Постановление №КА/70583/15 Постановление ФАС России о наложении штрафа по делу об АП 4-... от 9 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.32-679/00-22-15

 

«07» декабря 2015 г.                                                                               г. Москва

 

Я, заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Кинёв А.Ю., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.32-679/00-22-15, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТрансПэк» (место нахождения: 107140, г. Москва, пер. Краснопрудный, д. 7; дата регистрации в качестве юридического лица — 04.09.2003; ОГРН 1037739850323; ИНН 7708501984; КПП 770801001) (далее — ООО «ТрансПэк»), в присутствии законного представителя ООО «ТрансПэк» <...>, которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-11/00-22-15 ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-11/00-22-15 установлены следующие обстоятельства.

ФГУП «Почта России» Приказом ФСТ от 23.08.2005 № 394-с внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по оказанию услуг общедоступной почтовой связи.

Статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, требование Закона о закупках распространяется на ФГУП «Почта России».

Приказом ФГУП «Почта России» от 30.03.2012 утверждено и введено в действие с 01.04.2012 Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России». Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Указанное Положение является документом, регламентирующим закупочную деятельность ФГУП «Почта России» и содержит требования к закупке товаров, работ услуг для нужд ФГУП «Почта России», в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Главный центр магистральных почтовых перевозок - филиал ФГУП «Почта России» в 2011 и в 2012 гг. проводил торги на право заключения договоров на оказание услуг по организации и обеспечению перевозки почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автомобильным транспортом.

В 2012 году победителем на торгах стало ООО «Первая Транскомпания», в то время как ООО «ПЭК» (предыдущее название, с 2013 г. переименовано в ООО «ТрансПэк») заняло только третье место. Договоры с победителем были заключены сроком на один год (до 31.12.2012). Дополнительными соглашениями № 1 к договорам продлены сроки оказания ООО «Первая Транскомпания» услуг по перевозке почты автомобильным транспортом до 31.03.2013.

В период с 01.04.2013 по 31.05.2013 в нарушение п. 3.1.1-3.1.2, 3.6, разд. IV-XII Положения, ФГУП «Почта России» без проведения конкурсных процедур заключило с ООО «ТрансПэк» договоры от 01.04.2013 № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 на оказание последним услуг по перевозке почты. Договоры заключались сроком до 31.05.2013, за исключением договора № АТ-7-13, срок действия которого составлял до 31.12.2013.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-11-11/00-22-15 установлено, что заключение договоров от 01.04.2013 № № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» без проведения конкурентных процедур в нарушение Положения ФГУП «Почта России» и Закона о закупках свидетельствует о заключении между сторонами антиконкурентного соглашения.

Факт заключения и реализации антиконкурентного соглашения между ООО «ТрансПэк» и ФГУП «Почта России» подтверждается следующими доказательствами.

В соответствии с заключенными договорами ООО «ТрансПэк» оказывало услуги ФГУП «Почта России» по перевозке, погрузке и разгрузке, а также выполнению операций по приему и сдаче почтовых отправлений и иных товарно-материальных ценностей.

Пунктом 5.7 каждого из Договоров на оказание услуг по перевозке почты предусмотрено, что Договор заключается в соответствии с согласованием ФГУП «Почта России», изложенным в письме от 03.04.2013 № 3.2.1-17/9964 в интересах Заказчика по настоящему договору, которым выступает ФГУП «Почта России».

Письмо от 03.04.2013 № 3.2.1-17/9964 ФГУП «Почта России», направленное в адрес заместителя директора ГЦМПП – филиала ФГУП «Почта России» содержало следующую информацию: «Дирекция по организации производственных процессов не возражает в заключении договора с ООО «ПЭК» на период 01.04.2013 по 31.05.2013 по тарифам, не превышающим действующие.»

Из внутренней переписки ФГУП «Почта России» и ГЦМПП (письма от 03.04.2013 № 3.2.117/9964; от 22.04.2013 № 3.2.110/12246; от 29.03.2013 № 82.1.1.1-27/1521) следует, что поводом для смены исполнителя по договорам послужило недобросовестное выполнение обязанностей ООО «Первая Транскомпания».

Пунктом 3.1.3. Положения о закупке одним из способов закупки определена закупка из единственного источника. Раздел XIV Положения о закупке товаров (работ, услуг) предусматривает возможность закупки из единственного источника при возникновении различных обстоятельств (пункты 4.1-4.28 Положения о закупке). Пунктом 14.28 указанного Положения определена возможность заключения договора без проведения конкурентных процедур, в случае признания руководством ФГУП «Почта России» такого способа закупки более целесообразным с экономически-производственной точки зрения.

Комиссия ФАС России, рассмотрев доводы ООО «ТрансПэк», не нашла подтверждения экономическо-производственной целесообразности проводимой закупки как закупки из единственного источника. Подобные заключения также отражены в письме ФГУП «Почта России» от 22.04.2013 № 3.2.110/12246, которое не содержит указания на осуществление закупки из единственного источника в соответствии с Положением о закупке и не обосновывает экономическую целесообразность заключения договоров с единственным поставщиком. Данным письмом ФГУП «Почта России» безо всяких оснований дало разрешение ГЦМПП на проведение процедуры заключения договоров с ООО «ПЭК» на период с 01.04.2013 по 31.05.2013.

Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что указанная переписка велась уже после заключения договоров с ООО «ТрансПэк».

В свою очередь письмо ФГУП «Почта России» от 11.04.2013 № 3.2.1-10/11052 в адрес ГЦМПП также указывает на необходимость проведения конкурса по выбору исполнителя согласно действующему порядку предприятия.

ФГУП «Почта России» обсуждалась возможность заключения договоров на перевозку почты с ООО «ТрансПэк» еще в период действия договоров, заключенных с ООО «Первая Транскомпания», что подтверждается перепиской между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк», проводимой в период 27-28 марта 2013 года.

Факт предварительной договоренности между сторонами подтверждается и решением ООО «ТрансПэк», об оказании им услуг по перевозке почты по 139 маршрутам, принятым за один день. ГЦМПП письмом от 27.03.2013 № 82.1.1.1-31/1443 предложило ООО «ТрансПэк» рассмотреть возможность организации перевозок почты и прочих ТМЦ с 01.04.2013 по 139 маршрутам. В ответ ООО «ТрансПэк» выразило свое согласие на перевозку почты (письмо от 28.03.2013 № 138-13).

Данные обстоятельства свидетельствуют об осведомленности ООО «ТрансПэк» в заключении договоров с ФГУП «Почта России» до переписки от 27.03.2013.

Доказательством заключенного между сторонами соглашения являются также проекты соглашений о взаимодействии и соглашений о сотрудничестве между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» (дата создания электронного документа – 01.06.2009), скопированные в ООО «ТрансПэк» в ходе проведения выездной внеплановой проверки. Текст данных документов предусматривал взаимовыгодное сотрудничество сторон, во исполнение которого Стороны могут заключать договоры и соглашения по конкретным проектам совместного сотрудничества, осуществлять совместные действия, направленные на привлечение и эффективное использование инвестиций на территории Российской Федерации в области почтовой связи и других областях, представляющих взаимный интерес сторон, а также оказывать друг другу всемерное действие при осуществлении деятельности сторонами.

Разработка указанных соглашений свидетельствует о тесном сотрудничестве сторон с целью, в том числе, создания приоритетных условий для ООО «ТрансПэк» при участии в торгах, проводимых ФГУП «Почта России» либо заключение договоров без проведения конкурентных процедур.

По представленной ФГУП «Почта России» информации от 20.08.2014 № 1.2.8.1-06/15767 (вх. ФАС России от 22.08.2014 № 77381/14) ООО «ТрансПэк» в период с 2010 по 2014 гг. помимо других участников торгов ежегодно и неоднократно принимало участие в проводимых ФГУП «Почта России» торгах на право заключения договоров, в том числе на оказание услуг по обеспечению магистральной перевозки, погрузке, разгрузке и выполнению операций по приему и сдаче почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей по магистральным маршрутам между пунктами обмена. Данный факт подтверждает осведомленность ООО «ТрансПэк» о необходимости ФГУП «Почта России» осуществлять закупки на конкурентной основе, в том числе, закупки услуг для собственных производственных нужд, и как следствие, заключение договоров на их предоставление только по результатам проведения торгов.

Вывод о заключении сторонами антиконкурентного соглашения подтверждается и заявлением ФГУП «Почта России» о содержании в действиях предприятия и ООО «ТрансПэк» признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В экономическом смысле под конкуренцией понимается соперничество, состязательность между юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Стороны, заключив антиконкурентное соглашение, лишили иных хозяйствующих субъектов — конкурентов ООО «ТрансПэк» (ООО «Р-Тэк», ООО «Промоборудование», ООО «МТК «Поволжье», ООО «Первая Транскомпания») права на участие в торгах для оказания ими услуг и, как следствие заключенное соглашение не оказало влияния на улучшение качества и сокращение стоимости услуг.

Таким образом Комиссия ФАС России установила, факт заключения между ООО «ТрансПэк» и ФГУП «Почта России» антиконкурентного соглашения и участия в нем, что привело к ограничению конкуренции при заключении договоров от 01.04.2013 № № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 без проведения конкурентных процедур.

Решением по делу №1-11-11/00-22-15 ООО «ТрансПэк» признано нарушившим части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции.

Нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.32 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Объект административного правонарушения: совершение ООО «ТрансПэк» (место нахождения: 107140, г. Москва, пер. Краснопрудный, д. 7; дата регистрации в качестве юридического лица — 04.09.2003; ОГРН 1037739850323; ИНН 7708501984; КПП 770801001) правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП.

Объективная сторона: совершение ООО «ТрансПэк» правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП выразившееся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» которое привело к ограничению конкуренции. Заключение договоров от 01.04.2013 № № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» без проведения конкурентных процедур свидетельствует о заключении между сторонами антиконкурентного соглашения. Стороны, заключив антиконкурентное соглашение, лишили иных хозяйствующих субъектов — конкурентов ООО «ТрансПэк» (ООО «Р-Тэк», ООО «Промоборудование», ООО «МТК «Поволжье», ООО «Первая Транскомпания») права на участие в торгах для оказания ими услуг и, как следствие заключенное соглашение не оказало влияния на улучшение качества и сокращение стоимости услуг.

Субъект административного правонарушения: ООО «ТрансПэк» (место нахождения: 107140, г. Москва, пер. Краснопрудный, д. 7; дата регистрации в качестве юридического лица — 04.09.2003; ОГРН 1037739850323; ИНН 7708501984; КПП 770801001).

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у
ООО «ТрансПэк» имелась возможность не совершать указанных действий, однако ООО «ТрансПэк» этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.32 КоАП.

Таким образом, ООО «ТрансПэк» совершило действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП, состав административного правонарушения установлен и подтверждается материалами дела.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается Решением ФАС России по делу № 1-11-11/00-22-15 от 09.06.2015 (исх. КА/29205/15 от 11.06.2015), протоколом № 4-14.32-679/00-22-15 об административном правонарушении от 13.10.2015, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Срок давности привлечения ООО «ТрансПэк» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

Учитывая, что административное правонарушение выявлено в 2015 году, административный штраф рассчитывается от суммы выручки правонарушителя за 2014 год на рынке которого совершено административное правонарушение.

В письме ФГУП «Почта России» (вх. ФАС России от 29.09.2015 № 105750/15) представлена информация о сумме перечисленных в 2014 году денежных средств в пользу ООО «ТрансПэк» за оказание услуг по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автомобильным транспортом на территории Российской Федерации - 160 018 284,47 руб. без учета НДС. В письме ООО «ТрансПэк» (вх. ФАС России от 08.10.2015 № 111011/15) представлены сведения о выручке ООО «ТрансПэк» от оказания всех услуг на территории Российской Федерации за 2014 год — 257 881 108.41 руб. без учета НДС.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении№ 4-14.32-679/00-22-15 в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность установлено, что ООО «ТрансПэк» не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий (пункт 1примечания 3 к статье 14.32).

При рассмотрении дела об административном правонарушении№ 4-14.32-679/00-22-15 обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.32 КоАП, а так же статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ООО «ТрансПэк» (место нахождения: 107140, г. Москва, пер. Краснопрудный, д. 7; дата регистрации в качестве юридического лица — 04.09.2003; ОГРН 1037739850323; ИНН 7708501984; КПП 770801001), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 001 142 (десять миллионов одна тысяча сто сорок два ) рубля 78 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

ID начисления:Ъ2016a6AS02270124344

Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент Банка России

г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны