-технического снабжения приобретали принятый на снабжение противогаз фильтрующий ПМК-С и его модификации за цену, превышающую более чем 30 % установленного Федеральной службой по тарифам РФ (далее — ФСТ РФ) уровня прогнозной цены на данный товар на период 2014-2015 гг. (письмо от 13.03.2015 № ИБ-2884/7).

Таким образом, участники Соглашения достигли договоренности о подготовке и направлении в адрес государственных заказчиков — МВД России и его подразделений материально-технического снабжения, максимально схожих по цене за единицу Товара коммерческих предложений для формирования государственными заказчиками начальной (максимальной) цены контракта.

Учитывая, что противогаз фильтрующий ПМК-С принят на снабжение в системе МВД России, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», документация об аукционе содержала указания о наименовании конкретного закупаемого противогаза. При таких условиях, ОАО «АРТИ-Завод», являясь единственным производителем Товара, а также иные участники Соглашения, обеспечив заранее оговоренный уровень начальной (максимальной) цены контракта, поддерживали цены на торгах на закупку Товара. В ходе проведения аукционов, в целях создания видимости (имитации) конкуренции на торгах, участники Соглашения делали по одному ценовому предложению с минимальным понижением начальной (максимальной) цены контракта не более чем на 0,5 %.

Указанные выводы подтверждаются фактическим участием ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ» и ООО «СИЗ-СНАБ» в аукционах на поставку Товара, перечисленных в Таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты аукционов, проведенных подразделениями материально-технического снабжения МВД России на поставку противогаза фильтрующего ПМК-С и его модификаций, принятых на снабжение в системе МВД России, в период 2014-2015 гг.

 

№ П/П

Реестро-вый номер закупки (заказа)

Способ размещения закупки (заказа)\

определения поставщика

Наиме-нование заказа\

закупки

Начальная (макси-мальная) цена контракта

Организация, размещающая заказ

Дата публикации извещения о проведении закупки

Процент снижения начальной (максимальной) цены в ходе проведения аукциона

Участники

Победитель

Цена контракта

1

№0173100012514000096

Аукцион в электронной форме

Противогаз фильтрую-щий

ПМК-С

9177000

Министерство внутренних дел Российской Федерации

05.05.2014

0,5%

ОАО «АРТИ-Завод»
ОАО «АРТИ

ОАО «АРТИ-Завод»

9 130 250,00

2

№0351100018115000065

Аукцион в электронной форме

Противогаз фильтрую-щий

ПМК-С

19 872 255,00

ФКУ «Сибирское окружное управление материально-технического снабжения МВД России»

24.02.2015

0,5%

ОАО «АРТИ-Завод»
ООО «СИЗ-СНАБ»

ОАО «АРТИ-Завод»

19 870 756,50

3

№0358100010015000191

Аукцион в электронной форме

Противогаз ПМК-С

36 946 268,46

ФКУ «Северокавказское окружное управление материально-технического снабжения МВД России»

13.03.2015

0,5%

ОАО «АРТИ-Завод»
ООО «СИЗ-СНАБ»

ОАО «АРТИ-Завод»

36 945 123,34

№ П/П

Реестро-вый номер закупки (заказа)

Способ размещения закупки (заказа)\

определения поставщика

Наиме-нование заказа\

закупки

Начальная (макси-мальная) цена контракта

Организация, размещающая заказ

Дата публикации извещения о проведении закупки

Процент снижения начальной (максимальной) цены в ходе проведения аукциона

Участники

Победитель

Цена контракта

4

№0362100026215000214

Аукцион в электронной форме

Противогаз фильтрую-щий

ПМК-С

22 244 927,11

ФКУ «Уральское окружное управление материально-технического снабжения МВД России»

05.05.2015

0,5%

ОАО «АРТИ-Завод»
ООО «СИЗ-СНАБ»

ОАО «АРТИ-Завод»

22 242 825,15

5

№0173100012515000267

Аукцион в электронной форме

Противогаз фильтрую-щий

ПМК-С

125433778,4

Министерство внутренних дел Российской Федерации

30.06.2015

ОДИН УЧАСТНИК

ОАО «АРТИ-Завод»

ОАО «АРТИ-Завод»

137 977 156,24

6

№0322100001915000159

Аукцион в электронной форме

Противогаз фильтрую-щий

ПМК-С

10 480 339,00

ФКУ «Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения МВД России»

21.07.2015

ОДИН УЧАСТНИК

ОАО «АРТИ-Завод»

ОАО «АРТИ-Завод»

10 480 339,00

7

№0373100056015000400

Аукцион в электронной форме

Противогаз фильтрую-щий

ПМК-С

58 971 026,52

ФКУ «Центральное окружное управление материально-технического снабжения МВД России»

27.07.2015

ОДИН УЧАСТНИК

ОАО «АРТИ-Завод»

ОАО «АРТИ-Завод»

58 971 026,52

 

Деятельность ООО «ГК «РИМ», образующая состав административного правонарушения, заключалась в следующем.

ООО «ГК «РИМ», будучи дилером ОАО «АРТИ-Завод», и заключив с ним, а также ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-Снаб» и ООО «Защита-ГО Северо-Запад» Соглашение, с целью формирования максимально возможного уровня цены на противогазы фильтрующие ПМК-С и его модификации, принятые на снабжение в системе МВД России, подготавливало и направляло в адрес государственных заказчиков коммерческие предложения, которые явились основанием для формирования начальной (максимальной) цены контрактов.

В аукционах на поставку Товара, в которых принимали участие участники Соглашения, учитывая минимальное снижение начальной (максимальной) цены контрактов, ООО «ГК «РИМ» обеспечило формирование выгодной для ОАО «АРТИ-Завод» цены на Товар.

Временем заключения Соглашения и моментом его реализации необходимо считать период времени, предшествующий подготовке коммерческих предложений для определения государственными заказчиками начальной (максимальной) цены контракта на поставку противогаза фильтрующего ПМК-С, то есть не позднее апреля 2014 года (извещение о проведении электронного аукциона от 05.05.2014 № 0173100012514000096).

Временем окончания административного правонарушения является время проведения последнего аукциона на поставку противогазов фильтрующих ПМК-С, осуществленного в условиях Соглашения, то есть конец июля 2015 года.

Таким образом, ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК РИМ», не позднее конца апреля 2014 года, заключили и реализовали иное антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах на поставку противогаза фильтрующего ПМК-С и его модификаций, принятых на снабжение в системе МВД России, что является нарушением части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за данное правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которой заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается решением ФАС России по делу № 1-11-181/00-30-15, изготовленным в полном объеме «12» мая 2016 года (исх. № 30/31604/16 от 12.05.2016), протоколом № 4-14.32-658/00-30-16 об административном правонарушении от 24.06.2016, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Временем совершения административного правонарушения ОАО «АРТИ», в части участия в антиконкурентном Соглашении, является период времени не позднее конца апреля 2014 года по конец июля 2015 года.

Место совершения административного правонарушения ОАО «АРТИ», в части участия в антиконкурентном Соглашении, является Российская Федерация.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у ООО «ГК «РИМ» имелась возможность не совершать указанных действий, однако ООО «ГК «РИМ» этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Срок давности привлечения ООО «ГК «РИМ» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции, допускаются соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего закона, между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 настоящего закона, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Согласно сведениям, содержащимся в открытых источниках, выручка только ОАО «АРТИ-Завод» от реализации всех товаров, определенная в соответствии со статьями 248-249 Налогового кодекса РФ за последний календарный год, превышает четыреста миллионов рублей.

Таким образом, заключенное между ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-Снаб», ООО «ГК «РИМ» антиконкурентное Соглашение не является допустимым в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что административное правонарушение совершено в ходе проведения торгов, административный штраф рассчитывается от стоимости начальной (максимальной) цены контрактов, заключенных в рамках антиконкурентного Соглашения.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
4-14.32-658/00-30-16 обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются: в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено, что ООО «ГК «РИМ» является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения (пункт 1 примечания 3 к статье 14.32 КоАП РФ), а также добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписание об устранении допущенного нарушения, выданное ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) (пункт 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).

При рассмотрении дела об административном правонарушении
4-14.32-658/00-30-16 в качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность установлено, что ООО «ГК «РИМ» совершило длящееся административное правонарушение, продолжительность которого превышает один год (пункт 1 примечание 3 статьи 14.31 КоАП РФ).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено участие ООО «ГК «РИМ» в формировании начальных (максимальных) цен контрактов на общую сумму в 148 514 816,09 рублей.

Минимально применимый в отношении ООО «СИЗ-Снаб» штраф, в соответствии со статьей 14.32 КоАП РФ, должен составлять одну десятую начальной стоимости торгов, то есть указанной суммы 148 514 816,09 рублей, а именно — 14 851 481,61 рублей.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 14.32. КоАП РФ, административный штраф, налагаемый на лицо, заключившее недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством соглашение и участвовавшее в нем, не может превышать одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

Согласно полученных ФАС России сведений, совокупный размер выручки ООО «ГК «РИМ» от реализации всех товаров (работ, услуг), определенный в соответствии со статьями 248-249 Налогового кодекса РФ за 2014 год, то есть за год, предшествующий выявлению правонарушения, составил 5 105 000 рублей.

Таким образом, сумма подлежащего назначению в отношении ООО «ГК «РИМ» штрафа должна составлять одну двадцать пятую от указанного совокупного размера выручки общества за 2014 год, а именно — 204 200 рублей.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 4.1 КоАП РФ были учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, а так же статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ООО «ГК «РИМ» (Варшавское ш., д. 141, стр. 80, г. Москва, 117405, ИНН 7726744154) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 204 200 (двести четыре тысячи двести) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (495) 982-39-77.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

 

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФАС России л/с 04951001610)

Банк получателя: Операционный департамент Банка России
г. Москва 701

ИНН 7703516539

КПП 770301001

БИК 044501002

Р/С: 40101810500000001901

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКТМО 45380000

Назначение платежа: оплата штрафа по административному делу № 4-14.32-658/00-30-16

УИН платежа: 0210295033080800000517879

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны