Решение №СП/11393/17 Решение <...> от 13 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «07» февраля 2017

Полный текст решения изготовлен «13» февраля 2017

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы - Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Коллегия) в составе: <...>,

рассмотрев на заседании Коллегии жалобу <...> на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 11.11.2016 по делу № 03-03/06-2016,

в присутствии:

<...>, а также представителя заявителя — <...> (доверенность от 30.01.2017 № 71 ТО 1134963);

(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, размещено 25.01.2017 информации на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (вх. № 169061/16 от 16.11.2016) на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 11.11.2016 по делу № 03-03/06-2016 на наличие нарушения единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Решением Тульского УФАС России Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области признала <...>, а также ООО «ОптТорг», ИП Татаринову, <...> нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) путем совершения действий, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений.

В ходе рассмотрения жалобы Коллегией установлено следующее.

11.12.2015 в Тульское УФАС России поступило заявление
Власовой О.А. о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ясногорский район (далее - Комитет, Организатор торгов) антимонопольного законодательства при организации и проведении торгов в форме аукциона на заключение договора аренды муниципального имущества, назначенного распоряжением Комитета от 23.03.2015 № 4 «Об организации аукциона на заключение договора аренды муниципального имущества - нежилое помещение, этаж - I общей площадью 219,7 кв.м., расположенное по адресу: Тульская обл.. Ясногорский р-н,
г. Ясногорск, ул. Щербина, д. 1, пом. 79» на 13 мая 2015г. (далее - Аукцион).

В ходе рассмотрения дела № 03-03/06-2016 Тульским УФАС установлено следующее.

Организация и проведение Аукциона производились на основании распоряжения Комитета от 23.03.2015. № 4.

Организатором торгов к участию в Аукционе были допущены все лица, подавшие соответствующие заявки, а именно - <...>, ИП Татаринова А.А., ООО «Оптторг».

Согласно протоколу № 1 об итогах Аукциона на заключение договора аренды муниципального имущества от 13.05,2015 в связи с явкой единственного участника аукциона (ИП Татариновой А.А.), Аукцион признан несостоявшимся, в соответствии с чем договор аренды муниципального имущества от 28.05.2015 № 1/15 по начальной цене в 212000 рублей сроком па 5 лет был заключен с данным участником.

В ходе рассмотрения дела № 03-03/06-2016 в Тульское УФАС России поступили заявления <...> о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях/бездействии ООО «ОптТорг»,
ИП Татариновой А.А.

В заявлении <...> указал, что между ним, ООО «ОптТорг» (в лице генерального директора - Татаринова И.Н.) и ИП Татариновой А.А. было заключено устное соглашение, согласно которому.

-в Аукционе должны принять участие только <...> и ИП Татаринова А.А.;

-ООО «ОптТорг» не должно принимать участие и Аукционе;

-ИП Татаринова А.А. не станет повышать цену заключения договора аренды помещения в ходе проведения Аукциона и не будет совершать действий, препятствующих победе <...> в Аукционе.

За вышеперечисленные действия <...> выплатит Татаринову И.Н. денежную сумму в размере трехсот тысяч рублей. Данная информация подтверждается обвинительным заключением по уголовному делу № 1-1/2016 по обвинению <...> в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 204 УК РФ, поступившему в Тульское УФАС России из ФАС России. По мнению <....>, в указанных действиях присутствуют признаки нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Согласно вышеуказанным заявлениям <...>, он отказался от исполнения данного соглашения, тогда как ООО «ОптТорг» и ИП Татаринова А.А данное соглашение не расторгали и не оспаривают законность заключения с ИП Татариновой А.А. договора аренды Помещения.

Тульским УФАС России в решении № 03-03/06-2016 сделан вывод о невозможности квалифицировать действия <...>, ООО «ОптТорг» и ИП Татариновой А.А. по статье 11 Закона о защите конкуренции ввиду следующего

-<...> действовал как физическое лицо (т.е. не являлся хозяйствующим субъектом);

-участники Аукциона предполагали осуществлять деятельность на разных товарных рынках: <...> планировал разместить в указанном Помещении автошколу; а ООО «ОптТорг» и ИП Татаринова А.А. - осуществлять в нем дошкольную образовательную деятельность.

Вместе с тем, Комиссия установила, что при передаче денег <...> в размере трехсот тысяч рублей, <...> был задержан сотрудниками правоохранительных органов (за попытку совершения коммерческого подкупа).

Кроме того, сотрудниками правоохранительных органов также был задержан <...>, осуществлявший переговоры о заключении вышеуказанного соглашения с директором ООО «ОптТорг» - Татариновым И.Н. и ИП Татариновой А.А.

Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу приговором Ясногорского районного суда Тульской области от 01.02.2016, вынесенного в отношении <...>, которые были осуждены по пункту «а» части 2 статьи 204 УК РФ.

Оценив и проанализировав материалы настоящего дела, доказательства и пояснения, представленные лицами, участвующими в деле, Комиссия установила, что в действиях <...>, ООО «ОптТорг», ИП Татариновой А.А. имелось намерение на заключение соглашения, преследующего своей целью нарушение порядка определения победителя торгов путем устранения от участия в Аукционе его участников - конкурентов за право заключения договора аренды указанного помещения по начальной цене - то есть, фактически минуя процедуру торгов.

Фактические обстоятельства настоящего дела, установленные Комиссией, доказательства, представленные в материалы настоящего дела, свидетельствуют, по мнению Тульского УФАС России, о нарушении <...>, ООО «ОптТорг», ИП Татариновой А.А. части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того Комиссия Тульского УФАС установила нарушения порядка проведения вышеназванного Аукциона, а именно:

  • при проведении аукциона не велась аудио- или видеозапись аукциона в нарушение пункта 143 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Правила).

  • в нарушение пункта 27 Правил информация о проведении Аукциона не была размещена на официальном сайте торгов в сети «Интернет», а на официальном сайте администрации МО Ясногорский район данная информация оказалась недоступной.

- в нарушение пункта 114 Правил в аукционных документациях Организатор торгов указал срок подписания проекта договора победителем аукциона - в течение «3 дней со дня размещения на сайте yasnogorsk.tulobl.ru протокола аукциона», вместо установленных правилами 10 дней.

По мнению Тульского УФАС, данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Комитетом части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно решению Тульского УФАС России, антимонопольным органом действия <...>, ООО «ОптТорг» и ИП Татариновой А.А. не были квалифицированы как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что один из участников аукциона действовал, как физическое лицо.

Вместе с тем, такой участник, принимая участие в аукционе вместе с другими хозяйствующими субъектами осуществляющими деятельность на одном товарном рынке, стало субъектом правоотношений, регулируемых антимонопольным законодательством, а следовательно на него распространяются нормы антимонопольного законодательства, в том числе и запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Указанный вывод сформулирован в решении Псковского УФАС России от 09.02.2015 по делу № 63/11/14-ТР и поддержан судами (дело № А52-706/2015). Данное решение поддержано постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа.

На основании судебной практики, суды апелляционной и кассационной инстанций указали, что приняв участие в аукционе вместе с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, физическое лицо, стало участником электронного аукциона, а следовательно на него стали распространяться нормы антимонопольного законодательства. При этом, как установлено судами, в данном случае действия гражданина были направлены на получение прибыли, в связи с чем его участие в аукционе признано предпринимательской деятельностью.

 

2016-91803(1)

Ссылка физического лица на то, что оно не было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем не могло являться субъектом антимонопольного правонарушения по смыслу статьи 4 Закона о защите конкуренции, отклонена судами с учетом как приведенных положений антимонопольного и гражданского законодательства, так и целей его участия в рассматриваемом аукционе.

 

Коллегия приходит к выводу, что указанные положения применимы к рассматриваемому делу поскольку <...> принимал участие в вышеназванном аукционе с целью осуществления предпринимательской деятельности в последующем.

Также действия ООО «ОптТорг», ИП Татариновой А.А., <...> не были квалифицированы Комиссией Тульского УФАС России как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что участники аукциона предполагали осуществлять деятельность на разных товарных рынках.

Из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства следует, что <...> подавал заявку на участие в конкурсе с целью организации автошколы в арендуемом помещении, а ИП Татаринова А.А. - с целью организации дошкольного учебного учреждения. При участии в аукционе вид образовательных услуг, оказание которых предполагалось в арендуемом помещении, не имел значение. Так, <...>, приняв участие в аукционе вместе с другими хозяйствующими субъектами, предполагал вести предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием образовательных услуг.

Таким образом, апелляционная коллегия полагает, что <...> по смыслу Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом.

Следовательно, ООО «ОптТорг», ИП Татаринова А.А., и <...> являлись конкурентами при проведении рассматриваемого аукциона.

Доказательствами соглашения являются:

  • сообщение <...> о заключении им соглашения с ООО «ОптТорг», ИП Татариновой А.А. с целью победы в торгах;

  • вступивший в законную силу приговор Ясногорского районного суда Тульской области от 01.02.2016, вынесенный в отношении <...> (признан виновный в совершении преступления по пункту «а» части 2 статьи 204 УК РФ (коммерческий подкуп).

    Таким образом, Коллегия приходит к выводу о наличии в действиях <...> признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции а не части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что при вынесении решения комиссией Тульского УФАС России от 11.11.2016 № 03-03/06-2016 нарушено единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Коллегия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Отменить решение и предписание Тульского УФАС России от 11.11.2016 № 03-03/06-2016.

        • Направить материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-03/06-2016 в Тульское УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях ООО «ОптТорг», ИП Татариновой А.А., <...> нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение о рассмотрении жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны