Решение №ВК/11543/16 Решение о рассмотрении жалобы на постановление по делу № 03-... от 25 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на постановление по делу

об административном правонарушении № 03-17/70-2015

 

«11» февраля 2016 г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Королев В.Г., рассмотрев материалы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении № 03-17/70-2015, вынесенное руководителем Карельского УФАС России Пряхиным А. Б. в отношении <...>, в отсутствие защитника (законного представителя) лица, в отношении которого ведется производство по делу, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении № 03-17/70-2015,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Федеральную антимонопольную службу (далее — ФАС России) 11.12.2015 (вх. № 145639/15) поступила жалоба Зуева Николая Николаевича (исх. от 04.12.2015) (далее — жалоба) на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-17/70-2015.

Жалоба содержит следующие доводы:

- по мнению <...>, на основании части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении № 03-17/70-2015 может являться только принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а поскольку соответствующее решение комиссии антимонопольного органа отсутствует, то дело об административном правонарушении не может быть возбуждено;

- по утверждению <...>, он не является тем должностным лицом, которое должно нести ответственность в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по раскрытию информации Обществом с ограниченной ответственностью Сетевая компания «Энерго» (ОГРН 1111001004674, ИНН 1001247066, КПП 100101001; дата регистрации юридического лица — 27.04.2011) (далее — ООО СК «Энерго»), поскольку в соответствии с приказом директора ООО СК «Энерго» от 10.11.2014 № 93 с/д ответственность за своевременное размещение достоверной информации на сайте ООО СК «Энерго» в сети «Интернет» возложена на начальника общего отдела <...>, а контроль за исполнением данного приказа поручено осуществлять главному инженеру <...>

- по мнению <...>, допущенное правонарушение является малозначительным, в связи с чем <...> следует освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием на основании статьи 2.9 КоАП.

Изложенные в жалобе доводы ранее <...> не заявлялись, в материалах дела об административном правонарушении № 03-17/70-2015 объяснения <...> отсутствуют, имеется письмо ООО СК «Энерго» от 29.09.2015 № 601, которое также не содержит указанных доводов.

Карельским УФАС России 15.09.2015 и 16.09.2015 проведен осмотр сайта ООО СК «Энерго» в сети «Интернет» (http://www.ckenergo.com), по результатам которого составлен акт осмотра с приложением распечатанных с сайта материалов на 175 листах. При осмотре сайта Карельским УФАС России выявлено, что в нарушение требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее — Стандарты), ООО СК «Энерго» в полном объеме не раскрыта необходимая информация.

Так, согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии, а территориальная сетевая организация — коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. При этом пункт 5 статьи 8 Закона о естественных монополиях предусматривает, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с Законом о естественных монополиях (далее — регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).

Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся следующие сведения:

сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее также - регулируемые товары (работы, услуги);

сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (работ, услуг);

сведения об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии установленным требованиям;

информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и информация о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) информация об условиях договоров на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

сведения об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчеты об их реализации;

сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.

На основании пункта 2 статьи 8.1 Закона о естественных монополиях Правительством Российской Федерации утверждены Стандарты.

Из материалов дела об административном правонарушении № 03-17/70-2015 следует и <...> не оспаривается, что ООО СК «Энерго» оказывает услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, ООО СК «Энерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.

Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от целей получения такой информации.

В соответствии с пунктом 3 Стандартов информация субъектами рынков электрической энергии раскрывается в том числе путем опубликования в электронных средствах массовой информации, опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

Как следует из акта осмотра сайта ООО СК «Энерго» в сети «Интернет» (http://www.ckenergo.com) Карельским УФАС России выявлены следующие нарушения Стандартов:

1. В нарушение пункта 12 Стандартов ООО СК «Энерго» не опубликовало до 01.03.2015 информацию, указанную в абзацах 3-7, 9-11, 13-14 подпункта «б» пункта 11 Стандартов: «о балансе электрической энергии и мощности, в том числе:

об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;

об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;

о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;

о затратах на оплату потерь, в том числе:

о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;

о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;

о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;

о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;

о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению».

2. В нарушение пункта 12 Стандартов ООО СК «Энерго» не опубликовало до 01.03.2015 информацию, указанную в подпункте «д» пункта 11 Стандартов: «об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров».

3. В нарушение пункта 10 Стандартов ООО СК «Энерго» не опубликовало не позднее 01.06.2015 в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании в соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Стандартов — «годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка)».

4. В нарушение пункта 12 Стандартов ООО СК «Энерго» не опубликовало в течение 10 дней со дня вступления в силу изменений, внесенных в постановление Правительства Российской Федерации от  27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.03.2015 № 219 (начало действия – 25.03.2015), от 13.04.2015 № 350 (начало действия – 24.04.2015) и от 11.06.2015 № 588 (начало действия документа – 26.06.2015) информацию, указанную в подпункте «и» пункта 11 Стандартов: «о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций. Под паспортом услуги (процесса) понимается документ, содержащий систематизированную в хронологическом порядке информацию об этапах и о сроках оказываемой потребителям услуги (осуществляемого процесса), порядок определения стоимости (если законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за исполнение услуги (процесса), а также описание результата с указанием нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующей услуги (осуществление процесса)».

Указанное обстоятельство явилось поводом к возбуждению дела об административном правонарушении № 03-17/70-2015.

Вопреки мнению <...> о том, что дело об административном правонарушении не может быть возбуждено в связи с отсутствием соответствующего решения комиссии антимонопольного органа, ФАС России отмечает следующее.

Сфера действия части 1.2 статьи 28.1 КоАП ограничена исключительно указанными в ней статьями КоАП: поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Соответственно, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП, может быть возбуждено по указанному в пункте 1 части 1 статьи 28.1 КоАП поводу, а именно при обнаружении должностным лицом Карельского УФАС России нарушения установленных Стандартами требований, что зафиксировано в акте осмотра сайта ООО СК «Энерго» в сети «Интернет» (http://www.ckenergo.com). Выявленные при осмотре сайта ООО СК «Энерго» в сети «Интернет» сведения указывают на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 9.15 КоАП.

В связи с наличием указанного повода и на основании подпункта «и» пункта 4.1.3 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, определением Карельского УФАС России от 22.09.2015 № 03-17/70-2015/4068 возбуждено дело об административном правонарушении № 03-17/70-2015, начато проведение административного расследования.

Из этого следует, что заявленный <...> довод о несоблюдении Карельским УФАС России предусмотренных КоАП требований к возбуждению дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП, противоречит частям 1, 1.2 статьи 28.1 КоАП.

Против изложенного в жалобе <...> мнения о том, что он не является тем должностным лицом, которое должно нести ответственность в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по раскрытию информации ООО СК «Энерго», ФАС России указывает следующее.

В примечании к статье 2.4 КоАП должностное лицо определено как руководитель организации, совершивший административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. При этом согласно пунктам 4, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий, а как организационно-распорядительные функции — полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом организации или находящимися в его служебном подчинении отдельными работниками.

Наличие у Зуева Н.Н. статуса должностного лица, обладающего правом самостоятельно принимать управленческие решения по определению порядка и сроков размещения информации ООО СК «Энерго» в соответствии со Стандартами подтверждается следующими обстоятельствами.

<...> является директором ООО СК «Энерго» с 01.04.2014 на основании трудового договора от 01.04.2014 № 6, во исполнение данного трудового договора ООО СК «Энерго» издан приказ от 01.04.2014 № 15-к о приеме <...> на работу в качестве директора с 01.04.2014. При этом в соответствии с пунктом 2.2.1 трудового договора <...> обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности.

Согласно пункту 9.2 Устава ООО СК «Энерго», утвержденного совместным решением участников ООО СК «Энерго» (протокол от 18.04.2011 № 1), <...> как директор руководит текущей деятельностью ООО СК «Энерго» и решает все вопросы, которые не отнесены уставом и законом к компетенции других руководящих органов ООО СК «Энерго».

Поскольку размещение ООО СК «Энерго» информации во исполнение Стандартов не отнесено к компетенции других руководящих органов ООО СК «Энерго», то решение данного вопроса относится к компетенции <...> как директора. На основании пункта 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) <...> как директор должен действовать в интересах ООО СК «Энерго» добросовестно и разумно, в том числе и при размещении информации в соответствии со Стандартами.

О том, что <...> как директор ООО СК «Энерго» является должностным лицом, ответственным за соблюдение своевременного и полного размещения достоверной информации ООО СК «Энерго» в соответствии со Стандартами, свидетельствует издание им приказа от 10.11.2014 № 93 с/д, которым он делегирует начальнику общего отдела <...> и главному инженеру <...> полномочия по размещению соответствующей информации. Издание <...> данного приказа не освобождает его как директора ООО СК «Энерго» от обязанности по осуществлению контроля за размещением информации в соответствии со Стандартами находящимися в служебном подчинении от него работниками <...>

Таким образом, должностным лицом ООО СК «Энерго», ответственным за своевременное и полное размещение ООО СК «Энерго» достоверной информации в соответствии со Стандартами, является <...>

Мнение <...> о том, что с учетом фактических обстоятельств совершенное им административное правонарушение является малозначительным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В материалах дела об административном правонарушении № 03-17/70-2015 отсутствуют сведения, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, подтверждающих малозначительность совершенного <...> административного правонарушения.

При этом состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП, является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении <...> к исполнению своих обязанностей.

Введение в законодательство нормы, предусматривающей ответственность за нарушение Стандартов, обусловлено защитой публичных интересов в сфере электроэнергетики и призвано повысить прозрачность деятельности профессиональных участников оптового и розничных рынков электроэнергии. Более того, следует учесть особую значимость обеспечения неограниченного доступа лиц к информации о деятельности ООО СК «Энерго» как сетевой организации — субъекта электроэнергетики.

Следовательно, отсутствие со стороны <...> как директора ООО СК «Энерго» своевременных и позитивных действий, направленных на исполнение публично-правовых обязанностей и свидетельствующих о стремлении эти обязанности исполнить в установленный срок, не позволяет оценить допущенное им правонарушение как малозначительное.

Согласно пункту 8 Стандартов субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за данное правонарушение установлена статьей 9.15 КоАП.

В соответствии со статьей 9.15 КоАП нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установленных обстоятельств, у <...> имелась возможность обеспечить своевременное и полное размещение ООО СК «Энерго» достоверной информации в соответствии со Стандартами, однако <...> этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП.

ФАС России каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что <...> приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, не установлено.

Факт совершения административного правонарушения <...> подтверждается протоколом от 15.10.2015 по делу об административном правонарушении № 03-17/70-2015, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП за нарушение законодательства, на момент вынесения постановления не истек.

В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Поскольку <...> в силу занимаемого должностного положения должен был знать о необходимости своевременного и полного размещения ООО СК «Энерго» достоверной информации в соответствии со Стандартами, имел возможность при исполнении своих служебных обязанностей не допустить нарушения законодательства и должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий, то вина <...> считается установленной.

Таким образом, <...> совершил  административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП.

Место совершения административного правонарушения — г. Петрозаводск.

Из содержания пунктов 10 и 12 Стандартов следует, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП, состоит в неопубликовании информации, подлежащей раскрытию, на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в установленные сроки, а именно:

- по пункту 9 Стандартов — 01.06.2015;

- по абзацам седьмому, девятому - одиннадцатому, тринадцатому и четырнадцатому подпункта «б» пункта 11 Стандартов — 01.03.2015;

- по подпункту «д» пункта 11 Стандартов – 01.03.2015.

- по подпункту «и» пункта 11 Стандартов – 06.04.2015, 05.05.2015 и 06.06.2015.

Объект посягательства — общественные отношения в сфере электроэнергетики. Субъект — <...>, субъективная сторона — вина в форме неосторожности.

При вынесении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-17/70-2015 (исх. от 17.11.2015 № 03-17/70-2015/4850) руководителем Карельского УФАС России Пряхиным А.Б. был учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Так, при назначении административного наказания необходимо учитывать наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 КоАП.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 03-17/70-2015 обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не выявлено.

Также при назначении административного наказания учтен характер совершенного <...> административного правонарушения: нарушение порядка и сроков размещения информации в соответствии со Стандартами представляет угрозу общественным отношениям в сфере контроля за рынком электроэнергетики и свидетельствует о пренебрежительном отношении <...> к требованиям действующего законодательства.

Наконец, учтено имущественное и финансовое положение <...>: согласно пунктам 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3 трудового договора от 01.01.2014 № 6 должностной оклад директора составляет 16 254 руб. 50 коп. в месяц, ежемесячная премия 8 127 руб. 25 коп., а также для директора установлены следующие надбавки к заработной плате: районной коэффициент — 15 %, надбавка за стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера — 50 %.

Должностным лицом Карельского УФАС России правомерно определен размер подлежащего наложению административного штрафа, составившего 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Таким образом, при рассмотрении жалобы процессуальных нарушений, которые носят существенный характер, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении № 03-17/70-2015 и могут повлечь отмену принятого постановления, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление по делу об административном правонарушении № 03-17/70-2015 оставить без изменения, а жалобу <...> — без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны