Постановление №СП/63294/17 постановление о наложении штрафа по делу № 4-14.31-1699/00-0... от 7 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.31-1699/00-03-16

 

«01» сентября 2017 г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Пузыревский Сергей Николаевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.31-1699/00-03-16, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Приморский торговый порт» (далее — ООО «ПТП») (адрес: 188910, Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск; ИНН 4704057515; КПП 470401001; ОГРН 1044700880762; дата регистрации в качестве юридического лица — 07.09.2004), в отсутствие законного представителя ООО «ПТП», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.31-1699/00-03-16, в присутствии защитника <...> (по доверенности от 09.12.2016 № 126), защитника Курочки О.И (по доверенности от 09.12.2016), защитника <...> (по доверенности от 09.12.2016 № 124), которым разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), а также предусмотренные статьей 25.5 КоАП права защитников,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «ПТП» оказывает услуги по перевалке нефти в порту Приморск.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) услуги в портах относятся к сфере естественных монополий, таким образом, в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях ООО «ПТП» является субъектом естественной монополии.

В соответствии с пунктом 104 приказа ФСТ России от 05.06.2012 № 137-т/3 ООО «ПТП» является субъектом естественных монополий в транспортных терминалах и портах и единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по перевалке нефти на морские танкеры в порту Приморск.

В соответствии с приказом ФСТ России от 19.11.2013 № 214-т/2 «Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга, Калининград» принято решение не применять ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов, в том числе в отношении ООО «ПТП».

Тариф ООО «ПТП» на услуги по перевалке нефти в момент отмены ценового регулирования на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов в отношении ООО «ПТП» и до 01.01.2015 составлял 79 рублей за тонну (брутто).

В связи с тем, что в настоящее время ФАС России не применяет ценовое регулирование к ООО «ПТП» путем установления максимально возможных тарифов на погрузо-разгрузочные работы, стоимость основных видов услуг утверждается советом директоров ООО «ПТП» и вводится в действие приказом генерального директора ООО «ПТП».

В настоящее время, стоимость стивидорных услуг на перевалку нефти, оказываемых ООО «ПТП», определяется в долларах США за одну тонну и подлежит оплате в российских рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату коносамента и, в соответствии с действующим на момент заключения договора законодательством, облагается НДС. При пересчете стоимости услуг перевалки в рублевый эквивалент полученная стоимость округляется до двух десятичных знаков.

Советом директоров ООО «ПТП» в соответствии с установленными локальными процедурами были утверждены тарифы на перевалку нефти:

    • с 01.01.2015 по 30.04.2015 в размере 99,00 руб./тонну (брутто);

    • с 01.05.2015 в размере 2,25 долл. США/тонну (брутто).

Приложением к распоряжению Росморречфлота от 06.02.2015 № АД-15-р установлено, что ООО «ПТП» оказывает услуги по перевалке сырой нефти и светлых нефтепродуктов с трубопроводного транспорта на морской транспорт.

Согласно пункту 12 раздела II Обязательных постановлений в морском порту Приморск, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2013 № 5 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Приморск» морской порт предназначен для перевалки нефти и нефтепродуктов класса 3 опасности Международной морской организации, а также в морском порту осуществляются грузовые операции с иными видами грузов согласно назначению причалов.

В рамках рассмотрения дела № 1-10-84/00-03-16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — дело № 1-10-84/00-03-16) ФАС России проведен анализ конкурентной среды на рынке оказания услуг по перевалке нефти с целью установления доминирующего положения ООО «ПТП» при рассмотрении заявления, материалов о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с порядком, установленным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Продуктовые границы исследуемого товарного рынка, определены как услуги по перевалке нефти.

Географические границы рынка оказания услуг по перевалке нефти, применительно к делу № 1-10-84/00-03-16 определены как границы порта Приморск.

На основании указанного анализа, с учетом норм статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссией ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-84/00-03-16 установлено, что ООО «ПТП» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевалке нефти в порту Приморск.

Частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Комиссией ФАС России, в целях выявления сопоставимых товарных рынков, функционирующих в условиях конкуренции, проанализирована информация о деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по перевалке нефти в морских портах Российской Федерации и установлено отсутствие на территории Российской Федерации товарных рынков оказания услуг по перевалке нефти в морском порту, функционирующих в условиях конкуренции сопоставимых с товарным рынком, на котором функционирует ООО «ПТП».

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

ООО «ПТП» были представлены сведения, из которых следует:

 

2013

2014

2015

цена услуг по перевалке нефти (1 тонна переваленной нефти)

79 руб./т

79 руб./т

99 руб./т

2,25 долл. США/т

себестоимость услуг по перевалке нефти (руб./т переваленной нефти)

36,37

37,6

34

расходы, необходимые для производства и реализации услуг по перевалке нефти, понесенных ООО «ПТП» (руб.)

1 983 376 205,82 руб.

1 596 025 600,00 руб.

1 553 960 286,04 руб.

Доходы (выручка), полученные ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти (руб.)

4 307 199 000,00 руб.

3 345 956 000 руб

5 675 909 000 руб

прибыль, полученная ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти (руб.)

2 323 822 794,18

1 749 930 400

4 121 948 713,96

Объемы, оказываемых услуг ООО «ПТП» по перевалке нефти (тонны)

54 521 600

42 353 900

45 141 700

рентабельность ООО «ПТП»

117,00%

110,00%

263,84%

 

При анализе обстоятельств дела № 1-10-84/00-03-16 Комиссией ФАС России, с целью установления наличия/отсутствия монопольно высокой цены на оказание услуг по перевалке нефти в морском порту Приморск, установленной ООО «ПТП» определено, что доходы (выручка) ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти за 2015 г. превышает сумму необходимых расходов в 3,65 раза, а полученную прибыль — в 1,37 раза.

При этом расходы, понесенные ООО «ПТП» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократились.

Прибыль, полученная ООО «ПТП» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась в 2,3 раза.

Рентабельность ООО «ПТП» в 2015 г. по сравнению с фактически сложившейся рентабельностью за 2013 и 2014 гг. увеличилась более чем в 2 раза.

При этом рост рентабельности ООО «ПТП» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. напрямую связан с ростом цены на услуги по перевалке нефти в 2015 г.

Анализ динамики расходов показывает снижение расходов, понесенных ООО «ПТП» в 2015 г. по отношению к 2014 г., что не соответствуют изменению цены товара (услуг по перевалке нефти).

Также из представленных реестров договоров на оказание услуг по перевалке нефти и заявок на заключение договоров на оказание услуг по перевалке нефти следует, что за период 2014-2016 гг. состав покупателей данных услуг незначительно изменился.

Таким образом, условия обращения товара (услуг по перевалке нефти) на товарном рынке остались неизменными, т. к. в анализируемый период (2014 — 1-е полугодие 2016 гг.) тарифное регулирование не применялось, налогообложение и иные меры государственного регулирования остались неизменными.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Решением комиссии ФАС России по делу № 1-10-84/00-03-16 от 21.11.2016 № АР/80478/16 признан факт нарушения ООО «ПТП» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги по перевалке нефти в порту Приморск, что привело к ущемлению интересов потребителей — хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

Временем совершения административного правонарушения является 01 мая 2015 г. (дата начала применения тарифа на перевалку нефти в порту Приморск в размере 2,25 доллара США/тонну (брутто) в соответствии с приказом ООО «ПТП» от 30.04.2015 № 104).

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения ООО «ПТП»: 188910, Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск.

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП установлена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона: совершение ООО «ПТП» правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услуги по перевалке нефти в порту Приморск, что привело к ущемлению интересов потребителей — хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности

Субъект административного правонарушения: ООО «ПТП» (адрес: 188910, Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск; ИНН 4704057515; КПП 470401001; ОГРН 1044700880762; дата регистрации в качестве юридического лица — 07.09.2004).

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-14.31-1699/00-03-16 и установленных обстоятельств, у ООО «ПТП» имелась возможность не совершать указанного деяния, однако ООО «ПТП» этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом № 4-14.31-1699/00-03-16 об административном правонарушении от 14.12.2016, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, ООО «ПТП» виновно совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП.

Срок давности привлечения ООО «ПТП» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статья 3.5 КоАП, при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Для расчета административного штрафа используется выручка ООО «ПТП» за 2015 год, представленная ООО «ПТП» письмом от 12.2.2016 № 03-11/1483.

Совокупная выручка от реализации услуг по всем видам деятельности ООО «ПТП» за 2015 год составляет 9 258 745 000 руб.

Размер выручки, полученной ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти (погрузо-разгрузочные работы) за 2015 год составляет 5 675 909 000 руб.

Для расчета административного штрафа используется выручка (без НДС) за 2015 год, полученная ООО «ПТП», от реализации услуг по перевалке нефти, которая составила 5 675 909 000 руб.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела в отношении ООО «ПТП» обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.

При рассмотрении дела в отношении ООО «ПТП» в качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность, установлено продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год; причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 2 статьи 14.31 КоАП, а так же статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ООО «ПТП» (адрес: 188910, Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск; ИНН 4704057515; КПП 470401001; ОГРН 1044700880762; дата регистрации в качестве юридического лица — 07.09.2004) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 185 174 900.00 (сто восемьдесят пять миллионов сто семьдесят четыре тысячи девятьсот рублей ноль копеек).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН:

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны