Решение №АГ/51725/17 Решение о рассмотрении жалобы <...> на определение об отказе... от 24 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

 

 

«21» июля 2017 г. Москва

 

Я, временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин Анатолий Николаевич, рассмотрев материалы жалобы <...> на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.03.2017 в отношении акционерного общества «Улан-Удэ Энерго» (далее - АО «Улан-Удэ Энерго») (адрес: 670042, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Жердева, д. 12; ИНН 0326481003, ОГРН 1080327000599, КПП 032301001; дата регистрации юридического лица: 20.11.2008), вынесенное руководителем Бурятского УФАС России Е.И. Потаповой, в отсутствии <...> надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в отсутствие законного представителя АО «Улан-Удэ Энерго», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступила жалоба (от 13.03.2017 вх. № 35720-ЭП/17) Надежина В.С. (далее — Жалоба) на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.03.2017 (исх. № 05-13/803) в отношении АО «Улан-Удэ Энерго», вынесенное руководителем Бурятского УФАС России <...>

В Жалобе <...> просит отменить определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.03.2017 (исх. № 05-13/803) (далее — Определение).

При рассмотрении материалов Жалобы установлено следующее.

В адрес Бурятского УФАС России через Прокуратуру Железнодорожного района г. Улан-Удэ поступило заявление <...> (вх. от 08.02.2017 № 790), позже по электронной почте направлены дополнения к заявлению (вх. от 28.02.2017 № 1206) с требованием возбудить дела об административных правонарушениях по статьям 9.21 и 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в отношении АО «Улан-Удэ Энерго» по следующим фактам.

<...> является собственником дома № 41 по ул. Циолковского в г. Улан-Удэ. Технологическое присоединение дома к электрическим сетям осуществлено в 1937 году. <...> в адрес АО «Улан-Удэ Энерго» (вх. от 15.12.2016 № 1.12/05/9380) была направлена претензия на предмет досудебного разрешения спора в части навязывания сетевой организацией использования в качестве расчетного - прибор учета, установленный АО «Улан-Удэ Энерго» на опоре воздушной линии электропередачи, в то время как, актом допуска в эксплуатацию прибора учета от 20.01.2016, оформленного между Заявителем и АО «Читаэнергосбыт», расчетным является прибор учета, установленный <...> на фасаде дома. В претензии <...> просит, чтобы АО «Улан-Удэ Энерго» по примеру АО «Читаэнергосбыт» произвело допуск в эксплуатацию прибора учета <...>, установленного на фасаде дома, и требует считать его расчетным. Кроме того, <...> просит выдать документы о технологическом присоединении, а именно: технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

В результате рассмотрения претензии <...> АО «Улан-Удэ Энерго» от 31.01.2017 № 1.12/19.1-259 сообщило, что граница балансовой принадлежности электрических сетей между сетевой организацией и Заявителем определена в месте крепления провода на опоре ВЛ-0,4 кВ, для получения требуемых заявителем документов необходимо обратиться в сетевую организацию с приложением документов, указанных в разделе VIII Правил, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861, после оформления, получения и установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, вопрос об определении расчетного прибора учета электрической энергии будет решен в соответствии с действующим законодательством.

По мнению <...>, АО «Улан-Удэ Энерго» злоупотребляет доминирующим положением на рынке услуг, навязывает невыгодные условия, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), влекущим ответственность по статье 14.31 КоАП, а также нарушает Правила недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения), влекущее ответственность по статье 9.21 КоАП.

Рассмотрев доводы <...>, Бурятским УФАС России не установлено нарушения АО «Улан-Удэ Энерго» Правил техприсоединения и Правил недискриминацонного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Вместе с тем, обязательство по совершению технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила).

Диспозиция части 1 статьи 9.21 КоАП охватывает нарушения субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

В соответствии с пунктом 59 Правил, собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов, в том числе в случае переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Процедура переоформления документов о технологическом присоединении регламентирована разделом VIII Правил. Данный порядок не устанавливает ограничение в возможности его применения для энергопринимающих устройств, подключенных до вступления в силу Правил.

В целях определения фактической схемы электроснабжения сетевая организация с участием заявителя осуществляет осмотр ранее присоединенных энергопринимающих устройств, по результатам которого сетевой организацией и заявителем составляется и подписывается акт осмотра (обследования) электроустановки, включающий однолинейную схему электрических сетей внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств (пункт 73 Правил).

Таким образом, в случае отсутствия у сетевой организации и лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, подтверждающих технологическое присоединение, то восстановление (переоформление) документов может быть осуществлено по фактической схеме.

Указанный порядок восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении может быть применен и к энергопринимающим устройствам, присоединенным до вступления в силу Правил.

При осуществлении восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении сетевая организация может определить все существующие условия, необходимые для энергоснабжения потребителя, а также путем составления технических условий, внести необходимые коррективы в существующую схему энергоснабжения.

Таким образом, вывод, содержащийся в Определении о нераспространении положения Правил на процедуру восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств <...>, не соответствует законодательству об электроэнергетике.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - ПНД), под точкой присоединения к электрической сети понимается место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

При системном толковании пункта 2 ПНД (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил, пункта 144 Основных положений, а также постановления Президиума ВАС РФ №16008/10 от 18.05.2011 года, следует, что заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах границ своего земельного участка.

Таким образом, вновь выданные технические условия не должны предусматривать обязанность для заявителя организовывать узел учета электрической энергии за пределами его земельного участка.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со статьей 28.1 КоАП поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Комиссией Бурятского УФАС России не принималось решения об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «Улан Удэ Энерго», следовательно отсутствуют основания для привлечения АО «Улан Удэ Энерго» к административной ответственности по статье 14.31 КоАП. Следовательно, Бурятским УФАС России в пункте 1 резолютивной части Определения правомерно указано об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «Улан Удэ Энерго» по статье 14.31 КоАП.

Вместе с тем, поскольку рассмотренные материалы Жалобы содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.03.2017 (исх. № 05-13/803) в отношении АО «Улан-Удэ Энерго», вынесенное руководителем Бурятского УФАС России Е.И. Потаповой, подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь частью 4 статьи 30.1, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

РЕШИЛ:

 

1. Жалобу <...> на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.03.2017 (исх. № 05-13/803) в отношении АО «Улан-Удэ Энерго», вынесенное руководителем Бурятского УФАС России Е.И. Потаповой, удовлетворить.

      • Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.03.2017 (исх. № 05-13/803) в отношении АО «Улан-Удэ Энерго», вынесенное руководителем Бурятского УФАС России Е.И. Потаповой, отменить.

      • Возвратить Жалобу <...> в Бурятское УФАС России на новое рассмотрение.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

Временно исполняющий

обязанности руководителя                             А.Н. Голомолзин

Связанные организации

Связанные организации не указаны