Решение №АГ/63760/16 Решение о рассмотрении жалобы на определение об отказе в воз... от 15 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 17.06.2016

 

«13» сентября 2016 г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин Анатолий Николаевич, рассмотрев материалы жалобы <...> на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 17.06.2016 № 02/41483/16, вынесенное заместителем начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России <...>, в присутствии <...>, представителя <...> (по доверенности от 01.07.2016 № 69АА1685240), защитника АО «Газпром газораспределение Тверь» <...> (по доверенности от 10.12.2015 № 169), которым разъяснены предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) права лица, в отношении которого ведется производство по делу, закрепленные статьей 25.2 КоАП права потерпевшего, а также установленные статьей 25.5 КоАП права защитника и представителя,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Федеральную антимонопольную службу (далее — ФАС России) 05.07.2016 (вх. № 96908-ЭП/16) и 19.07.2016 (вх. № 104507/16) поступила жалоба <...> на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 17.06.2016 № 02/41483/16, вынесенное заместителем начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России <...>.

Жалоба содержит следующие доводы:

  • по утверждению <...>, поскольку при расчете размера платы за технологическое присоединение, по ее мнению, подлежит применению размер платы за технологическое присоединение, установленный органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год, а не примененные Акционерным обществом «Газпром газораспределение Тверь» стандартизированные тарифные ставки, то в действиях Акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» (далее — АО «Газпром газораспределение Тверь») (адрес: 170026, Тверская область, г. Тверь, ул. Фурманова, д. 12/4; ОГРН 1026900564129; ИНН 6900000364; КПП 695201001; дата регистрации юридического лица — 18.11.1993) имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП;

  • по мнению <...>, СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 № 780 (далее — СП 62.13330.2011) не может подлежать применению ввиду его рекомендательного характера;

  • по утверждению <...>, условия технологического присоединения объекта капитального строительства <...> совпадают с условиями технологического присоединения объекта капитального строительства <...>, при этом размер платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства <...> почти в двадцать раз меньше аналогичной платы за подключение объекта капитального строительства <...> , что свидетельствует о совершении АО «Газпром газораспределение Тверь» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Изложенные в жалобе доводы ранее <...> были заявлены частично, в материалах дела имеется соответствующее заявление <...>

В ФАС России 19.04.2016 поступило заявление <...>, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП, а именно о нарушении АО «Газпром газораспределение Тверь» установленного порядка ценообразования на услуги по технологическому присоединению к сетям газораспределения.

Из заявления и приложенных к нему документов следует, что <...> 17.06.2015 направила в адрес АО «Газпром газораспределение Тверь» заявку о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000024:3732 по адресу Тверская область, Калиниский район, дер. Курово (далее — объект капитального строительства), к сети газораспределения (расчет планируемого часового расхода газа — менее 5 куб. м. в час).

Указанная заявка <...> зарегистрирована АО «Газпром газораспределение Тверь» 17.06.2015 за № 2746-ТП.

По результатам рассмотрения заявки № 2746-ТП от 17.06.2015 АО «Газпром газораспределение Тверь» письмом от 07.07.2015 направило <...> проект договора о подключении.

В ответ на указанное письмо в адрес АО «Газпром газораспределение Тверь» <...> был направлен мотивированный отказ от подписания договора о подключении, который был зарегистрирован в АО «Газпром газораспределение Тверь» 13.07.2015 за № 3021-ТП.

АО «Газпром газораспределение Тверь» письмом от 14.08.2015 № 04/4009 повторно направило <...> соответствующий проект договора о подключении.

Затем <...> в Тверское УФАС России было направлено заявление о нарушении АО «Газпром газораспределение Тверь» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Заявление было зарегистрировано Тверским УФАС России 24.08.2015 за № 4073.

По результатам рассмотрения указанного заявления <...> Тверское УФАС России письмом от 24.11.2015 № 03-20/4862ВФ выдало АО «Газпром газораспределение Тверь» предупреждение о прекращении в срок до 25.12.2015 действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

АО «Газпром газораспределение Тверь» письмом от 25.12.2015 № 029/6571 направило <...> новый проект договора о подключении (далее — проект договора о подключении от 25.12.2015)

В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила).

Согласно пунктам 59, 60 Правил подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

По договору о подключении исполнитель АО «Газпром газораспределение Тверь» обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

При этом согласно пункту 83 Правил договор о подключении должен содержать перечисленные существенные условия, в том числе размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.

Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 утверждены Основные положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее — Основные положения).

Согласно пункту 26 (22) Основных положений плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется). Указанные минимальный и максимальный уровни платы за технологическое присоединение начиная с 2015 года ежегодно индексируются на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на тот же период, на который устанавливается плата за технологическое присоединение.

Вместе с тем в остальных случаях плата за подключение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям определяется исходя из установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, или в соответствии с пунктом 26(23) Основных положений исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы.

В соответствии с пунктом 2.6.4 проекта договора подключения от 25.12.2015, предварительный размер платы за подключение составляет 1 918 466,34 (один миллион девятьсот тысяч четыреста шестьдесят шесть рублей тридцать четыре копейки) согласно стандартизированным тарифным ставкам, утвержденным приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее - ГУ РЭК Тверской области) от 28.11.2014 № 467-нп.

Из жалобы, ранее поданного заявления и приложенных к ним документов следует, что <...> не согласна с размером платы за технологическое присоединение, установленным в проекте договора о подключении от 25.12.2015 и считает, что размер платы за технологическое присоединение должен быть установлен в соответствии с пунктом 26 (22) Основных положений, приказом ГУ РЭК Тверской области от 28.11.2014 № 272-НП и составлять 37770,00 рублей.

При этом, согласно проекту договора о подключении от 25.12.2015, что подтверждается <...> как в жалобе, так и в ранее поданном заявлении, для технологического присоединения объекта капитального строительства <...> необходимо установить пункт редуцирования газа.

Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям может быть установлена в соответствии с пунктом 26 (22) Основных положений в случае, если расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).

Таким образом, если мероприятия по подключению объекта капитального строительства к сетям газораспределения, предусматривают установку пункта редуцирования газа, то такие случаи подключения не соответствуют условиям подключения, приведенным в пункте 26(22) Основных положений.

Вместе с тем АО «Газпром газораспределение Тверь» в соответствии с пунктом 25 Правил не представлено доказательств отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства, принадлежащего <...> , без установки пункта редуцирования газа.

Вопреки утверждениям <...> при определении расстояния от газоиспользующего оборудования, которым согласно абзацу двадцать пятому пункта 2 Основных положений являются котлы, плиты, производственные печи, технологические линии, утилизаторы, генераторы электрического тока и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного и автономного отопления, выработки электрической энергии, горячего водоснабжения, пищеприготовления, в технологических процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья, до сети газораспределения в отсутствие доказательств иного надлежит руководствоваться расстоянием от соответствующего недвижимого имущества (в котором размещено газоиспользующее оборудование) до конкретной газовой трубы, к которой имеется техническая возможность присоединения.

Также следует отметить, что согласно пункту 4.2 СП 62.13330.2011 выбор схем газораспределения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления поселений (сельских и городских) и городских округов, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). Выбор той или иной схемы сетей газораспределения в проектной документации должен быть обоснован экономически и обеспечен необходимой степенью безопасности. Любое изменение существующей сети должно осуществляться с сохранением характеристик надежности и безопасности. При этом подача газа потребителям должна предусматриваться по сетям газораспределения I - IV категорий с редуцированием давления газа, как правило, у потребителя.

Согласно пункту 44 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, в результате применения на обязательной основе именно пункта 4.2 СП 62.13330.2011 обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований.

При этом положения пункта 4.2 СП 62.13330.2011 носят общий характер и не влияют на принятие решения о соответствии изложенных <...> фактических обстоятельств условиям подключения, приведенным в пункте 26(22) Основных положений.

Позиция <...>, изложенная в жалобе, относительно того, что плата за подключения к сети газораспределения устанавливается государством и не может зависеть от соглашения сторон, подтверждается материалами ранее поданного <...> заявления и документами, ранее представленными АО «Газпром газораспределение Тверь».

Частью 1 статьи 1.6 КоАП установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

При этом выполнение исполнителем (АО «Газпром газораспределение Тверь») обязанности, предусмотренной Правилами, по направлению в адрес заявителя проекта договора о подключении, в котором размер платы за технологическое присоединение рассчитан в соответствии со стандартизированными тарифными ставками, утвержденными приказом ГУ РЭК Тверской области от 28.11.2014 № 467-нп, не является противоправным и виновным действием и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП.

По результатам рассмотрения заявления <...> на основании изложенного должностным лицом ФАС России вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП.

В отношении довода <...> о том, что плата за технологическое присоединение объекта капитального строительства <...> необоснованно превышает размер платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства, расположенного по соседству, необходимо отметить следующее.

В обоснование указанного довода заявителем представлен проект договора о подключении и технические условия подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети, выданные <...>

По мнению <...>, условия технологического присоединения объекта капитального строительства <...> совпадают с условиями технологического присоединения объекта капитального строительства заявителя, при этом размер платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства <...> почти в двадцать раз меньше аналогичной платы за подключение объекта капитального строительства <...>

Вместе с тем объект капитального строительства <...> и объект капитального строительства <...> расположены на разных земельных участках, имеют разное расстояние до сети газораспределения. Кроме того, из содержания проекта договора о подключении от 25.12.2015 и проекта договора о подключении со <...> следует, что мероприятия по технологическому присоединению объектов капитального строительства указанных лиц не совпадают.

Согласно пункту 3 части 1 и части 3 статьи 28.1 КоАП дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе при поступлении заявления физического лица, содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и только при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Из жалобы <...> и приложенных к ней документов следует отсутствие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Таким образом, должностным лицом федерального антимонопольного органа правомерно вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 17.06.2016 № 02/41483/16.

Вместе с тем при рассмотрении жалобы <...> установлено наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП.

При рассмотрении жалобы процессуальных нарушений, которые носят существенный характер, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть заявление <...> и могут повлечь отмену вынесенного определения, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь частью 4 статьи 30.1, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

РЕШИЛ:

 

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 17.06.2016 № 02/41483/16 оставить без изменения, а жалобу <...> — без удовлетворения.

В соответствии с частью 4 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны