Постановление №ВК/14475/17 постановление о наложении штрафа по делу № 4-00-1806/00-21-1... от 20 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-19.8-1806/00-21-16

 

Резолютивная часть постановления оглашена «14» февраля 2017 года

В полном объеме постановление изготовлено «17» февраля 2017 года

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Королев Виталий Геннадьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-19.8-1806/00-21-16, возбужденного в отношении<...>, в присутствии <...>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-19.8-1806/00-21-16,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступило обращение Минстроя России (вх. № 103147/16 от 15.07.2016) с жалобой на действия (бездействие) ПАО «МОЭСК», выразившиеся в неисполнении государственного контракта № МС-15-302-3740(914982) от 25.05.2015 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Обязательство по совершению технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила).

Пункт 3 Правил обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.

Между ПАО «МОЭСК» и Минстроем России был заключен договор № МС-15-302-3740(914982) от 25.05.2015 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее — Договор) в редакции протокола согласования разногласий к Договору от 25.05.2015.

В соответствии с пунктом 16 Правил, договор должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать сроков, установленных подпунктом «б» пункта 16 Правил.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт. Норма пункта 16 Правил носит императивный характер.

Пунктом 5 Договора определено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора.

Дата заключения Договора является 25.05.2015.

Таким образом, предельный срок (1 год) исполнения мероприятий по технологическому присоединению истек 25.05.2016.

Дополнительное соглашение № 1 (от 28.12.2015) к Договору вносит изменения в раздел VII «Заключительные положения» Договора пункта 23, согласно которому, в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации, начиная с 2016 Сетевая организация исполняет свои обязательства, оплата которых будет производиться в 2016 году и последующие годы, только после получения от заявителя уведомления о доведении (утверждении) Заявителю объема прав на принятие и/или исполнения обязательств, позволяющего в соответствующем году оплатить контракт без изменения его условий; Заявитель уведомляет Сетевую организацию о доведении (утверждении) объема прав на принятие и/или исполнения обязательств не позднее трех рабочих дней со дня наступления указанного условия путем направления письменного уведомления (по адресу или электронному адресу).

Таким образом, вносимые в Договор изменения не затрагивают общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, указанный в пункте 5 Договора.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Договор технологического присоединения в силу статьи 426 ГК РФ является публичным.

В соответствии с частью 5 статьи 426 ГК РФ, условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 данной статьи, ничтожны.

Таким образом, включение в договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных подпунктом «б» пункта 16 Правил, действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 85 Правил для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением документов, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно представленным ПАО «МОЭСК» сведениям, уведомление о выполнении Минстроем России технических условий поступило в адрес ПАО «МОЭСК» 16.05.2016.

На основании данного уведомления была проведена проверка выполнения Минстроем России технических условий и составлен акт осмотра (обследования электроустановки), а также установлено, что технические условия не исполнены ни одной из сторон.

Технические условия ПАО «МОЭСК» были выполнены только 18.07.2016, что подтверждается актом осмотра (обследования) электроустановки от 18.07.2016.

Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.

В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил, а также объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) – 18(4) Правил не требуется.

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению № 2 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению № 3 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) Правил).

При этом, неисполнение обязательств одной из сторон договора технологического присоединения не влечет для другой право не исполнять свои обязательства.

Вместе с тем, ряд мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевой организации не могут быть исполнены ввиду бездействия, собственника энергопринимающих устройств. Это мероприятия, указанные в подпунктах «г.1» - «д» пункта 7 Правил.

Таким образом, сетевая организация независимо от бездействия собственника энергопринимающих устройств, при заключенном договоре (выполнены подпункты «а» и «б» пункта 7 Правил), должна выполнить мероприятия, указанные в подпунктах «в» - «г» пункта 7 Правил в сроки, установленные для осуществления технологического присоединения (подпункт «б» пункта 16 Правил).

Следовательно, если сетевая организация не выполнила мероприятия, указанные в подпунктах «в» - «г» пункта 7 Правил в сроки, установленные для осуществления технологического присоединения, данные действия (бездействие) могут быть нарушением Правил.

Письменные пояснения относительно причин неисполнения ПАО «МОЭСК» мероприятий по технологическому присоединению, определенных договором № МС-15-302-3740(914982) от 25.05.2015, были представлены заместителем генерального директора по технологическому присоединению и развитию услуг <...> письмом вх. от 25.01.2017 № 11007/17.

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Так, согласно части 1 статьи 9.21 КоАП нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.

Распределение обязанностей между генеральным директором, заместителями генерального директора, руководителями подразделений прямого подчинения генеральному директору, директорами филиалов ПАО «МОЭСК» определены (в период действия договора № МС-15-302-3740(914982) от 25.05.2015) следующими приказами:

- Приказ ПАО «МОЭСК» от 31.12.2015 № 1754 «Об организационной структуре исполнительного аппарата Общества».

Согласно Приложению 2 приказа № 1754 заместитель генерального директора по технологическому присоединению и развитию услуг:

- осуществляет методологическое руководство и контроль деятельности подразделений филиалов Общества по закрепленным направлениям деятельности (п. 4.9.3);

- непосредственно координирует, организует и контролирует деятельность (п. 4.9.8):

- директора по технологическому присоединению и развитию услуг — директор департамента технологических присоединений мелких и средних потребителей (п. 4.9.8.2);

- департамента технологических присоединений крупных потребителей (п. 4.9.8.3);

- заключение, исполнение, сопровождение (контроль исполнения) договоров об осуществлении технологического присоединения (в том числе по индивидуальному проекту) (п. 4.9.9.2.3);

Через директора департамента технологических присоединений мелких и средних потребителей (п. 4.9.11 — 4.9.11.1.1):

контролирует процесс исполнения договоров о присоединении в электросетевых филиалах (МКС, ВЭС, СЭС, ЮЭС, ЗЭС) энергопринимающих устройств к электрической сети, договоров возмездного оказания услуг по ликвидации ограничений присоединения к электрической сети, а также иных соглашений, связанных с исполнением указанных договоров в Москве и Московской области.

2. Приказ ПАО «МОЭСК» от 08.09.2015 № 1123 «Об утверждении распределения обязанностей между генеральным директором, заместителями генерального директора, руководителями подразделений прямого подчинения генеральному директору, директорами филиалов ПАО «МОЭСК» и типового положения о филиале ПАО «МОЭСК»» (отменен приказом ПАО «МОЭСК» от 31.12.2015 № 1754).

Согласно Приложению 1 приказа № 1123 заместитель генерального директора по технологическому присоединению и развитию услуг:

- осуществляет методологическое руководство и контроль деятельности подразделений филиалов Общества по закрепленным направлениям деятельности (п. 4.9.3);

- непосредственно координирует, организует и контролирует деятельность (п. 4.9.7):

b) директора по технологическому присоединению и развитию услуг — директор департамента технологических присоединений мелких и средних потребителей;

с) департамента технологических присоединений крупных потребителей;

Через директора департамента технологических присоединений мелких и средних потребителей (п. 4.9.10 — 4.9.10.1):

а) контролирует процесс исполнения договоров о присоединении в электросетевых филиалах (МКС, ВЭС, СЭС, ЮЭС, ЗЭС) энергопринимающих устройств к электрической сети, договоров возмездного оказания услуг по ликвидации ограничений присоединения к электрической сети, а также иных соглашений, связанных с исполнением указанных договоров в Москве и Московской области.

3. Приказ ОАО «МОЭСК» от 30.04.2015 № 509 «О системе управления филиалов ОАО «МОЭСК»» (отменен приказом ПАО «МОЭСК» от 31.12.2015 № 1754).

Согласно Приложению 2 приказа № 509 (Приложение № 2 отменено приказом ПАО «МОЭСК» от 03.09.2015 № 1123) заместитель генерального директора по технологическому присоединению и развитию услуг:

- осуществляет организацию и контроль деятельности подразделений филиалов Общества по закрепленным направлениям деятельности (п. 9.3);

- в рамках своей компетенции несет ответственность за своевременное и надлежащее решение задач общества, одной из которых является своевременное и качественное обслуживание клиентов (п. 9.6);

    • координирует и контролирует процесс исполнения договоров о присоединении в электросетевых филиалах (МКС, ВЭС, СЭС, ЮЭС, ЗЭС) энергопринимающих устройств к электрической сети, договоров возмездного оказания услуг по ликвидации ограничений присоединения к электрической сети, а также иных соглашений, связанных с исполнением указанных договоров в Москве и Московской области (п. 9.8).

      Также было заключено дополнительное соглашение к договору, которое не вносит изменений в общий срок исполнения договора. Факт обращения Минстроя с жалобой подтверждает то что срок исполнения договора не продлевался.

Таким образом, на заместителя генерального директора по технологическому присоединению и развитию услуг в период исполнения договора технологического присоединения № МС-15-302-3740(914982) от 25.05.2015 были возложены обязательства по контролю за исполнением обязательств между ПАО «МОЭСК» и Минстроем России.

Согласно приказу (распоряжению) о приеме на работу от 09.01.2014 №10/к <...> был принят на работу в ОАО «МОЭСК» на должность заместителя генерального директора по технологическому присоединению и развитию услуг на срок с 14.01.2014 по 13.01.2017 включительно, трудовой договор от 14.01.2014 № 14/01-11.

Указанная совокупность полномочий (в период действия договора № МС-15-302-3740(914982) от 25.05.2015) возлагала на заместителя генерального директора по технологическому присоединению и развитию услуг Пятигора Александра Михайловича, как должностного лица, осуществление контроля за исполнением мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ПАО «МОЭСК», в том числе в рамках исполнения договора технологического присоединения № МС-15-302-3740(914982) от 25.05.2015.

Следовательно, ответственным должностным лицом ПАО «МОЭСК» за нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП, в части не выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, 10, корпус 1, в срок, установленный Правилами, является заместитель генерального директора по технологическому присоединению и развитию услуг Пятигор Александр Михайлович.

Местом совершения административного правонарушения является — г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2.

Временем совершения административного правонарушения является — 26.05.2016.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Так, согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.

Объект административного правонарушения: общественные отношения возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Объективная сторона: состоит в части нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.

Субъект административного правонарушения: <...>.

Субъективная сторона: вина должностного лица в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Факт совершения административного правонарушения <...> подтверждается протоколом № 4-00-1806/00-21-16 от 07.02.2017 по делу об административном правонарушении, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела в отношении <...> в качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность установлено, что административное правонарушение в отношении <...> совершено впервые.

При рассмотрение дела в отношении <...> отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 9.21, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП.

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133030300000712895

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

В.Г. Королев

Связанные организации

Связанные организации не указаны