Решение №АК/25118/14 Решение о рассмотрении жалобы на постановление о наложении ш... от 23 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на постановление о наложении штрафа

по делу об административном правонарушении № АА-245/13

 

«19» июня 2014 г.                                                                                       г. Москва

 

Я, заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы жалобы на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-245/13 от 03.04.2014 в отношении ОАО «Сбербанк России» (место нахождения: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19; Башкирское отделение № 8598 ОАО «Сбербанк России» - 450059, г. Уфа, ул. Р. Зорге, д. 5; дата регистрации в качестве юридического лица — 16.08.2002; ОГРН 1027700132195; ИНН 7707083893; КПП 775001001), вынесенное заместителем Руководителя Башкортостанского УФАС России Саляхутдиновой Р.Ф. (далее — Жалоба), в отсутствие законного представителя ОАО «Сбербанк России», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения Жалобы, в присутствии защитника по доверенности
от 14.02.2014 № 108-д Чепурко М.А., которой разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП),

УСТАНОВИЛ:

 

25.10.2013 Комиссией Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела № А-98/10-13 принято решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства о признании ОАО «Сбербанк России» (117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19; Башкирское отделение № 8598 ОАО «Сбербанк России» − 450059, г. Уфа, ул. Р. Зорге, д. 5) нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно решению по делу № А-98/10-13 о нарушении антимонопольного законодательства нарушение антимонопольного законодательства выразилось в следующем.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ЗАО «УфаБизнесОценка» на противоправные действия ОАО «Сбербанк России» в части отказа гражданину в принятии отчета об оценке оценочной компании, не входящей в перечень аккредитованных при банке организаций.

По результатам изучения рынка кредитования физических лиц в географических границах Республики Башкортостан за период 2012 года было установлено, что ОАО «Сбербанк России» в лице Башкирского отделения
№ 8598 ОАО «Сбербанк России» занимает доминирующее положение на указанном рынке.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Порядок взаимодействия ОАО «Сбербанк России» с оценщиками при кредитовании физических лиц размещен на официальном сайте данной кредитной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://sberbank.ru/moscow/ru/legal/partner_drkk/person/.

Комитетом Ассоциации российских банков по оценочной деятельности разработаны Рекомендации по критериям отбора оценщиков для долгосрочного сотрудничества с Банками (далее - Рекомендации). Рекомендации 06.05.2009 согласованы Федеральной антимонопольной службой.

При получении отчета от оценщика, не являющегося партнером банка, в качестве мер защиты от некачественной оценки банк в соответствии с вышеуказанными Рекомендациями вправе провести проверку:

правоспособности оценщика (в соответствии с нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации - статья 49);

деловой репутации оценщика (деловая репутация - мнение, сложившееся о претенденте на основании отзывов и рекомендаций, участия в общероссийских и региональных рейтингах, результатов участия в судебных процессах);

соответствия отчета нормам законодательства и федеральным стандартам, достоверности информации, приведенной в отчете и иных факторов, влияющих на достоверность результата оценки.

В соответствии с Рекомендациями банки для установления партнерских отношений вправе предъявлять к оценщикам дополнительные требования при условии их публичности и объективности, поскольку фактически именно банк является непосредственным потребителем отчета об оценке залогового имущества и использует данный отчет при принятии кредитного решения.

В то же время наличие у банка партнерских отношений с отдельными оценщиками (аккредитации отдельных оценщиков при банке) не должно ограничивать право и возможность заемщиков по работе с другими оценщиками, не являющимися партнерами этого банка.

Отказ банка, занимающего доминирующее положение на рынке кредитования, в выдаче заемщику кредита только на том основании, что оценщик, выполнивший отчет об оценке предлагаемого в залог имущества, не является партнером банка или не соответствует требованиям, предъявляемым банком в дополнение к указанным требованиям, неправомерен.

Согласно решению по делу № А-98/10-13 о нарушении антимонопольного законодательства в письме от 26.04.2013 № 21/233-10 Башкирское отделение
№ 8598 уведомило гражданку Давлетшину А.А. о том, что отчет, составленный
ЗАО «УфаБизнесОценка» не может быть принят, так как
ЗАО «УфаБизнесОценка» не аккредитовано ОАО «Сбербанк России», для аккредитации необходимо представить документы, опубликованные на официальном сайте www.sbrf.ru.

Таким образом, из названного решения следует, что отчет, подготовленный ЗАО «УфаБизнесОценка», не был рассмотрен ввиду того, что компания не входит в перечень аккредитованных организаций, документы которых проверялись Банком.

В рассматриваемом случае, как установлено Комиссией Башкортостанского УФАС России, требование Банка о предоставлении документов у ЗАО «УфаБизнесОценка» для целей аккредитации, как указано в письме
от 26.04.2013 № 21/233-10, ограничивает доступ оценочной компании на рынок оценочных услуг клиентов банка.

Указанное, по мнению Комиссии Башкортостанского УФАС России, свидетельствует о том, что со стороны ОАО «Сбербанк России» в лице Башкирского отделения № 8598 ОАО «Сбербанк России» нарушен пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путём злоупотребления доминирующим положением на рынке кредитования физических лиц в географических границах Республики Башкортостан, которое привело или могло привести к созданию препятствий доступу ЗАО «УфаБизнесОценка» на рынок оценки имущества, являющегося предметом залога при получении кредита.

Согласно статье 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, данные действия ОАО «Сбербанк России» образуют состав административного правонарушения и влекут за собой ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.31 КоАП, согласно которой совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В то же время, согласно постановлению о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-245/13 от 03.04.2014 размер штрафа рассчитан, исходя из размера суммы выданных ОАО «Сбербанк России» кредитов, в то время как суммой выручки ОАО «Сбербанк России» от реализации товара (работы, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, с учётом положений пункта 1 части 2 статьи 290 Налогового кодекса Российской Федерации, является сумма денежных средств, полученных в качестве платы за использование кредита, то есть процентных доходов по кредитам.

Кроме того, согласно части 2 статьи 28.2 КоАП в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе № АА24514 об административном правонарушении
от 17.02.2014 отсутствует указание времени, даты и места совершения
ОАО «Сбербанк России» административного правонарушения, что также влечет отмену постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-242/13 от 03.04.2014 ввиду совершения указанного процессуального нарушения при составлении протокола об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1
статьи 30.7 КоАП, а также частью 2 статьи 14.31 КоАП,

РЕШИЛ:

 

Постановление по делу об административном правонарушении
№ АА-245/13 в отношении ОАО «Сбербанк России» (место нахождения: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19; Башкирское отделение № 8598 ОАО «Сбербанк России» - 450059, г. Уфа, ул. Р. Зорге, д. 5; дата регистрации в качестве юридического лица — 16.08.2002; ОГРН 1027700132195; ИНН 7707083893; КПП 775001001), отменить и возвратить дело на новое рассмотрение заместителю Руководителя Башкортостанского УФАС России Саляхутдиновой Р.Ф.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны