Постановление №ЦА/60616/15 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 2 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 4-14.9-764/00-06-15

 

«2» ноября 2015г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Цыганов А.Г., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.9-764/00-06-15, возбужденного в отношении <...>, в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, <...>, которому разъяснены предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) права лица, в отношении которого ведется производство по делу,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Федеральную антимонопольную службу (далее — ФАС России) поступили заявления ООО «СПК «Агро-Союз» (вх. от 22.10.2013 № 90104/13) и ООО «Сервис Профи» (вх. от 22.10.2013 № 90102/13) с жалобами на действия Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее – Департамент) по вопросам предоставления субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян рапса в рамках оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Ивановской области.

На основании фактов, изложенных в заявлениях, ФАС России приказом от 04.03.2013 № 125/14 возбуждено дело № 1-15-11/00-06-14 по признакам нарушения Правительством Ивановской области и Департаментом части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

При рассмотрении дела № 1-15-11/00-06-14 Комиссией ФАС России установлено нарушение Департаментом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании Департаментом дискриминационных условий сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области, осуществляющим деятельность в области растениеводства.

Решением по делу № 1-15-11/00-06-14 от 02.12.2014 (исх. от 02.12.2014 № 06/52209/14) Комиссией ФАС России установлено следующее.

ООО «Сервис Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» в поданных в ФАС России заявлениях сообщили, что информировали Департамент о количестве отгруженной продовольственной пшеницы за период с 01.10.2012 по 31.12.2012 для формирования плана предоставления субсидий по продовольственной пшенице в 2013 году по урожаю 2012 года.

ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» обратились в Департамент с заявлениями (письма от 07.02.2013 № 3, от 08.04.2013 № 37, от 24.05.2013 № 56 и от 25.03.2013 № 14, от 27.05.2013 № 40, от 17.06.2013 № 57 соответственно) на получение государственной поддержки в виде субсидии на реализацию продовольственного зерна и семян рапса. К указанным заявлениям были приложены необходимые документы, требуемые для получения субсидий, предусмотренных постановлением Правительства Ивановской области от 19.05.2011 № 165-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» (далее – Порядок).

Указанные заявления были рассмотрены Департаментом с нарушением установленного пунктом 1.7 Порядка 15-ти дневного срока рассмотрения документов, так как ответы заявителям были направлены письмами от 17.07.2013 № 15-19-2072 и № 15-19-2073 соответственно.

Письмами от 17.07.2013 Департамент известил ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» о том, что заявления о предоставлении субсидий будут приниматься в сентябре текущего года, и возвратил заявителям пакеты документов, поданных вместе с заявлениями, за подписью первого заместителя начальника департамента, статс-секретаря <...>

ООО «Сервис Профи» письмом от 30.07.2013 № 109, направленным по почте, повторно обратилось в Департамент с заявлением на получение государственной поддержки в виде субсидии на реализацию продовольственного зерна и семян рапса (зарегистрировано в журнале заявок 06.09.2013 № 11). Письмом от 12.09.2013 № 15-2603 Департамент, за подписью первого заместителя начальника департамента, статс-секретаря <...>, отказал ООО «Сервис Профи» в предоставлении субсидий в связи с тем, что представлен пакет документов на продовольственное зерно, произведенное и реализованное в 2012 году, а в соответствии с пунктом 6.2 Порядка субсидированию подлежит только реализованное продовольственное зерно и семена масличных культур собственного производства урожая текущего года, реализуемые перерабатывающим организациям на производство продукции и их хранение.

Изменения в пункт 6.2 Порядка, устанавливающие, что субсидированию подлежат объемы реализованного продовольственного зерна и семян масличных культур собственного производства урожая текущего года, внесены постановлением Правительства Ивановской области от 02.07.2013 № 256-П. Также согласно внесенным в Порядок изменениям одним из обязательных документов для принятия документов на предоставление субсидии является платежное поручение об оплате отгруженной продукции при том, что, по утверждениям ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз», обычно продовольственное зерно может отгружаться при предоставлении отсрочки исполнения обязательства по его оплате.

Аналогичная ситуация сложилась и при повторном обращении в Департамент ООО «СПК «Агро-Союз». На его заявление от 06.09.2013 № 12 Департамент ответил письмом от 12.09.2013 № 15-2602, в соответствии с которым заявителю отказано в получении субсидии в связи с тем, что представлен пакет документов на продовольственное зерно, произведенное и реализованное в 2012 году. Рассматриваемое письмо Департамента подписано первым заместителем начальника департамента, статс-секретарем <...>

При этом Решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.01.2014 по делу № А17-6174/2013 признан незаконным отказ Департамента в предоставлении субсидии на реализацию продовольственного зерна и семян рапса ООО «Сервис-Профи», выраженный в письме от 17.07.2013 № 15-19-2072, и на Департамент возложена обязанность по принятию решения о выплате субсидий ООО «Сервис-Профи» на основании заявлений от 07.02.2013, 08.04.2013, 24.05.2013.

Также Решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.01.2014 по делу № А17-6176/2013 признан незаконным отказ Департамента в предоставлении субсидии на реализацию продовольственного зерна и семян рапса ООО «СПК «Агро-Союз», выраженный в письме от 17.07.2013 № 15-19-2073, и на Департамент возложена обязанность по принятию решения о выплате субсидий ООО «СПК «Агро-Союз» на основании заявлений от 25.03.2013, 27.05.2013, 17.06.2013.

Из решения Комиссии ФАС России по делу № 1-15-11/00-06-14 от 02.12.2014 следует, что Департаментом при рассмотрении дела были представлены пояснения.

В соответствии с пояснениями Департамента Порядок устанавливает категории получателей, цели, условия и порядок предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства за счет средств областного бюджета в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Ивановской области от 30.10.2008 № 125-03 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области».

Часть 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Субсидии на реализованное продовольственное зерно и семена рапса предоставляются не в рамках экономически значимых программ только за счет средств областного бюджета.

В обоснование своей позиции Департамент сообщает, что в соответствии с Порядком сельхозпроизводители получили субсидии на реализацию продовольственного зерна и масличных культур в 2012 году в сумме 25 120 тыс. руб., а в 2013 году – в сумме 20 423,5 тыс. руб. (по сведениям Департамента).

По данным Департамента, ООО «СПК»Хлебороб» в 2013 году получило субсидии в сумме 620,96 тыс. руб. в соответствии с заявкой. ООО «Растениеводческое хозяйство «Родина», ООО «Агрофирма РИАТ», ООО «Кинешемская нива», ООО «Весна», СПК ПЗ «Ленинский путь», ОАО «Заря» также предоставлены субсидии на реализованное продовольственное зерно урожая текущего года в соответствии с заявками хозяйствующих субъектов. ООО «Сервис-Профи» по заявлениям, зарегистрированным 14.11.2013 и 22.11.2013, выданы субсидии на реализованное продовольственное зерно урожая текущего года в сумме 667 640 тыс. руб.

Таким образом, по мнению Департамента, письма от 17.07.2013 № 15-19-2072 и № 15-19-2073 не могут рассматриваться как решения об отказе ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» в предоставлении субсидий. Указанными письмами Департамент лишь возвращает пакеты документов заявителям без рассмотрения, поскольку согласно кассовому плану Департамента на текущий финансовый год выплаты субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян рапса предусмотрены в 4 квартале. Кроме того, в письмах от 17.07.2013 не указано ни одно из оснований отказа в предоставлении субсидий, предусмотренных пунктом 1.4. Порядка.

После возвращения указанным организациям пакетов документов ими были поданы новые заявления о предоставлении субсидий: заявление ООО «Сервис-Профи» от 30.07.2013 о предоставлении субсидий в сумме 1 123,3 тыс. руб., заявление ООО «СПК «Агро-Союз» от 29.07.2013 о предоставлении субсидии в сумме 649,3 тыс. руб. По результатам рассмотрения данных заявлений в предоставлении субсидий заявителям отказано, поскольку представлены документы на субсидирование реализованного продовольственного зерна урожая 2012 года.

При этом на момент рассмотрения Комиссией ФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-15-11/00-06-14 Департаментом исполнены решения Арбитражного суда Ивановской области от 23.01.2014 по делу № А17-6174/2013 и по делу № А17-6176/2013. Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области от 17.03.2014 № 06 принято решение о выплате ООО «Сервис-Профи» субсидий на реализацию продовольственного зерна на основании заявлений от 07.02.2013 в размере 626,3 тыс. руб., от 08.04.2013 в размере 458,68 тыс. руб., и от 17.07.2013 в размере 38,32 тыс. руб.

Аналогично, распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области от 17.03.2014 № 05 принято решение о выплате ООО «СПК «Агро-Союз» субсидий на реализацию продовольственного зерна на основании заявлений от 25.03.2013 в размере 316 тыс. руб., от 27.05.2013 в размере 258,79 тыс. руб. и от 17.06.2013 в размере 74,51 тыс. руб.

Указанные суммы перечислены заявителям (платежные поручения от 28.03.2014 № 121689 и № 121691).

Проекты постановлений о внесении изменений в Порядок разрабатывались Департаментом, являющимся в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 07.11.2012 № 439-п (далее — Положение), центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, осуществляющим функции по контролю и (или) надзору, а также функциональное регулирование в сфере агропромышленного комплекса Ивановской области.

Согласно пунктам 3.2, 3.7, 3.8 Положения Департамент наделен полномочиями по представлению предложений
по государственной поддержке агропромышленного комплекса Ивановской области за счет средств областного бюджета, а также по осуществлению государственной поддержки юридических и физических лиц, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, и других организаций агропромышленного комплекса за счет средств, выделяемых из федерального
и областного бюджетов, а также по разработке
и внесению на рассмотрение Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области проектов законов Ивановской области, правовых актов Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области
по вопросам, касающимся сферы ведения Департамента.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-15-11/00-06-14 от 02.12.2014 установлено, что совещаний по вопросам, касающимся разработки и принятия Порядка и внесения последующих изменений в него, не проводилось.

Первоначальный текст Порядка опубликован в официальном печатном издании «Собрание законодательства Ивановской области» от 31.05.2011 № 20.

Постановлением Правительства Ивановской области от 02.07.2013 № 256-п (далее — постановление № 256-п) были внесены изменения в раздел 6 Порядка в части уточнения условий предоставления субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур.

Постановление № 256-п опубликовано в официальном печатном издании «Собрание законодательства Ивановской области» от 16.07.2013 № 27. В соответствии с пунктом 2 данного постановления основные его положения вступили в силу после официального опубликования. Данное постановление включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 10.07.2013, НГР RU370002013496.

Указом Губернатора Ивановской области от 20.01.2009 № 2-УГ определен исполнительный орган государственной власти Ивановской области, уполномоченный на предоставление средств из областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, которым является Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области.

В рамках рассмотрения дела № 1-15-11/00-06-14 Комиссией ФАС России произведен анализ практики распределения субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур и установлено следующее.

Согласно пункту 6.2 Порядка субсидированию подлежит «реализованное продовольственное зерно и семена масличных культур собственного производства урожая текущего года, реализуемые перерабатывающим организациям на производство продукции и их хранение». Субсидии предоставляются единовременно в IV квартале текущего года. Данные требования внесены в Порядок постановлением № 256-п.

Необходимо отметить, что согласно предыдущей редакции пункта 6.2 Порядка субсидированию могло подлежать продовольственное зерно и семена рапса собственного производства урожая прошлого сельскохозяйственного сезона, оплата за которое поступила в текущем году.

Согласно пункту 6.4 Порядка для начисления субсидий в Департамент предоставляются следующие документы:

- справка-расчет на получение субсидий по форме, установленной
в приложении 5 к Порядку;

- копия формы федерального статистического наблюдения
№ П-1 (СХ) или № 2-фермер на текущий год с отметкой соответствующего органа статистики;

- копия договора поставки продовольственного зерна (ржи, пшеницы) или семян масличных культур;

- копии счетов-фактур поставки товара;

- копии накладных по форме ТОРГ-12 «Товарная накладная»;

- копия сертификатов соответствия на товар независимого органа сертификации;

- копии платежных документов, подтверждающих оплату реализованного зерна и семян масличных культур.

В соответствии с требованиями, установленными пунктом 6.4. Порядка (в действовавшей на дату представления ООО «Сервис-Профи» документов редакции), ООО «Сервис-Профи» в Департамент были представлены необходимые документы для начисления субсидии на продовольственное зерно, произведенное и реализованное в 2012 году (зарегистрировано в журнале заявок за № 2 от 14.02.2013, за № 3 от 09.04.2013, за № 4 от 24.05.2013).

В нарушение требования пункта 1.7 Порядка в части сроков рассмотрения заявок сельхозтоваропроизводителей (15 рабочих дней со дня регистрации заявления) письменное уведомление о результатах рассмотрения направлено Департаментом в адрес ООО «Сервис-Профи» только 17.07.2013, то есть после внесения изменений в пункт 6.2 Порядка. При этом в качестве причины возврата документов указано, что «согласно кассового плана Департамента на текущий финансовый год выплаты субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян рапса будут предоставляться единовременно в IV квартале текущего года и документы будут приниматься с сентября текущего года».

Департаментом также осуществлен возврат документов ООО «СПК «Агро-Союз» по причине установления Департаментом сентября текущего года в качестве срока начала приема документов (письмо Департамента от 17.07.2013 № 15-19-2073).

Анализ содержания указанных писем Департамента, по мнению Комиссии ФАС России, отраженному в решении по делу № 1-15-11/00-06-14 от 02.12.2014, свидетельствует, что данные письма содержат фактический отказ в предоставлении ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» субсидий.

При этом пунктом 1.4 Порядка в редакции, действовавшей на момент поступления заявок от ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» в Департамент, установлен перечень случаев, наличие которых является основанием для отказа в предоставлении субсидий. Ни одно из указанных в пункте 1.4 Порядка оснований в качестве причины отказа в предоставлении субсидий Департаментом сельского хозяйства в соответствующих письмах не приведено.

Внесенные изменения в пункт 6.2 Порядка в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 02.07.2013 № 256-п, устанавливающие возможность предоставления субсидий в IV квартале текущего года на реализованное продовольственное зерно и семена масличных культур собственного производства урожая текущего года, в силу действия пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат, так как данные изменения вступили в силу после возникновения у Департамента обязанности по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении субсидий.

Установление кассовым планом Департамента на текущий финансовый год возможности выплаты субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян рапса в октябре, ноябре и декабре данного года не может рассматриваться в качестве основания для отказа в рассмотрении заявлений о предоставлении субсидий, так как в соответствии с пунктом 1.8 Порядка перечисление субсидий получателям субсидий осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления средств на лицевой счет уполномоченного органа.

Таким образом, Департамент не мог принять решение о возврате документов, поступивших до 1 декабря соответствующего года включительно без рассмотрения, произвольно ограничив срок приема заявлений 4 кварталом.

При этом согласно журналу регистрации заявок сельхозтоваропроизводителей на 2013 год, заявки на предоставление субсидий начали приниматься Департаментом с августа 2013 года: заявка ООО «Растениеводческое хозяйство «Родина» зарегистрирована 21.08.2013 № 8, заявка ООО «Агрофирма РИАТ» зарегистрирована 21.08.2013 № 9 и заявка ООО «Кинешемская Нива» зарегистрирована 28.08.2013 № 10. Данные хозяйствующие субъекты включены в реестр получателей субсидий по расходам на реализацию продовольственного зерна и семена масличных культур (письмо Департамента в Департамент финансов Ивановской области от 08.10.2013 № 13-10-2985).

Действия Департамента, выразившиеся в необоснованных отказах ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» в предоставлении субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян рапса, привели к созданию дискриминационных условий осуществления ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» хозяйственной деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство зерновых культур на территории Ивановской области (ООО «Растениеводческое хозяйство «Родина», ООО «Агрофирма РИАТ», ООО «Кинешемская Нива»...), что могло привести к ограничению конкуренции на рынке зерновых культур на территории Ивановской области.

Создание Департаментом дискриминационных условий осуществления ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» хозяйственной деятельности в области растениеводства выразилось в произвольном толковании им срока приема документов, необходимых для предоставления субсидий на реализацию продовольственного зерна, а также в несоблюдении сроков рассмотрения заявлений.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-15-11/00-06-14 от 02.12.2014 действия Департамента, выразившиеся в создании дискриминационных условий сельскохозяйственным производителям Ивановской области, осуществляющим деятельность в области растениеводства, признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции; предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Департаменту не выдано в связи с устранением нарушения.

Решение Комиссии ФАС России по делу № 1-15-11/00-06-14 от 02.12.2014 в соответствующей части вступило в законную силу, в соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции обжаловано Департаментом не было.

Вместе с тем до составления протокола № 4-14.9-764/00-06-15 об административном правонарушении <...> представлены объяснения по делу об административном правонарушении № 4-14.9-764/00-06-15 (вх. от 06.10.2013 № 109249/15), указанные объяснения содержат следующие доводы:

- по мнению <...>, поскольку письмами Департамента от 17.07.2013 № 15-19-2072, от 17.07.2013 № 15-19-2073 документы были возвращены ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» без рассмотрения, а данным заявителям было сообщено о необходимости подавать документы с сентября, и так как после возвращения Департаментом документов ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» были вновь поданы заявления о предоставлении субсидий с приложением аналогичных документов, то соответствующие письма Департамента не могут быть оценены в качестве отказа в предоставлении субсидий данным хозяйствующим субъектам;

- по утверждению <...>, отказы в предоставлении субсидий ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз», выраженные в письмах Департамента от 12.09.2013 № 15-2603, от 12.09.2013 № 15-2602, законны и обоснованны, так как хозяйствующими субъектами не были соблюдены установленные Порядком условия, что является основанием для отказа в предоставлении субсидии согласно подпункту «в» пункта 1.4 Порядка;

- по мнению <...>, поскольку на момент вынесения решения Комиссией ФАС России Департаментом были устранены допущенные нарушения, а именно ООО «Сервис-Профи» предоставлены субсидии на реализацию на реализацию продовольственного зерна на основании заявлений от 07.02.2013 в размере 626,3 тыс. руб., от 08.04.2013 в размере 458,68 тыс. руб., и от 17.07.2013 в размере 38,32 тыс. руб. (соответствующее решение принято распоряжением Департамента от 17.03.2014 № 06, фактически суммы субсидий перечислены 28.03.2014), также и ООО «СПК «Агро-Союз» предоставлены субсидии на реализацию продовольственного зерна на основании заявлений от 25.03.2013 в размере 316 тыс. руб., от 27.05.2013 в размере 258,79 тыс. руб. и от 17.06.2013 в размере 74,51 тыс. руб. (соответствующее решение принято распоряжением Департамента от 17.03.2014 № 05, фактически суммы субсидий перечислены 28.03.2014), то применению подлежат предусмотренные статьей 2.9 КоАП нормы об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.

Представленное в объяснениях утверждение <...> о том, что письма Департамента от 17.07.2013 не могут быть оценены в качестве отказов в предоставлении субсидий ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» не соответствуют фактическим обстоятельствам. Так, вступившими в законную силу Решениями Арбитражного суда Ивановской области от 23.01.2014 по делу № А17-6174/2013, от 23.01.2014 по делу № А17-6176/2013 указанные письма квалифицированы как отказы Департамента в предоставлении ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» субсидий на реализацию продовольственного зерна и семен рапса. При этом в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Более того, в решении Комиссии ФАС России по делу № 1-15-11/00-06-14 от 02.12.2014 также указано, что рассматриваемые письма Департамента содержат фактический отказ в предоставлении ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» субсидий.

Вопреки утверждению <...> о том, что отказы в предоставлении субсидий ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз», выраженные в письмах Департамента от 12.09.2013, законны и обоснованны, ФАС России отмечает следующее.

Из содержания части 1 статьи 54  Конституции Российской Федерации, статьи 4  Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Таким образом, несоответствие поданных ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» заявок требованиям Порядка с учетом изменений, внесенных в пункт 6.2 Порядка в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 02.07.2013 № 256-п, устанавливающих возможность предоставления субсидий в IV квартале текущего года на реализованное продовольственное зерно и семена масличных культур собственного производства урожая текущего года, не может являться законным и обоснованным основанием отказа в предоставлении хозяйствующим субъектам субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур, так как соответствующие изменения норм Порядка не подлежат применению к рассматриваемым правооотношениям, поскольку данные изменения вступили в силу после возникновения у Департамента обязанности по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении субсидий. Соответствующая обязанность возникла у Департамента при первоначальном направлении ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» документов, необходимых для предоставления субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур. При этом Департамент не мог принять решение о возврате документов, поступивших до 1 декабря текущего года включительно без рассмотрения, произвольно ограничив срок приема заявлений 4 кварталом.

Довод <...>, о том, что совершенное им административное правонарушение необходимо квалифицировать в качестве малозначительного, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом такое обстоятельство как добровольное устранение последствий правонарушения не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения, в силу статьи 4.1 КоАП данное обстоятельство учитывается при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Действия <...>, выразившиеся в последовательном отказе в предоставлении ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур и отраженные в соответствующих письмах Департамента, по размеру вреда и тяжести наступивших последствий, состоящих в создании дискриминационных условий осуществления хозяйствующими субъектами-сельскохозяйственными производителями деятельности в области растениеводства на территории Ивановской области, что также могло привести к ограничению конкуренции на рынке зерновых культур на территории Ивановской области, не могут быть квалифицированы в качестве малозначительного правонарушения.

Более того, последующее предоставление Департаментом ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур на основании первоначально поданных хозяйствующими субъектами документов произведено, как отмечает <...> в объяснениях (вх. от 06.10.2015 № 109249/15), не по инициативе Департамента, но исключительно во исполнение вступивших в законную силу Решений Арбитражного суда Ивановской области от 23.01.2014 по делу № А17-6174/2013, от 23.01.2014 по делу № А17-6176/2013. Указанными судебными актами на Департамент возложена обязанность по принятию решения о выплате субсидий ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» на основании первоначально поданных заявлений.

Соответственно, отсутствуют основания освобождения <...> от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения.

При этом письма об отказе в предоставлении субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян рапса, направленные в адрес ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз», подписаны первым заместителем начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области – статс-секретарем <...>

В примечании к статье 2.4 КоАП должностное лицо определено как лицо, выполняющее в том числе организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах. При этом согласно пунктам 4, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах государственного органа, а также по совершению иных действий, а как организационно-распорядительные функции — полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа или находящимися в его служебном подчинении отдельными работниками.

Наличие у <...> статуса должностного лица, обладающего правом самостоятельно принимать управленческие решения по утверждению и подписанию писем, в том числе тех, которыми ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» было отказано в предоставлении субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур, подтверждается следующими обстоятельствами.

Положением о Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, утвержденном постановлением Правительства Ивановской области от 07.11.2012 № 439-п, в пунктах 3.8, 3.9, 3.63, 3.64 , 4.1.1 определены полномочия Департамента, к которым в том числе отнесены действия по осуществлению государственной поддержки юридических и физических лиц, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, и других организаций агропромышленного комплекса за счет средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов и действия по исполнению полномочий главного распорядителя соответствующих бюджетных средств.

Согласно пунктам 3.2.15, 6.1.5, 6.2.1 Должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы Ивановской области, первого заместителя начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области — статс-секретаря <...> статс-секретарь обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения по утверждению и (или) подписанию писем-документов, содержащих сообщения, в том числе аналитического, информационно-справочного характера, а также вправе самостоятельно принимать управленческие или иные решения по вопросам профессиональной служебной деятельности в соответствии с регламентом. При этом первый заместитель начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области обязан курировать отдел растениеводства Департамента.

Таким образом, должностным лицом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, ответственным за совершение действий, которые недопустимы в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, является <...>. Действия <...>, выразившиеся в отказе предоставления субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян рапса ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз», привели к созданию дискриминационных условий сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области, осуществляющим деятельность в области растениеводства.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в том числе КоАП.

Административная ответственность за данное правонарушение установлена частью 1 статьи 14.9 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП действия (бездействие) должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 КоАП, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установленных обстоятельств, у <...> имелась возможность принять решение о выплате субсидий ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» на основании первоначально поданных заявлений, однако <...> этого не сделал, но принял решение об отказе в предоставлении субсидий, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения <...> подтверждается протоколом от 16.10.2015 по делу об административном правонарушении № 4-14.9-764/00-06-15, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения постановления не истек.

В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Поскольку <...> в силу занимаемого должностного положения должен был знать о необходимости рассмотрения по существу документов, поданных ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» для получения субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян рапса, имел возможность при исполнении своих служебных обязанностей не допустить нарушения законодательства и должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий, то вина <...> считается установленной.

Таким образом, <...> совершил  административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП.

Вместе с тем при назначении административного наказания ФАС России необходимо учитывать наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 КоАП.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.9-764/00-06-15 установлено наличие предусмотренных пунктами 2, 4, 5 части 1 статьи 4.2 КоАП обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а именно оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия ФАС России в выявлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, а также добровольное прекращение противоправного поведения и предотвращение других вредных последствий административного правонарушения.

Так, <...> принято участие в последующем предоставлении Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур на основании первоначально поданных хозяйствующими субъектами документов (ООО «Сервис-Профи» предоставлены субсидии на реализацию на реализацию продовольственного зерна на основании заявлений от 07.02.2013 в размере 626,3 тыс. руб., от 08.04.2013 в размере 458,68 тыс. руб., и от 17.07.2013 в размере 38,32 тыс. руб. (соответствующее решение принято распоряжением Департамента от 17.03.2014 № 06, фактически суммы субсидий перечислены 28.03.2014), также и ООО «СПК «Агро-Союз» предоставлены субсидии на реализацию продовольственного зерна на основании заявлений от 25.03.2013 в размере 316 тыс. руб., от 27.05.2013 в размере 258,79 тыс. руб. и от 17.06.2013 в размере 74,51 тыс. руб. (соответствующее решение принято распоряжением Департамента от 17.03.2014 № 05, фактически суммы субсидий перечислены 28.03.2014)), также <...> представлены в ФАС России пояснения и материалы, способствовавшие установлению обстоятельств, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.9-764/00-06-15 — объяснения по делу об административном правонарушении № 4-14.9-764/00-06-15 с приложенными к ним документами на 4 листах (вх. от 06.10.2015 № 109249/15).

На основании изложенного и учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководствуясь частью 1 статьи 2.1, статьей 2.4, частью 1 статьи 4.2, частью 1 статьи 14.9, а также статьями 23.48, 29.10 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти, оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

ID начисления (УИН): 0210295023110200000297195

Получатель

ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(для ФАС России л/с  04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Банк получателя

Операционный департамент Банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (499) 755-23-24.

На основании части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП и частью 3 статьи 23.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны