Решение №АГ/56879/15 Решение по жалобе № 12096-К/04-2015 от 15 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на постановление

о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении № 12096-К/04-2015

 

«12» октября 2015 г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин А.Н., рассмотрев материалы жалобы на постановление Ульяновского УФАС России от 27.05.2015 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 12096-К/04-2015 вынесенного в отношении XXXXXXXXXXXXX (XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX) (далее - Жалоба), в отсутствии XXXXXXXXXXXX, уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Ульяновским УФАС России в ходе рассмотрения дела
№ 11220/04-2014 о нарушении антимонопольного законодательства МУП «Чердаклыэнерго» было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Указанные действия выразились в во взимании платы за повторную опломбировку приборов учета, необходимость которой возникла не в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

МУП «Чердаклыэнерго» является организацией водопроводного хозяйства, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (водоснабжения) в границах своей деятельности.

Приказами Министерства экономического развития Ульяновской области № 06-583 от 27.11.2012 «Об установлении тарифов на холодную воду для Муниципального унитарного предприятия «Чердаклыэнерго» на 2013 год»,
№ 06-623 от 05.12.2013 «Об установлении тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для Муниципального унитарного предприятия «Чердаклыэнерго», на 2014 год» установлены тарифы на холодною воду для МУП «Чердаклыэнерго» соответственно на 2013 и 2014 годы.

В соответствии с договором № 3 о передаче муниципального недвижимого имущества в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия от 30.04.2013, заключенному между МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» и МУП «Чердаклыэнерго», актом приема-передачи к договору МУП «Чердаклыэнерго» принял в хозяйственное ведение следующее имущество, а именно: водонапорная башня - 2 шт., артезианская скважина - 2 шт., водопроводная скважина - 6 шт., скважина - 1 шт., водонасосная станция - 2 шт., водопроводная сеть - 11 шт., расположенные по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, р.п. Чердаклы.

Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Таким образом, в многоквартирных домах, где ресурсоснабжающие организации установили общедомовые приборы учета в «принудительный период», РСО имеют возможность оказывать решающее влияние на стоимость установки общедомовых приборов учета, предъявляемой собственникам помещений в многоквартирных домах для оплаты.

Из изложенного следует, что МУП «Чердаклыэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению в границах присоединенной сети.

В период 2013 - 2014 гг., отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулировались Правилами предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Указанными Правилами установлены следующие основные понятия.

«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

«потребитель» - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

«внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения;

«коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;

«индивидуальный прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения к дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (зг. исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (пункт 2).

В соответствии с Правилами № 354 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действии, считается заключенным Правилами.

Между МУП «Чердаклыэнерго» и ООО «РИЦ-РЕГИОН» заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и осуществлению начислений за жилищно- коммунальные услуги (агентский договор) от 01.01.2010, согласно которому ООО «РИЦ-РЕГИОН» от имени МУП «Чердаклыэнерго», являющегося Управляющей компанией, и за счет МУП «Чердаклыэнерго» осуществляет начисление денежных средств, поступивших от плательщиков МУП «Чердаклыэнерго», в целях исполнения денежных обязательств физических лиц перед МУП «Чердаклыэнерго» по оплате за жилищно-коммунальные услуги (в т.ч. водоснабжение), оказанные абонентам р.п. Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области.

Для МУП «Чердаклыэнерго» установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги, в том числе на водопотребление в жилых домах (с уличной колонкой; с водопроводом без канализации; с водопроводом с канализацией, без ванны; с водопроводом, канализацией, с ванной и автономным водонагревателем) на 2013 и 2014 гг.

МУП «Чердаклыэнерго» осуществляет холодное водоснабжение потребителей - собственников индивидуальных жилых домов на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области (р.п. Чердаклы) в соответствии с тарифами, утвержденными приказами Министерства экономики Ульяновской области, следовательно, является исполнителем коммунальных услуг для указанных граждан, проживающих на территории р.п. Чердаклы по услуге водоснабжения.

Согласно п. 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Следовательно, владельцы индивидуальных жилых домов в многоквартирных домах, для которых исполнителем коммунальных услуг является МУП «Чердаклыэнерго», оказывающее услуги по водоснабжению в границах присоединенной водопроводной сети, для ввода прибора учета воды в эксплуатацию должны обратиться в МУП «Чердаклыэнерго».

Из вышеизложенного следует, что МУП «Чердаклыэнерго» осуществляет деятельность на рынке, продуктовыми границами которого является оказание услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды владельцам индивидуальных жилых домов, географическими границами - присоединенная водопроводная сеть.

МУП «Чердаклыэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды владельцам индивидуальных жилых домов, в границах присоединенной водопроводной сети.

Таким образом, на действия МУП «Чердаклыэнерго» распространяется запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 81(9) Правил № 354 ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

В соответствии с п. 81 (14) Правил № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

На основании изложенного, взимание платы за повторное опломбирование индивидуальных приборов учета возможно только в случае повреждения пломбы и знаков поверки потребителем или третьим лицом.

В иных случаях взимание платы за опломбирование приборов учета действующим законодательством не предусмотрено и содержит признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

МУП «Чердаклыэнерго» осуществляет опломбирование места установки прибора учета холодной воды владельцам индивидуальных жилых домов, расположенных на територрии р.п. Чердаклы Ульяновской области. Постановлением Администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области от 31.01.2012 № 52 для МУП «Чердаклыэнерго» установлена плата за опломбирование (первичное, повторное) прибора учета (водоснабжение, теплоснабжение) в размере 200 рублей.

Фактов взимания платы за первичное опломбирование места установки прибора учета холодного воды МУП «Чердаклыэнерго не выявлено.

В Ульяновское УФАС России представлены кассовые книги МУП «Чердаклыэнерго» за 2013 и 2014 гг., а также журнал приходных и расходных документов МУП «Чердаклыэнерго» за 2013 и 2014 гг., согласно которым, плата за повторное опломбирование места установки прибора учета холодной воды, взимавшаяся с потребителей - 200 рублей.

В адрес Ульяновского УФАС России представлены реестр актов МУП «Чердаклыэнерго» с приемке приборов учета 2013-2014 гг., а также сами акты МУП «Чердаклыэнерго» о приемке приборов учета 2013-2014 гг., в том числе в случаях повторного опломбирования МУП «Чердаклыэнерго» места установки прибора учета холодного водоснабжения. Из представленных документов установлено следующее.

В период 2014 года, в определенных случаях повторного опломбирования места установки приборов учета холодной воды МУП «Чердаклыэнерго» в актах о приемке приборов учета не указаны причины замены прибора учета холодной воды, свидетельствующие о вине потребителя или третьего лица в повреждении пломбы или знаков поверки прибора учета холодной воды. В данных актах указана лишь запись следующего содержания: «Снят старый водомер, новый прибор учета работает». Указанная формулировка не позволяет отнести данные случаи повторного опломбирования приборов учета холодной воды к случаям повторного опломбирования, за которые возможно взимание платы с потребителя, предусмотренным п. 81 (14) Правил №354.

МУП «Чердаклыэнерго» в письменных пояснениях (исх. от 21.01.2015
№ 410) указывает, что в данных случаях имело место повторное пломбирование приборов учета холодной воды по вине потребителя - выход из строя прибора учета в межповерочный срок из-за неправильной эксплуатации. Однако в адрес Ульяновского УФАС России иных доказательств о наличии вины потребителей или третьих лиц в повреждении пломбы или знаков поверки указанных приборов учета холодной воды не представлено. Соответственно, МУП «Чердаклыэнерго» совершены действия, нарушающие требования, установленные законодательством и ущемляющие интересы потребителей.

На основании изложенного, действия МУП «Чердаклыэнерго» по взиманию платы за повторную опломбировку приборов учета, необходимость которой возникла не в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом, нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Довод XXXXXXXXXXXX о том, что в обозначенных действиях МУП «Чердаклыэнерго» отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ввиду того, что МУП «Чердаклыэнерго» не взимает плату за пломбирование места установки прибора учета ХВС при первичной установке прибора учета и при замене прибора учета ХВС в связи с истечением сроков поверки; законодательство Российской Федерации не содержит запрета на платность повторной пломбировки, в случае необходимости установки новой пломбы, по причине замены собственником труб, срыва пломбы, замены собственником прибора учета, несвязанного с истечением сроков поверки (преждевременная замена приборов учета воды из-за неправильной эксплуатации прибора); МУП «Чердаклыэнерго» взимает плату только за повторное опломбирование необходимость в котором возникла из-за действий (бездействия) абонента, то есть в случае наличия его вины, является несостоятельным на основании следующего.

В адрес Ульяновского УФАС России доказательств о наличии вины потребителей или третьих лиц в повреждении пломбы или знаков поверки указанных прибороов учета холодной воды МУП «Чердаклыэнерго не представлено. Соответственно, МУП «Чердаклыэнерго» совершены действия, нарушающие требования, установленные законодательством и ущемляющие интересы потребителей.

Согласно статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно распоряжению главы Администрации МО «Чердаклинский район» XXXXXXXXXXXXXX от 11.03.2014 № 107-к XXXXXXXXXXXX XXXXXXXX принят на должность директора МУП «Чердаклыэнерго» с 11.03.2014.

Согласно пп. 2.1, 2.3.1, 3.2.2, 6.4 трудового договора от 11.03.2014 № 12, заключенного с XXXXXXXXXXXXX, работник является единоличным исполнительным органом предприятия, действует на основе единоначалия и несет полную ответственность за действия предприятия; работник организует работу предприятия; при исполнении своих служебных обязанностей работник обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации, уставом предприятия и настоящим трудовым договором; работник может быть привлечен к материальной, административной и уголовной ответственности в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Соответственно, именно XXXXXXXXXXX является ответственным должностным лицом по совершению действий по взиманию платы за повторную опломбировку приборов учета, необходимость которой возникла не в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом, в период с 11.03.2014 по 31.12.2014.

Таким образом в действиях XXXXXXXXXXXX совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.31 КоАП установлен состав административного правонарушения.

Факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Ульяновского УФАС России от 05.02.2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 11220/04-2014.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Ответственность за злоупотребление доминирующим положением и за совершение недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установленных обстоятельств, у
XXXXXXXXXXXX имелась возможность не осуществлять действий (бездействий), которые приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, однако XXXXXXXXXXX этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения
XXXXXXXXXXXXX подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении от 13.05.2015 № 12096-К/04-2015, а также другими материалами дела.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность отсутствуют.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо Ульяновского УФАС России учитывало характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Учитывая изложенное, должностным лицом Ульяновского УФАС России правомерно определен размер подлежащего наложению административного штрафа, составившего 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей, что находится в пределах санкции части 1 статьи 14.31 КоАП.

Таким образом, при рассмотрении Жалобы нарушений КоАП, которые носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении № 12096-К/04-2015 и которые могут повлечь отмену принятого постановления, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 12096-К/04-2015 от 27.05.2015 в отношении XXXXXXXXXXXX, оставить без изменения, а жалобу XXXXXXXXXXXX без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны