Определение №ЦА/66917/15 Определение о назначении дела в отношении ПАО«Химпром» к рас... от 26 ноября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 1-10-202/00-06-15 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

25 ноября 2015 г. г. Москва

 

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10-202/00-06-15 (далее - Комиссия) А.Г. Цыганов на основании приказа Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2015 № 1125/15 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» о наличии в действиях публичного акционерного общества «Химпром» (ОГРН 1022100910226, ИНН 2124009521, КПП 212401001, адрес местонахождения: 429952, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 101) признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высокой цены на этилсиликат-40 (далее - ЭТС-40), руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 1-10-202/00-06-15 к рассмотрению на 20.01.2016 в 16:00 по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11, Переговорная №219.

Основанием, послужившим поводом к возбуждению дела, явилось уведомление ПАО «КАМАЗ» (вх. от 17.03.2015 № 25396/15) о факте повышения ПАО «Химпром» цен на ЭТС-40, поданное в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». В ходе рассмотрения материалов уведомления, а также дополнительной информации, полученной в результате запросов ФАС России, установлено следующее.

По результатам анализа конкурентной среды на рынке ЭТС-40 установлено доминирующее положение ПАО «Химпром» на указанном товарном рынке на территории Российской Федерации с долей в размере более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно Положению по учетной политике ПАО «Химпром» на 2015 год (далее — Положение на 2015 год) (пункт 2.23.4 Положения на 2015 год, стр. 581):

- «Общехозяйственные расходы распределяются между различными видами товарной продукции и услуг пропорционально заработной плате основных производственных рабочих с учетом страховых взносов.»;

- «Общепроизводственные расходы распределяются между различными видами товарной продукции и услуг пропорционально прямым затратам на заработную плату основных производственных рабочих с учетом страховых взносов.».

Положение по учетной политике ПАО «Химпром» на 2014 год имеет аналогичные принципы учета и распределения вышеуказанных расходов.

Сведения о формировании фонда оплаты труда, а также информация о распределении общехозяйственных и общепроизводственных расходов по этилсиликату-40, произведенному ПАО «Химпром», представлены в Таблицах №№ 1, 2 и 3 настоящего определения:

 

Таблица № 1

 

Фонд оплаты труда основных производственных рабочих с учетом страховых взносов (руб.)

2014 года

1 кв. 2015 года

Производство «Этилсиликат-40»

2 513 000

600 000

По заводу

194 067 477

45 681 247

Отношение в %

1,3

1,3

 

Таблица № 2

 

Общехозяйственные затраты (руб.)

2014 года

1 кв. 2015 года

1 кв. 2015 года

должно быть

Производство «Этилсиликат-40»

14 480 000

3 807 000

2 149 872

По заводу

611 238 360

165 374 779

165 374 779

Отношение в %

2,3

2,3

1,3

 

В I квартале 2015 года было произведено 240 тонн ЭТС-40. Таким образом, на себестоимость одной тонны ЭТС-40 в I квартале 2015 года должна была быть отнесена сумма общехозяйственных затрат в размере – 8 958 руб., вместо фактически отнесенных 15 862,5 руб.

С учетом изложенного, ФАС России считает, что в себестоимость ЭТС-40 в I квартале 2015 года была необоснованно завышена на 6 904,5 руб. по статье «общехозяйственные затраты».

Таблица № 3

 

Общепроизводственные затраты (руб.)

2014 года

1 кв. 2015 года

1 кв. 2015 года

должно быть

Производство «Этилсиликат-40»

9 988 000

4 095 000

3 587 030

По заводу

968 147 585

275 925 425

275 925 425

Отношение в %

1,0

1,5

1,3

 

В I квартале 2015 года было произведено 240 тонн ЭТС-40. Таким образом, на себестоимость одной тонны ЭТС-40 в I квартале 2015 года должна была быть отнесена сумма общепроизводственных затрат в размере – 14 946 руб., вместо фактических отнесенных 17 063 руб.

С учетом изложенного, ФАС России считает, что себестоимость ЭТС-40 в I квартале 2015 года была необоснованно завышена на 2 117 руб. по статье «общепроизводственные затраты».

Кроме того, в структуре себестоимости ЭТС-40 за I квартал 2015 года по статье «Полуфабрикаты собственного изготовления» используется 4-хлористый кремний по стоимости 39 122, 91 руб./тонну.

В калькуляции производства 4-хлористого кремния присутствует статья расходов «Полуфабрикаты» - Кислота соляная по цене 528 руб./тонну и при норме расхода 11 тонн для получения 1 тонны 4-хлористого кремния (по регламенту норма расхода составляет 7,8 тонн) стоимость соляной кислоты с структуре себестоимости 4-хлористого кремния составляет 5 680 руб./тонну.

При этом следует отметить, что производство ЭТС-40 происходит в цехе № 17 комплекса «Кремнийорганика» ПАО «Химпром» путем реакции этерификации 4-хлористого кремния этиловым спиртом, с определенным количеством воды, с выделением газообразного хлористого водорода, который удаляется из реактора-этерификатора в смеси с абсорбционными газами (абгазы)-отходами. Утилизируются абгазы путем их очистки от спиртовых и других примесей, пропуская через конденсатор и фазоразделитель, затем на стадию абсорбции (абсорбция водой с получением соляной кислоты). Полученная соляная кислота поступает из цеха № 17 в цех № 16 ПАО «Химпром» для производства 4-хлористого кремния. По данным представленных калькуляций себестоимости ЭТС-40 — стоимость попутно-произведенной продукции «Соляная кислота» - 100 руб./тонну (фактически это затраты на очистку абгазной соляной кислоты). В калькуляции производства 4-хлорного кремния эта же кислота фигурирует по стоимости 528 руб./тонну.

В цех № 16 производства 4-хлорного кремния соляная кислота поступает так же из цеха № 56 комплекса «Хлорорганика» производства метиленхлорида ПАО «Химпром». Получение соляной кислоты в цехе № 56 сходно. Отличие соляной кислоты цеха № 56 от соляной кислоты цеха № 17 в содержании органических примесей.

Если при производстве 4-хлористого кремния исходить из стоимости соляной кислоты в 100 руб./тонну, а не 528 руб./тонну, то себестоимость 4-хлористого кремния будет равна 34 700 руб./тонну, что приведет к снижению себестоимости ЭТС-40 на 5000 руб./тонну.

Необходимо отметить, что в I квартале 2015 года рентабельность реализации ЭТС-40 составила 15,2%.

Таким образом, действия ПАО «Химпром» по увеличению себестоимости производства ЭТС-40 в 2015 году имеют признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

        • 2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика публичное акционерное общество «Химпром» (ОГРН 1022100910226, ИНН 2124009521, КПП 212401001, адрес местонахождения: 429952, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 101);

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя публичное акционерное общество «КАМАЗ» (ОГРН 1021602013971, ИНН 1650032058, КПП 165001001, адрес местонахождения: 423827, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр-т Автозаводский, д. 2).

4. Лицам, участвующим в деле, в срок до 21.12.2015 представить в комиссию позицию по существу рассматриваемого вопроса и следующую информацию:

- пояснения по распределению затрат на ЭТС-40 за период с января 2013 года по май 2015 года включительно;

- пояснения о формировании себестоимости 4-хлорного кремния в части затрат на соляную кислоту.

Явка лиц, участвующих в деле № 1-10-202/00-06-15 или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны