Постановление №09/79534/17 Постановление о наложении штрафа по делу № 4-19.5-1802/00-31... от 15 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-19.5-1802/00-31-17

об административном правонарушении

 г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «14» ноября 2017 года

В полном объеме постановление изготовлено «14» ноября 2017 года

 

Я, заместитель начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы  Крюков Алексей Сергеевич, рассмотрев протокол и материалы дела № 4-19.5-1802/00-31-17 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – начальника Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов <...>, в отсутствии <...>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

АО «Алтайэнергосбыт» обратилось в ФАС России с заявлением (исх. от 01.02.2016 № 041-01/318, вх. от 03.02.2016 № 13618/16) о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Заявление).

Разногласия возникли с Управлением, которое в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики решением Управления от 16.12.2015 № 747 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Алтайского края на 2016 год» установило для АО «Алтайэнергосбыт», как для гарантирующего поставщика электрической энергии, сбытовую надбавку на 2016 год.

АО «Алтайэнергосбыт» были заявлены разногласия по следующим статьям расходов:

1) расходы на покупку электрической энергии и мощности с оптового рынка по регулируемым договорам для поставки населению и приравненным к населению потребителям (величина разногласий 28 481,5 тыс. руб.);

2) экономически необоснованные доходы, полученные в 2014 году от увеличения фактического полезного отпуска прочим потребителям (величина разногласий 84 225,6 тыс. руб.).

По результатам рассмотрения Заявления ФАС России был принят приказ от 19.10.2016 № 1489/16 «О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между АО «Алтайэнергосбыт» и Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов» (далее – Приказ ФАС России № 1489/16).

Пунктом 3 Приказа ФАС России № 1489/16 признаны:

- экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете и установлении сбытовых надбавок АО «Алтайэнергосбыт» на 2016 год по статье затрат «Расходы на покупку электрической энергии и мощности с оптового рынка по регулируемым договорам для поставки населению и приравненным к населению потребителям» в сумме 28 481,5 тыс. рублей;

  • - экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете и установлении сбытовых надбавок АО «Алтайэнергосбыт» на 2016 год неправомерно исключенные при принятии Управлением решением от 16.12.2015 № 474 расходы в сумме 84 225,6 тыс. рублей.

    • Приказ ФАС России № 1489/16, которым требования АО «Алтайэнергосбыт» были удовлетворены, принят в связи со следующим.

      Решением Управления от 16.12.2015 № 747 АО «Алтайэнергосбыт» установлены сбытовые надбавки электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке на 2016 год. Решение принято в соответствии с пунктом 26 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э (далее - Методические указания), исходя из индикативных цен, установленных приказом ФСТ России от 05.12.2014 № 287-э/1 «Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей — субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) на территориях неценовых зон оптового рынка на 2015 год», действующего на момент принятия Решением Управления от 16.12.2015 № 747.

      Вместе с тем, индикативные цены на электрическую энергию для снабжения электрической энергией населения установлены Приказом ФАС России от 18.12.2015 № 1263/15 «Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, в которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков на 2016 год».

      • В соответствии с пунктом 7 правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования), цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Таким образом, при расчете и установлении сбытовых надбавок согласно пункту 26 Методических указаний, Управление должно было привести ранее принятое решение от 16.12.2015 № 747, в соответствие с Приказом ФАС России от 18.12.2015 № 1263/15 исходя из индикативной цены на электрическую энергию для снабжения электрической энергией населения, в отношении субъекта Российской Федерации, в котором расположена зона деятельности АО «Алтайэнергосбыт» и дополнительно учесть при установлении сбытовых надбавок экономически обоснованные расходы АО «Алтайэнергосбыт» на 2016 год в размере 28 481, 5 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы должны принимать меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

Пунктом 10 Методических указаний предусмотрено, что при установлении сбытовых надбавок регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных доходов гарантирующих поставщиков, полученных в предыдущем периоде регулирования в результате регулируемой деятельности.

Управлением при установлении сбытовых надбавок АО «Алтайэнергосбыт» исключены излишне полученные доходы от осуществления регулируемой деятельности, полученные от реализации прочим потребителям объемов электрической энергии (мощности) сверх утвержденных сводным прогнозным балансом.

Исходя из приказа Федеральной службы по тарифам от 28.11.2013 № 220‑э/1 «Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации на 2014 год» объемы электрической энергии для реализации прочим потребителям АО «Алтайэнергосбыт» составляют 2067,136 млн. кВтч.

По данным форм № 46-ЭЭ (полезный отпуск) за 2014 год АО «Алтайэнергосбыт» прочим потребителям фактически реализовано 2893,917 млн. кВтч.

Таким образом, в 2014 году АО «Алтайэнергосбыт» было реализовано сверх объемов, утвержденных сводным прогнозным балансом, 826,78 млн. кВтч, что составило 250 410,112 тыс. руб. Управлением указанный размер излишне полученных доходов исключен из необходимой валовой выручки АО «Алтайэнергосбыт» на 2016 год.

Исключенный Управлением доход, был получен АО «Алтайэнергосбыт» в результате реализации электрической энергии и мощности прочим потребителям в объемах сверх утвержденных сводным прогнозным балансом, и образовался в связи с переходом части потребителей от ООО «Русэнергосбыт» к АО «Алтайэнергосбыт».

Таким образом, дополнительный доход АО «Алтайэнергосбыт» в 2014 году сложился не в результате отклонения по независящим от гарантирующего поставщика причинам фактических объемов реализуемой электрической энергии от планировавшихся при установлении тарифов, а в результате перехода потребителей от независимой сбытовой организации к гарантирующему поставщику, т.е. в условиях конкуренции. Создание более привлекательных условий обслуживания потребителей гарантирующим поставщиком относительно независимых сбытовых компаний является результатом деятельности гарантирующего поставщика, в связи с чем доход, полученный в результате перехода потребителей на обслуживание к гарантирующему поставщику от иных сбытовых компаний, не является необоснованным доходом, а следовательно, исключен неправомерно.

В этой связи пунктом 4 приказа ФАС России № 1489/16 Управлению было предписано в срок до 15 ноября 2016 года пересмотреть тарифы в сфере электроэнергетики с учетом расходов, подлежащих учету при установлении тарифов, а также тарифы на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей, обеспечив введение в действие соответствующих законодательству ставок сбытовых надбавок АО «Алтайэнергосбыт» и иных тарифов в электроэнергетике с 15 ноября 2016 года.

Пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 № 674 «О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями» установлено, что решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, подлежит исполнению в течение одного месяца со дня его принятия, если в решении не указан иной срок.

При этом Управлением не пересмотрены тарифы, пересмотр которых был предписан пунктом 4 приказа ФАС России № 1489/16.

Исходя из вышеизложенного, Управлением не исполнен Приказ ФАС России № 1489/16 в установленный срок, нарушение законодательства Российской Федерации не устранено.

Законность приказа ФАС России № 1489/16 подтверждается решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2017 по делу № А40-252081/16-93-2234 по заявлению Управления об оспаривании приказа ФАС России № 1489/16 (далее — решение Арбитражного суда города Москвы).

Также постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2017 № 09АП-28390/2017 по делу № А40-252081/2016 решение Арбитражного суда города Москвы оставлено без изменения.

Управление создано в соответствии с Законом Алтайского края от 02.09.2015 № 69-ЗС «О системе органов исполнительной власти Алтайского края» и Постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 № 695 «Об утверждении положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов» и является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги.

В соответствии с пунктами 6, 10 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 № 695, Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Алтайского края с учетом мнения заместителя Председателя Правительства Алтайского края, координирующего деятельность Управления, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление функций.

Распоряжением Губернатора Алтайского края от 11.12.2014 № 226-рг <...> назначен на должность Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.

Согласно статье 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

За невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов частью 5 статьи 19.5 КоАП предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, должностным лицом – начальником Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов <...> не исполнено решение органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5
статьи 19.5 КоАП
.

Место совершения административного правонарушения – Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 1.

Время совершения административного правонарушения: 15.11.2016.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области государственного регулирования цен (тарифов), а также в сфере порядка управления.

Объективная сторона состоит в невыполнении в установленный срок законного решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

Субъект административного правонарушения: <...>.

Субъективная сторона: вина должностного лица в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Как следует из материалов дела № 4-19.5-1802/00-31-17 об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у <...> имелась возможность не совершать указанных действий, однако он этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КоАП.

Поскольку <...> в силу занимаемого должностного положения должен был знать о недопустимости нарушения установленного порядка регулирования тарифов, а также имела возможность при исполнении своих служебных обязанностей не допустить нарушение законодательства, то вина <...> считается установленной.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом от 30.10.2017 по делу № 4-19.5-1802/00-31-17 об административном правонарушении, а так же другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за данное нарушение на момент вынесения настоящего постановления, не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При рассмотрении дела № 4-19.5-1802/00-31-17 об административном правонарушении обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Исключительных обстоятельств, позволяющих рассмотреть вопрос о снижении размера административного штрафа менее минимального в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП при рассмотрении дела 4-19.5-1802/00-31-17 об административном правонарушении, не приведено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 5 статьи 19.5, а так же статьями 23.48 и 29.9 КоАП, 

ПОСТАНОВИЛ:

Признать <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КоАП, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133111500001005341

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

         Согласно части 1 стати 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель начальника

Правового управления А.С. Крюков

Связанные организации

Связанные организации не указаны