Постановление №09/78752/18 Постановление по делу № 4-19.8-1074/00-05-18 об АП от 1 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении № 4-19.8-1074/00-05-18
г. Москва
Резолютивная часть постановления оглашена «01» октября 2018 года
В полном объеме постановление изготовлено «01» октября 2018 года
Я, Начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы России Молчанов Артем Владимирович, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-19.8-1074/00-05-18, возбужденного в отношении XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, в отсутствии XXXXXXXXXXXXXX, в присутствии защитника по доверенности от 23.08.2018 № 50 АБ 1201903 XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, которой разъяснены права лица в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП),
УСТАНОВИЛ:
Согласно возложенным на Федеральную антимонопольную службу полномочиям по государственному контролю за экономической концентрацией, в связи с полученной ФАС России информацией о приобретении ПАО «ВОЛГА Капитал» 80% голосующих акций акционерного общества «Новосибирский аффинажный завод» (ИНН 5405251820) (далее - АО «НАЗ»), на основании статей 22, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в адрес ПАО «ВОЛГА Капитал» направлено мотивированное требование от 09.04.2018 № АЦ/24516/18 (далее — Запрос).
ПАО «ВОЛГА Капитал» надлежало в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения Запроса представить следующие документы и сведения:
-
-
-
Копию договора купли-продажи акций АО «НАЗ» (иного договора, в соответствии с которым приобретались права на акции АО «НАЗ») со всеми неотъемлемыми приложениями (дополнительными соглашениями и т. д.).
-
Копии документов, подтверждающих приобретение ПАО «ВОЛГА Капитал» акций АО «НАЗ», в том числе выписку из реестра владельцев ценных бумаг АО «НАЗ».
-
Перечень всех лиц, входящих в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции в одну группу лиц с ПАО «ВОЛГА Капитал» по состоянию на дату совершения сделки по приобретению акций АО «НАЗ».
-
Сведения о суммарной балансовой стоимости активов ПАО «ВОЛГА Капитал» и лиц, входящих одну группу лиц с ПАО «ВОЛГА Капитал» в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции, по состоянию на дату совершения сделки по приобретению акций АО «НАЗ».
-
Сведения о единоличном исполнительном органе ПАО «ВОЛГА Капитал», действовавшем по состоянию на дату совершения сделки по приобретению акций АО «НАЗ»:
- Ф.И.О., паспортные данные (серия <...> номер <...> наименование органа выдавшего документ, реквизиты органа выдавшего документ, дата выдачи документа, место регистрации, дата рождения, место рождения), адрес регистрации, адрес фактического места проживания;
-
- копии документов, подтверждающих полномочия и обязанности единоличного исполнительного органа ПАО «ВОЛГА Капитал» (в том числе копии устава ПАО «ВОЛГА Капитал», положение о единоличном исполнительном органе, протокол общего собрания участников ПАО «ВОЛГА Капитал», решение о вступлении в должность, трудовой контракт, должностная инструкция и т.п.);
- копии приказов о назначении на должность, об освобождении с должности.
-
В соответствии с материалами, представленными ПАО «ВОЛГА Капитал» письмом от 26.04.2018 № 260418.1 (вх. ФАС России от 27.04.2018 № 66146/18), установлено следующее.
Перечень всех лиц, входящих в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции в одну группу лиц с ПАО «ВОЛГА Капитал» представлен не в полном объеме.
По состоянию на дату совершения сделки по приобретению ПАО «ВОЛГА Капитал» акций АО «НАЗ» XXXXXXXXXXX., входящий в одну группу лиц с ПАО «ВОЛГА Капитал» по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, распоряжался долей в размере 51% уставного капитала ООО «На Плющихе» (ИНН 7704576587).
В соответствии с пунктами 1, 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:
-
хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);
-
лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах
1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 -7 настоящей части признаку.
Таким образом, ООО «На Плющихе» входило в одну группу лиц с
ПАО «ВОЛГА Капитал» по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, XXXXXXXXXXXXXX осуществлявший функции единоличного исполнительного органа ООО «Мультибанко Фиксинг», входящего в одну группу лиц с ПАО «ВОЛГА Капитал» по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, на дату совершения сделки по приобретению ПАО «ВОЛГА Капитал» акций АО «НАЗ» распоряжался долей в размере 100% уставного капитала ООО «ВОЛГА Эдвайзорс» (ИНН 5260418631).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается в том числе юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.
Таким образом, ООО «ВОЛГА Эдвайзорс» входит в одну группу лиц с ПАО «ВОЛГА Капитал» по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Исходя из этого, ПАО «ВОЛГА Капитал» представило в ФАС России информацию, содержащую заведомо недостоверные сведения.
Поскольку перечень всех лиц, входящих в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции в одну группу лиц с ПАО «ВОЛГА Капитал», содержит заведомо недостоверные сведения, так как представлен не в полном объеме, то запрашиваемые пунктом 4 Запроса сведения о суммарной балансовой стоимости активов ПАО «ВОЛГА Капитал» и его группы лиц также являются недостоверными.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1. КоАП назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В силу пункта 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и должностных лиц.
В соответствии с пунктом 12.1 Устава ПАО «ВОЛГА Капитал», утвержденного общим собранием акционеров 04.03.2015, единоличным исполнительным органом ПАО «ВОЛГА Капитал» является генеральный директор.
Согласно пункту 12.4 Устава ПАО «ВОЛГА Капитал» к компетенции единоличного исполнительного исполнительного органа ПАО «ВОЛГА Капитал» относятся все вопросы руководства текущей деятельностью ПАО «ВОЛГА Капитал», за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров ПАО «ВОЛГА Капитал».
На основании протокола Совета директоров ПАО «ВОЛГА Капитал» от 17.11.2017 № 17-11-17/СД XXXXXXXXXXXXX была избрана генеральным директором ПАО «ВОЛГА Капитал».
Статьей 2.4 КоАП установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX нарушила часть 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции в части представления заведомо недостоверной информации и сведений по мотивированному запросу антимонопольного органа.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП.
Место совершения административного правонарушения: Москва, 119034, Большой Левшинский переулок, дом 15, строение 1, ЭТ МЕЗ ПОМ 1,2,3,4,5,6,7.
Время совершения административного правонарушения: 26.04.2018 (день представления недостоверной информации).
Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные антимонопольным законодательством, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.
Объективная сторона состоит в непредставлении в ФАС России информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, в срок, установленный антимонопольным органом.
Субъект административного правонарушения: XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX.
В действиях (бездействии) XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX содержится состав правонарушения, ответственность за которое установленного частью 5 статьей 19.8 КоАП. Данное должностное лицо пренебрежительно отнеслось к выполнению своих должностных обязанностей, что привело к нарушению законодательства.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX характеризуется тем, что являясь должностным лицом, он мог предотвратить нарушения законодательства, однако, допустил нарушение, а поэтому, не обеспечил исполнение требований закона.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Предписанием ФАС России требований, при рассмотрении дела № 4-19.8-1074/00-05-18 не установлены, соответствующие доказательства не представлены.
При таких обстоятельствах, субъективная сторона заключается в том, что XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX в силу занимаемого должностного положения должен был знать о необходимости предоставления информации по запросу ФАС России, а также имел возможность при исполнении своих служебных обязанностей не допустить нарушение законодательства, следовательно вина XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX считается установленной.
Основания для освобождения XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП
(при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление ВАС № 10) указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
Согласно пункту 18.1 Постановление ВАС № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Совершенное XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX правонарушение образует формальный состав, и такое обстоятельство, как отсутствие наступления вредных последствий, согласно разъяснениям, данным вышеуказанным Постановление ВАС № 10, само по себе не свидетельствует о его малозначительности.
Угроза общественным отношениям в рассматриваемом случае заключалась в пренебрежительном отношении XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX к исполнению публично-правовых обязанностей в соответствующей сфере правоотношений, отсутствии должного контроля со стороны XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX и непринятии всех имевшихся возможностей для исполнения требования Закона о защите конкуренции.
Доказательства исключительности совершенного правонарушения XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, не представлены.
Учитывая вышесказанное, оснований для освобождения XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП, не установлено.
В соответствии с частью 2.2. статьи 4.1 КоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2.2. статьи 4.1 КоАП предпосылками для снижения административного штрафа выступают: исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица и если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности, позволяющих применить положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП, в рамках производства по данному делу об административном правонарушении, не установлено.
Поскольку назначаемое XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX административное наказание отвечает целям административной ответственности за совершение данного правонарушения, оснований для снижения размера административного штрафа, в силу части 2.2 статьи 4.1. КоАП, не имеется.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, согласно части 2 статьи 4.1 физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельства, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела № 4-19.8-1074/00-05-18 в отношении XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, не установлено.
Причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не установлено.
На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 3.1, статьей 4.1, частью 5 статьи 19.8, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП.
ПОСТАНОВИЛ:
Признать XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей 00 копеек.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УИН: 16133100100001380567
Получатель ИНН 7703516539
КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(Для ФАС России л/с 04951001610)
КБК 161 1 1602010 016000 140
ОКТМО 45380000
ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (499) 755-23-24.
На основании части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП и статьей 23.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Начальник
Правового управления А.В. Молчанов