Постановление №СП/34596/17 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 24 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

4-14.6-888/00-31-16

 

г. Москва

 

Резолютивная часть постановления оглашена «26» октября 2016 года.

В полном объеме постановление изготовлено «28» октября 2016 года.

 

Я, Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Пузыревский Сергей Анатольевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.6-888/00-31-16 возбужденного в отношении <...>, в присутствии <...>, которому разъяснены права лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Муниципальное предприятие г. Абакана «Водоканал» (далее — МП г. Абакана «Водоканал») обратилось в ФАС России с заявлениями от 21.12.2015 № 4425 и № 4426 о разногласиях с Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее – Госкомитет, орган регулирования), по приказу Госкомитета от 30.11.2015 № 150-в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение и утверждении производственных программ для МП г. Абакана «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2016-2018 годы», связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения.

1. В поданном на разногласия заявлении, связанном с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения (питьевая вода),
МП г. Абакана «Водоканал» оспаривались расходы, в том числе по следующим статьям затрат: «
Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год, по подстатьям «Запасные части 2014 года», «Расходы на оплату услуг банка 2014 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2013 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2014 года»)», «Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта»), «Расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций», «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации», «Налог на прибыль».

По рассмотрению разногласий по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год, по подстатьям «Запасные части 2014 года», «Расходы на оплату услуг банка 2014 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2013 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2014 года» установлено следующее.

Согласно п. 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования), в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

При установлении в соответствии с указанным пунктом Основ ценообразования тарифов для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, исключаются экономически необоснованные расходы реорганизованного юридического лица (юридических лиц) (учитываются экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов для реорганизованного юридического лица (юридических лиц), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств).

Госкомитет не учел в необходимой валовой выручке МП г. Абакана «Водоканал» на 2016 г. расходы по подстатьям «Запасные части 2014 года», «Расходы на оплату услуг банка 2014 года», «Предрейсовый осмотр водителей 2014 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2013 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2014 года», «Капитальный ремонт 2014 года».

Анализ представленных МП г. Абакана «Водоканал» на тарифное регулирование 2016 года материалов по подстатьям «Запасные части 2014 года», «Расходы на оплату услуг банка 2014 года», «Предрейсовый осмотр водителей 2014 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2013 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2014 года», «Капитальный ремонт 2014 года» в части оказываемых услуг водоснабжения (договоров, заключенных по результатам проведения конкурсных процедур, платёжных поручений, подтверждающих факт понесения регулируемой организацией расходов по вышеперечисленным статьям затрат), Госкомитетом не проводился, в экспертных заключениях отсутствуют какие-либо доводы в части обоснования расходов по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год)».

В условиях отсутствия у Госкомитета в экспертном заключении анализа и мотивированной позиции по неучёту расходов по статье затрат «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год)» (в разрезе заявленных подстатей «Запасные части 2014 года», «Расходы на оплату услуг банка 2014 года», «Предрейсовый осмотр водителей 2014 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2013 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2014 года» «Капитальный ремонт 2014 года»), Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по статье «Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта)» установлено следующее.

В соответствии с п. 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются планируемые на очередной период регулирования производственные расходы.

Согласно п. 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Госкомитетом при расчёте расходов по статье «Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта» МП г. Абакана «Водоканал» 2016 года в части оказываемых услуг водоснабжения плановая величина затрат на приобретение запасных частей, учтённая в тарифах 2015 года, увеличена на индекс в размере 106,4 % и учтена с 01.07.2016.

Регулируемой организацией в подтверждение экономической обоснованности расходов по статье «Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта)» на момент установления тарифов 2016 года и в ФАС России представлены расчёты затрат на приобретение запасных частей согласно Потребности запасных частей для плановой замены на основании планов-графиков на 2016 год и Потребности запасных частей для текущих ремонтов подвижного состава на 2016 год, акты технического обследования автотранспорта, графики технического осмотра и ремонта на 2016 год. 

Цена запасных частей определена МП г. Абакана «Водоканал» исходя из цен, установленных в договорах на 2015 год, заключенных в результате проведения закупочных процедур, и фактических цен за 2014 год, увеличенных на индексы потребительских цен, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

В обоснование цены и потребности в приобретении запасных частей  МП г. Абакана «Водоканал» представлены договоры поставки за 2014 год, копии документов, подтверждающих проведение закупочных процедур и копии документов, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей по факту 2014 года.

Кроме того, Госкомитетом учтены расходы по статье «Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта)» со второго полугодия, что подтверждает некорректность расчёта органа регулирования.

На основании вышеизложенного Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по статье «Расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций» установлено следующее.

В соответствии с п. 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 25 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется органом регулирования тарифов на каждый период регулирования.

Согласно п. 35 Основ ценообразования размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов.

Расходы по данной статье признаны Госкомитетом обоснованными на уровне заявленном регулируемой организацией в тарифной заявке 2016 года в размере 2 033,2 тыс. руб., однако учтены при расчете тарифа с 01.07.2016, в связи с чем, выпадающие расходы МП г. Абакана «Водоканал» по данной статье составили 994,24 тыс. руб. (Госкомитетом по статье «Расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций» учтены расходы в сумме 2 033,2 тыс. руб. с 01.07.2016, в среднегодовом исчислении – 1 038,96 тыс. руб., оставшаяся сумма средств учтена органом регулирования в необходимой валовой выручке МП г. Абакана «Водоканал» 2017 года).

С учётом вышеизложенного Госкомитетом нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по статье «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» установлено следующее.

В соответствии с п. 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с п. 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

МП г. Абакана «Водоканал» принято для расчета 4 процента включаемых в необходимую валовую выручку расходов.

Постановлением Администрации города Абакана от 08.12.2014 № 2532 МП г. Абакана «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением и водоотведением.

Госкомитетом в связи с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги не учтена расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, в связи с чем Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации в части не учёта в необходимой валовой выручке МП г. Абакана «Водоканал» расходов по статье «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации».

По рассмотрению разногласий по статье «Налог на прибыль» установлено следующее.

В соответствии с п. 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Величина налога на прибыль рассчитывается в соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с применением ставки налога на прибыль в размере 20 % от расчётной предпринимательской прибыли гарантирующих организаций, принятой в расчёте тарифов по заявленной на разногласия статье затрат «Расчётной предпринимательская прибыль».

С учётом вышеизложенного, в части увеличения средств по статье «Налог на прибыль», напрямую связанных с заявленной МП г. Абакана «Водоканал» величиной средств по статье «Расчётная предпринимательская прибыль», Госкомитетом при установлении тарифов нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения указанных разногласий, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения (питьевая вода), требования МП г. Абакана «Водоканал» частично удовлетворены. Госкомитет признан нарушившим пп. 15, 22, 24, 25, 35, 39, 65 и 78(1) Основ ценообразования.

2. В поданном на разногласия заявлении, связанном с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, МП г. Абакана «Водоканал» оспаривались расходы, в том числе по следующим статьям затрат: «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год, по подстатьям «Запасные части 2014 года», «Расход на оплату услуг банка 2014 года», «Предрейсовый осмотр водителей 2014 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2013 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2014 года»)», «Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта)», «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации», «Налог на прибыль», также регулируемая организации выразила несогласие с расчетом Госкомитета по объему принятых сточных вод МП г. Абакана «Водоканал».

По рассмотрению разногласий по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год, по подстатьям «Запасные части 2014 года», «Расход на оплату услуг банка 2014 года», «Предрейсовый осмотр водителей 2014 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2013 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2014 года»)» установлено следующее.

Согласно п. 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

При установлении в соответствии с настоящим пунктом тарифов для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, исключаются экономически необоснованные расходы реорганизованного юридического лица (юридических лиц) (учитываются экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов для реорганизованного юридического лица (юридических лиц), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств).

Госкомитет не учел по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год)» в части оказываемых услуг водоотведения в необходимой валовой выручке МП г. Абакана «Водоканал» на 2016 г. расходов по подстатьям «Запасные части 2014 года», «Расходы на оплату услуг банка 2014 года», «Предрейсовый осмотр водителей 2014 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2013 года2, «Средства на возврат займов и кредитов 2014 года».

Госкомитетом анализ представленных МП г. Абакана «Водоканал» на тарифное регулирование 2016 года материалов по подстатьям «Запасные части 2014 года», «Расходы на оплату услуг банка 2014 года», «Предрейсовый осмотр водителей 2014 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2013 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2014 года» в части оказываемых услуг водоотведения (договоров, заключенных по результатам проведения конкурсных процедур, платёжных поручений, подтверждающих факт понесения регулируемой организацией расходов по вышеперечисленным статьям затрат), не проводился, в экспертных заключениях Госкомитета отсутствуют какие-либо доводы в части обоснования расходов по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год)».

В условиях отсутствия у Госкомитета в экспертном заключении анализа и мотивированной позиции по неучёту расходов по оспариваемой статье затрат «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год)» (в разрезе заявленных подстатей «Запасные части 2014 года», «Расходы на оплату услуг банка 2014 года», «Предрейсовый осмотр водителей 2014 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2013 года», «Средства на возврат займов и кредитов 2014 года»), Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по статье «Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта)» установлено следующее.

В соответствии с п. 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются планируемые на очередной период регулирования производственные расходы.

В соответствии с п. 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Госкомитетом при расчёте расходов по статье «Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта)» МП г. Абакана «Водоканал» 2016 года в части оказываемых услуг водоотведения плановая величина затрат на приобретение запасных частей, учтённая в тарифах 2015 года, увеличена на индекс в размере 106,4 % и учтена с 01.07.2016.

Регулируемой организацией в подтверждение экономической обоснованности расходов по статье «Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта)» на момент установления тарифов 2016 года и в ФАС России представлены расчёты затрат на приобретение запасных частей согласно Потребности запасных частей для плановой замены на основании планов-графиков на 2016 год и Потребности запасных частей для текущих ремонтов подвижного состава на 2016 год, акты технического обследования автотранспорта, графики технического осмотра и ремонта на 2016 год. 

Цена запасных частей определена МП г. Абакана «Водоканал» исходя из цен, установленных в договорах на 2015 год, заключенных в результате проведения закупочных процедур, и фактических цен за 2014 год, увеличенных на индексы потребительских цен, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

В обоснование цены и потребности в приобретении запасных частей МП г. Абакана «Водоканал» представлены договоры поставки за 2014 год, копии документов, подтверждающих проведение закупочных процедур и копии документов, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей по факту 2014 года.

Кроме того, Госкомитетом учтены расходы по статье «Прочие производственные расходы» (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта)» со второго полугодия, что подтверждает некорректность расчёта органа регулирования.

На основании вышеизложенного Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по статье «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» установлено следующее.

В соответствии с п. 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с п. 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

МП г. Абакана «Водоканал» принято для расчета 4 процента включаемых в необходимую валовую выручку расходов.

Постановлением Администрации города Абакана от 08.12.2014 № 2532 МП г. Абакана «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением и водоотведением.

Госкомитетом в связи с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги не учтена расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, в связи с чем Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации в части не учёта в необходимой валовой выручке МП г. Абакана «Водоканал» расходов по статье «Расчётная предпринимательская прибыль».

По рассмотрению разногласий по статье «Налог на прибыль» установлено следующее.

В соответствии с п. 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Величина налога на прибыль рассчитывается в соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с применением ставки налога на прибыль в размере 20 % от расчётной предпринимательской прибыли гарантирующих организаций, принятой в расчёте тарифов по заявленной на разногласия статье затрат «Расчётной предпринимательская прибыль».

С учётом вышеизложенного в части увеличения средств по статье «Налог на прибыль», напрямую связанных с заявленной МП г. Абакана «Водоканал» величиной средств по статье «Расчётная предпринимательская прибыль», Госкомитетом при установлении тарифов нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по расчету объёма принятых сточных вод МП г. Абакана «Водоканал» установлено следующее.

В соответствии с п. 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с п. 4 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э (далее – Методические указания), расчетный объем принятых сточных вод оказываемых услуг определяется исходя из фактического объема приема сточных вод за последний отчетный год и динамики приема сточных вод за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения приема сточных вод в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества принятых сточных вод.

В соответствии с п. 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1).

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 г. № 6.

На основании указанного порядка МП г. Абакана «Водоканал» выполнен расчет объема принимаемых сточных вод на 2016 год, с учетом сложившейся динамики за 2012-2014 годы. Указанный объем согласован с ГУП РХ «Хакресводоканал», осуществляющим услуги по очистке сточных вод, принимаемых от города Абакан.

Госкомитетом объем принятых сточных вод МП г. Абакана «Водоканал» на 2016 года учтён на уровне планового объёма принятых сточных вод за 2015 год с учетом фактического объема реализации за 2014 год, но без учета динамики приема сточных вод за последние 3 года, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Отрицательную динамику изменения объемов реализации услуг водоотведения подтверждают фактически сложившиеся объемы принятых сточных вод. Снижение объемов реализации услуг водоотведения МП г. Абакан «Водоканал» вызвано рядом причин, в частности, ликвидацией производства ООО Птицефабрика «Индюшкино» и снижением объемов потребления ОАО «Абаканвагонмаш».

С учётом вышеизложенного Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии со ст. 26.10 КоАП, по фактам выявленных признаков административного правонарушения, определением ФАС России от 03.08.2016
№ 31/53218/16
возбуждено дело об административном правонарушении
4-14.6-888/00-31-16 и проведении административного расследования по
ч. 2 ст. 14.6 в отношении
<...>. Данным определением ФАС России обязал <...> представить в том числе имеющуюся информацию о причинах и условиях по выявленным признакам административного правонарушения, а также документы (приказ, распоряжение, служебный контракт) о назначении на должность председателя Комитета.

Письмом от 01.09.2016 № 129884/16 лицом в отношении которого ведется административное производство, были представлены пояснения о причинах и условиях по выявленными признакам административного правонарушения.

<...> пояснил, что параметры регулирования были приняты коллегиальным органом – Правлением по результатам голосования в соответствии п. 5 Положения о правлении большинством голосов (приказ Госкомитета от 24.02.2014 № 19-од «Об утверждении положения о правлении Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия»). Изменение позиции одного из четырех членов правления на голосовании, при одинаковой позиции остальных трех, не повлияет на исход голосования. Кроме того, член правления без права голоса, имеющий возможность участвовать в обсуждении решения, не заявил особого мнения или замечаний в соответствии с п. 22 Положения о правлении.

У председателя комитета отсутствуют полномочия по единоличному решению об отмене либо изменении результатов голосования Правления.

Решение Правления было оформлено приказом Госкомитета в соответствии с п. 9.6 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 № 372. Данный пункт положения однозначно предусматривает выпуск приказа на основании протокола заседания без учета устанавливаемых параметров регулирования и результатов голосования.

На основании вышеизложенного <...> полагает, что в его действиях при установлении параметров регулирования для МП «Водоканал» отсутствуют признаки административного правонарушения, в связи с чем, просит прекратить дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП возбужденного в отношении него.

Вместе с тем, согласно Протоколу заседания Правления Госкомитета от 30.11.2015 № 150 решение об установлении на 2016-2018 годы для МП «Водоканал» долгосрочных параметров регулирования, установленных при формировании тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, тарифов на питьевую воду и водоотведение для МП «Водоканал» на 2016-2018 годы было принято единогласно. <...> голосовал за по всем рассмотренным на заседании Правления Госкомитета вопросам.

В период заседания Правления Госкомитета и издания приказа Госкомитета от 30.11.2015 № 150-в общее руководство деятельностью Госкомитета, осуществлял председатель Госкомитета – <...>. Приказ Госкомитета от 30.11.2015 № 150-в подписан председателем Госкомитета <...>.

Постановление Госкомитета от 30.11.2015 № 150-в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение и утверждении производственных программ для МП г. Абакана «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2016-2018 годы» принято с нарушением пп. 15, 22, 29, 39, 65 и 78(1) Основ ценообразования и пп. 4 и 5 Методических указаний.

Госкомитет создан в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 № 372 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия и внесении изменений в Постановление Правительства Республики Хакасия от 29.01.2003 № 08 «О передаче полномочий по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Хакасия» и является государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.

В соответствии с п. 9.1 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 № 372, Госкомитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Хакасия. Председатель Госкомитета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госкомитет функций.

За нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования ч. 2 ст. 14.6 КоАП предусмотрена административная ответственность.

Из рассмотренных материалов установлено, что в действиях <...> усматривается нарушение действующего законодательства и присутствуют признаки административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.6 КоАП.

На основании п. 5.13 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.06.2004 № 331, ст. 23.51 КоАП, ФАС России вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 14.6 КоАП.

Согласно ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Таким образом, в действиях <...>, являющегося председателем Госкомитета на момент совершения указанного деяния, выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования, а именно пп. 15, 22, 24, 25, 29, 35, 39, 65, 78(1) Основ ценообразования и пп. 4, 5 Методических указаний в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Место совершения административного правонарушения – Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина 67.

Время совершения административного правонарушения: 30.11.2015.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона: состоит в нарушении установленного порядка регулирования тарифов.

Субъект административного правонарушения: <...>.

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-14.6-888/00-31-16 и установленных обстоятельств, у <...> имелась возможность не совершать указанных действий, однако <...> этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения <...>, подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении № 4-14.6-888/00-31-16 от 30.09.2016, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При рассмотрении дела в отношении <...> установлены следующие обстоятельства смягчающие административную ответственность: <...> ранее не привлекался ФАС России к административной ответственности за аналогичное правонарушение; <...> прекратил противоправное поведение; данное правонарушение не повлекло причинения существенного ущерба охраняемым общественным отношениям в сфере предпринимательской деятельности.

При рассмотрении дела в отношении <...> обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено.

Согласно части 2.2. статьи 4.1 КоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела III настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет- не менее пятидесяти тысяч рублей.

При этом согласно части 2.3 статьи 4.1 КоАП, при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 статьи КоАП размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Также рассматривая вопрос о привлечении к административной ответственности необходимо учитывать личность и имущественное положение <...>.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении
№ 4-14.6-888/00-31-16
<...> ранее не привлекался ФАС России к административной ответственности за аналогичное правонарушение; <...> прекратил противоправное поведение; данное правонарушение не повлекло причинения существенного ущерба охраняемым общественным отношениям в сфере предпринимательской деятельности; <...> на момент вынесения настоящего постановления не является председателем Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия; на иждивении у <...> находится несовершеннолетний ребенок 1999 года рождения.

Так же при рассмотрении дела об административном правонарушении
№ 4-14.6-888/00-31-16 учтено финансовое состояние <...>.

Таким образом применение в данном случае меры административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, с учетом вышеуказанных обстоятельств, будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности, применению административного наказания в виде административного штрафа в размере ниже нижнего предела санкции предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП, с учетом положений статьи 4.1 КоАП.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП, пунктом 2 части 1 и частью 2 статьи 4.2 КоАП, частью 2 статьи 14.6 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133110100000609578

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны