Постановление №КА/51701/15 Постановление о прекращении производства по делу в отношении... от 25 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении № 4-14.32-710/00-22-15

«15» сентября 2015 г. Москва

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кинёв А.Ю., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.32-710/00-22-15, возбужденного в отношении ФГУП «Почта России» (место нахождение, 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37; дата регистрации в качестве юридического лица - 13.02.2003; ИНН 7724261610, КПП 774850001, ОГРН 1037724007276), в отсутствии законного представителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-710/00-22-15, в присутствии защитника по доверенности № 551/ЮД от 04.03.2015 XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, которой разъяснены права защитника, предусмотренные статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-11/00-22-15 ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) путем заключения и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-11/00-22-15 установлены следующие обстоятельства.

ФГУП «Почта России» Приказом ФСТ от 23.08.2005 № 394-с внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по оказанию услуг общедоступной почтовой связи.

Статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, требование Закона о закупках распространяется на ФГУП «Почта России».

Приказом ФГУП «Почта России» от 30.03.2012 утверждено и введено в действие с 01.04.2012 Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» (далее - Положение). Положение разработано в соответствии с Законом о закупках. Указанное Положение является документом, регламентирующим закупочную деятельность ФГУП «Почта России» и содержит требования к закупке товаров, работ услуг для нужд ФГУП «Почта России», в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Главный центр магистральных почтовых перевозок - филиал ФГУП «Почта России» в 2011 и 2012 годах проводил торги на право заключения договоров на оказание услуг по организации и обеспечению перевозки почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автомобильным транспортом.

В 2012 году победителем на торгах стало ООО «Первая Транскомпания», в то время как ООО «ПЭК» (предыдущее название, с 2013 года переименовано в ООО «ТрансПэк») заняло только третье место. Договоры с победителем заключены сроком на один год (до 31.12.2012). Дополнительными соглашениями № 1 к договорам продлены сроки оказания ООО «Первая Транскомпания» услуг по перевозке почты автомобильным транспортом до 31.03.2013.

В период с 01.04.2013 по 31.05.2013 в нарушение пунктов 3.1.1,3.1.2, 3.6 разделов IV-XII Положения, ФГУП «Почта России» без проведения конкурсных процедур заключило с ООО «ТрансПэк» договоры от 01.04.2013 № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 на оказание услуг по перевозке почты. Договоры заключались сроком до 31.05.2013, за исключением договора № АТ-7-13, срок действия которого составлял до 31.12.2013.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-11/00-22-15 установлено, что заключение договоров от 01.04.2013 № № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» без проведения конкурентных процедур в нарушение Положения и Закона о закупках свидетельствует о заключении между сторонами антиконкурентного соглашения.

Как следует из материалов дела факт заключения и реализации антиконкурентного соглашения между ООО «ТрансПэк» и ФГУП «Почта России» подтверждается следующими доказательствами.

В соответствии с заключенными договорами ООО «ТрансПэк» оказывало услуги ФГУП «Почта России» по перевозке, погрузке и разгрузке, а также выполнению операций по приему и сдаче почтовых отправлений и иных товарно-материальных ценностей.

Пунктом 5.7 каждого из Договоров на оказание услуг по перевозке почты предусмотрено, что Договор заключается в соответствии с согласованием ФГУП «Почта России», изложенным в письме от 03.04.2013 № 3.2.1-17/9964 в интересах Заказчика по настоящему договору, которым выступает ФГУП «Почта России».

Письмо от 03.04.2013 № 3.2.1-17/9964 ФГУП «Почта России», направленное в адрес заместителя директора ГЦМПП – филиала ФГУП «Почта России» содержало следующую информацию: «Дирекция по организации производственных процессов не возражает в заключении договора с ООО «ПЭК» на период 01.04.2013 по 31.05.2013 по тарифам, не превышающим действующие.»

Из внутренней переписки ФГУП «Почта России» и ГЦМПП (письма от 03.04.2013 № 3.2.117/9964; от 22.04.2013 № 3.2.110/12246; от 29.03.2013 № 82.1.1.1-27/1521) следует, что поводом для смены исполнителя по договорам послужило недобросовестное выполнение обязанностей ООО «Первая Транскомпания».

Пунктом 3.1.3. Положения одним из способов закупки определена закупка из единственного источника. Раздел XIV Положения предусматривает возможность закупки из единственного источника при возникновении различных обстоятельств (пункты 4.1-4.28 Положения). Пунктом 14.28 Положения определена возможность заключения договора без проведения конкурентных процедур, в случае признания руководством ФГУП «Почта России» такого способа закупки более целесообразным с экономически-производственной точки зрения.

Комиссия ФАС России, рассмотрев доводы ООО «ТрансПэк», не нашла подтверждения экономическо-производственной целесообразности проводимой закупки как закупки из единственного источника. Подобные заключения также отражены в письме ФГУП «Почта России» от 22.04.2013 № 3.2.110/12246, которое не содержит указания на осуществление закупки из единственного источника в соответствии с Положением и не обосновывает экономическую целесообразность заключения договоров с единственным поставщиком. Данным письмом ФГУП «Почта России» безо всяких оснований дало разрешение ГЦМПП на проведение процедуры заключения договоров с ООО «ПЭК» на период с 01.04.2013 по 31.05.2013.

В свою очередь письмо ФГУП «Почта России» от 11.04.2013 № 3.2.1-10/11052 в адрес ГЦМПП также указывает на необходимость проведения конкурса по выбору исполнителя согласно действующему порядку предприятия.

ФГУП «Почта России» обсуждалась возможность заключения договоров на перевозку почты с ООО «ТрансПэк» еще в период действия договоров, заключенных с ООО «Первая Транскомпания», что подтверждается перепиской между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк», проводимой в период 27-28 марта 2013 года.

Факт предварительной договоренности между сторонами подтверждается и решением ООО «ТрансПэк», об оказании им услуг по перевозке почты по 139 маршрутам, принятым за один день. ГЦМПП письмом от 27.03.2013 № 82.1.1.1-31/1443 предложило ООО «ТрансПэк» рассмотреть возможность организации перевозок почты и прочих ТМЦ с 01.04.2013 по 139 маршрутам. В ответ ООО «ТрансПэк» выразило свое согласие на перевозку почты (письмо от 28.03.2013 № 138-13).

Материалами дела подтверждается, что доказательством заключенного между сторонами соглашения являются также проекты соглашений о взаимодействии и соглашений о сотрудничестве между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» (дата создания электронного документа – 01.06.2009), скопированные в ООО «ТрансПэк» в ходе проведения выездной внеплановой проверки. Текст данных документов предусматривал взаимовыгодное сотрудничество сторон, во исполнение которого Стороны могут заключать договоры и соглашения по конкретным проектам совместного сотрудничества, осуществлять совместные действия, направленные на привлечение и эффективное использование инвестиций на территории Российской Федерации в области почтовой связи и других областях, представляющих взаимный интерес сторон, а также оказывать друг другу всемерное действие при осуществлении деятельности сторонами.

Разработка указанных соглашений свидетельствует о тесном сотрудничестве сторон с целью, в том числе, создания приоритетных условий для ООО «ТрансПэк» при участии в торгах, проводимых ФГУП «Почта России» либо заключение договоров без проведения конкурентных процедур.

Вывод о заключении сторонами антиконкурентного соглашения подтверждается и заявлением ФГУП «Почта России» о содержании в действиях предприятия и ООО «ТрансПэк» признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В экономическом смысле под конкуренцией понимается соперничество, состязательность между юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Стороны, заключив антиконкурентное соглашение, лишили иных хозяйствующих субъектов — конкурентов ООО «ТрансПэк» (ООО «Р-Тэк», ООО «Промоборудование», ООО «МТК «Поволжье», ООО «Первая Транскомпания») права на участие в торгах для оказания ими услуг и, как следствие заключенное соглашение не оказало влияния на улучшение качества и сокращение стоимости услуг.

Таким образом Комиссия ФАС России установила, факт заключения между ООО «ТрансПэк» и ФГУП «Почта России» антиконкурентного соглашения и участия в нем, что привело к ограничению конкуренции при заключении договоров от 01.04.2013 № № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 без проведения конкурентных процедур, что подтверждается материалами дела.

Нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-11/00-22-15 возбуждено по результатам рассмотрения заявления ФГУП «Почта России» от 19.05.2014 № 1.2.8.1-08/8931.

Пунктом 1 примечания к статье 14.32 КоАП установлено, что лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

  • На момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал информацией о совершенном административном нарушении.

ФГУП «Почта России» направило в ФАС России заявление в порядке примечания 1 к статье 14.32 КоАП заявление от 19.05.2014 № 1.2.8.1-08/8931 (вх. ФАС России от 22.05.2014 № 46913/14). Указанное заявление послужило поводом для проведения ФАС России внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТрансПэк», по результатам которой, ФАС России возбуждено антимонопольное дело №1-11-11/00-22-15.

Вышеуказанные обстоятельства, подтвержденные материалами дела доказывают, что на момент подачи заявления ФГУП «Почта России» в порядке примечания 1 к статье 14.32 КоАП ФАС России не располагала информацией и сведениями о совершенном административном правонарушении.

      • Лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо осуществлении или дальнейшего осуществления согласованных действий.

Как следует из материалов дела отказ ФГУП «Почта России» от дальнейшего участия в соглашении (осуществления согласованных действий) подтверждается тем, что вышеуказанные антиконкурентные соглашения не были пролонгированы на более длительный срок и прекратили свое действие.

В целях устранения допущенного нарушения положений части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции отказ от дальнейшего участия в антиконкурентных соглашениях, заключенных с ООО «ТрансПэк», 26.06.2013 проведен новый конкурс на оказание услуг по организации и обеспечению перевозки почтовых отправлений, в котором приняло участие более 50 организаций.

Таким образом, ФГУП «Почта России» осуществило отбор организации по оказанию услуг по перевозке почты на основе конкурентных процедур, в строгом соответствии с нормами Закона о закупках и Положения.

      • Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Как следует из части 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.32 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Сведения, указанные в заявлении ФГУП «Почта России» от 19.05.2014 № 1.2.8.1-08/893, дополнительных объяснениях ФГУП «Почта России», а также выводы, содержащиеся в решении ФАС России от 09.06.2015 по делу № 1-11-11/00-22-15, являются достаточными для установления события административного правонарушения, так как позволяют установить деяние, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наличие негативных последствий и причинно-следственную связь между ними.

      • ФГУП «Почта России» первым выполнило все вышеуказанные условия.

Учитывая обстоятельства дела, руководствуясь пунктом 1 Примечания к статье 14.32, пунктом 4 части 1.1 статьи 29.9 КоАП, а также статьей 23.48 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 4-14.32-710/00-22-15, возбужденному в отношении ФГУП «Почта России» (место нахождение, 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37; дата регистрации в качестве юридического лица - 13.02.2003; ИНН 7724261610, КПП 774850001, ОГРН 1037724007276), прекратить.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны