Постановление №09/87526/17 Постановление о наложении штрафа по делу № 4-19.8-1964/00-07... от 11 декабря 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении
№ 4-19.8-1964/00-07-17
г. Москва
Резолютивная часть постановления оглашена «05» декабря 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено «08» декабря 2017 года
Я, заместитель начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Крюков Алексей Сергеевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-19.8-1964/00-07-17 возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания Брио Финанс» (далее - ООО «Брио Финанс») (адрес: 123060, г. Москва, пр-д. Волоколамский 1-й, д.10, этаж 5 пом. I, ком. 27; ОГРН 1127746348234, ИНН 7726696408, КПП 773401001, дата регистрации в качестве юридического лица — 02.05.2012), в отсутствии законного представителя ООО «Брио Финанс», в присутствии защитника <...> (по доверенности от 20.11.2017 № 5/17), которой разъяснены права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), а также права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП.
УСТАНОВИЛ:
В рамках проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с приказом ФАС России от 08.08.2017 № 1040/17 «О проведении внеплановой выездной проверки по статье 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» на основании статьи 25.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также пункта 3.52 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 340 (далее – Административный регламент), ФАС России направил ООО «Брио Финанс» мотивированное требование о предоставлении документов (информации) (исх. от 18.10.2017 № 07/71766/17) (далее – Требование).
Данное Требование было вручено 18.10.2017 <...>, представителю ООО «Брио Финанс» по доверенности от 18.10.2017
№ 01/1810-17, о чем имеется отметка на заверенной копии Требования.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 Закона о защите конкуренции, а также пунктом 3.55 Административного регламента истребуемые документы и информация предоставляются в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения требования.
ООО «Брио Финанс» был направлен Запрос о продлении срока предоставления информации от 19.10.2017 № 01/1910 (вх. от 19.10.2017
№ 159398/17), в котором проверяемое лицо просило продлить срок предоставления запрашиваемых Требованием документов без указания срока, в течение которого проверяемое лицо может представить истребуемые документы и информацию. Письмом ФАС России от 23.10.2017 № 07/72703/17 ООО «Брио Финанс» было направлено решение об установлении нового срока предоставления запрашиваемых документов по Требованию - до 25 октября 2017 года. Решение было вручено 23.10.2017 <...>, представителю ООО «Брио Финанс» по доверенности от 23.10.2017 № 01/2310-17.
В Требовании ФАС России, в том числе были запрошены:
-
сведения о том, какие действия были совершены ООО «Брио Финанс» с целью размещения на сайте ЗАО «Сбербанк-АСТ» в сети «Интернет» (http://www.sberbank-ast.ru/) в разделе «Финуслуги» подраздела «Получить кредит в Брио Финанс» (с указанием, посредством чего были совершены те или иные действия, к примеру, посредством телефонных переговоров с ЗАО «Сбербанк-АСТ», посредством личных переговоров с представителями ЗАО «Сбербанк-АСТ», посредством электронной переписки с представителями ЗАО «Сбербанк-АСТ» (с приложением электронной переписки в распечатанном виде, с указанием даты, места встречи и вопросов, обсуждаемых в ходе переговоров) (пункт 1 Требования);
-
сведения о наличии/отсутствии каких-либо договорных отношений между ООО «Брио Финанс» и АО «ОФП» и (или) членами его группы лиц в период с 01.01.2014 по дату получения настоящего требования (с приложением подтверждающих документов) (пункт 7 Требования);
-
подробные пояснения по вопросу подготовки и направления совместного обращения участников рынка кредитования поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – совместное обращение), в том числе:
-
перечень сотрудников, которые осуществляли подготовку текста совместного обращения (пункт 9.3 Требования);
-
сведения о всех встречах, переговорах, переписке (в том числе электронной) в ходе которых заявителями обсуждалось согласование текста совместного обращения (с приложением протоколов встреч, писем (в том числе электронных) на бумажном носителе) (пункт 9.4 Требования);
-
все документы и письма, подтверждающие осуществление документооборота между заявителями, в частности, каким образом совместное обращение направлялось для согласования и подписания адресантам (пункт 9.5 Требования);
-
ООО «Брио Финанс» 24.10.2017 был представлен ответ на Требование письмом от 24.10.2017 № 01/2410 (вх. от 24.10.2017 № 161823/17).
-
При этом представленные ООО «Брио Финанс» в ответ на Требование документы и сведения не содержат информации, запрошенной по пунктам 1, 7, 9.3, а представленная по пунктам 9.4 и 9.5 информация противоречит ранее представленным сведениям (информации).
В ответе на пункт 1 Требования ООО «Брио Финанс» сообщило: «23» декабря 2016 года между ООО «Брио Финанс» и ЗАО «Сбребанк-АСТ» был заключен договор на передачу права пользования системой № 2312-2016-3, условия которого не запрещали ООО «Брио Финанс» размещать указанную в Требовании информацию (подраздел на сайте). Все действия ООО «Брио Финанс», совершаемые в рамках условий договора, обсуждались сторонами на стадии согласования условий договора перед его подписанием в устном порядке».
Таким образом, в своем ответе ООО «Брио Финанс» объясняет правомочность размещения указанной в требовании информации, не отвечая на поставленный вопрос о конкретных действиях, совершенных с целью непосредственного размещения на сайте ЗАО «Сбербанк-АСТ» в сети «Интернет» (http://www.sberbank-ast.ru/) в разделе «Финуслуги» подраздела «Получить кредит в Брио Финанс» (Кем был составлен текст подраздела, каким образом и кому был направлен, кем было осуществлено техническое размещение соответствующего текста подраздела на сайте).
Пунктом 7 Требования были запрошены сведения о наличии/отсутствии каких-либо договорных отношений между ООО «Брио Финанс» и АО «ОФП» и (или) членами его группы лиц в период с 01.01.2014 по дату получения настоящего требования (с приложением подтверждающих документов).
В ответе по пункту 7 Требования ООО «Брио Финанс» сообщило: «...между ООО «Брио Финанс» и ООО «ОФП» заключены следующие договоры:
-
договор простого товарищества (о совместной деятельности) от 12.12.2016 г. …
-
договор № ОФП-16/01-17 от 10.10.2016...».
При этом в своем ответе ООО «Брио Финанс» не предоставило информацию о наличии (отсутствии) договорных отношений между членами группы лиц АО «ОФП».
Пунктом 9 Требования ФАС России были запрошены подробные пояснения по вопросу подготовки и направления совместного обращения участников рынка кредитования поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – совместное обращение), в том числе:
-
перечень сотрудников, которые осуществляли подготовку текста совместного обращения (пункт 9.3 Требования);
-
сведения о всех встречах, переговорах, переписке (в том числе электронной) в ходе которых заявителями обсуждалось согласование текста совместного обращения (с приложением протоколов встреч, писем (в том числе электронных) на бумажном носителе) (пункт 9.4 Требования);
-
все документы и письма, подтверждающие осуществление документооборота между заявителями, в частности, каким образом совместное обращение направлялось для согласования и подписания адресантам (пункт 9.5 Требования);
В ответ на пункт 9.3 Требования ООО «Брио Финанс» сообщило: «Совместное обращение подготавливалось непосредственно участниками встречи, сведения о лицах, присутствовавших на встрече от ООО «Брио Финанс» предоставлялись ранее...»;
по пункту 9.4: «Встречи, переговоры не проводились, писем и иной корреспонденции не пересылалось, так как совместное обращение готовилось непосредственно на встрече...»;
по пункту 9.5: «Совместное обращение подписывалось на месте, заранее детали подписания участниками подписания не проговаривались».
Однако ранее в рамках внеплановой выездной проверки ООО «Брио Финанс» при проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица 14.08.2017 была скопирована информация с рабочего компьютера <...> ООО «Брио Финанс». В результате проведенного исследования документов (информации), содержащихся на электронном носителе информации, от 03.11.2017 № 02-17 установлено, что с электронного почтового ящика <...> в адрес ряда организаций были направлены сообщения:
Пункты 23-35 Приложения № 3 к Отчету об исследовании документов (информации), содержащихся на электронном носителе информации, от 03.11.2017 № 02-17.
-
содержащие информацию о том, что сотрудниками ООО «Брио Финанс» и АО «ОФП» был подготовлен текст совместного обращения;
-
содержащие текст совместного обращения, изначально содержащий подписи <...> ООО «Брио Финанс» <...>, <...> АО «ОФП», <...> ООО «МКК ОТС-КРЕДИТ» <...>;
-
содержащие приглашение организациям присоединиться к подписанию данного обращения с просьбой направить электронную копию (скан) подписанного обращения.
Кроме того по результатам проведенного исследования было установлено, что предложения и замечания к тексту совместного обращения от присоединившихся организаций и электронные копии (сканы) с подписями руководителей присоединившихся организаций направлялись также в адрес <...>.
Таким образом, ООО «Брио Финанс» не был предоставлен перечень сотрудников, которые осуществляли подготовку текста совместного обращения, запрашиваемый пунктом 9.3 Требования. По пунктам 9.4 и 9.5 Требования ООО «Брио Финанс» предоставлены недостоверные сведения.
В соответствии с частью 1 статьи 25.4 Закона о защите конкуренции должностные лица антимонопольного органа, которые проводят проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию.
Согласно части 4 статьи 25.4 Закона о защите конкуренции непредставление в срок проверяемым лицом или представление им заведомо недостоверных сведений и информации, истребуемых в порядке, установленном Законом о защите конкуренции, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, не представив запрошенные пунктами 1, 7, 9.3 Требования сведения и информацию, а также представив недостоверную информацию при ответе на пункты 9.4 и 9.5 Требования, ООО «Брио Финанс» нарушило требования, предусмотренные частью 4 статьи 25.4 Закона о защите конкуренции.
Административная ответственность за непредставление, а также представление в федеральный антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) по требованию указанного органа предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Следовательно, ООО «Брио Финанс», не представив, а в ряде случаев представив недостоверные сведения в ответ на Требование, совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП.
Временем совершения административного правонарушения является дата: 26.10.2017.
Местом совершения административного правонарушения является адрес: 1-й Волоколамский пр-д., д.10, г. Москва, 123060 (по месту проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Брио Финанс», приказ ФАС России от 08.08.2017 № 1040/17).
Частью 5 статьи 19.8 КоАП установлена ответственность,
за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 статьи 19.8 КоАП, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 19.8 КоАП в виде административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Факт совершения административного правонарушения
ООО «Брио Финанс» подтверждается протоколом № 4-19.8-1964/00-07-17 от 21.11.2017 по делу об административном правонарушении, а также другими материалами дела.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные антимонопольным законодательством, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.
Объективная сторона состоит в непредставлении в ФАС России информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, в срок, установленный антимонопольным органом, а также в представлении недостоверной информации в ФАС России.
Субъект административного правонарушения: ООО «Брио Финанс» (адрес: 123060, г. Москва, пр-д. Волоколамский 1-й, д.10, этаж 5 пом. I, ком. 27; ОГРН 1127746348234, ИНН 7726696408, КПП 773401001, дата регистрации в качестве юридического лица — 02.05.2012).
Субъективная сторона, как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-19.8-1964/00-07-17 и установленных обстоятельств, у ООО «Брио Финанс» имелась возможность для предоставления полной и достоверной информации. Однако,
ООО «Брио Финанс» не приняло все зависящие от него меры по представлению полной и достоверной запрашиваемой информации, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 19.8 КоАП.
Срок давности привлечения ООО «Брио Финанс» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания (п. 18).
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) могут повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование антимонопольными органами соответствующих фактических обстоятельств, специфики товарных рынков и, как следствие, - искажение результатов контрольных мероприятий, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц.
Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП.
В соответствии с частью 3.2. статьи 4.1 КоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Следует отметить, что снижение административного штрафа является правовом, а не обязанностью должностного лица, а реализация данного права не должна осуществляться бессознательно, в отсутсвии к тому необходимых предпосылок.
Согласно части 3.2. статьи 4.1 КоАП такими предпосылками выступают: исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица и если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Сведения позволяющие признать назначения наказания в виде административного штрафа излишне карательным, а равно подтверждающие, что оплата штрафа повлечет тяжелые финансовые последствия, отсутствую.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы, не установлено.
Санкция части 5 статьи 19.8 КоАП предусматривает наказание в виде минимального размер административного штрафа, который для юридических лиц составляет 50 000 (пятьдесят тысяч рублей), то есть основания для применения части 3.2. статьи 4.1 КоАП отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность при рассмотрении дела об административном правонарушении
№ 4-19.8-1964/00-07-17 в отношении ООО «Брио Финанс», не установлено.
На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 3.1, статьей 4.1,
частью 5 статьи 19.8, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП.
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания Брио Финанс» (адрес: 123060, г. Москва, пр-д. Волоколамский 1-й, д.10, этаж 5 пом. I, ком. 27; ОГРН 1127746348234, ИНН 7726696408,
КПП 773401001, дата регистрации в качестве юридического лица — 02.05.2012) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УИН: 16133120800001034548
Получатель ИНН 7703516539
КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(Для ФАС России л/с 04951001610)
КБК 161 1 1602010 016000 140
ОКТМО 45380000
ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (499) 755-23-24.
На основании части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП и статьей 23.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель начальника
Правового управления А.С. Крюков