Постановление №СП/82155/16 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 18 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.6-893/00-31-16

 

«18» ноября 2016 г.                                                                          г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Пузыревский Сергей Анатольевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.6-893/00-31-16, возбужденного в отношении <...>, в отсутствии <...>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.6-893/00-31-16, в присутствии защитника по доверенности <...> (по доверенности от 31.08.2016 № 15/6153), защитника по доверенности <...> (от 31.08.2016 № 15/6154), которым разъяснены права лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), а так же права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» (далее – ООО «СКС», регулируемая организация) обратилось в ФАС России с заявлениями (исх. от 23.12.2015 № 5928, № 5929) о разногласиях с органом регулирования по приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее – Министерство, орган регулирования) от 22.11.2014 № 385 «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Самарские коммунальные системы», связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения.

Тарифы для ООО «СКС» установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2015-2021 гг. с применением метода индексации.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», (далее – Основы ценообразования) необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.

Однако по итогам проведения заседания коллегии Министерства по рассмотрению вопроса о корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для ООО «Самарские коммунальные системы» на 2016 год органом регулирования было принято решение об отсутствии оснований проведения корректировки тарифов ООО «Самарские коммунальные системы» 2016 года (второго года долгосрочного периода регулирования), что свидетельствует о нарушении пункта 80 Основ ценообразования. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания Коллегии Министерства от 19.11.2015 № 34-к.

В поданном на разногласия заявлении, связанным с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения, ООО «СКС» оспаривались расходы, в том числе по следующим статьям затрат: «Недополученные доходы за 2014 год», «Арендная плата», «Налог на имущество», «Амортизация», «Операционные расходы», «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств», «Водный налог, плата за пользование водными объектами», «Экономически обоснованные расходы за 2014 год», «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации». Также регулируемая организация выразила несогласие с расчетом органа регулирования по объему отпуска воды ООО «СКС» на 2016 год.

По рассмотрению разногласий по статье «Недополученные доходы за 2014 год» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена величина недополученных доходов за 2014 год в размере 212 718,96 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования при установлении тарифов для такой организации в полном объёме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

Пунктом 12 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э (далее – Методические указания) определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее – выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В обоснование данной статьи ООО «СКС» представлен расчёт недополученных доходов, возникших в регулируемой организации в 2014 году ввиду разницы между фактическим и плановым объёмом отпуска оказываемых услуг водоснабжения.

ООО «СКС» на момент корректировки необходимой валовой выручки 2016 года в Министерство был представлен расчет недополученных доходов за 2014 год в связи с изменением объемов полезного отпуска услуг. Однако в письме от 24.02.2016 № 15/953, орган регулирования указал, что данный расчёт не был дополнительно подтвержден статистической и бухгалтерской отчетностью, а также не содержал расчета экономии по условно-переменным расходам, зависящим от объема отпуска оказываемых услуг. В этой связи Министерством недополученные расходы, заявленные организацией, не приняты к учету при корректировке тарифов ООО «СКС» 2016 года на основании того, что в соответствии с пунктом 90 Методических указаний корректировка НВВ на второй год первого долгосрочного периода не производится, а также ввиду недостаточной обоснованности первоначально заявленных в Министерство расходов, не подтвержденных бухгалтерскими документами.

При этом положением пункта 90 Методических указаний предусмотрено проведение ежегодной корректировки (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Также Министерством на момент принятия решения по корректировке тарифов 2016 года бухгалтерская и статистическая отчётность за 2014 год дополнительно не запрашивалась.

Величина средств по статье «Недополученный доход за 2014 год» в части оказываемых услуг водоснабжения рассчитана исходя из отклонения (снижения) фактического объема отпуска услуг водоснабжения от планового, учтённого Министерством для ООО «СКС» в 2014 году, с учетом экономии по статьям «Электроэнергия», «Химреагенты» и «Водный налог и плата за пользование». Данный расчёт средств по статье «Недополученный доход за 2014 год» подтверждает частичную обоснованность требований регулируемой организации.

В соответствии с бухгалтерским балансом ООО «СКС» и отчетом о финансовых результатах на 31 декабря 2014 года, в целом за 2013 год чистая прибыль в регулируемой организации сложилась на уровне 187 465 тыс. руб., за 2014 год – 46 182 тыс. руб. При этом Правительством Самарской области приказом от 22.05.2013 № 79 утверждена инвестиционная программа ООО «СКС» на 2013-2019. В соответствии с отчётом по выполнению мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, факт выполнения ООО «СКС» вышеуказанных мероприятий в 2014 году составил 349 719,38 тыс. руб.

В связи с тем, что источником реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, является прибыль, следовательно, чистая прибыль, сложившаяся в регулируемой организации, не остается в регулируемой организации, а направляется ООО «СКС» на реализацию вышеуказанных мероприятий.

На основании вышеизложенных доводов, требования ООО «СКС» по статье «Недополученные доходы за 2014 год» в части оказываемых услуг водоснабжения частично признаны обоснованными, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года по статье «Недополученный доход за 2014 год» подлежит сумма в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 56 298,03 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Арендная плата» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая дополнительному учёту, в размере 38 910,72 тыс. руб. (по водоснабжению – 26 732,22 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника, передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В отношении договоров аренды и концессионных соглашений, заключенных и зарегистрированных в установленном порядке до 31.12.2012, экономически обоснованный размер арендной и концессионной платы определяется в размере, предусмотренном таким договором аренды (концессионным соглашением).

На основании признания победителем в конкурсе на право заключения договора аренды в отношении объектов муниципального имущества, относящихся к системе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Самара и находящихся в хозяйственном ведении МП г. Самары «Самараводоканал», функции по водоснабжению и водоотведению перешли к ООО «СКС».

В 2015 году Департаментом управления имущества городского округа Самара были переданы МП г. Самары «Самараводоканал» объекты водоснабжения, расположенные в Кировском районе посёлка Аэропорт-2. Данные объекты являются технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения, ранее принятыми в аренду ООО «СКС», и имеют неразрывную связь. На основании договора от 26.08.2015 № 150826 ООО «Волжский Альянс» провело независимую оценку по определению рыночной обоснованной арендной платы за объект аренды (имущественный комплекс – здание, сооружения, передаточные устройства и оборудование, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, пос. Аэропорт-2), принадлежащее на праве хозяйственного ведения Муниципальному предприятию города Самары «Самараводоканал» по состоянию на 26.08.2015. Итоговая рыночно обоснованная величина арендной платы за объект аренды (имущественный комплекс – здание, сооружения, передаточные устройства и оборудования, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, пос. Аэропорт-2,) в год, без учёта НДС на дату оценки составила 19 565,568 тыс. руб.

Затраты на аренду имущества централизованных систем определены регулируемой организацией в соответствии с заключенными договорами и дополнительными соглашениями к заключенным договорам (дополнительные соглашения от мая 2015 года №№ 1, 7, 5). Данные расходы в соответствии с положениями пунктов Основ ценообразования и Методических указаний относятся к неподконтрольным, по мнению ООО «СКС», и подлежат корректировке.

По результатам анализа представленных ООО «СКС» материалов (вышеуказанные дополнительные соглашения и расчёты), сделан вывод о том, что регулируемой организацией в обоснование заявленной на разногласия величины по статье «Арендная плата» представлен расчёт рыночно обоснованной суммы арендной платы за объект аренды в части оказываемых услуг водоснабжения, которая сложилась исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации и налогов на имущество и составила 19 565,568 тыс. руб. В остальной части заявленной ООО «СКС» на разногласия суммы средств в размере 26 732,22 тыс. руб. отсутствует расчёт амортизации и налога на имущество.

В этой связи требования ООО «СКС» по статье «Арендная плата» признаны обоснованными в части оказываемых услуг водоснабжения, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» в части оказываемых услуг водоснабжения подлежит сумма средств в размере 19 565,568 тыс. рублей.

По рассмотрению разногласий по статьям «Налог на имущество» и «Амортизация» установлено следующее.

ООО «СКС» сумма расходов по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» заявлена в размере 17 679,58 тыс. руб. и 12 183,06 тыс. руб. соответственно.

В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 89 Методических указаний величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Разногласия по данным статьям заключались в том, что регулируемой организацией в соответствии с утверждённой инвестиционной программой проведены мероприятия по реконструкции и модернизации арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году. В связи с тем, что неотделимыми улучшениями могут быть признаны только работы по достройке, дооборудованию, модернизации, реконструкции или техническому перевооружению объекта, стоимость начисленной амортизации и налога на имущество ООО «СКС» увеличилась.

Расчет амортизации и налога на имущество регулируемой организацией произведен на основании фактических затрат, понесенных организацией на реконструкцию и модернизацию арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году, и планируемых затрат на реконструкцию, модернизацию, строительство и приобретение основных средств на 2016 год.

Расчёт расходов по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» ООО «СКС» скорректирован и признан обоснованным только в части увеличения фактических затрат, понесенных организацией на реконструкцию и модернизацию арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году.

С учётом вышеизложенного требования ООО «СКС» признаны частично экономически обоснованными, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года подлежит сумма средств по статье «Амортизация» на уровне 15 526,48 тыс. руб., по статье «Налог на имущество» – 8 189,78 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Операционные расходы» установлено следующее.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями.

На основании пункта 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а)цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, – в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б)цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, в)прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г)сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д)рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е)рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж)данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний операционные расходы определяются по формуле (39) Методических указаний.

Установлено, что органом регулирования не была произведена корректировка операционных расходов ООО «СКС» с применением индекса потребительских цен, определённого в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год.

Операционные расходы рассчитаны регулируемой организацией исходя из увеличения базового уровня операционных расходов 2015 года на индекс потребительских цен сценарных условиях на 2016 год (с учетом индекса эффективности операционных расходов) и составили 1 821 851,52 тыс. руб.

В условиях отсутствия корректировки органом регулирования операционных расходов ООО «СКС» 2016 года, Министерством нарушены пункты 60 Основ ценообразования и 95 Методических указаний.

На основании вышеизложенного затраты по статье «Операционные расходы» скорректированы на индекс потребительских цен, определённый в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в связи с чем, требования ООО «СКС» частично признаны экономически обоснованными. Величина средств, подлежащая дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года, по статье «Операционные расходы» сложилась на уроне 11 341,21 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая учету в размере 52 648,1 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов. По решению органа регулирования тарифов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, указанная ставка процента может быть с учетом региональных особенностей определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения заемных средств, увеличенной более чем в 1,5 раза, но в размере не менее 4 процентных пунктов.

В связи с выявлением по результатам рассмотрения разногласий недополученных доходов в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения и, как следствие подтверждение необходимости привлечения заёмных средств на покрытие недостатка средств, образованного в ООО «СКС» в результате недополучения доходов в предыдущие периоды регулирования, требования ООО «СКС» в части учёта расходов по статье «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств» при расчёте необходимой валовой выручки ООО «СКС» на расчётный период регулирования (2016 год) признаны частично экономически обоснованными и подлежащими удовлетворению (в пределах 4 процентных пунктов). Дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года по данной статье подлежат расходы в размере 6 896,5 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Водный налог, плата за пользование водными объектами» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая дополнительному учету, в размере 16 296,05 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Разногласия по данной статье заключаются в учтённой органом регулирования для ООО «СКС» величине подъема воды, от которой рассчитан водный налог и плата за пользование водными объектами (далее – ВО), а также в изменении (росте) налоговых ставок.

В связи с тем, что регулируемой организацией в Заявлениях о разногласиях не оспариваются объёмы поднятой воды, в части натуральных показателей ООО «СКС» отказано в удовлетворении требований.

Одновременно, ввиду того, что размер ставки водного налога изменён Федеральным законом от 24.11.2014 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в связи с тем, что ставка водного налога изменена до принятия регулирующим органом решения об установлении тарифов, Министерством нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного требования по статье «Водный налог, плата за пользование водными объектами» в части оказываемых услуг водоснабжения частично удовлетворены. Дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года подлежат средства в размере 13 776,9 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Экономически обоснованные расходы за 2014 год» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая учету, в размере 12 943,54 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Разногласия по данной статье заключались в неучёте регулирующим органом расходов по подстатье «Водный налог, плата за пользование водными объектами».

Органом регулирования, при расчёте водного налога и платы за пользование водными объектами 2014 года была допущена техническая ошибка, то есть водный налог рассчитан органом регулирования от объёма отпуска воды, а не от объёма поднятой воды. В соответствии с пунктом 2 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

На основании вышеизложенного требования ООО «СКС» по статье «Экономически обоснованные расходы за 2014 год» признаны обоснованными в полном объёме на уровне 12 943,54 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» установлено следующее.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

Разногласия по данной статье напрямую связаны с заявленным увеличением расходов по оспариваемым регулируемой организацией статьям затрат. В связи с частичным удовлетворением требований ООО «СКС» в части оказываемых услуг водоснабжения предпринимательская прибыль рассчитана согласно положениям Основ ценообразования и Методических указаний, то есть предпринимательская прибыль гарантирующей организации определена в размере 5 процентов текущих расходов (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним) и расходов на амортизацию.

В связи с частичным удовлетворением заявленных регулируемой организацией на разногласия требований, расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации пересчитана с учётом увеличения расходов в той части, в которой требования ООО «СКС» признаны экономически обоснованными. Средства, подлежащие дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года, сложились в размере равном 3 420,0 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по расчету объема отпуска воды ООО «СКС» на 2016 год установлено следующее.

Заявленный регулируемой организацией объём отпуска услуг водоснабжения составляет 133 716,33 тыс. куб. м.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние три года.

Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние три года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1) Методических указаний.

Разногласия по данной статье заключается в том, что орган регулирования динамику объёмов отпуска услуг анализировал с учётом данных по полезному отпуску за 2014 год, отображенных ООО «СКС» в шаблонах отчётности по форме № 11, № 12, загруженных регулируемой организацией в Хранилище модуля ЕИАС изначально с ошибкой (с разницей в 100 000,00 тыс. куб. в части оказываемых услуг водоснабжения). После принятия органом регулирования решения 11.12.2015 в части отсутствия оснований по корректировке необходимой валовой выручки ООО «СКС» во втором периоде регулирования, данные регулируемой организацией в шаблонах отчётности по форме № 11, № 12 были исправлены на корректные.

Регулируемой организацией на разногласия представлен расчёт по статье «Объём отпуска услуг» в части оказываемых услуг водоснабжения в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний. В данном расчёте ООО «СКС» темп снижения не ограничен пятью процентами, согласно требованиям Методических указаний.

В связи с тем, что орган регулирования не проводил полного анализа представленных ООО «СКС» в тарифной заявке на портале ЕИАС материалов, подтверждающих обоснованность снижения объёмов отпуска услуг в части оказываемых услуг водоснабжения, кроме шаблонов отчётности по форме № 11, № 12, не анализировал шаблоны отчётности № 15, № 17, а также формы статистической отчетности № 22-ЖКХ, свидетельствующих о расхождении величин, заполненных в формах от величин, указанных в формах статистической отчётности, подход Министерства свидетельствует о нарушении требований законодательства Российской Федерации.

Отпуск услуг водоснабжения ООО «СКС» рассчитан в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний с учётом ограничения темпа изменения (снижения) потребления воды (в рамках 5 процентов) пятью процентами в год.

Данный расчёт подтверждает обоснованность заявленного регулируемой организацией объёма отпуска услуг водоснабжения в полном объёме на уровне 133 716,33 тыс. куб. м.

Таким образом, по результатам рассмотрения разногласий, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения, требования ООО «СКС» частично удовлетворены. Министерство признано нарушившим пункты 15, 29, 41, 44, 65, 77, 78(1), 80, 95 Основ ценообразования и пункты 4, 5, 28 Методических указаний (приказ ФАС России от 29.06.2016 № 825/16 «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, ООО «Самарские коммунальные системы» и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области»).

Неправомерно неучтенные Министерством экономически обоснованные расходы регулируемой организации при установлении тарифов в сфере водоснабжения для ООО «СКС» и подлежащие дополнительному учету в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года в совокупном размере составили 147 958, 01 тыс. руб.

В поданном на разногласия заявлении, связанным с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, ООО «СКС» оспаривались расходы, в том числе по следующим статьям затрат: «Недополученные доходы за 2014 год», «Налог на имущество», «Амортизация», «Операционные расходы», «Работы и услуги производственного характера», «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств», «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации». Также регулируемая организация выразила несогласие с расчетом органа регулирования по объему принятых сточных вод ООО «СКС» на 2016 год.

По рассмотрению разногласий по статье «Недополученные доходы за 2014 год» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена величина недополученных доходов за 2014 год в размере 56 078,67 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

Пунктом 12 Методических указаний определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В обоснование данной статьи регулируемой организацией представлен расчёт недополученных доходов, возникших в регулируемой организации в 2014 году ввиду разницы между фактическим и плановым объёмом отпуска оказываемых услуг водоотведения.

ООО «СКС» на момент корректировки необходимой валовой выручки 2016 года в Министерство был представлен расчет недополученных доходов за 2014 г. в связи с изменением объемов полезного отпуска услуг. Однако в письме от 24.02.2016 № 15/953 орган регулирования указал, что данный расчёт не был дополнительно подтвержден статистической и бухгалтерской отчетностью, а также не содержал расчета экономии по условно-переменным расходам, зависящим от объема отпуска оказываемых услуг. В этой связи Министерством недополученные расходы, заявленные организацией, не приняты к учету при корректировке тарифов ООО «СКС» 2016 года на основании того, что в соответствии с пунктом 90 Методических указаний корректировка НВВ на второй год первого долгосрочного периода не производится, а также ввиду недостаточной обоснованности первоначально заявленных в Министерство расходов, не подтвержденных бухгалтерскими документами.

При этом положением пункта 90 Методических указаний предусмотрено проведение ежегодной корректировки (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Также установлено, что Министерством на момент принятия решения по корректировке тарифов 2016 года бухгалтерская и статистическая отчётность за 2014 год дополнительно не запрашивалась.

Величина средств по статье «Недополученный доход за 2014 г.» в части оказываемых услуг водоотведения рассчитана исходя из отклонения (снижения) фактического объема отпуска услуг водоотведения от планового, учтённого Министерством для ООО «СКС» в 2014 г., с учетом экономии по статьям «Электроэнергия» и «Химреагенты». Данный расчёт средств по статье «Недополученный доход за 2014 год» подтверждает обоснованность заявленных на разногласия требований ООО «СКС» в полном объёме.

В соответствии с бухгалтерским балансом ООО «СКС» и отчетом о финансовых результатах на 31.12.2014, в целом за 2013 год чистая прибыль в регулируемой организации сложилась на уровне 187 465 тыс. руб., за 2014 год – 46 182 тыс. руб. При этом Правительством Самарской области приказом от 22.05.2013 № 79 утверждена инвестиционная программа ООО «СКС» на
2013-2019 гг. В соответствии с отчётом по выполнению мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, факт выполнения ООО «СКС» вышеуказанных мероприятий в 2014 году составил 349 719,38 тыс. руб.

В связи с тем, что источником реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, является прибыль, следовательно, чистая прибыль, сложившаяся в регулируемой организации, не остается в регулируемой организации, а направляется ООО «СКС» на реализацию вышеуказанных мероприятий.

На основании вышеизложенных доводов, требования ООО «СКС» по статье «Недополученные доходы за 2014 год» в части оказываемых услуг водоотведения признаны обоснованными в полном объёме, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года по статье «Недополученный доход за 2014 год» подлежит сумма в части оказываемых услуг водоотведения в размере 56 078,67 тыс. рублей.

По рассмотрению разногласий по статьям «Налог на имущество» и «Амортизация» установлено следующее.

ООО «СКС» сумма расходов по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» заявлена в размере 20 986,11 тыс. руб. и 4 658,07 тыс. руб. соответственно.

В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 89 Методических указаний величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Разногласия по данным статьям заключались в том, что регулируемой организацией в соответствии с утверждённой инвестиционной программой проведены мероприятия по реконструкции и модернизации арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году. В связи с тем, что неотделимыми улучшениями могут быть признаны только работы по достройке, дооборудованию, модернизации, реконструкции или техническому перевооружению объекта, стоимость начисленной амортизации и налога на имущество ООО «СКС» увеличилась. Расчет амортизации и налога на имущество регулируемой организацией произведен на основании фактических затрат, понесенных организацией на реконструкцию и модернизацию арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году, и планируемых затрат на реконструкцию, модернизацию, строительство и приобретение основных средств на 2016 год.

Расчёт расходов по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» ООО «СКС» скорректирован и признан обоснованным только в части увеличения фактических затрат, понесенных организацией на реконструкцию и модернизацию арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году.

С учётом вышеизложенного требования ООО «СКС» признаны частично экономически обоснованными, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года подлежит сумма средств по статье «Амортизация» на уровне 6 731,19 тыс. руб., по статье «Налог на имущество» – 3 275,02 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Операционные расходы» установлено следующее.

На основании пункта 59 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, – в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за три предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний операционные расходы определяются по формуле (39) Методических указаний. Органом регулирования не была произведена корректировка операционных расходов ООО «СКС» с применением индекса потребительских цен, определённого в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год.

Операционные расходы рассчитаны регулируемой организацией исходя из увеличения базового уровня операционных расходов 2015 года на индекс потребительских цен сценарных условиях на 2016 год (с учетом индекса эффективности операционных расходов) и составили 717 432,82 тыс. руб.

В условиях отсутствия корректировки органом регулирования операционных расходов ООО «СКС» 2016 года, Министерством нарушены пункты 60 Основ ценообразования и 95 Методических указаний.

На основании вышеизложенного затраты по статье «Операционные расходы» скорректированы на индекс потребительских цен, определённый в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в связи с чем, требования ООО «СКС» частично признаны экономически обоснованными. Величина средств, подлежащая дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года, по статье «Операционные расходы» сложилась на уроне 4 466,05 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Работы и услуги производственного характера» установлено следующее.

ООО «СКС» были заявлены затраты на работы и услуги производственного характера на сумму 40 706,987 тыс. руб.

Ввиду представления регулируемой организацией исчерпывающего перечня документов в ФАС России в части обоснования затрат на работы по эксплуатации и техническому обслуживанию по договору с ООО «Евроботен», а также затрат на оформление разрешительной документации МП г. Самары «Городская административно-техническая инспекция по благоустройству», расходы которой не относятся к реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, требования регулируемой организации признаны обоснованными в полном объёме, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года подлежат средства в размере 32 316,07 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая учету в размере 19 462,71 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов. По решению органа регулирования тарифов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, указанная ставка процента может быть с учетом региональных особенностей определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения заемных средств, увеличенной более чем в 1,5 раза, но в размере не менее 4 процентных пунктов.

В связи с выявлением по результатам рассмотрения разногласий недополученных доходов в части оказываемых услуг водоотведения и, как следствие подтверждение необходимости привлечения заёмных средств на покрытие недостатка средств, образованного в ООО «СКС» в результате недополучения доходов в предыдущие периоды регулирования, требования Заявителя в части учёта расходов по статье «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств» при расчёте необходимой валовой выручки ООО «СКС» на расчётный период регулирования (2016 год) признаны частично экономически обоснованными и подлежащими удовлетворению (в пределах 4 процентных пунктов). Дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года по данной статье подлежат расходы в размере 6 869,63 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» установлено следующее.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

Разногласия по данной статье напрямую связаны с заявленным увеличением расходов по оспариваемым регулируемой организацией статьям затрат. В связи с частичным удовлетворением требований ООО «СКС» в части оказываемых услуг водоотведения предпринимательская прибыль рассчитана согласно положениям Основ ценообразования и Методических указаний, то есть предпринимательская прибыль гарантирующей организации определена в размере 5 процентов текущих расходов (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним) и расходов на амортизацию.

В связи с частичным удовлетворением заявленных регулируемой организацией на разногласия требований, расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации пересчитана с учётом увеличения расходов в той части, в которой требования ООО «СКС» признаны экономически обоснованными. Средства, подлежащие дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года составляют 852,91 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по расчету объёма принятых сточных вод ООО «СКС» на 2016 год установлено следующее.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние три года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1) Методических указаний.

Разногласия по данной статье заключается в том, что органом регулирования объём принятых сточных вод рассчитан без учёта положений Методических указаний.

В связи с тем, что орган регулирования не проводил полного анализа представленных ООО «СКС» в тарифной заявке на портале ЕИАС материалов, подтверждающих обоснованность снижения объёмов принятых сточных вод в части оказываемых услуг водоотведения, кроме шаблонов отчётности по форме № 11, № 12, не анализировал шаблоны отчётности № 15, № 17, а также формы статистической отчетности № 22-ЖКХ, свидетельствующих о расхождении величин, заполненных в формах от величин, указанных в формах статистической отчётности, подход Министерства свидетельствует о нарушении требований законодательства Российской Федерации.

Отпуск услуг водоотведения ООО «СКС» рассчитан в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний с учётом ограничения темпа изменения (снижения) потребления воды (в рамках 5 процентов) пятью процентами в год. Данный расчёт частично подтверждает обоснованность заявленного регулируемой организацией объёма принятых сточных вод на уровне 122 745,89 тыс. куб. м.

Таким образом, по результатам рассмотрения разногласий, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, требования ООО «СКС» частично удовлетворены. Министерство признано нарушившим пункты 15, 29, 49, 65, 77, 78, 78(1), 80, 95 Основ ценообразования и пункты 4,5, 28 Методических указаний (приказ ФАС России от 29.06.2016 № 826/16 «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Самарские коммунальные системы» и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области»).

Неправомерно неучтенные Министерством экономически обоснованные расходы регулируемой организации при установлении тарифов в сфере водоотведения для ООО «СКС» и подлежащие дополнительному учету в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года в совокупном размере составили 80 859,48 тыс. руб.

В соответствии со статьей 26.10 КоАП, по фактам выявленных признаков административного правонарушения, определением ФАС России от 03.08.2016
№ 31/53219/16 возбуждено дело об административном правонарушении
№ 4-14.6-893/00-31-16 и проведении административного расследования по части 2 статьи 14.6 в отношении <...>.

Данным определением <...> предписано представить в том числе имеющуюся информацию о причинах и условиях совершения выявленных признаков административного правонарушения, а также документы (приказ, распоряжение, служебный контракт) о назначении его на должность заместителя председателя Правительства Самарской области – министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Письмом от 11.08.2016 исх. № 15/5685 (вх. от 23.08.2016 № 124632/16) заместителем председателя Правительства Самарской области — министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области <...> были представлены пояснения о причинах и условиях совершения деяния по выявленными признакам административного правонарушения.

Согласно данным пояснениям, органом регулирования сделан вывод, что в связи с отсутствием у ООО «СКС» предшествующего долгосрочного периода, корректировка необходимой валовой выручки на 2016 год не производится, так как в соответствии с последним абзацем пункта 90 Методических указаний при расчетах показателей необходимо учитывать результаты деятельности регулируемой организации в предпоследнем и последнем годах предшествующего долгосрочного периода регулирования в целях установления необходимой валовой выручки на 1-й и 2-й год долгосрочного регулирования.

Пунктами 90 и 91 Методических указаний начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования предусмотрена корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации, которая осуществляется по формулам (32) и (33) Методических указаний.

Вышеуказанный расчёт корректировки осуществляется с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений, при этом в вышеуказанных формулах задействованы показатели, учитывающие результаты деятельности регулируемой организации в предпоследнем и последнем годах предшествующего долгосрочного периода регулирования.

Одновременно необходимо отметить, что положениями пункта 95 Методических указаний определено, что необходимая валовая выручка, определяемая на 1-й год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, рассчитывается с учетом пунктов 22 - 23 Основ ценообразования по формуле (38) Методических указаний.

Также отмечаем, что в формуле 38 Методических указаний задействована величина, определяемая на 1-й год и учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до начала очередного долгосрочного периода регулирования, в том числе до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.

Вместе с тем, с учётом положений пункта 80 Основ ценообразования, ежегодное проведение корректировки необходимой валовой выручки является прямой нормой законодательства Российской Федерации, несоблюдение которой является нарушением действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

Также Крайнев С.А. Отмечает, что по мнению органа регулирования, ООО «СКС» вместе с заявлением о корректировке тарифов на 2016 год подало в Министерство недосточное количество обосновывающих материалов.

Вместе с тем, ООО «СКС» в письме исх. от 15.03.2016 № 1121, вх. от 17.03.2016 рег. № 34964/16 сообщает о том, что в апреле 2015 года при подаче заявления на корректировку тарифов 2016 года в Министерство к заявлениям в распечатанном виде были приложены только расчеты по корректируемым статьям затрат, заверенные подписью и оттиском печати. Обосновывающие материалы были оформлены ООО «Самарские коммунальные системы» в формате приложений к вышеуказанным расчётам и были представлены на USB-носителе и загружены в Хранилище модуля ЕИАС, в соответствии с требованиями органа регулирования к тарифной кампании 2016 года (письмо-инструкция о порядке предоставления документов в электронном виде) до принятия органом регулирования решения.

Также необходимо отметить, что дополнительные материалы органом регулирования на момент принятия решения по корректировке тарифов ООО «СКС» 2016 года дополнительно не запрашивались.

Таким образом, данные доводы не могут являтся основанием для допущения нарушений установленного действующим законодательством порядка регулирования цен (тарифов).

На основании вышеизложенного и рассмотренных документов и материалов установлено, что в действиях <...> усматриваются нарушения действующего законодательства и присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

В соответствии с пунктом 5.13 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, статьи 23.51 КоАП, ФАС России вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 14.6 КоАП.

Согласно статье 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики, управление, государственное регулирование и контроль в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Согласно пунктам 3.1, 3.2. Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 337 Министерство возглавляет министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, который руководит деятельностью Министерства на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих полномочий.

Постановлением Губерантора Самарской области от 25.09.2014 № 246 с 25.09.2014 на должность заместителя Председателя Правительства Самарской области – министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области назначен <...>.

Таким образом в действиях <...>, являющегося заместителем Председателя Правительства Самарской области – министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на момент совершения деяния, выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования, а именно пунктов 15, 29, 41, 44, 49, 65, 77, 78, 78(1), 80, 95 Основ ценообразования и пунктов 4, 5, 28 Методических указаний, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Место совершения административного правонарушения – г. Самара, ул. Самарская, д. 146А.

Время совершения административного правонарушения: 19.11.2015.

Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП, в соответствии с которой занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона: состоит в нарушении установленного порядка регулирования тарифов.

Субъект административного правонарушения: <...>.

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-14.6-893/00-31-16 и установленных обстоятельств, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения <...>, подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении № 4-14.6-893/00-31-16 от 01.09.2016, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При рассмотрении дела в отношении <...> смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 4.1, частью 2 статьи 14.6 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН:16133112200000628729

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны