Решение №АГ/26364/15 Решение по делу в отношении в отношении ОАО «Верхне-Волжская... от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на постановление по

делу об административном правонарушении № 47-ФАС52-03/15

 

«25» мая 2015 г.                                                                          г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин А.Н., рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении № 47-ФАС52-03/15 от 19.02.2015 в отношении ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» (место нахождения: 603137, г. Нижний Новгород, ул. Военных комиссаров, д. 2; ИНН  5261056945, ОГРН 1075261009471) (далее — Жалоба), вынесенное заместителем руководителя Нижегородского УФАС России Ю.Н. Гребневым в отсутствие законного представителя ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии защитника Закатаева А.О. (по доверенности от 16.03.2015 № ЭК-14), которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступила Жалоба (вх. от 19.03.2015 № 26162/15), по результатам рассмотрения которой установлено следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее по тексту — Нижегородское УФАС России) возбуждено дело
№ 1406-ФАС52-03/13 по признакам нарушения ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от
26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) путем невыполнения в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Дерибон И.В. к электрическим сетям.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №1406-ФАС52-03/13  установлены следующие фактические обстоятельства.

11.10.2012 ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» и
Дерибон И.В. заключили договор №ЭК-06/10-А54 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Согласно договору ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» обязалось в течение 6 месяцев, в срок до 11.04.2013 с момента заключения договора осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающего устройства Дерибон И.В. (садового дома), расположенного по адресу: Нижегородская область, город Кстово, улица Полевая, СНТ «Дружба», участок № 84, к электрическим сетям.

Как следует из технических условий для присоединения к электрическим сетям от 11.10.2012 № 101/12, являющихся приложением № 1 к вышеупомянутому договору об осуществлении технологического присоединения, ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» обязана выполнить в числе прочего комплекс мероприятий, направленных на обеспечение передачи электроэнергии потребителю от Распределительного устройства (далее - РУ) - 0,4 кВ новой трансформаторной подстанции (далее - ТП), включающий в себя организационные и технические мероприятия, с учетом присоединения заявленной мощности 15 кВт, а именно:

- проектирование и монтаж новой ТП;

- проектирование и монтаж линии электропередачи 6 кВ от основного источника питания до РУ-6 кВ новой ТП;

- проектирование и монтаж новой ВЛ-0,4 кВ с установкой опор от РУ-0,4 кВ новой ТП до границ участка Дерибон И.В.

Из материалов дела следует, что в целях осуществления технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» совершены следующие действия:

- сетевой организацией через 4 месяца с момента заключения и за 2 месяца до истечения действия договора, а именно 15.02.2013 в адрес главы администрации Кстовского муниципального района подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка для строительства трансформаторной подстанции 6/0,4 кВ (далее также – ТП 6/0,4 кВ) «для электроснабжения заявителей на технологическое присоединение энергопринимающих устройств СНТ «Дружба», расположенных по адресу: Нижегородская область, город Кстово, улица Полевая (улица Сутырина)». В ту же дату ответчик направил обращение в общество с ограниченной ответственностью «Земля» от 25.02.2013 № 07 о выполнении землеустроительных и кадастровых работ, а также обращение в общество с ограниченной ответственностью «Регион-52» о проведении инженерных изысканий для строительства ТП;

- администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области 11.09.2013 принято постановление №2146 о предоставлении в аренду ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» земельного участка площадью 16 м2 (кадастровый номер <...> :25:0010884:30), расположенного по адресу: Нижегородская область, город Кстово, улица Полевая (улица Сутырина)  сроком на 11 месяцев для строительства ТП 6/0,4 кВ.  20.09.2013 администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области и ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» заключен договор аренды земельного участка от №А1417;

- на момент возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства (18.12.2013) выполнены землеустроительные и кадастровые работы для строительства ТП 6/0,4 кВ по договору № 07 от 25.02.2013, заключенному с ООО «Земля» (акт приемки-передачи выполненных работ от 06.05.2013 к договору подряда № 07 от 25.02.2013). По договору № 12 от 28.02.2013, заключенному ответчиком с ООО «Регион-52», проведены инженерные изыскания и топогрофогеодезические изыскания для строительства ТП 6/0,4 кВ (акт №000005 от 20.05.2013);

- строительство новой ТП и линий электропередач по состоянию на 18.12.2013 по прошествии трех месяцев с момента предоставления земельного участка и осуществления подготовительных работ, не осуществлено.

Таким образом, ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» не исполнила предусмотренные договором от 11.10.2012 № ЭК-06/10-А54 мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов заявителя как в установленный данным договором срок, так и на момент возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 1406-ФАС52-03/13, допустив более шести месяцев бездействие в отсутствии объективных причин, препятствовавших осуществлению технологического присоединения.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях), к которым относятся, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа), принятых в соответствии со статьей 21 Закона об электроэнергетике, а именно: «сетевые организации» - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Исходя из положений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, собственники объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать возмездные услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Начиная с 01.01.2008, на территории Нижегородской области введены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии (решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 № 49/1).

В соответствии с действующей на территории области котловой тарифной моделью энергосбытовые организации заключают договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «МРСК Центра и Приволжья», имеющим статус «котлодержателя».

В свою очередь, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключает договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии вышеуказанным потребителям со всеми иными сетевыми организациями, действующими на территории Нижегородской области.

Для взаиморасчетов с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» указанным сетевым организациям региональной службой по тарифам Нижегородской области в пределах единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по их электрическим сетям.

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2011 № 61/2 (действует в редакции от 16.12.2013) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2012 – 2014 годы.

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2013 № 68/1 ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» на период с 1 января по 31 декабря 2014 года установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области.

Таким образом, ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания», являясь сетевой организацией на территории Нижегородской области, предоставляющей услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям общества и услуги по передаче электроэнергии лицам, чьи энергопринимающие устройства присоединены к энергосистеме общества, является субъектом рынка электрической энергии, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, что в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции свидетельствует о том, что ее положение на соответствующем товарном рынке в географических границах присоединенных электрических сетей является доминирующим.

При этом следует иметь в виду, что с учетом понятия «сетевая организация», указанного в Правилах недискриминационного доступа, осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопотребляющих объектов является неотъемлемой частью процесса оказания услуг по передаче электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004
№ 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения).

По смыслу положений пункта 7 названых Правил одним из обязательных этапов процедуры технологического присоединения является выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.

Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения (в том числе в редакциях, действовавших на момент заключения ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» договора с заявителями по делу) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать:

6 месяцев - для заявителей – физических лиц, желающих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Ранее указывалось, что договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № ЭК-06/10-А54, заключенным 11.10.2012 ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» с Дерибон И.В., предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется в отношении энергопринимающих устройств максимальной мощностью 15 кВт; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – НН (0,38 кВ), расстояние до границ земельного участка заявителя — менее 300 метров. Таким образом, учитывая положения пункта 16 Правил технологического присоединения, пункта 1.5 договора об осуществлении технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению объекта Дерибон И.В. к электрическим сетям должны были быть исполнены до 11.04.2013.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 11.10.2012, какие-либо действия по его исполнению сетевой организацией совершены лишь спустя 4 месяца (направление обращений в администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области, а также в подрядные организации только 15.02.2013).

В конечном итоге ответчиком осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств Дерибон И.В. с просрочкой на 11 месяцев 21 день.

На момент вынесения решения по делу № 1406-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания», осуществив мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта Дерибон И.В. к электрическим сетям, чему имеется документальное подтверждение (акт технологического присоединения энергопринимающего устройства Дерибон И.В. к электрическим сетям ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» от 02.04.2014 №ЭК-06/10-А54, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 02.04.2014 №101/12, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 02.04.2014 №101/12), добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.

Таким образом,  ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания», допустив существенное нарушение установленных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств объектов заявителя,  нарушило запреты части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность юридических лиц по части 2 статьи 14.31 КоАП.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценивая доводы защитника ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» о несоответствии протокола № 47-ФАС52-03/14 об административном правонарушении требованиям КоАП, поскольку в нем не имеется ссылки на место и время совершения административного правонарушения, должностное лицо Нижегородского УФАС России пришло к следующим выводам.

Как указано в решении комиссии Нижегородского УФАС России от 11.04.2014 по делу № 1406-ФАС52-03/13 о нарушении антимонопольного законодательства, противоправные действия совершены ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба», расположенного на территории города Кстово Нижегородской области. Сетевая организация обязана была осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта Дерибон И.В. к электрическим сетям в течение шести месяцев с даты заключения договора заключения договора, то есть до 11 апреля 2013 года. Однако фактически технологическое присоединение энергопринимающего устройства Дерибон И.В. осуществлено 02 апреля 2014 года.

Таким образом, датой совершения административного правонарушения является 12 апреля 2013 года.

Вместе с тем, как разъясняет Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в пункте 10.2 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»  само по себе отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП, информации, содержащейся в решении комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, при наличии в протоколе ссылки на это решение (с приложением данного решения к протоколу) и обоснования вины нарушителя, не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении в смысле пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Таким образом, в действиях сетевой организации, выразившихся в неисполнении в срок обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Дерибон И.В. к электрическим сетям, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Между тем в рассматриваемом случае результатом допущенного
ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» административного правонарушения явилось ущемление прав и законных интересов Дерибон И.В. (заявителя по делу о нарушении антимонопольного законодательства) в части ограничения возможности получения услуг электроснабжения в установленные законом сроки.

При таких условиях совершенное сетевой организацией административное правонарушение, посягающее на охраняемые законом отношения, не может квалифицироваться должностным лицом в качестве малозначительного.

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

По правилам части 3  статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу устанавливаются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в случае если административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Выручки ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» от оказания услуг по передаче электрической энергии в установленных географических границах за 2012 год не имеет.

При указанных обстоятельствах, действия юридического лица —
ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1. КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении административного дела № 47-ФАС52-03/15 в качестве  смягчающего административную ответственность ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» обстоятельства признается добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в рассматриваемых действиях ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» не установлено.

Статьей 4.1. КоАП установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии соответствующей статьей КоАП.

При вынесении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 47-ФАС52-03/15 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Ю.Н. Гребневым был учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность и обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Таким образом, при вынесении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении должностным лицом, рассматривавшим дело, правомерно наложен штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей, что находится в пределах санкции части 2
статьи 14.31 КоАП.

При рассмотрении Жалобы нарушений КоАП, которые носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении
№ 47-ФАС52-03/15 и которые могут повлечь отмену принятого постановления, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 47-ФАС52-03/15 от 19.02.2015 в отношении
ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания», оставить без изменения, а жалобу ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны