Постановление №АЦ/45310/17 постановление о наложении штрафа по делу № 4-14.32-1375/00-2... от 29 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.32-1375/00-22-16

 

«26» июня 2017 г. г. Москва

 

Я, Статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Цариковский Андрей Юрьевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 4-14.32-1375/00-22-16, возбужденного в отношении Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства (далее — ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России») (адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского д. 43, ИНН 2700001660, ОГРН 1022700931220, КПП 272101001, дата регистрации в качестве юридического лица — 14.09.1999), в отсутствии законного представителя ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-1375/00-22-16,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом ФАС России от 28.12.2015 № 1324/15 возбуждено дело № 1-16-228/00-22-15 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», федеральным автономным учреждением «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (далее также – ФАУ «ФЦЦС») и обществом с ограниченной ответственностью «Госнорматив» (далее – ООО «Госнорматив») пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения дела № 1-16-228/00-22-15 комиссия ФАС России 21.09.2016 приняла решение (исх. от 22.09.2016 № 22/65554/16, далее – Решение), которым установлено следующее.

В период до 02.10.2013

1

Дата размещения извещения о проведении закупки № 31300584519, согласно которому закупка работ по расчету индивидуальных индексов изменения сметной стоимости осуществлялась в форме закупки у единственного поставщика.

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», ФАУ «ФЦЦС» и ООО «Госнорматив» заключили антиконкурентное соглашение (далее – Соглашение).

 

Целью Соглашения являлось ограничение конкуренции при определении подрядчика для выполнения комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный». Соглашение реализовывалось до 04.07.2014

2

Дата последнего платежа по договору от 04.10.2013 № 18/09-2013И, заключённому между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив».

.

 

Реализация Соглашения включала четыре взаимосвязанных элемента:

1) непринятие ФАУ «ФЦЦС» (в нарушение ряда поручений) мер по разработке индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (22.02.2012 – 02.10.2013);

2) непроведение ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентных процедур для определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (29.08.2013 – 02.10.2013);

3) направление ФАУ «ФЦЦС» специально запрошенных ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендаций в отношении связанной с ФАУ «ФЦЦС» организации – ООО «Госнорматив» – с целью выбора данного общества в качестве единственного подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (02.10.2013 – 03.10.2013);

4) следование ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендации ФАУ «ФЦЦС» о выборе ООО «Госнорматив» в качестве единственного подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» (04.10.2013 – 04.07.2014), а также заключение ООО «Госнорматив» договора от 04.10.2013 № 18/09-2013И с ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России».

С февраля 2012 года по август 2013 года на ряде совещаний с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и различных государственных организаций, посвященных вопросам строительства космодрома «Восточный», была обозначена проблема отсутствия сметно-нормативной базы, учитывающей организационно-технологические особенности строительства объектов данного космодрома, и необходимость её разработки.

В связи с этим предполагалось, что будут разработаны индивидуальные сметные нормативы и индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный». Разработать указанные нормативы и индексы должно было подведомственное федеральному органу исполнительной власти в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве (Министерству регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России), Федеральному агенству по строительству и жилищно-комунальному хозяйству (далее – Госстрой), Министерству строительство Российской Федерации (далее – Минстрой России) учреждение – ФАУ «ФЦЦС».

Затягивая сроки, установленные рядом поручений, ФАУ «ФЦЦС» разработало индивидуальный норматив – Методику определения стоимости строительства объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный» – только к маю 2013 г. Далее предполагалась разработка индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» для перевода цен от уровня 2001 года в текущие.

Все исходные данные для разработки индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» представлялись в адрес ФАУ «ФЦЦС», однако разработка индексов была осуществлена ООО «ЦНИИМЦЕН» и ООО «Госнорматив» – организациями, связанными с ФАУ «ФЦЦС».

Подрядчик строительства космодрома «Восточный» ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ФАУ «ФЦЦС» совместно определили ООО «Госнорматив» в качестве единственного подрядчика для выполнения комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» путём дачи ФАУ «ФЦЦС» специально запрошенных ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» рекомендаций об ООО «Госнорматив».

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» без проведения конкурентных процедур заключил с ООО «Госнорматив» договор на сумму 320 104 550,00 рублей.

Данную закупку работ по расчёту индексов, в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», возможно было осуществить посредством проведения конкурса, запроса предложений или запроса котировок. Однако ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» осуществил закупку работ у единственного поставщика, мотивируя её возникновением условий невозможности исполнения собственных договорных обязательств в установленный срок, для предотвращения последствий которых необходима определенная продукция (товары, работы, услуги), приобретение которой конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно.

Использование вышеуказанного основания для осуществления закупки у единственного поставщика стало возможным вследствие непринятия ФАУ «ФЦЦС» мер по разработке индексов и явилось инструментом ограничения конкуренции при закупке работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», так как в случае проведения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентной процедуры с целью определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индексов в ней могли бы принять участие и иные хозяйствующие субъекты, действующие на соответствующем рынке и способные предложить выгодные условия и стоимость выполнения работ.

Также ФАС России проведено исследование рынка работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», по результатам которого составлен краткий отчёт об исследовании рынка от 04.07.2016.

В соответствии с вышеуказанным отчётом в период с 22.02.2012 по 07.11.2013 на рынке работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», являвшемся федеральным рынком, помимо ООО «Госнорматив», могли действовать (действовали) иные хозяйствующие субъекты, например, государственное автономное учреждение Московской области «Московская областная государственная экспертиза», общество с ограниченной ответственностью «Санкт-Петербургский региональный центр по ценообразованию в строительстве», общество с ограниченной ответственностью «Томский Центр Ценообразования в Строительстве».

При этом ФАУ «ФЦЦС» в ходе разработки и утверждения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» исполняло функции федерального органа исполнительной власти (Минрегиона России, Госстроя), вследствие чего рекомендации ФАУ «ФЦЦС» оказали влияние на принятие решения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» о заключении договора на разработку индивидуальных индексов для объектов космодрома «Восточный» с ООО «Госнорматив», связанным с ФАУ «ФЦЦС», а также на принятие решения Спецстроем России о согласовании крупной сделки между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ООО «Госнорматив».

Разработанные индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» были утверждены Межведомственной рабочей группой Роскосмоса и Спецстроя России еще до сдачи ООО «Госнорматив» работ по их расчёту. После утверждения данных индексов они были рассмотрены ФАУ «ФЦЦС», по результатам чего было принято положительное заключение, подписанное лицами, являвшимися одновременно работниками ФАУ «ФЦЦС» и ООО «ЦНИИМЦЕН», а индексы внесены в федеральный реестр сметных нормативов.

Кроме того, после разработки и утверждения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» ФАУ «ФЦЦС» по обращению Спецстроя России было выдано заключение, «легализовавшее» стоимость работ по расчёту индексов, выполненных связанными с ФАУ «ФЦЦС» организациями, также обеспечившее реализацию антиконкурентного соглашения.

Комиссией ФАС России установлено, что действия участников антиконкурентного соглашения, в том числе ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», привели к ограничению доступа на рынок работ по расчету индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

Решением по делу № 1-16-228/00-22-15 ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» признано нарушившим пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении соглашения между организацией, осуществлявшей функции федерального органа исполнительной власти, и хозяйствующими субъектами и участии в данном соглашении.

Ограничение доступа на товарный рынок выразилось в непроведении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» конкурентных процедур для определения подрядчика для выполнения работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства объектов космодрома «Восточный», в связи с чем иные, кроме ООО «Госнорматив», хозяйствующие субъекты, обладающие соответствующими техническими ресурсами и квалифицированными специалистами, не имели возможности принять участие в процедуре закупки работ по расчёту указанных индексов, предложив конкурентоспособные условия и стоимость выполнения работ.

На момент совершения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции была предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ).

Федеральным законом от 17.04.2017 № 74-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, согласно которому заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них является нарушением части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.

Совершенное ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» административное правонарушение подпадает под квалификацию по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.04.2017 № 74-ФЗ).

Между тем, согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Время совершения административного правонарушения — с 02.10.2013 по 04.07.2014.

Место совершения административного правонарушения — 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 43.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается решением ФАС России по делу № 1-16-228/00-22-15 от 21.09.2016 (исх. от 22.09.2016 № 22/65554/16), протоколом № 4-14.32-1375/00-22-16 об административном правонарушении от 02.12.2016, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Объект административного правонарушения: общественные отношения, в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона: в заключении соглашения между организацией, осуществлявшей функции федерального органа исполнительной власти, и хозяйствующими субъектами, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке работ по расчету индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный», и участии в данном соглашении.

Субъект административного правонарушения: ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» (адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского д. 43, ИНН 2700001660, ОГРН 1022700931220, КПП 272101001, дата регистрации в качестве юридического лица — 14.09.1999).

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» имелась возможность не совершать указанных действий, однако ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое, на момент совершения правонарушения была установлена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ (в настоящее время частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 17.04.2017 № 74-ФЗ).

Срок давности привлечения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.32-1375/00-22-16 в качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность, установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.32-1375/00-22-16 обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП при определении размера административного штрафа сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

Учитывая, что административное правонарушение выявлено в 2015 году, административный штраф рассчитывается от суммы расходов правонарушителя за 2014 год на рынке которого совершено административное правонарушение.

В письме (вх. от 29.11.2016 № 176249-Ф/16) ИФНС по центральному району г. Хабаровска направило в ФАС России сведения, что совокупный размер выручки ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» от реализации всех товаров (работ, услуг) в 2014 году (без НДС) составил 21 130 425 825 рублей.

Расходы ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» на приобретение товара (работы, услуги) на рынке работ по расчету индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный» в 2014 г. (без НДС) составили 101 694 915 рублей 25 копеек (вх. от 28.02.2016 № 15633/16).

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьями 1.7, 4.1, 14.32 КоАП, а так же статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» (адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского д. 43, ИНН 2700001660, ОГРН 1022700931220, КПП 272101001, дата регистрации в качестве юридического лица — 14.09.1999) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 6 355 932,20 (шесть миллионов триста пятьдесят пять тысяч девятьсот тридцать два рубля двадцать копеек) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133070400000856955

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

    • А.Ю. Цариковский

Связанные организации

Связанные организации не указаны