Постановление №АЦ/58732/17 постановление о наложении штрафа по делу № 4-14.31-1267/00-0... от 24 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.31-1267/00-05-17

 

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «21» августа 2017 года

В полном объеме постановление изготовлено «24» августа 2017 года

 

Я, Статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Цариковский Андрей Юрьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.31-1267/00-05-17, возбужденного в отношении <...>; (на момент совершения правонарушения — <...> АО «ОМК-Сталь»), в присутствии защитника <...> (по доверенности от 26.07.2017 № Б/Н), которой разъяснены права лица в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), а также права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением ФАС России от 02.09.2016 по делу № 1-10-197/00-05-16 (далее — Решение ФАС России) АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) путем установления монопольно высокой цены на колеса для метрополитена диаметром 790 мм в границах Российской Федерации в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 (пункт 1 Решения ФАС России), а также АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления монопольно высокой цены на колеса для метрополитена диаметром 860 мм в границах Российской Федерации в период с 01.01.2013 по 31.05.2016 (пункт 2 Решения ФАС России).

Решением ФАС России установлены следующие обстоятельства.

В целях установления доминирующего положения ответчиков по делу антимонопольным органом в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа) был проведен анализ состояния конкуренции на рынках колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм за период с 01.01.2012 по 31.05.2016. По результатам проведенного анализа был составлен аналитический отчет от 31.08.2016.

В результате анализа состояния конкуренции на рассматриваемых товарных рынках было установлено, что на территории Российской Федерации на рынке колес для метрополитена диаметром 790 мм в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 доминирующее положение занимали АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц. На рынке колес для метрополитена диаметром 860 мм в период с 01.01.2012 по 31.05.2016 доминирующее положение занимали АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц.

Важно отметить, что АО «ЕВРАЗ НТМК» не производит колеса для метрополитена диаметром 790 и 860 мм. АО «ЕВРАЗ НТМК» является производителем заготовок колес диаметром по кругу катания 785 мм, внутренним диаметром отверстия ступицы 151 мм, изготавливаемых в соответствии с чертежом 073В-1 из марки стали 2 по ГОСТ 10791-2011 (далее – заготовки 785) и заготовок колес диаметром по кругу катания 860 мм, внутренним диаметром отверстия ступицы 166 мм, изготавливаемых в соответствии с чертежами 124-1 или 125-1, изготавливаемых из марки стали 2 по ГОСТ 10791-2011 (далее - заготовки 860).

В свою очередь, по результатам теста «гипотетического монополиста», проведенного в рамках анализа состояния конкуренции на рынках колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм, ФАС России установлено, что продуктовыми границами исследуемых товарных рынков являются:

  • колеса для метрополитена диаметром 790 мм и заготовки 785 (далее - колеса для метрополитена диаметром 790 мм);

  • колеса для метрополитена диаметром 860 мм и заготовки 860 (далее - колеса для метрополитена диаметром 860 мм).

Кроме того, в ходе рассмотрения дела ФАС России установлено, что реализацию металлопродукции производства АО «ВМЗ», в том числе колес цельнокатаных, на внутренний и внешний рынки осуществляет АО «ОМК-Сталь» (ранее ОАО «ОМК-Сталь») по агентскому договору от 30.12.2008 № 802/А, заключенному между АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь» (далее - Агентский договор).

Реализация колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм, а также иных колес цельнокатаных, производимых АО «ВМЗ», осуществляется АО «ОМК-Сталь» на основании пункта 1.1 Агентского договора. Данный вывод ФАС России подтверждается позицией АО «ОМК-Сталь», изложенной в письме АО «ОМК-Сталь» от 24.05.2016 № 73445-ДСП/16.

Учитывая изложенное, ФАС России пришел к выводу, что монопольно высокие цены на колеса для метрополитена диаметром 790 мм в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 и на колеса для метрополитена диаметром 860 мм в период с 01.01.2013 по 31.05.2016 устанавливали АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц (далее - Ответчики по делу).

Основываясь на вышеуказанных данных ФАС России, в целях проверки цен, устанавливаемых Ответчиками по делу на колеса для метрополитена, на предмет наличия признаков монопольно высоких цен, провел экономический анализ ценообразования путем:

1) проведения анализа сведений о расходах, необходимых для производства и реализации колес для метрополитена с разбивкой по месяцам и типам колес;

2) расчета размера прибыли и рентабельности Ответчиков по делу, получаемой при реализации колес для метрополитена в период с 01.01.2013  по 30.06.2016 с разбивкой по месяцам и типам колес;

3) выявления уровня прибыли (рентабельности) являющейся необходимой для производства и реализации колес для метрополитена (далее - «необходимая» прибыль (рентабельность)), в том числе посредством выявления среднеотраслевого уровня показателя рентабельности;

4) сравнения уровня прибыли (рентабельности), получаемой Ответчиками по делу от реализации колес для метрополитена с уровнем «необходимой» прибыли (рентабельности);

5) оценки обоснованности превышения уровня прибыли (рентабельности), получаемой Ответчиками по делу при реализации колес для метрополитена, над уровнем «необходимой» прибыли (рентабельности).

Среднеотраслевой уровень показателя рентабельности производства колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм, отражающего уровень рентабельности (прибыли), необходимой для производства и реализации данного товара, на территории Российской Федерации отсутствует.

Поэтому в целях выявления уровня прибыли (рентабельности), являющейся необходимой для производства и реализации колес для метрополитена, ФАС России провел анализ уровня прибыли (рентабельности), получаемой АО «ВМЗ» от производства и реализации основных видов колес. При этом под основными видами колес понимаются колеса, которые определяют или могут определять экономическую и технологическую целесообразность осуществления деятельности всего колесно-прокатного цеха АО «ВМЗ» (далее - Основные виды колес).

Для определения Основных видов колес ФАС России провел анализ структуры производства (по объемам в натуральном выражении) колесно-прокатного цеха АО «ВМЗ» по видам колес.

ФАС России пришел к выводу о том, что экономическую и технологическую целесообразность осуществления деятельности всего колесопрокатного цеха определяют показатели производства колес железнодорожных диаметром 957 мм как основного сортамента колесно-прокатного цеха (Основной вид колес).

Поэтому уровень прибыли (рентабельность), получаемой Ответчиками по делу от реализации Основного вида колес определяет уровень прибыли, необходимого для производства и реализации всего колесно-прокатного цеха, в том числе и уровень «необходимой» прибыли (рентабельности) колес для метрополитена.

В этой связи, был произведен расчет и анализ размера прибыли и рентабельности, получаемой Ответчиками по делу от реализации Основного вида колес, и который отражает уровень «необходимой» прибыли (рентабельности).

В период с 01.01.2013 по 31.05.2016 прибыль (рентабельность), получаемая Ответчиками по делу от реализации колес для метрополитена была выше, чем уровень «необходимой» прибыли (рентабельности), определенного по Основному виду колес.

ФАС России не выявил наличие экономического, технологического или иного обоснования превышения уровня прибыли (рентабельности), получаемой Ответчиками по делу при реализации колес для метрополитена, над уровнем «необходимой» прибыли (рентабельности).

При этом установлено, что более высокую прибыль при реализации колес для метрополитена диаметром 790 мм Ответчики по делу получали вследствие установления на данный вид колес более высоких цен по сравнению с ценами на Основной вид колес при более низкой себестоимости производства и реализации колес для метрополитена.

Более высокая прибыль при реализации колес для метрополитена диаметром 860 мм по сравнению с уровнем «необходимой» прибыли была также обусловлена более высокими ценами, чем цены на Основной вид колес.

В свою очередь, установлено, что в период с 01.01.2015 по 31.05.2016 происходило увеличение расходов, необходимых для производства и реализации колес для метрополитена диаметром 790 мм. При этом рост цен был незначительным.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России пришел к выводу, что цены на колеса для метрополитена диаметром 790 мм в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 и цены на колеса для метрополитена диаметром 860 мм в период с 01.01.2013 по 31.05.2016, превышали сумму расходов и прибыли, необходимых Ответчикам по делу для производства и реализации этих колес.

ФАС России также пришел к заключению, что действия АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящих в одну группу лиц, выразившиеся в установлении монопольно высоких цен на колеса для метрополитена диаметром 790 мм в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 и на колеса для метрополитена диаметром 860 мм в период с 01.01.2013 по 31.05.2016 могли привести к ограничению конкуренции путем оказания влияния на общие условия реализации товаров и услуг на смежных товарных рынках.

Установлено, что основными потребителями колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм являются вагоностроительные и вагоноремонтные предприятия, ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Петербургский метрополитен». Конечными потребителями услуг, оказываемых ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Петербургский метрополитен» является население.

Соответственно, установление Ответчиками по делу монопольно высоких цен на колеса для метрополитена диаметром 790 и 860 мм могло привести к удорожанию продукции вагоностроительных и вагоноремонтных предприятий, к удорожанию проводимых ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Петербургский метрополитен» работ по ремонту колесных пар, что, в совокупности, могло привести к удорожанию услуг, предоставляемых метрополитенами населению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Учитывая изложенное, ФАС России установил, что АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, нарушили пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с приказом АО «ОМК-Сталь» от 14.02.2013 № 11-1-2 и письмом АО «ВМЗ» от 15.12.2016 № 1512-адм/ВМЗ (вх. ФАС России от 15.12.2016 № 186405-ДСП/16) <...> являлся ответственным за формирование коммерческих предложений, включая цены, условия платежа, доставки, сроки поставки, объемы и другие условия сделки, при реализации железнодорожных колес для подвижного состава метрополитена в период с 14.02.2013 по 31.05.2016.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Место совершения правонарушения: ул. Братьев Баташевых, д. 45, г. Выкса, Нижегородская обл., 607061.

Время совершения правонарушения на рынке колес для метрополитена диаметром 790 мм с 01.01.2013 по 31.12.2014, на рынке колес для метрополитена диаметром 860 мм с 01.01.2013 по 31.05.2016.

Субъект административного правонарушения: <...>.

Субъективная сторона: вина должностного лица в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Таким образом, <...> совершил действия, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, состав административного правонарушения установлен и подтверждается протоколом от 01.08.2017 по делу об административном правонарушении № 4-14.31-1267/00-05-17, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

При назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
№ 4-14.31-1267/00-05-17 обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Также рассматривая вопрос о привлечении к административной ответственности необходимо учитывать личность и имущественное положение Зубова Валерия Игоревича.

Как следует из материалов дела, на иждивении <...> находятся трое малолетних детей (2012 г.р, 2015 г.р, 2017 г.р), неработающая жена, нетрудоспособная пожилая мать (пенсионер) и сестра (инвалид 2гр, нетрудоспособная). Также, ранее <...> не привлекался ФАС России к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 2 статьи 14.31 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...>; (на момент совершения правонарушения — генерального директора АО «ОМК-Сталь») виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН:

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

А.Ю. Цариковский

Связанные организации

Связанные организации не указаны