Решение №06/52209/14 Решение по делу от 2 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-15-11/00-06-14

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена « 18 » ноября 2014 г.

 

В полном объеме решение изготовлено « 02 » декабря 2014 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: <...>,

в отсутствие представителей заявителей ООО «Сервис Профи»,
ООО «СПК «Агро-Союз» и ООО «СПК Хлебороб»,

в присутствии представителей ответчика Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области <...> (доверенность от 02.04.2014 № 5-9) и <...> (доверенность от 02.04.2014 № 5-9/1),

в отсутствие представителей ответчика Правительства Ивановской области (надлежаще уведомлено, письмом от 05.11.2014 № 2816/06-1-105-14 просит рассмотреть дело без участия своего представителя),

в отсутствие представителей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, привлеченного к рассмотрению дела как лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах (надлежаще уведомлено, письмом от 09.10.2014 № 14-8/355 просит рассмотреть дело без участия своего представителя),

рассмотрев дело № 1-15-11/00-06-14 по признакам нарушения Правительством Ивановской области (ул. Пушкина, д. 9, г. Иваново, 153000)
и Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (ул. Суворова, д. 44, г. Иваново, 153012) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступили заявления ООО «СПК «Агро-Союз»
(письма вх. 67248/13 от 16.08.2013, вх. № 90104/13 от 22.10.2013)
и ООО «Сервис Профи» (письмо вх. № 90102/13 от 22.10.2013) с жалобами
на действия Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее – Департамент) по вопросам предоставления субсидий
на реализацию продовольственного зерна и семян рапса в рамках оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Ивановской области.

В своих письмах ООО «Сервис Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» сообщили, что информировали Департамент о количестве отгруженной продовольственной пшеницы за период с 01.10.2012 по 31.12.2012 года для формирования плана предоставления субсидий по продовольственной пшенице в 2013 году по урожаю 2012 года.

ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» обратились
в Департамент с заявлениями (письма от 07.02.2013г. № 3, от 08.04.2013г. № 37, от 24.05.2013г. № 56 и от 25.03.2013 № 14, от 27.05.2013 № 40, от 17.06.2013
№ 57 соответственно) на получение государственной поддержки в виде субсидии на реализацию продовольственного зерна и семян рапса. К указанным заявлениям был приложен полный пакет документов, необходимых для получения субсидий, предусмотренных постановлением Правительства Ивановской области от 19.05.2011 № 165-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» (далее – Порядок).

Указанные заявления были рассмотрены Департаментом с нарушением установленного пунктом 1.7 Порядка 15-ти дневного срока рассмотрения документов, так как ответы заявителям были направлены письмами
от 17.07.2013 № 15-19-2072 и № 15-19-2073 соответственно.

Указанными письмами от 17.07.2013 г. Департамент известил
ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» о том, что заявления
о предоставлении субсидий будут приниматься в сентябре текущего года,
и возвратил заявителям пакеты документов, поданных вместе с заявлениями.

ООО «Сервис Профи» письмом от 30.07.2013 № 109, направленным
по почте, повторно обратилось в Департамент с заявлением на получение государственной поддержки в виде субсидии на реализацию продовольственного зерна и семян рапса (зарегистрировано в журнале заявок 06.09.2013 № 11). Письмом от 12.09.2013 № 15-2603 Департамент отказал
ООО «Сервис Профи» в предоставлении субсидий в связи с тем, что представлен пакет документов на продовольственное зерно, произведенное
и реализованное в 2012 году, а в соответствии с пунктом 6.2 Порядка субсидированию подлежит только реализованное продовольственное зерно
и семена масличных культур собственного производства урожая текущего года, реализуемые перерабатывающим организациям на производство продукции
и их хранение.

Аналогичная ситуация сложилась и при повторном обращении
в Департамент ООО «СПК «Агро-Союз». На его заявление
от 06.09.2013 № 12 Департаментом письмом от 12.09.2013 № 15-2602 заявителю отказано в получении субсидии связи с тем, что представлен пакет документов
на продовольственное зерно, произведенное и реализованное в 2012 году.

При этом изменения в пункт 6.2 Порядка, устанавливающие,
что субсидированию подлежат объемы реализованного продовольственного зерна и семян масличных культур собственного производства урожая текущего года, внесены постановлением Правительства Ивановской области
от 02.07.2013 № 256-П.

Таким образом, по мнению заявителей, действия Департамента, а также действия Правительства Ивановской области по подготовке и принятию постановления от 02.07.2013 № 256-П, вносящего изменение в Порядок, привели
к ущемлению их прав, поставили указанных сельхозпроизводителей Ивановской области в неравные условия и содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В целях проверки изложенных в заявлениях фактов в соответствии
с приказом ФАС России от 06.11.2013 № 752/13 была проведена внеплановая выездная проверка Департамента, результаты которой подтвердили факты, изложенные в заявлениях хозяйствующих субъектов. По результатам проверки
в действиях Департамента выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в создании дискриминационных условий отдельным сельхозпроизводителям, в частности ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз», при предоставлении субсидий на реализацию продовольственного зерна урожая 2012 года в рамках оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства
в Ивановской области. Акт проверки приобщен к материалам дела.

Кроме того, учитывая, что основанием для отказа в предоставлении субсидии явилось требование, внесенное в Порядок постановлением Правительства Ивановской области от 02.07.2013 № 256-П, было признано,
что действия Правительства Ивановской области по принятию указанного акта содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части создания дискриминационных условий для отдельных сельхозпроизводителей Ивановской области, которым отказано
в предоставлении субсидий в соответствии с принятыми изменениями,
и которые ранее, до внесения указанных изменений, имели на них право.

Учитывая изложенное, приказом ФАС России от 04.03.2014 № 125/14 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства
№ 1-15-11/00-06-14 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 1-15-11/00-06-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 17.03.2014
№ 06/9569/14 к делу привлечены:

– в качестве заявителей ООО «СПК «Агро-Союз» и ООО «Сервис Профи»;

– в качестве ответчиков Правительство Ивановской области
и Департамент;

– в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Рассмотрение дела назначено на 15.04.2014.

Указанным определением у лиц, участвующих в деле, запрошена необходимая для рассмотрения дела информация.

Все затребованные материалы представлены в ФАС России и приобщены
к материалам дела.

В период подготовки дела к рассмотрению в ФАС России поступило заявление ООО «СПК Хлебороб» (ул. Завокзальная, д. 1, г. Шуя, 155901),
(вх. 31941/14 от 07.04.2014), в котором заявитель сообщает, что Правительством Ивановской области постановлениями от 09.12.2013 № 496-п и от 05.03.2014
№ 76-п в Порядок внесен ряд изменений, которые, по мнению заявителя, также создают дискриминационные условия для отдельных сельхозпроизводителей Ивановской области, имеющих право на получение субсидий в рамках государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

Согласно заявлению ООО «СПК Хлебороб», помимо указанных
ООО «СПК «Агро-Союз» и ООО «Сервис Профи» изменений, касающихся порядка подачи документов и выплаты субсидий по продовольственному зерну, Правительство Ивановской области своим постановлением от 09.12.2013
№ 496-п внесло изменение в пункт 6.1. Порядка, согласно которому, субсидии на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при условии наличия у получателя субсидии мощностей по глубокой переработке зерна
и семян масличных культур, созданных в рамках реализации инвестиционных проектов, одобренных Межведомственным советом по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области
(далее – Межведомственный совет).

По информации, содержащейся в заявлении ООО «СПК Хлебороб»,
на информационном сайте Межведомственного совета имеется информация
о двух проектах, одобренных советом, в которых встречается термин «глубокая переработка сельскохозяйственных культур»:

1.«Расширение производственных мощностей объекта глубокой переработки высокопротеиновых сельскохозяйственных культур
в Приволжском районе Ивановской области» - проект представлен
ООО «Агрофирма РИАТ».

2.«Строительство объектов по глубокой переработке высоко протеиновых сельскохозяйственных культур: пшеницы, ржи, рапса» - проект представлен ОАО «РИАТ».

Таким образом, по мнению заявителя, в результате внесенных в Порядок изменений, круг претендентов на получение субсидий из областного бюджета, учитывая, что указанные хозяйствующие субъекты входят в одну группу лиц,  сузился до единственного получателя.

Кроме того, постановлением Правительства Ивановской области
от 05.03.2014 № 76-п изменен пункт 6.2. Порядка. В соответствии
с внесенными указанным нормативным правовым актом изменениями
в Порядок, субсидии предоставляются в IV квартале текущего года при условии реализации продовольственного зерна и семян масличных культур собственного производства урожая текущего года перерабатывающим организациям, зарегистрированным на территории Ивановской области, имеющим оборудование по переработке сырья для производства муки, крупы
и растительного масла.

Согласно имеющейся у ООО «СПК Хлебороб» информации,
на территории Ивановской области только группа компаний «РИАТ» имеет оборудование по переработке сырья для производства муки, а также
мощности по «глубокой переработке» зерна, и ни одного предприятия, имеющего оборудование для производства крупы или растительного масла. Таким образом, по мнению ООО «СПК Хлебороб», внесенные изменения, создают ситуацию, при которой аграрии Ивановской области:

• во-первых, вынуждены продавать выращенную продукцию
в кратчайшие сроки после уборки урожая (август-октябрь), когда цены на зерно наиболее низкие, чтобы уложиться в сроки, указанные в Порядке;

• во-вторых, продавать продукцию только одному покупателю, следствием чего является отсутствие конкуренции на рынке, что помимо уменьшения прибыли у самих товаропроизводителей, повлечет за собой значительное уменьшение поступлений в бюджет в виде налогов, уплачиваемых производителями сельскохозяйственной продукции.

Учитывая, что рассматриваемое Комиссией дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по аналогичным основаниям, определением от 17.04.2014 № 06/15090/14 указанное заявление приобщено
к делу № 1-15-11/00-06-14 и ООО «СПК Хлебороб» привлечено к участию
в деле в качестве заявителя.

Кроме того, ООО «СПК «Агро-Союз» письмом б/н (вх. от 11.04.2014
№ 33877/14) и ООО «Сервис-Профи» письмом б/н (вх. от 11.04.2014
№ 33875/14) представили свои пояснения к заседанию Комиссии ФАС России по делу № 1-15-11/00-06-14, в которых также сообщали об указанных изменениях, внесенных в Порядок постановлениями Правительства Ивановской области, а также справки об убытках, понесенных обществами в связи
с отказом в получении субсидий.

Согласно заявлениям ООО «Сервис Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз», в предыдущие года подавались документы на получение субсидий в период
с 01 ноября текущего года, а получались субсидии до 1 июля следующего года, поскольку в кассовом плане всегда были заложены деньги на субсидии
по урожаю прошлого года, и выплачивались в первоочередном порядке
до начала сроков подачи заявлений на субсидии текущего года.

По мнению ООО «Сервис Профи», изменения, касающиеся ограничения срока подачи документов на получение субсидий на реализацию продовольственного зерна - 01 декабря текущего года, фактически лишают возможности реальных производителей продовольственного зерна получать вышеуказанную государственную поддержку, так как по практике уборка урожая ведется и в октябре месяце, параллельно производится посев озимых, подготовка почвы к посевам яровых культур следующего года. Учитывая данные сроки проведения работ и внесенные изменения в Порядок, Правительство Ивановской области ограничивает сроки для отгрузки продукции и ее оплаты одним месяцем.

Согласно внесенным изменениям в Порядок, одним из обязательных документов для принятия документов на предоставление субсидии является платежное поручение об оплате отгруженной продукции, несмотря на то, что обычно продовольственное зерно может отгружаться с отсрочкой платежа.

Также ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» проинформировали Комиссию, что судебными решениями от 23.01.2014
по делу № А17-6174/2013 и по делу А17-6176/2013 Арбитражный суд Ивановской области признал незаконным отказ Департамента в предоставлении субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян рапса, содержащейся в письмах от 17.07.2013 № 15-19-2072 и № 15-19-2073, и обязал Департамент принять решение о выплате субсидий указанным хозяйствующим субъектам.

В связи с необходимостью проверки изложенных в заявлении ООО «СПК Хлебороб» доводов, Комиссией ФАС России Определением от 17.04.2014
№ 06/15090/14 у Правительства Ивановской области запрошена информация
о причинах подготовки и издания постановлений Правительства Ивановской области от 09.12.2013 № 496-п и от 05.03.2014 № 76-п, вносящих изменения
в Порядок, заключения Минюста России по результатам правовой экспертизы указанных нормативных актов, а также информация о сумме бюджетных ассигнований, предусмотренных на выплату субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур в соответствии
с законами Ивановской области об областном бюджете на 2012 г. и 2013 г.
(в разрезе по целевым статьям).

Также, указанным Определением у Департамента дополнительно запрошена информация, необходимая Комиссии для рассмотрения дела
о нарушении антимонопольного законодательства с учетом вновь открывшихся обстоятельств. В частности, запрошена информация об объемах производства продовольственного зерна и семян масличных культур в Ивановской области
за 2011-2013 годы (с указанием производителей, объемов производства, площадей, занятых под эти культуры, и средней урожайности), перечень хозяйствующих субъектов Ивановской области, имеющих мощности
по переработке сырья для производства муки, крупы и растительного масла,
а также информация о фактических объемах произведенной муки, крупы
и растительного масла данными хозяйствующими субъектами за 2012 г. и 2013 год (с разбивкой по годам).

Рассмотрение дела назначено на 21 мая 2014 года.

Запрошенные документы и информация представлены в ФАС России
и приобщены к материалам дела.

Департамент письмом от 12.05.2014 № исх-861-010/5-9 (вх. от 15.05.2014 № 44748) сообщил о невозможности представления информации о перечне предприятий Ивановской области, имеющих мощности по переработке сырья для производства муки, крупы и растительного масла и фактических объемах произведенной муки, крупы и растительного масла данными хозяйствующими субъектами за 2012 г. и 2013 год, в связи с тем, что Ивановостат данной информацией не располагает. Департамент указанным письмом представил информацию Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области, содержащую перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Ивановской области
и заявивших при государственной регистрации, что будут осуществлять переработку сырья для производства муки, крупы и растительного масла.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации
и сведений от хозяйствующих субъектов Ивановской области о наличии мощностей по переработке сырья для производства муки, крупы
и растительного масла и об объемах производства указанной продукции,
а также о хозяйствующих субъектах, входящих в группу лиц компании «РИАТ», Комиссией ФАС России Определениями от 23.05.2014 № 06/20980/14,
от 07.08.2014 № 06/31631/14 рассмотрение дела № 1-15-11/00-06-14
о нарушении антимонопольного законодательства было отложено.

Комиссией ФАС России определением от 13.10.2014 № 06/41228/14 принято решение об отложении рассмотрения дела № 1-15-11/00-06-14 в связи
с необходимостью уточнения квалификации действий Правительства Ивановской области по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении Правительством Ивановской области ограничений прав сельскохозяйственных товаропроизводителей Ивановской области, осуществляющих деятельность
в области растениеводства, на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Рассмотрение дела было назначено на 11 ноября 2014 года.

Для получения информации, необходимой для рассмотрения дела
№ 1-15-11/00-06-14, ФАС России письмами 31.03.2014 № ЦА/11794/14,
№ ЦА/11796/14, № ЦА/10799/14, от 05.06.2014 № ЦА/22854/14, от 07.08.2014
№ АГ/31645/14 запросил у хозяйствующих субъектов Ивановской области
и органов государственной власти необходимую информацию. Кроме того, для выявления хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц компании «РИАТ», письмом от 14.10.2014 №АД/41416/14 ФАС России запросил у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ивановской области выписку из ЕГРЮЛ ООО «РИАТ-База» (место нахождения:155808, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Ивана Виноградова, д. 5), а также копию Устава ООО «РИАТ-База» со всеми внесенными изменениями.

11 ноября 2014 года в соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции по инициативе Комиссии в заседании был объявлен перерыв на срок 7 дней.

18 ноября 2014 года рассмотрение Комиссией ФАС России дела
№ 1-15-11/00-06-14 о нарушении антимонопольного законодательства было продолжено.

Изучив материалы дела и информацию, поступившую в соответствии
с Определениями и запросами ФАС России от участников дела, государственных органов и предприятий, осуществляющих деятельность
на территории Ивановской области, Комиссия ФАС России установила.

Департамент в обоснование своей позиции по делу № 1-15-11/00-06-14 письмами от 02.04.2014 № исх-591-010/5-9 и от 14.05.2014 № 2816/02-1-105-14 представил пояснения, согласно которым доводы заявителей признает необоснованными по следующим основаниям.

Порядок устанавливает категории получателей, цели, условия и порядок предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства за счет средств областного бюджета
в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Ивановской области
от 30.10.2008 № 125-03 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области».

Часть 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации
и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, устанавливая Порядок и внося в него изменения, Правительство Ивановской области действовало в рамках установленных полномочий. Внесение изменений в Порядок (постановление Правительства Ивановской области от 02.07.2013 № 256-п) обусловлено стимулированием сельскохозяйственных товаропроизводителей к реализации зерна непосредственно после сбора урожая, в целях снижения затрат хозяйств
на хранение продовольственного зерна, формирования продовольственного баланса Ивановской области и обеспечения предприятий пищевой
и перерабатывающей промышленности сырьем по сложившимся ценам.

Субсидии на реализованное продовольственное зерно и семена рапса предоставляются не в рамках экономически значимых программ только за счет средств областного бюджета.

В обосновании своей позиции Департамент сообщает, что в соответствии с Порядком сельхозпроизводители получили субсидии на реализацию продовольственного зерна и масличных культур в 2012 году в сумме
25 120 тыс. руб., а в 2013 году – в сумме 20 423,5 тыс. руб.

При этом, ООО «СПК»Хлебороб» в 2013 году получил субсидии в сумме 620,96 тыс. руб. в соответствии с заявкой. ООО «Растениеводческое хозяйство «Родина», ООО «Агрофирма РИАТ», ООО «Кинешемская нива», ООО «Весна», СПК ПЗ «Ленинский путь, ОАО «Заря» также предоставлены субсидии
на реализованное продовольственное зерно урожая текущего года согласно заявкам. ООО «Сервис –Профи» по заявлениям зарегистрированным 14.11.2013 и 22.11.2013, также представлены субсидии на реализованное продовольственное зерно урожая текущего года в сумме 667 640 тыс. руб.

Таким образом, по мнению Департамента, письма от 17.07.2013
№ 15-19-2072 и № 15-19-2073 не могут рассматриваться как решения об отказе ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» в предоставлении субсидий. Указанными письмами Департамент лишь возвращает пакеты документов заявителям без рассмотрения, поскольку согласно кассовому плану Департамента на текущий финансовый год выплаты субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян рапса предусмотрены в 4 квартале. Кроме того, в письмах от 17.07.2013 не указано ни одно из оснований отказа
в предоставлении субсидий, предусмотренных пунктом 1.4. Порядка.

После возвращения указанным организациям пакетов документов ими были поданы новые заявления о предоставлении субсидий: заявление
ООО «Сервис-Профи» от 30.07.2013 о предоставлении субсидий в сумме
1 123,3 тыс. руб. (зарегистрировано в журнале 06.09.2013 за №11), заявление ООО «СПК «Агро-Союз» от 29.07.2013 о предоставлении субсидии в сумме 649,3 тыс. руб. По результатам рассмотрения данных заявлений
в предоставлении субсидий заявителям отказано, поскольку представлены документы на субсидирование реализованного продовольственного зерно урожая 2012 года.

При этом, Департаментом исполнены решения Арбитражного суда Ивановской области от 23.01.2014 по делу № А17-6174/2013 и по делу
№ А17-6176/2013. Распоряжением Департамента сельского хозяйства
и продовольствия Ивановской области от 17 марта 2014 года № 06 принято решение о выплате ООО  «Сервис-Профи» субсидий на реализацию продовольственного зерна на основании заявлений от 07.02.2013 в размере 626,3 тыс. руб., от 08.04.2013 в размере 458,68 тыс.руб., и от 17.07.2013
в размере 38,32 тыс. руб.

Аналогично, распоряжением Департамента сельского хозяйства
и продовольствия Ивановской области от 17 марта 2014 года № 05 принято решение о выплате ООО «СПК «Агро-Союз» субсидий на реализацию продовольственного зерна на основании заявлений от 25.03.2013 в размере
316 тыс. руб., от 27.05.2013 в размере 258,79 тыс. руб. и от 17.06.2013 в размере 74,51 тыс. руб.

Указанные суммы перечислены заявителям (платежные поручения
от 28.03.2014 № 121689 и № 121691).

Правительство Ивановской области письмом от 04.04.2014 № 2816-1-105 представило следующие пояснения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-15-11/00-06-14.

Статья 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» к мерам государственной аграрной политики относит предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 9 части 2 и части 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) относится
к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации
по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
(за исключением субвенций из федерального бюджета), по которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Законом Ивановской области от 30.10.2008 № 125-03 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства» устанавливаются меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства, в том числе предоставление субсидий в случаях и в порядке, предусмотренных законом
об областном бюджете на соответствующий год и принимаемыми
в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Ивановской области.

Пунктом «з» части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом)
и законами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Правительство Ивановской области, принимая постановление Правительства Ивановской области от 19.05.2011 № 165-п
«Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» (далее — постановление
№ 165-п), а также постановления о внесении в него изменений, действовало
в пределах компетенции, определенной действующим законодательством Российской Федерации и Ивановской области.

В соответствии с пунктом 1.1 Порядка предметом правового регулирования данного нормативного правового акта являются отношения
по использованию средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства.

Порядком установлены категории получателей, цели, условия и порядки предоставления субсидий исходя из полномочий Ивановской области, как субъекта Российской Федерации, который вправе самостоятельно определять расходы по осуществлению своих полномочий в зависимости и в пределах доходной части областного бюджета, а также определять меры по реализации полномочий, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства на территории области в соответствии с федеральным законодательством
об основах развития сельского хозяйства и определять конкретные критерии отбора субъектов субсидирования для достижения целей развития сельского хозяйства.

Финансирование из федерального бюджета на субсидии, перечисленные
в пункте 1.2 Порядка, в том числе на реализацию продовольственного зерна
и семян масличных культур, не предусмотрено.

Проекты постановлений Порядка разрабатывались Департаментом, являющимся в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 07.11.2012 № 439-п «Об утверждении Положения о Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области», центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику
и осуществляющим межотраслевое управление и координацию
по вопросам, отнесенным к его ведению, осуществляющим функции
по контролю и (или) надзору, а также функциональное регулирование в сфере агропромышленного комплекса Ивановской области.

Департамент наделен полномочиями по представлению предложений
по государственной поддержке агропромышленного комплекса Ивановской области за счет средств областного бюджета, а также по осуществлению государственной поддержки юридических и физических лиц, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, и других организаций агропромышленного комплекса за счет средств, выделяемых из федерального
и областного бюджетов (пункты 3.7 и 3.8 Положения), а также по разработке
и внесению на рассмотрение Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области проектов законов Ивановской области, правовых актов Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области по вопросам, касающимся сферы ведения Департамента (пункт 3.2 Положения).

Каких-либо совещаний по вопросам, касающимся разработки и принятия Порядка, а также по вопросам внесения последующих изменений в него,
не проводилось.

Первоначальный текст Порядка опубликован в официальном печатном издании «Собрание законодательства Ивановской области» 31.05.2011 №20.

Постановлением Правительства Ивановской области от 02.07.2013
№ 256-п были внесены изменения в раздел 6 Порядка в части уточнения условий предоставления субсидий на реализацию продовольственного зерна
и семян масличных культур. Внесенные изменения, по мнению Правительства Ивановской области, не создают дискриминационных условий в отношении какого-либо хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), поскольку они не создают преимуществ или ограничений перед другим хозяйствующим субъектом (хозяйствующими субъектами) и распространяются в равной степени на всех претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидии, соответствующих условиям Порядка.

Постановление № 256-п опубликовано в официальном печатном издании «Собрание законодательства Ивановской области» от 16.07.2013, № 27.
В соответствии с пунктом 2 данного постановления основные его положения вступили в силу после официального опубликования. Данное постановление включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 10.07.2013, НГР RU370002013496.

По мнению Правительства Ивановской области, внесенные постановлением Правительства Ивановской области от 02.07.2013 № 256-п изменения в Порядок, распространяются на неопределенный круг претендентов на получение государственной поддержки. Следовательно, они не могут считаться дискриминационными в отношении заявителей. Срок представления документов на представление субсидий – 1 декабря, является общим условием для предоставления различных видов субсидий,
а не только субсидий на реализацию продовольственного зерна.

Постановлением Правительства Ивановской области от 09.12.2013
№ 496-п было внесено изменение в пункт 6.1 Порядка, согласно которому для получения субсидии на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур устанавливалось условие наличия у получателя субсидии мощностей по глубокой переработке зерна и семян масличных культур, созданных в рамках реализации инвестиционных проектов, одобренных Межведомственным советом по размещению производительных сил
и инвестиций на территории Ивановской области.

Указанная редакция пункта 6.1 Порядка действовала с 01.01.2014
по 18.03.2014, поскольку было принято постановление Правительства Ивановской области от 05.03.2014 № 76-п, излагающее пункты 6.1 и 6.2 Порядка в другой редакции, согласно которой субсидии предоставляются
в IV квартале текущего года при условии реализации продовольственного зерна и семян масличных культур собственного производства урожая текущего года перерабатывающим организациям, зарегистрированным на территории Ивановской области, имеющим оборудование по переработке сырья, для производства муки, крупы и растительного масла.

По мнению Правительства Ивановской области, данные изменения
не противоречат федеральному законодательству и не являются дискриминационными, поскольку не устанавливают условия, при которых заявители или другие хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Целями представления субсидии являются стимулирование производства продовольственного зерна и семян масличных культур и удовлетворения потребности перерабатывающих организаций, зарегистрированных
на территории Ивановской области, в сырье собственного производства.

Кроме того, Правительство Ивановской области представлены заключения управления Министерства юстиции Российской Федерации
по Ивановской области по результатам правовой экспертизы постановлений Правительства Ивановской области от 09.12.2013 № 496-п и от 05.03.2014
№ 76-п, согласно которым данные нормативные правовые акты соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, являются достаточными и необходимыми для урегулирования отношений
в рассматриваемой сфере.

Дополнительно, Правительство Ивановской области сообщает, что
на 2012 год Законом Ивановской области от 20.12.2011 № 134-03
«Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» были предусмотрены бюджетные ассигнования на выплату субсидий
на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур в сумме 25 120,0 тыс. руб. (целевая статья расходов 2600401), которые исполнены
в полном объеме. На 2013 год бюджетные ассигнования на представление вышеуказанных субсидий составили 20 413,5 тыс. руб. (целевая статья 2605007), которые также исполнены в полном объеме.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации письмом
от 07.04.2014 № АВ-14-23/4196 также представило свою позицию по делу № 1-15-11/00-06-14 (приобщено к материалам дела).

Рассмотрев документы и информацию, представленные в ФАС России,
и материалы дела № 1-15-11/00-06-14 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия ФАС России установила следующее.

В целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Ивановской области в соответствии Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» принят Закон Ивановской области от 30.10.2008 № 125-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закон Ивановской области
от 30.10.2008 № 125-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства» к мерам государственной поддержки сельскохозяйственного производства относится субсидирование мероприятий в области сельского хозяйства. Субсидии, а также иные средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства, предусмотренные пунктом 1 вышеназванной статьи, предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий год и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Ивановской области.

Порядок предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства регламентируется постановлением Правительства Ивановской области от 19.05.2011 № 165-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» (далее – Порядок). Согласно указанному Порядку, сельхозпроизводителям предоставляются, в том числе, субсидии
на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур.

Пунктами 1.3 и 1.6 Порядка определен круг лиц, имеющих право
на получение субсидий и пакет документов, наличие которых является основанием для рассмотрения вопроса о возможности предоставления субсидий.

Указом Губернатора Ивановской области от 20.01.2009 № 2-УГ определен исполнительный орган государственной власти Ивановской области, уполномоченный на предоставление средств из областного бюджета
на государственную поддержку сельскохозяйственного производства. Таковым органом является Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области.

При анализе практики распределения субсидии на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур установлено следующее.

Согласно пункту 6.2 Порядка субсидированию подлежит «реализованное продовольственное зерно и семена масличных культур собственного производства урожая текущего года, реализуемые перерабатывающим организациям на производство продукции и их хранение». Субсидии предоставляются единовременно в IV квартале текущего года. Вышеуказанные требования внесены в Порядок постановлением Правительства Ивановской области от 02.07.2013 № 256-п. Согласно устным пояснениям представителей Департамента, данные изменения внесены в целях стимулирования сельхозпроизводителей к скорейшей реализации продовольственной пшеницы перерабатывающим предприятиям, расположенным на территории Ивановской области.

Необходимо отметить, что согласно предыдущей редакции пункта 6.2 Порядка субсидированию могло подлежать продовольственное зерно и семена рапса собственного производства урожая прошлого сельскохозяйственного сезона, оплата за которое поступила в текущем году.

Согласно пункту 6.4 Порядка для начисления субсидий в Департамент предоставляются следующие документы:

- справка-расчет на получение субсидий по форме, установленной
в приложении 5 к Порядку;

- копия формы федерального статистического наблюдения
№ П-1 (СХ) или № 2-фермер на текущий год с отметкой соответствующего органа статистики;

- копия договора поставки продовольственного зерна (ржи, пшеницы) или семян масличных культур;

- копии счетов-фактур поставки товара;

- копии накладных по форме ТОРГ-12 «Товарная накладная»;

- копия сертификатов соответствия на товар независимого органа сертификации;

- копии платежных документов, подтверждающих оплату реализованного зерна и семян масличных культур.

В соответствии с требованиями, установленными пунктом 6.4. Порядка
(в действовавшей на дату представления ООО «Сервис Профи» документов редакции), ООО «Сервис Профи» в Департамент был представлен пакет документов для начисления субсидии на продовольственное зерно, произведенное и реализованное в 2012 году (зарегистрировано в журнале заявок за № 2 от 14.02.2013, за № 3 от 09.04.2013, за № 4 от 24.05.2013).

В нарушение требования пункта 1.7 Порядка в части сроков рассмотрения заявок сельхозтоваропроизводителей (15 рабочих дней со дня регистрации заявления) письменное уведомление о результатах рассмотрения направлено Департаментом в адрес ООО «Сервис Профи» только 17 июля 2013 г.
(исх. № 15-19-2072), т.е. после внесения изменений в пункт 6.2 Порядка. При этом в качестве причины возврата документов указано, что, согласно кассового плана Департамента на текущий финансовый год, выплаты субсидий
на реализацию продовольственного зерна и семян рапса будут предоставляться единовременно в IV квартале текущего года и документы будут приниматься
с сентября текущего года.

Аналогично, Департаментом осуществлен возврат документов
ООО «СПК «Агро-Союз» по причине установления Департаментом срока начала приема документов - сентябрь текущего года (письмо Департамента
в ООО «СПК «Агро-Союз» от 17.07.2013 № 15-19-2073).

Анализ содержания писем Департамента от 17.07.2013 г. № 15-19-2072,
№ 15-19-2069, по мнению Комиссии ФАС России, свидетельствует, что данные письма содержат фактический отказ в предоставлении ООО «Сервис-Профи»
и ООО «СПК «Агро-Союз» субсидий.

При этом пунктом 1.4 Порядка в редакции, действовавшей на момент поступления заявок от ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз»
в Департамент, установлен перечень случаев, наличие которых является основанием для отказа в предоставлении субсидий. Ни одно из указанных
в пункте 1.4 Порядка оснований в качестве причины отказа в предоставлении субсидий Департаментом сельского хозяйства не приведено.

Внесение изменений в пункт 6.2 Порядка в соответствии
с постановлением Правительства Ивановской области от 02.07.2013 № 256-п, устанавливающих возможность предоставление субсидий в IV квартале текущего года на реализованное продовольственное зерно и семена масличных культур собственного производства урожая текущего года, в силу действия пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации
к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат, так как данные изменения вступили в силу после возникновения у Департамента сельского хозяйства обязанности по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении субсидий.

Установление кассовым планом Департамента на текущий финансовый год возможности выплаты субсидий на реализацию продовольственного зерна
и семян рапса в октябре, ноябре и декабре текущего года не может рассматриваться в качестве основания для отказа в рассмотрении заявлений
о предоставлении субсидий, так как в соответствии с пунктом 1.8 Порядка перечисление субсидий получателям субсидий осуществляется в течение
10 рабочих дней со дня поступления средств на лицевой счет уполномоченного органа.

Таким образом, Департамент не мог принять решение о возврате документов, поступивших до 1 декабря текущего года включительно без рассмотрения, произвольно ограничив срок приема заявлений 4 кварталом.

В то же время, согласно журналу регистрации заявок сельхозтоваропроизводителей на 2013 год, заявки на предоставление субсидий начали приниматься Департаментом с августа 2013 года: заявка
ООО «Растениеводческое хозяйство «Родина» зарегистрирована 21.08.2013
№ 8, заявка ООО «Агрофирма РИАТ» зарегистрирована 21.08.2013 № 9 и заявка ООО «Кинешемская Нива» зарегистрирована 28.08.2013 № 10. Данные хозяйствующие субъекты включены в реестр получателей субсидий
по расходам на реализацию продовольственного зерна и семена масличных культур (письмо Департамента в Департамент финансов Ивановской области
от 08.10.2013 № 13-10-2985).

Произвольное толкование Департаментом срока приема документов
по выплате субсидий на реализацию продовольственного зерна, а также несоблюдение сроков рассмотрения заявлений, создало дискриминационные условия для ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» по сравнению
с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство зерновых на территории Ивановской области.

Согласно изменениям, внесенным в Порядок постановлением Правительства Ивановской области от 05.03.2014 № 76-п, субсидии предоставляются в IV квартале текущего года при условии реализации продовольственного зерна и семян масличных культур собственного производства урожая текущего года перерабатывающим организациям, зарегистрированным на территории Ивановской области, имеющим оборудование по переработке сырья, для производства муки, крупы
и растительного масла.

Согласно материалам дела на территории Ивановской области только группа компаний «РИАТ» имеет оборудование по переработке сырья для производства муки, и нет ни одного предприятия, имеющего оборудование для производства крупы или растительного масла.

ФАС России в рамках рассмотрения дела № 1-15-11/00-06-14 подготовлен и направлен запрос от 05.06.2014 № ЦА/22854/14 в адрес хозяйствующих субъектов (согласно перечню УФНС России) о представлении в ФАС России сведений о наличии мощностей по переработке сырья для производства муки, крупы или растительного масла (отдельно по каждому виду продукции), о фактических объемах переработанного сырья для производства муки, крупы или растительного масла, о закупках сырья для производства муки, крупы
или растительного масла, а также об основных покупателях муки, крупы или растительного масла.

Согласно представленной в ФАС России информации на территории Ивановской области у 6 предприятий имеются мощности по переработке сырья для производства муки, крупы или растительного масла: ООО «Хлебокомбинат РИАТ г. Кинешма», ООО «РИАТ – База», ОАО «Кинешемский мукомольный комбинат», ООО «Машинно-тракторная станция», ООО «Шаротом»
и ОАО «Зернопродукт».

1. Согласно представленной ООО «Хлебокомбинат РИАТ г. Кинешма» информации (вх. № 62685/14 от 08.07.2014), предприятие сообщает о наличии
у него мощностей по переработке сырья для производства муки, крупы или растительного масла в размере:

- масло рапсовое – 0,75 тн за смену;

- переработка овса – 8 тн в сутки;

- переработка пшеницы – 60 тн в сутки.

Основные поставщики сырья (пшеница, овес и рапс) для предприятия располагаются в Московской (ООО «Интрейд») и Самарской областях
(ООО «ТопСервис»). Общий объем сырья, приобретенного за анализируемый период составил: пшеница – 7 932,95 тн, овес – 877,35 тн, рапс – 23,24 тн. Необходимо отметить, что единственным поставщиком сырья из Ивановской области, согласно представленной информации, за указанный период был Племенной завод «Дзержинского», у которого было закуплено 23.24 тонны рапса, что составляет 0,2% от общего объема закупленного сырья.

Согласно сведениям об основных показателях хозяйственной деятельности, ООО «Хлебокомбинат РИАТ г. Кинешма» переработал указанное сырье, произведя 1 522,08 тн пшеничной муки, которая использовалась для хлебопечения самим комбинатом и на рынок Ивановской области не поступала, 254.89 тн овсяной крупы, 13,28 овсяной муки, 1 112,72 тн геркулеса. Указанная продукция реализовывалась на территории Ивановской области.

Кроме того ООО «Хлебокомбинат РИАТ г. Кинешма» реализовал 275,05 тн овса без переработки, что составляет 31,35% от всего объема закупки.

2. Согласно представленной ООО «РИАТ – База» информации
за 2013-2014 гг. (вх. № 62672/14 от 08.07.2014), объем мощностей
по переработке сырья на муку составляет 36 тн. в сутки. Основные поставщики сырья (рожь, пшеница и овес) ООО «РИАТ – База» располагаются
на территории Ивановской области: ООО «Агрофирма РИАТ»,
ООО «Кинешемская нива», ООО «Растениеводческое хозяйства Родина» (указанные компании составляют одну группу лиц), ОАО «Заря».

Согласно сведениям о закупках сырья для производства муки, крупы или растительного масла, ООО «РИАТ – База» приобрела 12 160 тн пшеницы,
6 021,45 тн ржи. При этом рожь приобреталась у ООО «Агрофирма РИАТ»,
ООО «Кинешемская нива», ООО «Растениеводческое хозяйства Родина»
по цене 5,5 тыс. руб. за тн., в то время как у ОАО «Заря» в размере 4 тыс. руб.
за тонну.

Согласно представленной информации, пшеница в объеме 9 304,66 тн, что составляет 75,6%, была реализована за пределы Ивановской области без переработки. Закупленный объем ржи был переработан в 4 212,22 тн ржаной муки, которая реализована на территории Ивановской области.

3. В соответствии с письмом от 26.06.2014 вх. № 58567/14
ОАО «Кинешемский мукомольный комбинат» сообщает, что с 2008 г. не производит муку и крупы. Данный факт отражен в сведениях об основных показателях хозяйственной деятельности, согласно которым ОАО «Кинешемский мукомольный комбинат» осуществлял хранение зерна государственного интервенционного фонда в I полугодии 2013 года.

4. ООО «Шартом» представило в ФАС России сведения (вх. № 64265/14 от 11.07.2014), согласно которым располагает мощностям, предназначенными для выработки крупы из проса, пшеницы, ячменя, гороха, кукурузы,
не пропаренного и пропаренного зерна гречихи. Согласно сведениям
о фактическом объеме переработанного сырья ООО «Шаротом» за период
2013-2014 гг. предприятием переработано 102 тн. пшеницы и 23 тн. гречихи. Для переработки используется собственное сырье, закупок сырья хозяйствующий субъект за анализируемый период не производил. Основным потребителем муки и крупы является Учредитель – Николо-Шартомский мужской монастырь Шуйской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Однако, согласно сведениям об основных покупателях за рассматриваемый период, во II полугодии 2013 г.
ООО «Шартом» реализована мука в объеме 5 тн ИП Зименкову С.В. (Ивановская область).

      • ООО «Машинно-тракторная станция» представлены в ФАС России сведения об основных показателях хозяйственной деятельности, согласно которым в I полугодии 2014 г. объем производства муки пшеничной
        ООО «Машинно-тракторная станция» составил 128 тн.; при этом сырье для производства муки не закупалось, мука не реализовывалась.

      • ОАО «Зернопродукт» письмом от 20.06.2014 № 53 сообщило
        в ФАС России, что мощностями по переработке зерна располагает, однако
        с ноября 2012 г. производство по переработке сырья для производства муки, крупы находится в простое. По причине трудного материального положения предприятия, закупка сырья в 2013-2014 гг. не производилась, продукция
        не производилась. На основании решения Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2013 № А17-7246/2012 14Б ОАО «Зернопродукт» признано банкротом.

В материалах дела имеется информация, представленная ООО «СПК Хлебороб» письмом от 06.10.2014 № 77, согласно которой Департамент
на запрос Управления сельского хозяйства и развития сельских территорий администрации Шуйского муниципального района о наличии предприятий, осуществляющих деятельность по производству муки и имеющих соответствующие мощности по переработки зерна и зарегистрированных
на территории Ивановской области, сообщает, что данный вид деятельности осуществляют ОАО «Зернопродукт», ОАО «Кинешемский мукомольный комбинат», ООО «Риат-База», ООО «Шартом».

Исходя из представленных материалов Комиссия ФАС России установила, что основными приобретателями сырья для производства муки, крупы или растительного масла в Ивановской области в 2013 г. являлись
ООО «Хлебокомбинат РИАТ г. Кинешма» и ООО «РИАТ – База», которые располагают мощностями по переработке зерна. При этом
ООО «Хлебокомбинат РИАТ г. Кинешма» использует весь объем производимой муки для хлебопечения, не поставляя данную продукцию на рынок Ивановской области. ООО «РИАТ – База», имея мощности по переработке зерна 36 тн
в сутки осуществляет производство и реализацию муки.

На основании выписки из ЕГРЮЛ, представленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области письмом от 27.10.2014 № 04-41/06477, Комиссией ФАС России установлено, что ООО «РИАТ-База» на момент принятия постановлений Правительства Ивановской области от 05.03.2014 № 76-п входили в одну группу лиц с ООО «Кинешемская Нива», ООО «Агрофирма РИАТ»,
ООО «Растениеводческое хозяйство Родина» и ООО «Хлебокомбинат РИАТ
г. Кинешма» в понимании пунктов 1 и 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

ООО «Кинешемская Нива», ООО «Агрофирма РИАТ»
и ООО «Растениеводческое хозяйство Родина», являясь производителями зерна, в 2013 году произвели 18 110 тн пшеницы и ржи, которые полностью покрывают потребность в сырье для производства муки ООО «РИАТ-База».

Это подтверждается данными, представленными по запросу ФАС России ООО «РИАТ-База» (письмо от 27.06.2014, б/н), согласно которым основными поставщиками сельскохозяйственное сырья (рожь и овес) ООО «РИАТ-База»
в 2013 году были ООО «Кинешемская Нива», ООО «Агрофирма РИАТ»,
ООО «Растениеводческое хозяйство Родина», которые поставили 18110 тн зерна.

Учитывая, что согласно данным, представленным Департаментом письмом от 12.05.2014 № исх.-861-010/5-9, указанные хозяйствующие субъекты подали заявление на получение субсидии на реализацию продовольственного зерна в 2013 году, объем которого составляет также 18110 тн, Комиссия
ФАС России установила, что все зерно, произведенное ООО «Кинешемская Нива», ООО «Агрофирма РИАТ», ООО «Растениеводческое хозяйство Родина»
в 2013 году, было реализовано ООО «РИАТ-База». При этом, сведения
о размере имеющихся в наличии у ООО «РИАТ-База» мощностей
по переработке зерна (36 тн в сутки) свидетельствуют об отсутствии необходимости приобретения зерна у иных сельхозпроизводителей. Кроме того, учитывая, что ООО «Хлебокомбинат РИАТ г. Кинешма» осуществляет переработку зерна для собственных нужд и не поставляет произведенную муку для реализации на товарном рынке Ивановской области, ООО «РИАТ-База» является единственным хозяйствующим субъектом Ивановской области, которому сельхозпроизводители могут реализовать продовольственное зерно для переработки. И только при этом условии в соответствии с требованиями, установленными в Порядке, сельхозпроизводители смогут претендовать
на государственную поддержку в виде субсидий из бюджета Ивановской области.

Комиссия ФАС России, изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

1) По мнению Комиссии, действия Департамента сельского хозяйства, выразившиеся в необоснованных отказах ООО «Сервис-Профи» и ООО СПК «Агро-Союз» в предоставлении субсидии на реализацию продовольственного зерна и семян рапса, привели к созданию дискриминационных условий осуществления ООО «Сервис-Профи» и ООО «СПК «Агро-Союз» хозяйственной деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство зерновых культур на территории Ивановской области и, как следствие, могли привести к ограничению конкуренции на рынке зерновых культур на территории Ивановской области.

При этом, незаконность отказов Департамента сельского хозяйства в предоставлении ООО «Сервис-Профи» и ООО СПК «Агро-Союз» субсидии на реализацию продовольственного зерна и семян рапса подтверждена вступившими в законную силу решениями Арбитражный суд Ивановской области от 23.01.2014 по делу № А17-6174/2013, от 23.01.2014 по делу № А17-6176/2013.

Согласно вышеуказанным судебным актам Арбитражный суд Ивановской области обязал Департамент сельского хозяйства выплатить субсидии ООО «Сервис-Профи» и ООО СПК «Агро-Союз».

Распоряжениями Департамента сельского хозяйства от 17.03.2014 № 06, № 05 приняты решения о выплате ООО «Сервис-Профи» и ООО СПК «Агро-Союз» субсидий на реализацию сельскохозяйственного зерна.

По мнению Комиссии, факт выплаты Департаментом сельского хозяйства ООО «Сервис-Профи» и ООО СПК «Агро-Союз» субсидий на реализацию сельскохозяйственного зерна во исполнение вышеуказанных решений Арбитражного суда Ивановской области свидетельствует об устранении Департаментом сельского хозяйства нарушения, в связи с чем необходимость в выдаче Департаменту сельского хозяйства предписания отсутствует.

2) Положения пункта 6.2 Постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 № 76-п, согласно которому субсидии предоставляются в IV квартале текущего года при условии реализации продовольственного зерна и семян масличных культур собственного производства урожая текущего года перерабатывающим организациям, зарегистрированным на территории Ивановской области, имеющим оборудование по переработке сырья, для производства муки, крупы и растительного масла, создают преимущество группе компаний «РИАТ» в осуществлении хозяйственной деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на рынке растениеводства Ивановской области, что может привести к ограничению конкуренции на рынке зерновых культур и продуктов их переработки Ивановской области.

    • Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

3) По мнению Комиссии, постановление Правительства Ивановской области от 05.03.2014 № 76-п, вносящее изменение в Порядок, согласно которому субсидии предоставляются на объем продовольственного зерна и семян масличных культур, реализованный перерабатывающим организациям, зарегистрированным на территории Ивановской области, не содержит ограничений в отношении свободного перемещения сырья в другие субъекты Российской Федерации, как следствие, не нарушает положения пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с тем, что сельхозтоваропроизводитель может реализовать сырье за пределы Ивановской области, однако на субсидии Ивановской области по реализации продовольственного зерна, в данном случае, претендовать не может. Указанный выбор хозяйствующего субъекта носит добровольный характер, и относится
к коммерческим рискам.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона
о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить дело в отношении Правительства Ивановской области
по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях;

2. Признать в действиях Правительства Ивановской области нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся
в создании Правительством Ивановской области дискриминационных условий отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области, осуществляющим деятельность в области растениеводства, путем принятия постановления Правительства Ивановской области от 03.03.2014 № 76-п, вносящего изменения в пункт 6.2 Порядка;

3. Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Правительству Ивановской области;

4. Признать в действиях Департамента сельского хозяйства
и продовольствия Ивановской области нарушение части 1 статьи 15 Закона
о защите конкуренции, выразившееся в создании Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области дискриминационных условий сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области, осуществляющим деятельность в области растениеводства;

5. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области не выдавать в связи с устранением нарушения.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

02.12.2014 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: <...>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 02.12.2014 по делу № 1-15-11/00-06-14 о нарушении Правительством Ивановской области части 1 статьи 15 Закона
о защите конкуренции, выразившегося в создании Правительством Ивановской области дискриминационных условий отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области, осуществляющим деятельность
в области растениеводства, путем принятия постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 № 76-п «О внесении изменений
в постановление Правительства Ивановской области от 19.05.2011 № 165-п
«Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства», вносящего изменения
в пункт 6.2. Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 19.05.2011 № 165-п (далее — Порядок), Комиссия

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Правительству Ивановской области в срок до 02 апреля 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании дискриминационных условий отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области, осуществляющим деятельность в области растениеводства, путем внесения изменений в Порядок, руководствуясь мотивировочной частью решения
от 02.12.2014 по делу № 1-15-11/00-06-14.

2. О выполнении настоящего предписания с приложением документальных доказательств сообщить в ФАС России в течение пяти дней
со дня исполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны