Постановление №СП/71357/16 Постановление о прекращении производства по делу об админист... от 18 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении № 4-14.6-887/00-31-16

 

«10» октября 2016 г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Пузыревский Сергей Анатольевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.6-887/00-31-16, возбужденного в отношении <...> в отсутствии <...>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.6-887/00-31-16,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «Иркутские коммунальные системы» (далее – ООО «ИКС») обратилось в ФАС России с заявлением от 14.01.2016 № 408/011-03/2
(вх. ФАС России от 18.01.2016 № 4341/16) о разногласиях с Администрацией муниципального образования «Железногорск — Илимское городское поселение» (далее – Администрация) по постановлению Администрации от 25.11.2015 № 737 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «ИКС», связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения.

В поданном на разногласия заявлении, связанном с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения, ООО «ИКС» оспаривались расходы, в том числе по следующим статьям затрат: «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации», «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов за 2014 год». Также ООО «ИКС» выразило несогласие с расчетом Администрацией объема отпуска услуг водоснабжения ООО «ИКС» на 2016 год.

По рассмотрению разногласий по статье «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» установлено следующее.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования) расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

Постановлением Администрации от 10.01.2014 № 01 ООО «ИКС» наделено статусом гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением и водоотведением.

Администрацией в необходимой валовой выручке ООО «ИКС» 2016 года не учтена расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации. При этом аргументация в части неучета расходов по данной статье в экспертном заключении Администрации (в расчетах необходимой валовой выручки для формирования тарифов на питьевую воду методом индексации
на 3 года (первый долгосрочный период регулирования) для ООО «ИКС», в разделе «Правовые нормы, в соответствии с которыми эксперт Администрации производил расчет») отсутствует.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

На основании вышеизложенного Администрацией нарушены требования законодательства Российской Федерации в части не учета в необходимой валовой ООО «ИКС» 2016 года расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации».

По рассмотрению разногласий по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов за 2014 год» установлено следующее.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Регулируемой организацией заявлены на разногласия расходы по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов за 2014 год» в части оказываемых услуг водоснабжения в сумме 12 441,3 тыс. руб.

Администрацией анализ в части затрат по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов за 2014 год»
не проводился, в экспертных заключениях Администрации отсутствуют
какие-либо доводы по обоснованию невключения вышеуказанных расходов.

В условиях отсутствия у Администрации в экспертном заключении анализа и мотивированной позиции по неучету расходов по оспариваемой статье затрат «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов за 2014 год», Администрацией нарушены требования законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по расчету объема отпуска воды
ООО «ИКС» на 2016 год установлено следующее.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания) исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние
3 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются исходя из фактического объема отпуска воды, объема принятых сточных вод за последний отчетный год и динамики приема сточных вод за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения приема сточных вод в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества принятых сточных.

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1).

В экспертных заключениях, представленных Администрацией в
ФАС России (в расчетах необходимой валовой выручки для формирования тарифов на питьевую воду, водоотведение методом индексации на 3 года (первый долгосрочный период регулирования) для ООО «ИКС», в разделе «Правовые нормы, в соответствии с которыми эксперт администрации производил расчет» Администрацией указываются ссылки на Методические указания, при этом расчет объема отпуска оказываемых услуг водоснабжения отсутствует.

В условиях отсутствия в экспертных заключениях Администрации расчета объема отпуска воды ООО «ИКС» на 2016 год, а также иных пояснений в части принятия Администрацией объема отпуска оказываемых услуг водоснабжения в размере 1 457,94 тыс. куб. м., Администрацией нарушены требования законодательства Российской Федерации.

На основании вышеуказанного и по результатам рассмотрения разногласий, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения, требования ООО «ИКС» частично удовлетворены. Администрация признана нарушившей пункт 15, пункт 29, пункт 78(1) Основ ценообразования и пункт 4, пункт 5 Методических указаний (приказ ФАС России от 27.06.2016 № 679/16 «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Иркутские коммунальные системы» и Администрацией Муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение»).

В поданном на разногласия заявлении, связанном с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, ООО «ИКС» оспаривались расходы, в том числе по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации». Также ООО «ИКС» выразило несогласие с расчетом Администрации по объему принятых сточных вод ООО «ИКС» на 2016 год.

По рассмотрению разногласий по статье «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» установлены нарушения аналогичные нарушения в сфере водоснабжения.

Также по рассмотрению разногласий по расчету объема принятых сточных вод ООО «ИКС» на 2016 год установлено следующее.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются исходя из фактического объема отпуска воды, объема принятых сточных вод за последний отчетный год и динамики приема сточных вод за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения приема сточных вод в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества принятых сточных.

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды
по формулам (1), (1.1).

В экспертных заключениях, представленных Администрацией в
ФАС России (в расчетах необходимой валовой выручки для формирования тарифов на водоотведение методом индексации на 3 года (первый долгосрочный период регулирования) для ООО «ИКС», в разделе «Правовые нормы, в соответствии с которыми эксперт администрации производил расчет» Администрацией указываются ссылки на Методические указания, при этом расчет объема принятых сточных вод оказываемых услуг водоотведения отсутствует.

В условиях отсутствия в экспертных заключениях Администрации расчета объема принятых сточных вод ООО «ИКС» на 2016 год, а также иных пояснений в части принятия Администрацией объема принятых сточных вод оказываемых услуг водоотведения в размере 3 056,96 тыс. куб. м., Администрацией нарушены требования законодательства Российской Федерации.

На основании вышеуказанного и по результатам рассмотрения разногласий, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, требования ООО «ИКС» частично удовлетворены. Администрация признана нарушившей пункт 29, пункт 78(1) Основ ценообразования и пункт 4, пункт 5 Методических указаний (приказ ФАС России от 27.06.2016 № 678/16 «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Иркутские коммунальные системы» и Администрацией Муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение»).

В соответствии с пунктом 3 определения от 03.08.2016 № 31/53217/16
о возбуждении дела об административном правонарушении
№ 4-14.6-887/00-31-16 и проведении административного расследования в
ФАС России были
представлены пояснения о причинах и условиях совершения деяния по выявленными признакам административного правонарушения.

Из указанных пояснений следует, что при установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2016 - 2018 годы для ООО «ИКС» в адрес Администрации разногласий от ООО «ИКС» и вопросов, связанных с требованием ООО «ИКС» по рассмотрению разногласий в судебном порядке не поступало.

В адрес ООО «ИКС» письмом Администрации от 23.08.2015 года
№ 4923 были направлены экспертные заключения по результатам проверки материалов для установления тарифов на питьевую воду и водоотведение с
01.01.2016 года. Кроме того, в процессе подготовки экспертных заключений представители ООО «ИКС» знакомились с предложениями Администрации посредством получения заключений на электронный адрес, так как специалисты ООО «ИКС», ответственные за подготовку пакета документов для установления тарифов, находятся в г. Иркутске.

На заседании тарифной комиссии по вопросу установления тарифов для
ООО «ИКС» представитель ООО «ИКС» присутствовал, замечаний, предложений по экспертным заключениям со стороны ООО «ИКС» не имел.

При расчете необходимой валовой выручки для формирования тарифов на питьевую воду и водоотведение методом индексации на 3 года для ООО «ИКС» экспертом администрации были включены только экономически обоснованные расходы, расходы, относящиеся непосредственно к регулируемому виду деятельности и носящие производственный характер.

Доводы Администрации не соответствует нормам действующего законодательства в связи с чем в действиях Администрации выявлены нарушения при установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2016 год для ООО «ИКС» в области тарифного регулирования приказ ФАС России от 27.06.2016 № 678/16 и приказ ФАС России от 27.06.2016 № 679/16.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

На основании пункта 5.13 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, статьей 23.51 КоАП ФАС России вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 14.6 КоАП.

Согласно статье 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 статьи 9 Положения об администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденного Решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 28.11.2011 № 293 (далее — Положение), Администрация в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» и Решениями Думы Железногорск-Илимского городского поселения представляет на рассмотрение Думы вопросы об установлении тарифов на услуги муниципальных организаций жилищно-коммунального хозяйства; участвует в установлении тарифов на коммунальные услуги организаций иных форм собственности.

Глава городского поселения в соответствии с подпунктом 1 пункта 13.2 статьи 13 Положения, как Глава администрации руководит деятельностью администрации, в соответствии со структурой утверждает штатную численность администрации, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации по решению вопросов местного значения.

Постановление Администрации от 25.11.2015 № 737 подписано Главой Администрации <...>.

На основании вышеизложенного, в деянии, допущенном должностным лицом – <...>, являющимся Главой Администрации на момент совершения данного деяния, выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования, а именно пункта 15, пункта 29, пункта 78(1) Основ ценообразования, пункта 4, пункта 5 Методических указаний, усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Место совершения административного правонарушения – Иркутская обл., г. Железногорск - Илимский, квартал 8, дом 20.

Время совершения административного правонарушения: 25.11.2015.

Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП, в соответствии с которой занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

Объективная сторона: состоит в нарушении установленного порядка регулирования тарифов.

Субъект административного правонарушения: <...>.

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-14.6-887/00-31-16 и установленных обстоятельств, у <...> имелась возможность не совершать указанных действий, однако <...> этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения <...>, подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении № 4-14.6-887/00-31-16 от 01.09.2016, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение тарифного регулирования, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При рассмотрении дела в отношении <...> отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

При рассмотрении дела в отношении <...> в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, установлено, прекращение противоправного поведения, лицом, совершим административное правонарушение.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие лица, содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно пункта 18 и 181 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При рассмотрении дела об административном правонарушении было выявлено, что долгосрочные тарифы на питьевую воду и водоотведение для ООО «ИКС» установлены с 01.01.2016 по 31.12.2018 постановлением администрации муниципального образования «Железногорск Илимское городское поселение» от 25.11.2015 № 737.
В связи с тем, что изменения на основании Приказов ФАС России от 27.06.2016 № 678/16, № 679/16 в целях устранения нарушений действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) были внесены до окончания периода регулирования, на который были установлены экономически необоснованные тарифы, у ООО «ИКС» имелась возможность для возмещения недополученного дохода в связи с неполным учетом экономически обоснованных затрат органом регулирования в рамках установления тарифов.
В этой связи, учитывая, что <...> не привлекался ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение, не имел умысла на совершение административного правонарушения и принимал возможные меры по устранению последствий данного нарушения,
применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей к <...>, с учетом вышеуказанных обстоятельств, будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности.

Оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного <...>, учитывая отсутствие негативных последствий, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, считаю возможным освободить <...> от административной ответственности, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Таким образом вменяемое правонарушение не повлекло за собой причинения существенного вреда общественным отношениям.
На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 2.9, частью 2 статьи 14.6, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 4-14.6-887/00-31-16, возбужденному в отношении <...> прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, <...> освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны