Постановление №СП/50708/16 Постановление о прекращении производства по делу об админист... от 25 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении № 4-00-670/00-31-16

 

«19» июля 2016 г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Пузыревский Сергей Анатольевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.6-609/00-31-16, возбужденного в отношении <...> в присутствии <...> надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-00-670/00-31-16,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании части 3 статьи 7 и статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

В целях реализации статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее — РЭК Вологодской области) от 02.12.2015 № 722 для Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее АО «ГУ ЖКХ») установлены тарифы на теплоноситель, в том числе по городу Белозерск, в следующем размере:

п/п

Наименование регулируемой организации

Вид тарифа

Год

Теплоноситель вода

с 1 января

по 30 июня

с 1 июля по 31 декабря

3.

АО «ГУ ЖКХ»

(город Белозерск)

одноставочный, руб./куб. м

2016

52,55

56,85

2017

56,85

58,13

2018

58,13

62,25

С 15.01.2016 в структуре органов исполнительной власти Вологодской области произошли изменения, согласно которым Департамент топливно-энергетического комплекса Вологодской области (далее Департамент) реорганизован путем присоединения к нему РЭК Вологодской области (постановление Губернатора области от 13.10.2015 № 672 «Об изменениях в структуре органов исполнительной государственной власти области»).

Приказом Департамента от 10.02.2016 № 8-р в Приказ РЭК Вологодской области от 02.12.2015 № 722 «Об установлении тарифов на теплоноситель АО «ГУ ЖКХ» внесены следующие изменения в утвержденный для АО «ГУ ЖКХ» тариф на теплоноситель по городу Белозерск:

п/п

Наименование регулируемой организации

Вид тарифа

Год

Теплоноситель – вода

с 1 января по 30 июня

с 1 июля по 31 декабря

3.

АО «ГУ ЖКХ»

(город Белозерск)

одноставочный, руб./куб. м

2016

52,55

56,82

2017

56,82

58,13

2018

58,13

62,22

Кроме того, согласно тексту приказа Департамента от 10.02.2016 № 8-р «О внесении изменений в приказ РЭК области от 02.12.2015 № 722» данный нормативный правовой акт вступил в силу со дня его подписания и распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года (пункт 2 названного приказа).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 Правил № 1075 цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года, за исключением регламентированных случаев определенных указанным пунктом (пп. «а» – «ж»). Следовательно органы регулирования неправомочны вносить изменения в действующие тарифные решения в течение очередного периода регулирования, по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 7 Правил № 1075.

Также включение в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 10.02.2016 № 8-р «О внесении изменений в приказ РЭК области от 02.12.2015 № 722» условия о распространении внесенных изменений на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 противоречит пункту 37 Правил № 1075, согласно которому решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.

В соответствии со статьей 26.10 КоАП, по фактам выявленных признаков административного правонарушения, определением ФАС России от 08.06.2016
№ 31/38848/16 возбуждено дело об административном правонарушении
№ 4-00-670/00-31-16 и проведении административного расследования по части 2 статьи 14.6 в отношении <...>.

Данным определением <...> обязывается представить в том числе имеющуюся информацию о причинах и условиях по выявленным признакам административного правонарушения, а также документы (приказ, распоряжение, служебный контракт) о назначении его на должность руководителя Департамента.

Письмом от 16.06.2016 исх. № 14-2335/16 (вх. от 29.06.2016 № 93001/16) начальником Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области <...> были представлены пояснения о причинах и условиях совершения деяния по выявленными признакам административного правонарушения.

Согласно данным пояснениям приказ Департамента от 10.02.2016 № 8-р «О внесении изменений в приказ РЭК области от 02.12.2015 № 722» принят с целью устранения допущенной технической ошибки в оформлении приказа от 02.12.2015 № 722. Наличие в Приказе технической ошибки подтверждается экспертным заключением по расчету тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду, отпускаемый АО «ГУ ЖКХ» (Вологодская область) на 2016 и 2018 годы.

По вопросу распространения действия приказа на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, <...> считает, что указанный в пункте 2 приказа № 8-р срок относится к сроку действия приказа, а не к сроку действия тарифного решения, в связи с чем тарифному решению обратная сила не придавалась.

При этом, несмотря на то, что приказ от 10.02.2016 № 8-р непосредственно не устанавливает цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, но он устанавливает цены (тарифы) другого тарифного решения органа регулирования Вологодской области, поэтому должно соответствовать требованиям пункта 37 Правил № 1075.

Таким образом данные доводы не могут являться основанием для отсутствия нарушения порядка регулирования цен (тарифов), предусмотренного действующим законодательством.

На основании рассмотренных документов и материалов установлено, что в действиях <...> усматривается нарушение действующего законодательства и присутствуют признаки административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП.

В соответствии с пунктом 5.13 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, статьи 23.51 КоАП, ФАС России вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 14.6 КоАП.

Согласно статьи 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 16.11.2015 № 958 (далее – Положение) Департамент является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в области государственного регулирования тарифов, в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно пункту 5.2. Положения Департамент возглавляет начальник Департамента (Руководитель), который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором области в установленном порядке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Руководитель осуществляет руководство деятельностью Департамента на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий (функций).

Распоряжением Губернатора Вологодской области от 11.01.2016 № 15-р <...> переведен на должность начальника Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области с 15.01.2016.

Таким образом в действиях <...>, являющегося начальником Департамента на момент совершения деяния, выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования, а именно пунктов 7 и 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Место совершения административного правонарушения – г. Вологда, Советский проспект, д. 80Б.

Время совершения административного правонарушения: 10.02.2016.

Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП, в соответствии с которой занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

Объективная сторона: состоит в нарушении установленного порядка регулирования тарифов.

Субъект административного правонарушения: <...>.

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-00-670/00-31-16 и установленных обстоятельств, у <...> имелась возможность не совершать указанных действий, однако <...> этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения <...>, подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении № 4-00-670/00-31-16 от 06.07.2016, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение тарифного регулирования, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При рассмотрении дела в отношении <...> отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Приказом Департамента от 10.02.2016 № 8-р установлен тариф на теплоноситель АО «ГУ ЖКХ». Указанный тариф был принят с технической ошибкой, а приказу придана обратная сила.

Вместе с тем положения приказа в указанной части вводятся с 01.07.2016 по 31.12.2016, соответственно потребители не рассчитывались по тарифу который был установлен с технической ошибкой, тем самым действиями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не затронуты интересы потребителей соответствующих правовых отношений.

При рассмотрении данного дела не установлено умысла на ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей или пренебрежение к их исполнению со стороны <...>.

Таким образом, вменяемое правонарушение не повлекло за собой причинения существенного вреда общественным отношениям.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. При этом, в силу статьи 2.9 КоАП РФ последствия деяния, при наличии признаков как материального, так и формального составов, не исключаются при оценке малозначительности содеянного.
Учитывая, что административное наказание должно оказывать превентивное воздействие с целью недопущения более тяжелых нарушений, также учитывая, что эффективность правоприменительной системы в правовом государстве основывается не на тяжести наказания, а на его неотвратимости, считаю, что возбуждением дела об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 181 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей к <...>, с учетом вышеуказанных обстоятельств, будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности.
Учитывая, что в действиях
<...> не усматривается существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного <...>, учитывая отсутствие негативных последствий, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, считаю возможным освободить <...>. от административной ответственности, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 2.9, частью 2 статьи 14.6, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 4-00-670/00-31-16, возбужденному в отношении <...> прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, <...> освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны