Постановление №ВК/76312/15 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 29 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.32-609/00-21-15

 

«29» декабря 2015 г.                                                                                  г. Москва

 

Я, заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Королев Виталий Геннадьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.32-609/00-21-15, возбужденного в отношении <...>, в отсутствии Емельченкова Сергея Евгеньевича, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.32-609/00-21-15,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-11-58/00-21-14 о нарушении антимонопольного законодательства 26.12.2014 приняла решение о признании нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в соглашении между группой лиц ЗАО «КЭС» и
ЗАО «КЭС-Трейдинг», а именно в заключении договоров и соглашений между ЗАО «КЭС-Трейдинг» и ЗАО «КЭС» в отношении ОАО «ТГК-6», ОАО «ТГК-9», ОАО «Оренбургская ТГК» (впоследствии преобразованные в форме присоединения к ОАО «Волжская ТГК»), ОАО «Волжская ТГК» и между
ЗАО «КЭС-Трейдинг» и ОАО «ТГК-5», а также в определении порядка взаимодействия между ЗАО «КЭС-Трейдинг» и ЗАО «КЭС-Энергосбыт», которые привели к ограничению конкуренции путем завышения плановых объемов потребления электрической энергии на рынке на сутки вперед, приводящего к увеличению цены на оптовом рынке электрической энергии в Первой ценовой зоне, в том числе для генераторов – поставщиков, входящих в группу лиц ЗАО «КЭС», в период с 01.01.2012 по 31.01.2013.

Суть действий заключалась в регулярном и существенном завышении объемов потребления со стороны гарантирующих поставщиков - покупателей оптового рынка, входящих в группу лиц ЗАО «КЭС», а именно
ОАО «Свердловэнергосбыт», ОАО «Оренбургэнергосбыт»,
ОАО «Кировэнергосбыт» и ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» (далее - Гарантирующие поставщики) (впоследствии
ОАО «Оренбургэнергосбыт» переименовано в ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», а ОАО «Свердловэнергосбыт», ОАО «Кировэнергосбыт» и ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» преобразованы в форме присоединения к
ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»), в результате чего цена на электрическую энергию увеличивалась для всех участников, в том числе генераторов - поставщиков, входящих в группу лиц ЗАО «КЭС», а именно ОАО «ТГК-5», ОАО «ТГК-6», ОАО «ТГК-9», ОАО «Оренбургская ТГК» и ОАО «Волжская ТГК» (далее – Генерирующие компании) (впоследствии ОАО «ТГК-5», ОАО «ТГК-6»,
ОАО «ТГК-9» и ОАО «Оренбургская ТГК» преобразованы в форме присоединения к ОАО «Волжская ТГК»).

Превышение планового потребления над фактическим (далее – Отклонение) участником оптового рынка - потребителем электрической энергии, в том числе и гарантирующим поставщиком, на рынке на сутки вперед может привести к востребованию более дорогой части ценового предложения и, как следствие, росту равновесных цен РСВ.

В соответствии с Решением с декабря 2011 года по январь 2013 года в отношении Гарантирующих поставщиков зафиксирован существенный рост Отклонений, который в свою очередь повлиял на рост цен на электрическую энергию в указанном периоде.

В рамках рассмотрения дела № 1-11-58/00-21-14 ФАС России было установлено, что 1 июня 2011 года между ЗАО «КЭС-Энергосбыт» и Гарантирующими поставщиками были подписаны договоры о передаче полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества управляющей организации и оказания услуг в области управления, в результате чего ЗАО «КЭС-Энергосбыт» получило полномочия единоличного исполнительного органа Гарантирующих поставщиков. Позднее новые договоры, дающие ЗАО «КЭС-Энергосбыт» полномочия единоличного исполнительного органа Гарантирующих поставщиков, были подписаны 01.01.2013.

Организация подачи заявок на оптовом рынке в отношении Гарантирующих поставщиков регулируется Регламентом взаимодействия по централизации подачи уведомлений ОАО «СО ЕЭС» и заявок ОАО «АТС» на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее – Регламент взаимодействия), подписанный ЗАО «КЭС-Энергосбыт» (С.Е. Емельченковым) и ООО «КЭС-Трейдинг» (впоследствии преобразовано в ЗАО «КЭС-Трейдинг») (Д.Г. Куликовым) 12 января 2011 года. Регламент взаимодействия устанавливает порядок взаимодействия между ООО «КЭС-Трейдинг» (Департаментом по работе с энергосбытовыми компаниями ООО «КЭС-Трейдинг») и энергосбытовыми компаниями Группы лиц ЗАО «КЭС», в процессе осуществления операций на оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанных с подачей уведомлений в адрес ОАО «СО ЕЭС» и заявок на торговую площадку ОАО «АТС».

Пунктом 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является, в том числе рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.

Таким образом, в период с декабря 2011 года по январь 2013 года вследствие действий Гарантирующих поставщиков наблюдался рост цены на электрическую энергию в границах Первой ценовой зоны.

Например, увеличение индекса цены 13.05.2012 года в 6-й час было более 13 % в Удмуртской Республике (13,23 %), Кировской области (13,21 %) и Свердловской области (13,06 %).

Повышение цен на электроэнергию ущемило интересы потребителей электрической энергии на оптовом рынке и создало дополнительный доход для генерирующих компаний Первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии, в том числе для Генерирующих компаний (ОАО «ТГК-5»,
ОАО «ТГК-6», ОАО «ТГК-9», ОАО «Волжская ТГК» и ОАО «Оренбургская ТГК»).

Из письма НП «Совет рынка» от 04.06.2014 № СР-02/14-2351 следует, что начиная с октября 2011 года наблюдается значительный рост цены в заявках Генерирующих компаний и что Генерирующие компании определяющим образом влияли на цену с ноября 2011 года по август 2012 года.

В июле 2012 года рост средневзвешенных цен по станциям группы лиц составил 21 %, что превышает уровень индексации тарифа на газ в 15 % для потребителей Первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии.

Таким образом, влияние на цену электрической энергии в Первой ценовой зоне оказывали Гарантирующие поставщики посредством завышения планового потребления над фактическим и Генерирующие компании посредством повышения цен в ценовых заявках, подача которых от имени Гарантирующих поставщиков и Генерирующих компаний осуществлялась ЗАО «КЭС-Трейдинг», которое, в свою очередь, также осуществляет деятельность по топливообеспечению Генерирующих компаний.

В качестве основной причины роста Отклонений Гарантирующих поставщиков ЗАО «КЭС-Энергосбыт» указывает внедрение в декабре 2011 года программы прогнозирования потребления (АРМ «Прогнозирование почасового потребления электроэнергии на ОРЭМ») во всех Гарантирующих поставщиках.

В рамках проведенной проверки Инспекции ФАС России ЗАО «КЭС-Энергосбыт» не смогли быть представлены какие-либо подтверждения и доказательства разработки, внедрения и работы программного комплекса (АРМ «Прогнозирование почасового потребления электроэнергии на ОРЭМ») в течение декабря 2011 по январь 2013 года.

Так ЗАО «КЭС-Энергосбыт» не смогло представить:

- программный комплекс, который был установлен Гарантирующим поставщикам (был представлен программный комплекс, который функционировал с февраля 2013 года);

- входящие данные, которые использовались для прогнозирования (были представлены измененные входящие данные);

- локальные акты, техническое задание, поручение, переписка или иная информация, связанная с установкой и работой программного комплекса.

Также сотрудники ЗАО «КЭС-Энергосбыт», работающие в Департаменте по сопровождению деятельности на ОРЭМ (Рассказов Иван Павлович, Попов Дмитрий Александрович, Смирнов Александр Юрьевич) не смогли сообщить какой-либо информации о наличии (отсутствии) программного комплекса.

Гарантирующие поставщики имели возможность надлежащим образом планировать потребление, однако, не использовали такую возможность, нарушив Закон о защите конкуренции.

Решение по делу № 1-11-58/00-21-14 изготовлено в полном объеме 26.12.2014.

ЗАО «КЭС-Энергосбыт» (свидетельство ОГРН выдано 30.12.2010
№ 1105024008825, ИНН 5024117977) было создано по решению единственного учредителя ЗАО «Вендор» от 20.12.2010 (местонахождение: 109390, г.Москва, 1-я улица Текстильщиков, д.12/9, офис 2), генеральным директором был избран Емельченков Сергей Евгеньевич (приказ о приеме работника на работу от 01.06.2011).

Согласно новой редакции устава ЗАО «КЭС-Энергосбыт» от 05.08.2011 руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором (пункт 16.1). К компетенции генерального директора Общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров общества (пункт 16.3). Генеральный директор Общества без доверенности действует от имени общества, в том числе с учетом ограничений, предусмотренных действующим законодательством, настоящим Уставом:

  • обеспечивает выполнение планов деятельности общества, необходимых для решения его задач;

  • издает приказы, утверждает (принимает) инструкции, локальные нормативные акты и иные внутренние документы общества по вопросам его компетенции, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками (пункт 16.4).

Емельченков Сергей Евгеньевич являлся должностным лицом (генеральным директором) ЗАО «КЭС-Энергосбыт», подписавшим Регламент взаимодействия, в результате чего был установлен порядок взаимодействия между ЗАО «КЭС-Трейдинг» и ЗАО «КЭС-Энергосбыт».

Таким образом, в действиях Емельченкова Сергея Евгеньевича содержатся признаки нарушения, выразившегося в заключении (подписании) Регламента взаимодействия между ЗАО «КЭС-Трейдинг» и ЗАО «КЭС-Энергосбыт», который привел к ограничению конкуренции путем завышения плановых объемов потребления электрической энергии на рынке на сутки вперед, приводящего к увеличению цены на оптовом рынке электрической энергии в Первой ценовой зоне, в том числе для генераторов – поставщиков, входящих в группу лиц ЗАО «КЭС», в период с 01.01.2012 по 31.01.2013, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП.

Местом совершения административного правонарушения является 143421, Московская область, Красногорский район, 26 км автодороги «Балтия», бизнес-центр «Рига-Ленд», стр. 3.

Временем совершения административного правонарушения является Период с 01.01.2012 по 31.01.2013.

Частью 1 статьи 14.32 КоАП установлена ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Объект административного правонарушения: общественные отношения связанные с защитой конкуренции.

Объективная сторона: совершение Емельченковым Сергеем Евгеньевичем правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП выразившегося в соглашении между группой лиц ЗАО «КЭС» и
ЗАО «КЭС-Трейдинг», а именно в заключении договоров и соглашений между ЗАО «КЭС-Трейдинг» и ЗАО «КЭС» в отношении ОАО «ТГК-6», ОАО «ТГК-9», ОАО «Оренбургская ТГК» (впоследствии преобразованные в форме присоединения к ОАО «Волжская ТГК»), ОАО «Волжская ТГК» и между
ЗАО «КЭС-Трейдинг» и ОАО «ТГК-5», а также в определении порядка взаимодействия между ЗАО «КЭС-Трейдинг» и ЗАО «КЭС-Энергосбыт», которые привели к ограничению конкуренции путем завышения плановых объемов потребления электрической энергии на рынке на сутки вперед, приводящего к увеличению цены на оптовом рынке электрической энергии в Первой ценовой зоне, в том числе для генераторов – поставщиков, входящих в группу лиц ЗАО «КЭС», в период с 01.01.2012 по 31.01.2013.

Субъект административного правонарушения: Емельченков Сергей Евгеньевич (паспорт серии 4600 № 653770, выдан Ступинским ОВД Московской области, код подразделения 502-027, дата выдачи 02.03.2001. Зарегистрирован по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Овражная, д. 8, кв. 13. Дата и место рождения: 22.12.1971, гор. Смоленск).

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у
Емельченкова Сергея Евгеньевича имелась возможность не совершать указанных действий, однако Емельченкова Сергея Евгеньевича этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.32 КоАП.

Таким образом, Емельченков Сергей Евгеньевич совершил действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП, состав административного правонарушения установлен и подтверждается материалами дела.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается Решением по делу № 1-11-58/00-21-14 от 31.12.2014, протоколом
№ 4-14.32-609/00-21-15 об административном правонарушении от 10.12.2015, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Срок давности привлечения Емельченкова Сергея Евгеньевич к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
№ 4-14.32-609/00-21-15 обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.32 КоАП, а так же статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н
«Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН _______________________

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (499) 755 23 24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны