Решение №09/3398/18 РЕШЕНИЕ о рассмотрении жалобы на определение об отказе в воз... от 22 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № 27031/6

 

                                                                      г. Москва

 

Я, заместитель начальника Правового управления ФАС России Алексей Сергеевич Крюков, рассмотрев жалобу на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 15.12.2016 № 27031/6, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю <...>, в отношении АО «НЭСК-электросети» (350033, г. Краснодар, переулок Переправный, д. 13, офис 103 А, ИНН-2308139496) в отсутствии <...> надлежащим образом уведомленного о времени и дате рассмотрения жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № 27031/6,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Краснодарское УФАС России поступили обращения <...>, направленное Федеральной антимонопольной службой письмом от 28.10.2016 № ВК/74238/16 (вх. от 15.11.2016 № 11572), а также направленное прокуратурой Темрюкского района письмом от 15.11.2016 № 925ж-2016/1 1600 (вх. № 1 1838 от 23.11.2016), на действия АО «НЭСК-электросети», выразившиеся в отключении электроэнергии, а также, указывающее на проведение проверки, на наличие признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Частью 1 статьи 14.31. КоАП предусмотрено, что за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действии не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Также, согласно ч. 2 ст. 14.31. КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33,14.40 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в порядке ст. 14.31 КоАП является Решение Комиссии, вынесенное по результатам рассмотрения дела, устанавливающим нарушение ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции».

В связи с чем, меры антимонопольного реагирования согласно ст. 14.31 КоАП РФ, возможны только при установлении факта нарушения со стороны хозяйствующего субъекта, злоупотребившего доминирующим положением на товарном рынке, и принятия соответствующего Решения Комиссией антимонопольного органа в порядке ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

На дату вынесения данного Определения, Решение комиссии Краснодарского УФАС России об установлении в действиях АО «НЭСК- электросети» факта нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», приводящего к ущемлению интересов <...>, отсутствует.

09.01.2017 в ФАС России была подана Жалоба (на вынесенное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № 27031/6.

В Жалобе заявитель указывает на необходимость отмены определения по ряду обстоятельств, в частности:

      • АО «НЭСК - электросети» нарушена статья 7 Правил технологического присоединения энергопринимаюших устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила)

      • АО «НЭСК - электросети» нарушены требования Правил в части порядка подключения (технологического присоединения).

Доводы заявителя не подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, фактическим обстоятельствам, сложившейся практике и не могут быть признаны состоятельными.

Обязательство по совершению технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Диспозиция части 1 статьи 9.21 КоАП охватывает нарушения субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Из представленных в обращении сведений следует, что предполагаемое нарушение со стороны сетевой организации было совершено не на стадии осуществления технологического присоединения, а в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии и выразилось в установке (переносе) прибора учета электрической энергии.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - ПНД), под точкой присоединения к электрической сети понимается место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения).

Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

При системном толковании пункта 2 ПНД (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил, пункта 144 Основных положений, а также постановления Президиума ВАС РФ №16008/10 от 18 мая 2011 года, следует, что заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах границ своего земельного участка.

Вместе с тем сетевая организация вправе установить за свой счет дополнительный прибор учета, при этом определение расчетного и контрольного прибора учета производится в соответствии с пунктом 156 Основных положений.

Таким образом, сетевая или энергосбытовая организация вправе предъявлять стоимость потерь только в случае, если прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности между потребителем и сетевой организацией.

Нормативы потерь электрической энергии в электрических сетях включают, в том числе технологические потери электрической энергии в различных трансформаторах тока и напряжения территориальных сетевых организаций.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон «Об энергосбережении»), до 1 июля 2012 года собственники жилых домов за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении», с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно- технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона «Об энергосбережении», до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов.

С учетом вышеизложенного, в соответствии с ч. 6 ст. 9.16 КоАП предусмотрена административная ответственность за действия(бездействие) организаций, связанные с непредставлением собственникам жилых домов, предложений об оснащении объектов приборами учета, т.е. данная норма предусматривает ответственность за нарушение Закона «Об энергосбережении».

В свою очередь, разногласия между <...> и АО «НЭСК-электросети» вышеуказанной нормой не предусмотрены, так как данные отношения регламентируются Правилами № 354 и Правилами № 442 следовательно, в действиях АО «НЭСК-электросети» отсутствует состав административного правонарушения по ч. 6 ст. 9.16 КоАП.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

РЕШИЛ:

 

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 15.12.2016 № 27031/6, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю <...>, оставить без изменения, а Жалобу <...> без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

Заместитель начальника
Правового управления А.С. Крюков

Связанные организации

Связанные организации не указаны