Постановление №ЦА/78578/16 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 28 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.31-313/00-21-16

 

г. Москва

 

Резолютивная часть постановления оглашена «24» октября 2016 года

В полном объеме постановление изготовлено «27» октября 2016 года

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Цыганов Андрей Геннадьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.31-313/00-21-16, возбужденного в отношении <...>, в присутствии <...> надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14-31-313/00-21-16,

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-29/00-21-15 о нарушении антимонопольного законодательства 30.10.2015 приняла решение о признании группы лиц в составе ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (место нахождения: 367000, г. Махачкала, ул. Дахадаева, д. 73), ОАО «Нурэнерго» (место нахождения: 364020, г. Грозный, ш. Старопромысловское, д. 6), ОАО «Каббалкэнерго» (место нахождения: 360000, г. Нальчик, ул. Щорса, д. 6), ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» (место нахождения: 369000, г. Черкесск, ул. Османа Касаева, д. 3), ОАО «Ингушэнерго» (место нахождения: 369000, г. Назрань, ул. Чеченская, д. 5) и ОАО «Севкавказэнерго» (место нахождения: 362040, г. Владикавказ, ул. Тамаева, д. 19) (далее — Группа лиц) нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Указанное нарушение выразилось в следующем.

В соответствии с пунктом 62 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 (далее – Правила рынка), до 01.01. 2015 с функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, состоящих из территорий субъектов Российской Федерации по перечню согласно приложению № 3 к Правилам рынка, гарантирующими поставщиками – участниками оптового рынка регулируемые договоры заключаются в ценовых зонах субъектами оптового рынка – производителями электрической энергии и мощности, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика входят в Перечень территорий ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков (Приложение № 3 к Правилам рынка).

Исходя из пункта 64 Правил рынка следует, что покупателям, функционирующим в отдельных частях ценовых зон, сверх объемов электрической энергии, поставляемых и оплачиваемых по регулируемым договорам для населения, по регулируемым договорам поставляется электрическая энергия в объемах, соответствующих объемам электрической энергии, определенным для них в прогнозном балансе на очередной период регулирования, за вычетом объемов электрической энергии для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, определенных для них в указанном прогнозном балансе.

Таким образом, для зоны деятельности участников Группы лиц установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, и Группа лиц осуществляет деятельность, в том числе, по регулируемым договорам, предусмотренным пунктом 62 Правилами рынка.

Согласно представленной НП «Совет рынка» информации (вх. от 15.12.2014 № СР-02/14-6033), по шести гарантирующим поставщикам, входящим в Группу лиц, в период с 01.01.2013 по 31.10.2014 (далее – Период) наблюдались существенные завышения планового потребления относительно фактического в случаях, когда объем потребления был ниже объема, покупаемого в рамках регулируемых договоров. По информации НП «Совет рынка», превышение планового потребления над фактическим любым участником оптового рынка - потребителем электрической энергии, в том числе и гарантирующим поставщиком (далее - ГП), на рынке на сутки вперед (далее — РСВ) может привести к востребованию более дорогой части ценового предложения и, как следствие, росту равновесных цен на РСВ.

В соответствии с пунктом 127 Правил рынка конкурентный отбор для балансирования системы производится в форме расчета объемов производства электрической энергии на генерирующем оборудовании, установленная генерирующая мощность которого составляет не менее 5 МВт, и объемов потребления на энергопринимающих устройствах участников с регулируемым потреблением на час поставки электрической энергии, а также цен продажи (покупки) отклонений в указанный час.

Участник оптового рынка продает электрическую энергию по результатам

конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего увеличению объема производства (снижению объема потребления).

Таким образом, участники Группы лиц продают электрическую энергию по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего снижению объема потребления.

Из информации, представленной НП «Совет рынка» письмом от 07.10.2015 № СР-02/15-1480 (далее – Письмо № 1480) следует, что участники Группы лиц независимо друг от друга имеют возможность извлекать дополнительный экономический эффект из торговли на балансирующем рынке (далее — БР), который заключается в следующем.

В случае, если плановые объемы потребления по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед превышают фактические, то на БР в группах точек поставки (далее – ГТП) гарантирующих поставщиков Группы лиц формируются сделки по продаже отклонений по ставке на снижение потребления по собственной инициативе, равно минимуму из индикатора БР и индикатора РСВ в соответствующем узле привязки.

Группа лиц, занимающая доминирующее положение на оптовом рынке электрической энергии и мощности по потреблению электрической энергии и мощности в зоне свободного перетока «Кавказ» и в зоне свободного перетока «Махачкала», ущемила интересы потребителей электрической энергии, путем завышения планового потребления из-за подачи заявок, что привело к увеличению равновесных цен на электрическую энергии на соответствующих территориях в Период.

Ассоциация «НП Совет рынка» письмом от 07.10.2015 СР-02/15-4980 представило информацию о полученных участниками Группы лиц доходах (экономических эффектах) вследствие завышения плановых объемов потребления электрической энергии на БР, которая составляет 696 791 313 рублей.

В Периоде не учитываются следующие месяцы, значения отклонений участников Группы лиц в которых были близки или меньше значений отклонений ГП первой ценовой зоны:

а) ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания»: июнь — октябрь 2014 года;

б) ОАО «Ингушэнерго»: январь, июнь — декабрь 2013, январь, апрель —

октябрь 2014 года,

в) ОАО «Каббалкэнерго»: июнь — декабрь 2013 года, январь, май —

октябрь 2014 года;

г) ОАО «Севкавказэнерго»: сентябрь 2013 года, сентябрь, октябрь 2014

года;

д) ОАО «Нурэнерго»: июнь, сентябрь, декабрь 2013 года, апрель, май,

июль - октябрь 2014 года.

Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена ответственность должностных лиц за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Определением от 17.07.2015 о назначении дела № 1-10-29/00-21-15 к рассмотрению ФАС России обязал участников Группы лиц представить сведения о должностных лицах, ответственных за подачу ценовых заявок на РСВ.

В ответ было представлено письмо, согласно которому, <...>, в соответствии с трудовым договором от 02.12.2013 № 470, занимал должность начальника Департамента по организации работы на оптовом рынке в ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» до 23.12.2014 и отвечал за подачу заявок ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго».

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в действиях Группы лиц выявлено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в завышении плановых объемов потребления электрической энергии на РСВ в Период, за исключением указанных месяцев, установлено наличие ограничения конкуренции. Вследствие указанных действий Группы лиц произошел рост равновесных цен на электроэнергию на РСВ в Период в зоне свободного перетока «Кавказ» и зоне свободного перетока «Махачкала», не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, что является признаком ограничения конкуренции.

Таким образом, <...> совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Согласно части 3 статьи 2.1 КоАП назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статьей 2.4 КоАП предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП cовершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Местом совершения административного правонарушения является: 369000, г. Черкесск, ул. Османа Касаева, д. 3.

Временем совершения административного правонарушения является период с 02.12.2013 по 31.10.2014.

Субъект административного правонарушения: <...>.

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-14.31-313/00-21-16 и установленных обстоятельств, у <...> имелась возможность не совершать указанных действий, однако <...> этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

На основании представленных сведений Ассоциацией «НП Совет рынка» (вх. от 17.10.2016 № 151641) было установлено, что в период с 15.05.2014 по 31.10.2014 <...> имел сертификат ключа проверки электронной подписи и был ответственным за подачу ценовых заявок на оптовом рынке потребления электрической энергии.

Таким образом, <...> совершил действия, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, состав административного правонарушения установлен и подтверждается протоколом от 28.04.2016 по делу об административном правонарушении № 4-14.31-313/00-21-16, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

При назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
№ 4-14.31-313/00-21-16 обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 2 статьи 14.31 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН:

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

А.Г. Цыганов

Связанные организации

Связанные организации не указаны