Постановление №ЦА/7040/17 постановление о наложении штрафа по делу № 4-00-1380/00-06-1... от 7 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 4-00-1380/00-06-16

 

«31» января 2017 г. Москва

 

Я, <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-00-1380/00-06-16 возбужденного в отношении <...>, в отсутствии <...>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-00-1380/00-06-16,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В производстве ФАС России находилось дело № 1-00-100/00-06-16 о нарушении Правительством Пермского края (местонахождение: ул. Куйбышева, д. 14, г. Пермь, 614006) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в принятии Правительством Пермского края распоряжения от 30.06.2015 № 207-рп № «Об оформлении волеизъявления акционера акционерного общества «Пермский свинокомплекс» на заседании совета директоров 01.07.2015 года», а также распоряжения от 16.09.2015 № 303-рп «Об оформлении волеизъявления акционера акционерного общества «Пермский свинокомплекс» на заседании совета директоров 16.09.2015», предусматривающих увеличение уставного капитала АО «Пермский свинокомплекс» путем выпуска дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 46 565 688 штук номинальной стоимостью 10 рублей каждая по закрытой подписке в пользу ЗАО «Группа Синергия» без проведения торгов.

Решением по делу № 1-00-100/00-06-16 от 03.10.2016 № 06/67821/16
о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Основанием для возбуждения дела № 1-00-100/00-06-16 послужило неисполнение Правительством Пермского края предупреждения ФАС России от 21.04.2016 № ИА/26568/16 (далее - предупреждение) о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ФАС России в соответствии со статьей 28 Закона о защите конкуренции поступило ходатайство (вх. от 25.01.2016 № 8062/16), поданное ЗАО «Группа Синергия», о получении предварительного согласия на приобретение 50% минус две голосующие акции АО «Пермский свинокомплекс» путем заключения договора купли - продажи акций, предполагаемых к дополнительной эмиссии и размещению путем закрытой подписки в пользу ЗАО «Группа Синергия».

При анализе представленных с ходатайством материалов установлено следующее.

Основным видом деятельности по ОКВЭД ОК 029-2001-КДЕС АО «Пермский свинокомплекс» является разведение свиней и производство свинины. Реализация основных видов продукции (живых свиней и мяса свинины) за 2015 и 2014 год осуществлялась в границах Российской Федерации.

100 % голосующих акций АО «Пермский свинокомплекс» находятся в государственной собственности Пермского края, в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

Распоряжением Правительства Пермского края от 30.06.2015 № 207-рп «Об оформлении волеизъявления акционера акционерного общества «Пермский свинокомплекс» на заседании Совета директоров 1 июля 2015 года» (далее - распоряжение от 30.06.2015 № 207-рп) Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края поручено оформить решение акционера об увеличении уставного капитала акционерного общества «Пермский свинокомплекс» путем выпуска дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 46 565 688 штук номинальной стоимостью 10 рублей каждая для размещения по закрытой подписке.

Распоряжением Правительства Пермского края  от 16.09.2015 № 303-рп «Об оформлении волеизъявления акционера акционерного общества «Пермский свинокомплекс» на заседании Совета директоров 16 сентября 2015 года» (далее - распоряжение от 16.09.2015 № 303-рп) Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края поручено оформить решение акционера об увеличении уставного капитала акционерного общества «Пермский свинокомплекс» путем выпуска дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 46 565 688 штук номинальной стоимостью 10 рублей каждая для размещения по закрытой подписке в пользу ЗАО «Группа Синергия».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее- Закон о приватизации) приватизацией является возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц.

В части 1 статьи 13 Закона о приватизации установлен исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества, особо отмечено, что использование каких-либо иных способов приватизации, не предусмотренных этим законом, не допускается.

Приватизация базируется на трех основных принципах: равенство покупателей, открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, отчуждение имущества исключительно на возмездной основе.

Согласно статье 10 Закона о приватизации порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Имущество и акции АО «Пермский свинокомплекс» не включены в Прогнозный план приватизации государственного имущества Пермского края на 2013-2015 годы.

Решение акционера АО «Пермский свинокомплекс» о размещении дополнительных акций по закрытой подписке в пользу ЗАО «Группа Синергия» противоречит статье 13 Закона о приватизации и может привести к ограничению конкуренции на рынке продукции свиноводства, так как в тех случаях, когда требуется проведение конкурентных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении о проведении таких процедур могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку, либо права деятельности на нем.

При этом указанные в распоряжении от 16.09.2015 № 303-рп действия по отчуждению находящихся в государственной собственности дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций АО «Пермский свинокомплекс» в количестве 46 565 688 штук номинальной стоимостью 10 рублей каждая по закрытой подписке в пользу ЗАО «Группа Синергия», создают для ЗАО «Группа Синергия» преимущественное положение по отношению к неопределенному кругу лиц, которые также могли иметь намерение приобрести государственное имущество.

Таким образом, в действиях Правительства Пермского края, выразившихся в принятии распоряжений от 30.06.2015 № 207-рп и от 16.09.2015 № 303-рп, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Правительству Пермского края было выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Письмом от 24.05.2016 № СЭД-01-80-162 Правительство Пермского края сообщило, что решение об увеличении уставного капитала АО «Пермский свинокомплекс» путем дополнительного выпуска акций по закрытой подписке в пользу основного кредитора (ЗАО «Группа Синергия») принято для сохранения АО «Пермский свинокомплекс» и недопущения его банкротства.

Центральным банком Российской Федерации осуществлена регистрация дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, размещенных путем закрытой подписки. Выпуску присвоен регистрационный номер <...> -01-57194-D-001D.

Распоряжением Правительства Пермского края от 24.05.2016 № 135-рп (далее — распоряжение от 24.05.2016 № 135-рп) действие распоряжения от 16.09.2015 № 303-рп приостановлено до 01.10.2016.

Правительство Пермского края сообщило, что до 01.10.2016 года будут проведены мероприятия, направленные на создание условий по предложению права приобретения дополнительных акций АО «Пермский свинокомплекс», которые зарегистрированы Банком России под номером 1-01-57194-D-001D, неопределенному кругу лиц, которые могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении государственного и муниципального имущества, после чего будут внесены необходимые изменения в решение о дополнительном выпуске обыкновенных именных бездокументарных акций АО «Пермский свинокомплекс».

В связи с неисполнением предупреждения, руководствуясь частью 8 статьи 39.1, части 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции ФАС России был издан приказ от 15.07.2016 № 988/16 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 1-00-100/00-06-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 29.07.2016 № 06/51918/16 у Правительства Пермского края был запрошен ряд документов.

Письмом от 09.08.2016 № СЭД -01-55-3366 Правительство Пермского края сообщило, что после приостановки действия распоряжения от 16.09.2015 № 303-рп Правительством Пермского края обеспечено включение АО «Пермский свинокомплекс» в Прогнозный план приватизации государственного имущества Пермского края на 2016-2018 годы, который утвержден законом Пермского края № 668-ПК от 06.07.2016.

Распоряжением Правительства Пермского края № 223-рп от 05.08.2016 признаны утратившим силу следующие распоряжения: распоряжение от 30.05.2015 № 207-рп, распоряжение от 16.09.2015 № 303-рп, распоряжение от 24.05.2016 № 135- рп.

В связи с установлением в действиях Правительства Пермского края нарушения антимонопольного законодательства последнему было направлено Заключение об обстоятельствах дела (письмо от 31.08.2016 № 06/59787/16).

Правительство Пермского края на Заключение об обстоятельствах дела направило возражения (письмо от 16.09.2016 № СЭД-01-55-4004) следующего содержания.

Приказом генерального директора АО «Пермский свинокомплекс» от 22.08.2016 № 17 утвержден Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг АО «Пермский свинокомплекс» с присвоенным регистрационным номером 1-01-57194-D-001D. В пункте 4 Отчета обозначено, что ни одной акции дополнительного выпуска размещено не было.

В соответствии со статьей 40 Закона о приватизации при наличии в государственной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства в случае принятия положительного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция.

В соответствии со статьей 40 Закона о приватизации Правительством Пермского края принято решение об уменьшении доли принадлежащих Пермскому краю голосующих акций Общества со 100 процентов до 50 процентов плюс две голосующие акции.

По мнению Правительства Пермского края, дополнительный выпуск акций Общества не относится к приватизации государственного и муниципального имущества в соответствии с определением понятия «приватизация государственного и муниципального имущества», данным в статье 1 Закона о приватизации, поскольку после регистрации выпуска акций, она (акции) принадлежат эмитенту (Обществу).

Комиссия ФАС России не оспаривала факт наличия у Правительства Пермского края права на распоряжение своим имуществом в установленном законодательством порядке.

Комиссия ФАС России отклонила довод Правительства Пермского края о том, что дополнительный выпуск акций не является приватизацией по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о приватизации одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

АО «Пермский свинокомплекс» создано путем преобразования федерального унитарного предприятия «Пермский свинокомплекс» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 г. № 543-р и является его правопреемником.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Статьей 39 Закона о приватизации установлены особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями

Так, в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о приватизации права акционеров акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями, от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляют соответственно органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 39 Закона о приватизации в случае, если в государственной или муниципальной собственности находятся не закрепленные за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями 100 процентов акций акционерного общества, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, составляющая 100 процентов его уставного капитала, полномочия высшего органа управления общества осуществляются от имени соответствующего собственника акций акционерного общества, собственника доли в обществе с ограниченной ответственностью.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 01.08.2013 № 662 «О передаче в собственность Пермского края находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Пермский свинокомплекс», в соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от 19.08.2013 № 197-рп 100% акций ОАО «Пермский свинокомплекс» (правопреемник — АО «Пермский свинокомплекс») приняты в государственную собственность Пермского края, а уполномоченным органом, осуществляющим от имени Пермского края права акционера открытого акционерного общества «Пермский свинокомплекс» - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

На заседании Совета директоров от 16.09.2015 было принято решение о размещении именных бездокументарных акций акционерного общества «Пермский свинокомплекс» в количестве 46 565 688 штук номинальной стоимостью 10 рублей каждая по закрытой подписке в пользу ЗАО «Группа Синергия».

Таким образом, размещение именных бездокументарных акций акционерного общества «Пермский свинокомплекс» в количестве 46 565 688 штук номинальной стоимостью 10 рублей каждая по закрытой подписке в пользу ЗАО «Группа Синергия» является возмездным отчуждением имущества, находящегося в собственности Правительства Пермского края, в собственность ЗАО «Группа Синергия», что подпадает под понятие «приватизации», закрепленное в статье 1 Закона о приватизации.

Вместе с тем, избранный Правительством Пермского края способ отчуждения указанного имущества не соответствует положениям пункта 3 части 1 статьи 13 Закона о приватизации, в соответствии с которым продажа акций акционерных обществ осуществляется на специализированном аукционе.

По результатам рассмотрения дела № 1-00-100/00-06-16 Комиссия ФАС России приняла решение о признании Правительства Пермского края нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с принятием распоряжения от 30.06.2015 № 207-рп и распоряжения от 16.09.2015 № 303-рп в нарушение статьи 13 Закона о приватизации, что создало для конкретного хозяйствующего субъекта преимущественные условия по отношению к неопределенному кругу лиц в получении указанного имущества, что могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке продукции свиноводства.

По данным, полученным от Правительства Пермского края письмом от 08.11.2016 № СЭД-01-80-353, проекты распоряжения от 30.06.2015 № 207-рп и распоряжения от 16.09.2015 № 303-рп вносились на рассмотрение Правительства Пермского края министром сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Огородовым И.П.

Распоряжением губернатора Пермского края от 03.09.2013 № 44-рк <...> назначен на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

Согласно должностному регламенту министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, утвержденному Председателем Правительства Пермского края, министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.

Согласно пункту 3.5.1. министр участвует в деятельности Правительства Пермского края и работе его заседаний с правом решающего голоса.

Согласно пункту 4.6.1 министр согласовывает в установленном порядке проекты нормативных и иных правовых актов, другие документы.

Таким образом, действия <...>, выразившиеся во внесении на рассмотрение Правительства Пермского края распоряжения от 30.06.2015 № 207-рп и распоряжения от 16.09.2015 № 303-рп, предусматривающих увеличение уставного капитала АО «Пермский свинокомплекс» путем выпуска дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 46 565 688 штук номинальной стоимостью 10 рублей каждая по закрытой подписке в пользу ЗАО «Группа Синергия» без проведения конкурентных процедур, могли привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке продукции свиноводства.

Определением ФАС России от 19.12.2016 № 06/88110/16 в отношении <...> возбуждено дело об административном правонарушении № 4-00-1380/00-06-16 и проведении административного расследования.

Место совершения административного правонарушения — г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 14.

Время совершения административного правонарушения — 30.06.2015, 16.09.2015.

Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП, в соответствии с которой действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей..

Статьей 2.4 КоАП предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Cогласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в том числе КоАП.

Рассмотренные материалы по делу об административном правонарушении № 4-00-1380/00-06-16 содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Соответственно <...> совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона: совершение <...> правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП, выразившееся во внесении на рассмотрение Правительства Пермского края распоряжения от 30.06.2015 № 207-рп и распоряжения от 16.09.2015 № 303-рп, предусматривающих увеличение уставного капитала АО «Пермский свинокомплекс» путем выпуска дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 46 565 688 штук номинальной стоимостью 10 рублей каждая по закрытой подписке в пользу ЗАО «Группа Синергия» без проведения конкурентных процедур, могли привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке продукции свиноводства.

Субъект административного правонарушения: <...>.

Субъективная сторона: вина должностного лица в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Поскольку <...> в силу занимаемого должностного положения должен был знать о недопустимости создании дискриминационных условий, имел возможность при исполнении своих служебных обязанностей не допускать нарушения законодательства и должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения <...>, подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении № 4-00-1380/00-18-16 от 18.01.2016, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При рассмотрении дела в отношении <...> смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.9 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133020100000685380

ID: 0100000000004007006329643

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны