Решение №06/53094/13 Решение о прекращении рассмотрения дела от 26 декабря 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

о прекращении рассмотрения дела № 1-10-149/00-06-13

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

г. Москва


Резолютивная часть решения оглашена «24» декабря 2013 года


В полном объеме решение изготовлено «___»декабря 2013 года

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>,

рассмотрев дело № 1-10-149/00-06-13 по признакам нарушения ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» (ул. Промышленная, д. 84, г. Пермь, 614055) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),


УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 1-10-149/00-06-13 послужило неисполнение ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» предупреждения ФАС России от 11.03.2013 № ИА/8766/13 о прекращении действий (бездействия), выразившихся в экономически и технологически необоснованном отказе от заключения договора на поставку толуола нефтяного с ООО «Вираж», которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), путем заключения договора на поставку толуола нефтяного между ООО «Вираж» и ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез».

Предупреждение от 11.03.2013 № ИА/8766/13 выдано ФАС России на основании проведенного антимонопольным органом анализа и оценки состояния конкурентной среды рынка толуола нефтяного за 2010, 2011 гг., из которого следовало, что ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» занимало долю более 35% на указанном рынке за обозначенный период.

ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» необходимо было в течение пятнадцати дней с момента получения предупреждения заключить с ООО «Вираж» договор на поставку толуола нефтяного.

Письмом от 27.03.2013 № 0-917 ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» сообщило о невозможности заключения с ООО «Вираж» договора на поставку толуола нефтяного в связи с отсутствием свободных объемов указанного товара на момент получения предупреждения.

Таким образом, ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» отказалось исполнять указанное предупреждение.

В связи с неисполнением ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» предупреждения, а также на основании пункта 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, ФАС России было принято решение о возбуждении дела № 1-10-149/00-06-13 о нарушении ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» антимонопольного законодательства.

Необходимо отметить, что в ходе заседания комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект может представить доказательства отсутствия у него доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

На основании несогласия ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» с позицией антимонопольного органа о невозможности замены толуола нефтяного иным товаром заменителем, а также с наличием у него доминирующего положения на указанном рынке, ФАС России дополнительно провела анализ и оценку состояния конкурентной среды на рынке толуола за период с января 2010 года по декабрь 2012 года и установила следующее.

Толуол нефтяной не может быть заменен каким-либо иным товаром, а следовательно товарными границами исследуемого рынка является толуол нефтяной.

Крупнейшими производителями толуола нефтяного в 2010-2012гг. являлись группа компаний «ГАЗПРОМ» и ООО «ЛУКОЙЛ - Пермнефтефтеоргсинтез» распределение долей которых с разбивкой по годам представлено в Таблице № 1 настоящего решения.

Таблица № 1

Наименование х/с

Доля на рынке за

2010 год

2011 год

2012 год

ГК «ГАЗПРОМ»

25,91%

30,15%

43,56%

ООО «ЛУКОЙЛ - Пермнефтеоргсинтез»

36,04%

35,76%

33,38%

 

Группа компаний «ГАЗПРОМ» в 2012 году занимала наибольшую долю на рассматриваемом рынке, которая составила 43,56%. Как видно из Таблицы № 1 настоящего решения в 2011 году доля группы компаний «ГАЗПРОМ» на рынке толуола нефтяного составляла 30,15%, а в 2010 году – 25,91%.

Кроме того, ООО «ЛУКОЙЛ - Пермнефтефтеоргсинтез» и группа компаний «ГАЗПРОМ» занимали на российском рынке толуола нефтяного суммарно долю более 50%. Доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов была более 8%, а также превышала доли других хозяйствующих субъектов на рынке толуола в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Также, в соответствии с пунктом 6.6 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010г. № 220 при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов;

- в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

Из данных ретроспективного анализа, представленных в Таблице № 1 настоящего решения, видно, что на протяжении длительного временного периода (2010-2012гг.) ООО «ЛУКОЙЛ - Пермнефтефтеоргсинтез» и группа компаний «ГАЗПРОМ» занимают крупнейшие доли на рассматриваемом рынке, однако их доли изменяемы и нестабильны, поскольку в течении обозначенного временного интервала не сохранен порядок их ранжирования, а доля группы компаний «ГАЗПРОМ» в 2012 году увеличилась более чем на 10 % по сравнению с 2011 годом.

Кроме того, опрос производителей толуола нефтяного об объемах отгрузки указанного товара в натуральном и стоимостном выражении за период с января 2010 года по декабрь 2012 года с разбивкой по кварталам показал, что в результате роста цены на толуол нефтяной происходит снижение спроса потребителей на данный товар, что говорит об эластичности спроса на данном рынке.

Таким образом, применительно к ООО «ЛУКОЙЛ - Пермнефтефтеоргсинтез» и группе компаний «ГАЗПРОМ» выполнение в совокупности всех условий частей 1 и 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции невозможно, а, следовательно, их положение на российском рынке толуола не может быть признано доминирующем.

Наличие доминирующего положения является основным условием для применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Установление его отсутствия у ООО «ЛУКОЙЛ - Пермнефтефтеоргсинтез» указывает на наличие основания для прекращения рассмотрения дела № 1-10-149/00-06-13.

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,


РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 1-10-149/00-06-13 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ЛУКОЙЛ - Пермнефтефтеоргсинтез».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны