Решение №06/46214/16 Решение о прекращении рассмотрения дела № 1-10-205/00-06-15 ... от 7 июля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-205/00-06-15

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

«07» июля 2016 г. г. Москва

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июня 2016 года


В полном объеме решение изготовлено «07» июля 2016 года

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> (далее – Комиссия ФАС России) ,

рассмотрев дело № 1-10-205/00-06-15 по признакам нарушения АО «ОХК «УРАЛХИМ» (место нахождения: Пресненская наб., д. 6, стр. 2, г. Москва, 123317) в лице филиала «АЗОТ» в г. Березняки (место нахождения: Чуртанское ш., д. 75, г. Березняки, Пермский край, 618401) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высокой цены на селитру аммиачную пористую модифицированную,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе заседания Комиссии ФАС России, состоявшегося 28.06.2016, представлена информация о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле № 1-10-205/00-06-15, о времени и месте его рассмотрения.

Комиссией ФАС России рассмотрено и удовлетворено письменное ходатайство ОАО «ЮГК» от 01.06.2016 № 1200 (вх. от 28.06.2016 № 92089-ЭП/16) о рассмотрении дела без участия его представителей.

Основанием для возбуждения дела явились материалы дела № 479-15-А, возбужденного Пермским УФАС России приказом от 06.07.2015 № 446-п «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 479-15-А о нарушении антимонопольного законодательства» по признаку нарушения со стороны АО «ОХК «УРАЛХИМ» в лице филиала «АЗОТ» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на селитру аммиачную пористую модифицированную и переданного на рассмотрение в центральный аппарат ФАС России (далее — Дело № 479-15-А).

В адрес Пермского УФАС России поступило заявление от ОАО «Южуралзолото Группа Компаний» (далее – ОАО «ЮГК», Заявитель) с жалобой на значительное удорожание селитры аммиачной пористой модифицированной (далее – САПМ), реализуемой обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «УРАЛХИМ» (далее — ООО «ТД «УРАЛХИМ») (ОГРН 1085903007376, ИНН 5903091456, КПП 590201001, адрес местонахождения: 614045, г.Пермь, Комсомольский проспект, д.1) в I квартале 2015 года, и на невозможность приобрести указанную продукцию напрямую у завода-изготовителя.

Согласно тексту указанного заявления, начиная с декабря 2014 года ООО «ТД «УРАЛХИМ» систематически повышало отпускную цену на САПМ, отгружаемую в адрес Заявителя. Данные об указанном повышении представлены в Таблице № 1 настоящего решения.

 

Таблица № 1

 

Отпускные цены ООО «ТД «УРАЛХИМ» на САПМ в период

с декабря 2014 года по февраль 2015 года включительно

 

Дата спецификации

Цена на САПМ (руб/т)

02.12.2014

14910

19.01.2015

18950 (+27,10%)

27.01.2015

19550 (+3,17%)

20.02.2015

20226 (+3,46%)

 

 

Приказом Государственного Комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур по Пермскому краю № 88 от 27.06.1996г. (с изменениями, внесёнными приказами Пермского УФАС России № 479-п от 23.12.2008г. и № 329 от 20.06.2011г.) АО «ОХК «УРАЛХИМ» в лице филиала «Азот» включено в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующие положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее — Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%) по позиции «аммиачная селитра» в географических границах Пермского края с долей более 50%.

Указанные приказы в установленный законом срок оспорены не были; в период с 2011 года до момента возбуждения Дела № 479-15-А от АО «ОХК «УРАЛХИМ» в лице филиала «АЗОТ» не поступало материалов, свидетельствующих об изменении рыночной доли филиала «АЗОТ» АО «ОХК «УРАЛХИМ»; информацией об изменении конкурентной среды на товарном рынке Пермское УФАС России не располагало.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%.

Следовательно, доминирующее положение АО «ОХК «УРАЛХИМ» в лице филиала «АЗОТ» на рынке аммиачной селитры в границах Пермского края было признано актуальным на момент возбуждения Дела № 479-15-А.

Причиной передачи Дела № 479-15-А явились результаты анализа и оценки состояния конкуренции на оптовом рынке аммиачной селитры. В ходе рассмотрения дела Пермским УФАС России было установлено, что географические границы товарного рынка не ограничены одним субъектом Российской Федерации (Пермским краем) и включают в себя несколько регионов Российской Федерации.

На основании изложенного, а также пункта 1.4.3 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244 «Об утверждении Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган» (далее — Правила передачи материалов в другой антимонопольный орган), Пермское УФАС России передало материалы дела № 479-15-А на рассмотрение в центральный аппарат ФАС России.

АО «ОХК «УРАЛХИМ» является единоличным исполнительным органом ООО «ТД «УРАЛХИМ».

Следовательно ООО «ТД «УРАЛХИМ» входит в группу лиц АО «ОХК «УРАЛХИМ».

На основании статей 33, 39 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в целях регулирования деятельности единоличного исполнительного органа ООО «ТД «УРАЛХИМ» — генерального директора в части формирования трансфертного ценообразования в отношении продукции предприятий группы лиц АО «ОХК «УРАЛХИМ», реализуемой через ООО «ТД «УРАЛХИМ», АО «ОХК «УРАЛХИМ» самостоятельно принимает политику ценообразования в отношении продукции предприятий группы лиц АО «ОХК «УРАЛХИМ». Соответствующие пояснения были представлены в Пермское УФАС России письмом ООО «ТД «УРАЛХИМ» от 29.04.2015 № 515.

При анализе материалов, имеющихся в распоряжении антимонопольного органа, было установлено, что производство САПМ осуществляется АО «ОХК «УРАЛХИМ» в лице филиала «АЗОТ».

На основании изложенного, приказом ФАС России от 17.11.2015 № 1116/15 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» было возбуждено дело № 1-10-205/00-06-15 в отношении ОА «ОХК «УРАЛХИМ» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за её пределами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции монопольно высокая цена может быть установлена только хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положение признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В рамках рассмотрения дела № 1-10-205/00-06-15, а также для установления долей хозяйствующих субъектов, на рынке аммиачной селитры, используемой для взрывных работ, ФАС России провела анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке.

По результатам указанного анализа состояния конкуренции ФАС России установила, что более половины опрошенных хозяйствующих субъектов готовы заменить используемый вид/марку аммиачной селитры иным видом/маркой аммиачной селитры при производстве взрывчатых веществ. Замена видов/марок аммиачной селитры, используемой при проведении взрывных работ, иными товарами невозможна.

На основании опросов потребителей продуктовые границы рассматриваемого рынка определены как селитра аммиачная.

При предварительном определении географических границ товарного рынка, ФАС России были применены следующие методы: установление фактических районов продаж и местонахождения потребителей аммиачной селитры, используемой для взрывных работ, а также «тест гипотетического монополиста».

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют 13 производителей аммиачной селитры, используемой, в том числе, для взрывных работ.

По результатам аналитического отчета ФАС России установила, что большинство потребителей аммиачной селитры, используемой для взрывных работ, готовы заменить продавца, в случае долговременного (дольше 1 года) повышения цены на 5-10 процентов, на иных продавцов, находящихся в иных регионах Российской Федерации.

Также проведен анализ стоимости транспортировки аммиачной селитры, посредством железнодорожного транспорта, на примере Филиала «АЗОТ» АО «ОХК «УРАЛХИМ», и установлено, что исходя из железнодорожного тарифа, применяемого к перевозкам в 2015 году, а также с учетом средневзвешенной цены на аммиачную селитру, используемую для взрывных работ, в указанный период, средневзвешенные затраты на перевозку от станции Заячья Горка (Филиал «АЗОТ» АО «ОХК «УРАЛХИМ») составят 1 144,78 руб./тонну. При средневзвешенной цене аммиачной селитры, используемой для взрывных работ, равной 13 385,4 руб./тонну затраты на перевозку не превышают 10% от стоимости аммиачной селитры, используемой для взрывных работ.

Таким образом, рынок аммиачной селитры, используемой для взрывных работ, является федеральным, а его географическими границами является территория Российской Федерации.

ФАС России установлено, что в первом квартале 2015 года доля АО «ОХК «УРАЛХИМ» на рынке аммиачной селитры, используемой для взрывных работ, составляла 30,43%. Расчет коэффициента рыночной концентрации, а также индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана показал, что рассмотренный товарный рынок является умеренно концентрированным с умеренно развитой конкурентной средой.

Таким образом, Комиссия ФАС России считает, что отсутствие доминирующего положения АО «ОХК «УРАЛХИМ» на рынке аммиачной селитры, используемой для взрывных работ, в I квартале 2015 года не позволяет квалифицировать действия АО «ОХК «УРАЛХИМ» на указанном рынке как нарушающие пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что в действиях АО «ОХК «УРАЛХИМ» в I квартале 2015 года отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены на аммиачную селитру, используемую для взрывных работ.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

  • Производство по делу № 1-10-205/00-06-15 в отношении АО «ОХК «УРАЛХИМ» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией ФАС России действиях.

  • Направить решение сторонам по делу.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны