Постановление №АЦ/40240/16 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 14 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 4-14.31-1044/00-05-15

 

«14» июня 2016 г. г. Москва

 

Я, статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Цариковский Андрей Юрьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.31-1044/00-05-15, возбужденного в отношении Акционерного общества «Шархинский карьер» (далееАО «Шархинский карьер») (адрес: 298540, Республика Крым, г. Алушта, село Малый маяк, территория Промзона, д. 1, каб. 1; ОГРН 1149102079697; ИНН 9101002762; КПП 910101001; дата регистрации юридического лица — 28.02.1997), в отсутствие защитника, законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.31-1044/00-05-15,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ФАС России при проведении на основании приказа ФАС России от 22.07.2014 № 451/14 внеплановой выездной проверки АО «Шархинский карьер» (на дату издания приказа — ПАО «Шархинский карьер») (далее — проверка) были выявлены признаки нарушения АО «Шархинский карьер» пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

На основании выявленных антимонопольным органом фактов и согласно части 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции ФАС России приказом от 01.10.2014 № 614/14 возбуждено дело № 1-10-129/00-05-14 по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации действиями АО «Шархинский карьер» (на дату издания приказа — ПАО «Шархинский карьер»). Определением о назначении дела № 1-10-129/00-05-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. от 15.10.2014 № 05/41802/14) АО «Шархинский карьер» (на дату вынесения определения — ПАО «Шархинский карьер») привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика.

При рассмотрении дела № 1-10-129/00-05-14 ФАС России установлено нарушение АО «Шархинский карьер» пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке высокопрочного щебня марок 1200-1400 в Крымском федеральном округе в части экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен на один и тот же товар в период с апреля по октябрь 2014 года (включительно).

Решением по делу № 1-10-129/00-05-14 (исх. от 19.06.2015 № 05/32537/15) (далее — решение) установлено следующее.

АО «Шархинский карьер» осуществляет производство и реализацию следующих видов продукции:

- щебень гранитный фракций 5-15мм, 5-25мм, 20-40мм;

- камень бутовый отборный фракции 150-500мм;

- камень бутовой карьерный фракции 70-1000мм;

- камень бутовый негабаритный фракции свыше 1000мм;

- отсев фракции 0-5мм;

- песок гранитный 0,05-3мм;

- крошка гранитная 3-5мм.

Реализацию указанных строительных материалов АО «Шархинский карьер» осуществляло в соответствии с ценовыми прейскурантами двух типов:

1. Прейскуранты отпускных цен внешнего рынка на продукцию АО «Шархинский карьер» (в ходе проведения проверки представлены прейскуранты, введенные в действие с 01.08.2012, с 01.09.2013, с 07.04.2014, с 09.04.2014 по 16.04.2014, в ходе рассмотрения дела представлены прейскуранты с 01.06.2014, с 09.06.2014) (далее – прейскуранты цен внешнего рынка);

2. Прейскуранты отпускных цен на продукцию АО «Шархинский карьер» для структурных подразделений фирмы СК «Консоль-строй ЛТД» (в ходе проведения проверки представлен прейскурант, введенный в действие с 07.04.2014, в ходе рассмотрения дела представлены прейскуранты с 01.06.2014, с 09.06.2014) (далее – прейскуранты цен внутреннего рынка).

В обоих типах прейскурантов указаны цены на одни и те же виды строительных материалов (щебень гранитный фракций 5-15 мм, 5-25 мм, 20-40 мм; камень бутовый отборный фракции 150-500 мм; камень бутовый карьерный фракции 70-1000 мм; камень негабаритный фракции свыше 1000 мм; песок гранитный фракции 0,05-3 мм; крошка гранитная фракции 3-5 мм; отсев гранитный фракции 0-5 мм).

Решением установлено, что в период с апреля по октябрь (включительно) 2014 года АО «Шархинский карьер» в Крымском федеральном округе осуществляло производство и реализацию высокопрочного щебня марок 1200-1400 следующих фракций: 5-15 мм, 5-25 мм, 20-40 мм.

При этом отпускная цена по каждому виду производимой АО «Шархинский карьер» продукции (без НДС) состоит из полной фактической себестоимости, увеличенной на процент рентабельности (прибыли).

Как указано в решении, АО «Шархинский карьер» определено, что к внутреннему рынку относятся предприятия из группы «Консоль». Все остальные – к внешнему рынку. В решении установлено, что АО «Шархинский карьер» и группа «Консоль» не являются участниками одной группы лиц по смыслу статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Также в решении определено, что в соответствии с представленными АО «Шархинский карьер» данными хозяйствующими субъектами,относимыми к структурным подразделениям фирмы СК «Консоль-Строй ЛТД», на которых распространялось действие ценовых прейскурантов для внутреннего рынка, являются ООО «СК «Консоль Строй ЛТД», ООО «ДСК Консоль», ООО «Юггидроспецстрой» и ООО «Стройкомплект».

При рассмотрении дела № 1-10-129/00-05-14 ФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – порядок проведения анализа) проведен анализ состояния конкуренции на рынке высокопрочного щебня марок 1200-1400 в Крымском федеральном округе.

Результаты «теста гипотетического монополиста», проведенного в соответствии с пунктом 3.9 Порядка проведения анализа, показали, что в результате повышения цены на высокопрочный щебень марок 1200-1400 (далее — товар) на 10 %, потребители товара в Крымском федеральном округе не готовы переключиться на закупку иной продукции и будут продолжать закупать товар несмотря на повышение цены.

При этом большинство опрошенных потребителей в Крымском федеральном округе не станут снижать объемы закупок товара в случае повышения на него цены.

Как установлено в решении, выделить фракцию щебня в качестве его основной характеристики не представляется возможным, поскольку технология производства щебня позволяет изготавливать щебень различных фракций на одном и том же оборудовании, при этом производители имеют возможность варьировать фракции производимого щебня, но не имеют возможности влиять на иные характеристики продукции.

Таким образом, продуктовыми границами признается высокопрочный щебень марок 1200-1400.

На основании полученной информации о структуре товаропотоков, ограничений переключения потребителей в Крымском федеральном округе на иностранных производителей высокопрочного щебня марок 1200-1400 и производителей высокопрочного щебня марок 1200-1400 из других регионов Российской Федерации, в качестве географических границ рассматриваемого товарного рынка, в решении признана территория Крымского федерального округа.

Производителями товара в географических границах Крымского федерального округа являются: АО «Шархинский карьер», ЧП «Фирма «ПКО «Крым», ООО «Крымское карьероуправление», ООО «Хромит» и ООО «Курцы».

На основании проведенного анализа рынка решением установлено, что доля АО «Шархинский карьер» на рынке высокопрочного щебня марок 1200-1400 в Крымском федеральном округе в период с апреля по декабрь 2014 составила 57,65 %.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара превышает пятьдесят процентов.

Учитывая ограниченные возможности потребителей товара переключиться на иных производителей высокопрочного щебня марок 1200-1400, а также долю АО «Шархинский карьер» на указанном товарном рынке в Крымском федеральном округе, решением установлено, что АО «Шархинский карьер» занимает доминирующее положение на рынке высокопрочного щебня марок 1200-1400 в границах Крымского федерального округа.

В решении установлено, что отпускные цены на щебень различных фракций для «внутреннего» рынка на 25 % ниже цен, установленных для потребителей «внешнего» рынка. Сведения об отпускных ценах на высокопрочный щебень АО «Шархинский карьер» для «внутреннего» и «внешнего» рынков представлены в таблице № 1.

Как указано в решении, в целях упорядочения применения цены реализации продукции АО «Шархинский карьер» для всех потребителей, приказом председателя правления АО «Шархинский карьер» <...> от 01.10.2014 № 128/1 «Об установлении цены реализации на продукцию АО «Шархинский карьер», с 1 октября введен в действие единый прейскурант отпускных цен на продукцию АО «Шархинский карьер».

 

Таблица 1

Наименование продукции

Размер фракции

Отпускные цены для внешнего рынка, за ед. без НДС

Отпускные цены для внутреннего рынка, за ед. без НДС

Разница в цене, в %

Прейскурант с 07.04.2014

Щебень гранитный

5-15мм

294,5

235,6

 

 

 

25

Щебень гранитный

5-25мм

361,5

288,8

Щебень гранитный

20-40мм

313,5

250,8

Прейскурант с 01.06.2014

Щебень гранитный

5-15мм

325

262,5

 

 

 

24

Щебень гранитный

5-25мм

400

325

Щебень гранитный

20-40мм

337,5

275

Прейскурант с 09.06.2014

Щебень гранитный

5-15мм

323

259

 

 

 

25

Щебень гранитный

5-25мм

373

299

Щебень гранитный

20-40мм

323

259

Единый прейскурант с 01.10.2014

Щебень гранитный

5-15мм

323

 

 

0

Щебень гранитный

5-25мм

373

Щебень гранитный

20-40мм

323

 

В решении определено, что АО «Шархинский карьер» в период с апреля по октябрь (включительно) 2014 года осуществляло продажу щебня всем потребителям, за исключением структурных подразделений фирмы СК «Консоль-Строй ЛТД», по ценам, установленным в прейскурантах цен для внешнего рынка. Продажа щебня структурным подразделениям фирмы СК «Консоль-Строй ЛТД», осуществлялась по ценам, установленным в прейскурантах цен для внутреннего рынка (сравнительный анализ расходных накладных и прейскурантов цен был произведен по датам отгрузок, указанных в накладных). Как указано в решении, с ноября 2014 года реализация щебня всем покупателям осуществлялась АО «Шархинский карьер» по единым отпускным ценам.

Таким образом, в период с апреля по октябрь 2014 года (включительно) АО «Шархинский карьер» устанавливало цены на один и тот же вид высокопрочного щебня для покупателей внешнего рынка выше, чем цены для структурных подразделений фирмы СК «Консоль-Строй ЛТД». Разница цен, как правило, составляла 25%, в отдельных случаях разница цен варьировалась от 7% до 44%, поскольку цена реализации отличалась от цены, установленной в прейскуранте.

Как установлено в решении, АО «Шархинский карьер» к указанной в прейскуранте цене могли применяться скидки, размер и условия предоставления которых утверждались приказами хозяйствующего субъекта. При этом максимальный объем скидки составлял 10 % от обычной цены товара, утвержденной в прейскуранте.

Вместе с тем, как указано в решении, скидки, введенные АО «Шархинский карьер» на щебень, применялись исключительно к продукции, отпускаемой для покупателей внешнего рынка.

В решении установлено, что по результатам проведенного антимонопольным органом анализа существенных условий договоров поставки щебня, представленных АО «Шархинский карьер», в том числе договора, заключенного между АО «Шархинский карьер» (на дату заключения договора — ПАО «Шархинский карьер») и ООО «Консоль строй ЛТД» от 01.03.2013 № 107, не выявлены различия в условиях предоплаты и поставках продукции.

Как определено в решении, в соответствии с пунктом 5.2 раздела V Положения о калькулировании себестоимости и ценообразовании на продукцию АО «Шархинский карьер» снижение цены продукции (скидка) применяется в следующих случаях:

- за покупку продукции в больших объемах;

- за покупку продукции на социально значимые проекты;

- в случае приобретения некондиционной продукции;

- в случае покупки отходов производства;

- в случае покупки бракованной продукции.

Анализ данных об объемах поставок щебеночной продукции отдельно, а также в совокупности по всем видам выпускаемой продукции в адрес покупателей относимых к внутреннему и внешнему рынкам по расходным накладным и счетам фактурам за период с апреля по ноябрь 2014 года включительно показал, что объем закупок продукции предприятиями, относимыми АО «Шархинский карьер» к внутреннему рынку, сопоставим с объемами закупок иных потребителей.

В решении установлено, что АО «Шархинский карьер» в период с апреля по октябрь 2014 года (включительно)  экономически, технологически и иным образом не обоснованно устанавливало различные цены на один и тот же вид (фракцию) высокопрочного щебня марок 1200-1400.

При этом повышение цен на высокопрочный щебень марок 1200-1400 могло привести к ограничению конкуренции на смежных товарных рынках.

Потребителями высокопрочного щебня марок 1200-1400 являются предприятия, изготавливающие сборные железобетонные конструкции и изделия, товарный бетон, строительные организации и дорожные предприятия, население.

Соответственно, установление различных цен на высокопрочный щебень марок 1200-1400 могло привести к неравным условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию собственной продукции.

Таким образом, АО «Шархинский карьер» занимает доминирующее положение на рынке высокопрочного щебня марок 1200-1400 в границах Крымского федерального округа с долей 57,65%. Следовательно, АО «Шархинский карьер» имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке высокопрочного щебня марок 1200-1400 в указанных географических границах. Из изложенного следует, что действия АО «Шархинский карьер» в Крымском федеральном округе должны соответствовать требованиям статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом АО «Шархинский карьер» в период с апреля по октябрь 2014 года (включительно) экономически, технологически и иным образом не обоснованно устанавливало различные цены на один и тот же вид (фракцию) высокопрочного щебня марок 1200-1400.

Вместе с тем с ноября 2014 года  АО «Шархинский карьер» прекратило устанавливать экономически, технологически и иным образом необоснованные разные цены на один и тот же вид высокопрочного щебня марок 1200-1400.

Решением ФАС России по делу № 1-10-129/00-05-14 (исх. от 19.06.2015 № 05/32537/15) признаны нарушающими пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия АО «Шархинский карьер», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке высокопрочного щебня марок 1200-1400 в Крымском федеральном округе в части экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен на один и тот же товар в период с апреля по октябрь 2014 года (включительно), что могло привести к ограничению конкуренции на рынке высокопрочного щебня марок 1200-1400 в границах Крымского федерального округа, а также на смежных товарных рынках. При этом, как указано в решении, АО «Шархинский карьер» добровольно прекращено нарушение антимонопольного законодательства.

На основании части 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции АО «Шархинский карьер» подано заявление о признании незаконным решения ФАС России по делу № 1-10-129/00-05-14 от 19.06.2015, в удовлетворении которого Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.02.2016 по делу № А40-190775/15-153-1391 отказано, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 по делу № А40-190775/15 соответствующее Решение Арбитражного суда города Москвы оставлено без изменения.

При этом согласно пункту 10.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» поскольку Законом о защите конкуренции не установлено, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме) и так как статья 52 Закона о защите конкуренции не указывает, что обжалование решения антимонопольного органа откладывает его вступление в законную силу, то с момента изготовления решения в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении и рассмотреть его вне зависимости от факта обжалования решения антимонопольного органа в судебном порядке.

Во исполнение определения о возбуждении дела об административном правонарушении № 4-14.31-1044/00-05-15 и проведении административного расследования (исх. от 10.11.2015 № 05/62905/15), а также определения о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 4-14.31-1044/00-05-15 (исх. от 07.12.2015 № АЦ/69502/15) АО «Шархинский карьер» представлены объяснения (вх. от 02.02.2016 № 13018/16), согласно которым выручку от реализации высокопрочного щебня марок 1200-1400 в период с 01.04.2014 по 31.10.2014 АО «Шархинский карьер» не получало, при этом, по утверждению хозяйствующего субъекта, совокупный размер выручки, полученной им в период с 01.04.2014 по 31.10.2014, составил 0,00 рублей.

В связи с тем, что АО «Шархинский карьер» не представлена в необходимом объеме информация, указанная в мотивированных требованиях антимонопольного органа, ФАС России вынесено определение об истребовании дополнительных необходимых материалов по делу об административном правонарушении № 4-14.31-1044/00-05-15 (исх. от 18.02.2016 № 05/10060/16), указанное определение направлено в ИФНС России по г. Алуште Республики Крым.

Согласно представленным ИФНС России по г. Алуште Республики Крым данным (вх. от 26.02.2016 № 25244-ЭП/16) формы бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Шархинский карьер» за 2014 год не предоставлялись, данные о размере выручки, полученной хозяйствующим субъектом от реализации высокопрочного щебня марок 1200-1400 за период с 21.03.2014 по 01.10.2014, отсутствуют, при этом данные о совокупном размере выручки, полученной АО «Шархинский карьер» в соответствии с отчетом о прибылях и убытках за период с 21.03.2014 по 01.10.2014 в ИФНС России по г. Алуште Республики Крым не предоставлялись.

Согласно части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

При этом в соответствии с примечанием 1 к статье 14.31 КоАП выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно статьям 168, 198 НК РФ такими налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

Довод АО «Шархинский карьер» о том, что хозяйствующим субъектом не были получены какие-либо доходы от действий, которые признаны нарушающими пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, противоречит фактическим обстоятельствам дела, а именно имеющимся в материалах дела об административном правонарушении № 4-14.31-1044/00-05-15 копиям расходных накладных, выставленных АО «Шархинский карьер» при реализации всех товаров (работ, услуг) от реализации на территории Крымского федерального округа товаров (работ, услуг), к которым относится и высокопрочный щебень марок 1200-1400.

В соответствии с расходными накладными АО «Шархинский карьер» совокупный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период с 01.04.2014 по 01.10.2014 составляет 84 729 204 руб. 54 коп. (восемьдесят четыре миллиона семьсот двадцать девять тысяч двести четыре рубля пятьдесят четыре копейки).

При этом в соответствии с примечанием 1 к статье 14.31 КоАП, пунктом 1 статьи 248 НК РФ доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Имеющиеся в материалах дела расходные накладные могут являться достаточным доказательством наличия у АО «Шархинский карьер» выручки в соответствующем размере, поскольку согласно пункту 1 статьи 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Однако если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) АО «Шархинский карьер» без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал, то согласно пункту 2 статьи 273 НК РФ датой получения дохода будет признаваться день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед АО «Шархинский карьер» иным способом.

Возможность применения к АО «Шархинский карьер» предусмотренного пунктом 2 статьи 273 НК РФ метода определения даты получения дохода в данном случае отсутствует, поскольку согласно имеющимся в материалах дела об административном правонарушении № 4-14.31-1044/00-05-15 данным баланса и отчета о финансовых результатах АО «Шархинский карьер» чистый доход хозяйствующего субъекта от реализации всех видов продукции составил 57 987 000 гривен, то есть 226 729 170 руб. за год при среднем курсе 3,91 руб. за 1 гривну, а в квартал свыше 56 000 000 руб., следовательно, доход, полученный АО «Шархинский карьер» за предыдущие четыре квартала, превышает один миллион рублей.

При соответствующих расчетах на основании пункта 8 статьи 271 НК РФ, пункта 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2006 № 154н, доходы АО «Шархинский карьер», выраженные в иностранной валюте (гривна), были пересчитаны в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату составления каждой из расходных накладных.

Таким образом, АО «Шархинский карьер», занимающее доминирующее положение на рынке высокопрочного щебня марок 1200-1400 в границах Крымского федерального округа, устанавливая в период с апреля по октябрь 2014 года (включительно) различные цены на высокопрочный щебень марок 1200-1400 при отсутствии необходимого экономического, технологического или иного обоснования, что могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем и смежном товарных рынках (рынки сборных железобетонных конструкций и изделий, товарного бетона, строительных материалов), - нарушил пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Административная ответственность за совершение данного правонарушения установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установленных обстоятельств, АО «Шархинский карьер» имело возможность не осуществлять ограничивающую конкуренцию практику при установлении цен на товар (высокопрочный щебень марок 1200-1400), однако АО «Шархинский карьер» этого сделано не было, что привело к злоупотреблению им доминирующим положением, и, соответственно, виновному совершению им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения АО «Шархинский карьер» подтверждается протоколом от 27.01.2016 по делу об административном правонарушении № 4-14.31-1044/00-05-15, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения АО «Шархинский карьер» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения постановления не истек.

В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку АО «Шархинский карьер» должен был знать о недопустимости осуществления ограничивающей конкуренцию практики при установлении цен на товар (высокопрочный щебень марок 1200-1400) в соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, однако АО «Шархинский карьер» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Закона о защите конкуренции, то вина АО «Шархинский карьер» считается установленной.

Таким образом, АО «Шархинский карьер» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Место совершения административного правонарушения — Республика Крым, г. Алушта, село Малый Маяк, территория Промзона, д. 1, каб. 1.

Время совершения административного правонарушения — с 01.04.2014 по 31.10.2014.

Объект посягательства — общественные отношения в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона состоит в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен на один и тот же товар (высокопрочный щебень марок 1200-1400), что является ограничивающей конкуренцию практикой.

Субъект — АО «Шархинский карьер», субъективная сторона — вина юридического лица в совершении административного правонарушения.

Согласно примечаниям 2, 3 к статье 14.31 КоАП при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 — 7 части 1 статьи 4.2 КоАП, а также учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП, и указанные в примечании 3 к статье 14.31 КоАП обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.31-1044/00-05-15 установлено наличие предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4.2 КоАП обстоятельства, смягчающего административную ответственность, а именно добровольное прекращение АО «Шархинский карьер» противоправного поведения, также учету подлежит то обстоятельство, что данное лицо ранее не привлекалось к административной ответственности.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.31-1044/00-05-15 не установлено.

С учетом изложенного обстоятельства ФАС России в соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП рассчитан размер административного штрафа, подлежащий наложению на АО «Шархинский карьер».

Вместе с тем при расчете размера административного штрафа, подлежащего наложению на АО «Шархинский карьер», следует учитывать следующее.

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям определение о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства, ответчиком по которому является АО «Шархинский карьер» (исх. от 15.10.2014 № 05/41802/14), было получено хозяйствующим субъектом 27.10.2014, при этом по получении указанного документа АО «Шархинский карьер» было добровольно прекращено нарушение антимонопольного законодательства (31.10.2014), вследствие чего решением ФАС России по данному делу о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 19.06.2015 № 05/32537/15) прекращено дальнейшее рассмотрение указанного дела.

В настоящее время в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрен механизм, исключающий возможность привлечения к административной ответственности за подобные нарушения в случае добровольного устранения нарушения (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, с учетом изложенных фактических обстоятельств подлежит применению предусмотренное частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП положение, согласно которому при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении наказания в обозначенном случае размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей КоАП.

В данном случае минимальный размер административного штрафа составляет 209 344 руб. 31 коп., соответственно, размер административного штрафа, подлежащий наложению на АО «Шархинский карьер», должен составлять 104 672 руб. 16 коп.

На основании изложенного и учитывая наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, руководствуясь частями 1, 2 статьи 2.1, статьями 2.10, 4.1, частью 2 статьи 14.31, примечаниями 1, 2 и 4 к статье 14.31, а также статьями 23.48, 29.10 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать АО «Шархинский карьер» (адрес: 298540, Республика Крым, г. Алушта, село Малый маяк, территория Промзона, д. 1, каб. 1; ОГРН 1149102079697; ИНН 9101002762; КПП 910101001; дата регистрации юридического лица — 28.02.1997) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 104 672 руб. 16 коп. (сто четыре тысячи шестьсот семьдесят два рубля шестнадцать копеек).

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти, оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

ID плательщика: 29101002762910101001

УИН: 0210295033061000000468619

Получатель

ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(для ФАС России л/с  04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Банк получателя

Операционный департамент Банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (499) 755-23-24.

На основании части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП и статьей 23.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Статс-секретарь — заместитель

руководителя ФАС России А.Ю. Цариковский

Связанные организации

Связанные организации не указаны