Решение №АК/729/16 Решение и предписание по делу в отношении ГБУ «Миграционный ... от 13 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена 23.12.2015

В полном объеме решение изготовлено 13.01.2016

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 1-00-108/00-07-15 по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Многофункциональный миграционный центр» (далее — ГБУ «Миграционный центр) (местонахождение: 125009, г. Москва, Газетный переулок, д. 1/12) частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

I. Основанием для возбуждения дела послужила поступившая в ФАС России информация о том, что ГБУ «Миграционный центр» при осуществлении действий по приему заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления документа, подтверждающего право иностранного гражданина на временное осуществление на территории города Москвы трудовой деятельности (далее — патент), принимает у иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (далее — иностранный гражданин) и желающих получить патент, договоры (полисы) добровольного медицинского страхования (далее — полис ДМС) только определенных страховых организаций и отказывает в приеме полисов ДМС иных страховых организаций.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ГБУ «Миграционный центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.mc.mos.ru) (далее — Официальный сайт) по состоянию на 05.03.2015, ГБУ «Миграционный центр» предъявлялись требования к страховым компаниям (далее — Требования), не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

II. Изучив все имеющиеся в материалах дела документы и сведения, а также заслушав доводы ГБУ «Миграционный центр», Комиссия установила следующее.

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2012 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Статьей 2 Закона № 115-ФЗ определено, что патент – это документ, подтверждающий в соответствии с Законом № 115-ФЗ право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Частью 9 статьи 13 Закона № 115-ФЗ установлено, что на основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании.

Распоряжением Правительства Москвы от 10.11.2014 № 629-РП «О создании Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Многофункциональный миграционный центр» (далее – Распоряжение № 629-РП) в целях эффективного решения задач в области администрирования процесса предоставления иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию, права осуществлять трудовую деятельность в городе Москве было создано ГБУ «Миграционный центр» с закреплением за ним имущества на праве оперативного управления в установленном порядке.

Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2014 № 794-ПП «Об уполномоченной организации по участию в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов» (далее — Постановление № 794-ПП) установлено, что ГБУ «Миграционный центр» является уполномоченной организацией по участию в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществлению приема заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказанию содействия в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании.

Правительством Москвы и Федеральной миграционной службой (далее — ФМС России) 24.12.2014 было заключено Соглашение о взаимодействии между ФМС России и Правительством Москвы, предусматривающее участие уполномоченной Правительством Москвы организации в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов (далее — Соглашение), предметом которого является взаимодействие ФМС России и Правительства Москвы по участию уполномоченной Правительством Москвы организации в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе осуществлению приема заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказанию такой организацией содействия в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании (далее – уполномоченная организация).

Согласно пункту 1.2 Устава ГБУ «Миграционный центр», утвержденному Приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 13.11.2014 № 121-ПР «Об утверждении устава Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Многофункциональный миграционный центр» (далее — Устав), учредителем ГБУ «Миграционный центр» является город Москва. При этом функции и полномочия учредителя ГБУ «Миграционный центр» в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, правовыми актами Правительства Москвы осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава ГБУ «Миграционный центр» создано для выполнения работ, оказания услуг в сфере участия в осуществлении полномочий по предоставлению государственных услуг по оформлению и выдаче иностранным гражданам и иным заявителям патентов, разрешений на работу, разрешений на привлечение и использование труда иностранных работников и других разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности (далее — разрешительные документы), в том числе осуществлению приема заявлений и документов, необходимых для выдачи, продления срока действия или переоформления патента и иных разрешительных документов, а также в сфере оказания содействия в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента и иных разрешительных документов, и их фотографировании.

Согласно пункту 2.3 Устава для достижения целей деятельности ГБУ «Миграционный центр» осуществляет следующие основные виды деятельности:

1. оказание услуг по приему, регистрации и обработке обращений, заявлений и иных документов заявителей;

2. содействие в проведении государственной дактилоскопической регистрации, фотографирование иностранных граждан;

3. создание и обеспечение функционирования в целях реализации принципа «одного окна», единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов физическим лицам и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для предоставления им услуг, предоставление возможности заявителям получать одновременно несколько взаимосвязанных услуг;

4. организация оформления и выдачи разрешительных документов, а также иных результатов предоставления государственных услуг;

5. осуществление работ по организации оформления:

– полисов ДМС либо договоров о предоставлении платных медицинских услуг;

– документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции);

– документов о постановке иностранного гражданина на учет по месту требования;

– документов, подтверждающих владение иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательств Российской Федерации;

– иных документов.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что Правительство Москвы создало ГБУ «Миграционный центр» и Постановлением № 794-ПП уполномочило ГБУ «Миграционный центр» на участие в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществлению приема заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента.

      • Порядок предоставления территориальным органом ФМС России государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов установлен Административным регламентом предоставления ФМС России государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, утвержденным приказом ФМС России от 15.01.2015 № 5 (далее — Административный регламент).

Согласно Регламенту взаимодействия ГБУ «Миграционный центр» и Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве (далее — УФМС по
г. Москве) при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов на работу в городе Москве от 31.07.2015 (далее — Регламент) ГБУ «Миграционный центр» участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента.

При этом согласно Регламенту ГБУ «Миграционный центр» обязано:

– обеспечивать, в том числе прием документов от иностранных граждан по формам и объеме в соответствии с требованиями Закона № 115-ФЗ и приказа Федеральной миграционной службы от 15.01.2015 № 5 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов»;

обеспечивать оформление заявлений иностранных граждан по форме в соответствии с приказом Федеральной миграционной службы от 08.12.2014 № 639 «Об утверждении форм заявлений, представляемых в связи с оформлением патента, его переоформлением, выдачей дубликата или внесением изменений в сведения, содержащиеся в патенте»;

обеспечивать формирование пакета документов иностранного гражданина и передачу его в УФМС по г. Москве в электронной форме и на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 3.1.2 Регламента срок передачи ГБУ «Миграционный центр» сформированных пакетов документов в УФМС по г. Москве не должен превышать одного календарного дня следующего за днем:

– завершения процедуры по формированию и проверке пакета документов иностранного гражданина;

– получения подтверждения оплаты иностранным гражданином государственной услуги.

Согласно пункту 5.3.1.1 Регламента ГБУ «Миграционный центр» формирует пакет документов для предоставления государственной услуги, в который входит, в том числе копия полиса ДМС, и передает в УФМС по г. Москве сформированные пакеты документов для предоставления государственной услуги по акту приема-передачи.

Согласно пункту 4.1.1 Регламента УФМС по г. Москве обязано обеспечивать предоставление государственной услуги на основании полученных от ГБУ «Миграционный центр» сформированных пакетов документов.

Следовательно, на основании Регламента ГБУ «Миграционный центр» обеспечивает прием документов от иностранных граждан, формирует пакет документов для предоставления государственной услуги и передает сформированный пакет в УФМС по г. Москве.

Согласно пункту 16 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ в случае наличия в субъекте Российской Федерации уполномоченной организации и заключения соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и субъектом Российской Федерации заявления и документы, необходимые для выдачи или переоформления патента, подаются иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции лично либо через данную уполномоченную организацию.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2016 года иностранный гражданин для получения патента может обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции лично либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина. Данное положение не распространяется на территории субъектов Российской Федерации, в которых принят нормативный правовой акт, устанавливающий уполномоченную организацию, указанную в части 9 статьи 13 Закона № 115-ФЗ, и заключено соглашение о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и соответствующим субъектом Российской Федерации.

Одновременно, Комиссия отмечает, что Административным регламентом предусмотрено, что предоставление государственной услуги включает в себя административные процедуры, в том числе "прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги» (пункт 55).

Таким образом, на основании указанных нормативных правовых актов Комиссия приходит к выводу, что ГБУ «Миграционный центр», осуществляя прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, участвует в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов.

IV. Согласно пункту 4 части 2 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином полис ДМС, заключенный со страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность.

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.12.2015 № 820-ПП «О документе, подтверждающем факт медицинского страхования, представляемом иностранным гражданином для получения (переоформления) патента на территории города Москвы» в качестве документа, представляемого иностранным гражданином для получения (переоформления) патента на территории города Москвы, определен полис ДМС на срок осуществления трудовой деятельности, заключенный со страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно письму ГБУ «Миграционный центр», полученному ФАС России 04.12.2015 вх. № 141869/15 (далее — Письмо от 04.12.2015), «в рамках подготовки к проведению открытого конкурса на заключение агентских договоров с ГБУ «Миграционный центр», в целях проведения отбора претендентов из числа страховых компаний» был издан Приказ от 03.03.2015 № ММЦ-12-24-10/15-1 «О разработке и опубликовании материалов для проведения отбора претендентов из числа страховых компаний на заключение с ГБУ «Миграционный центр» договора оказания услуг (агентского договора) по реализации полисов ДМС иностранных граждан, подающих заявление на получение патента на право осуществления трудовой деятельности в городе Москве» (далее — Приказ).

В соответствии с Приказом Контрактной службой ГБУ «Миграционный центр» были разработаны и опубликованы на Официальном сайте Требования.

ФАС России проведен осмотр Официального сайта. Согласно Протоколу № 1 осмотра Официального сайта ГБУ «Миграционный центр» были установлены следующие не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к страховым организациям:

      • Отсутствие в отношении страховой компании неурегулированных предписаний, ограничивающих деятельность страховой компании со стороны Банка России и Федеральной налоговой службы, а также фактов приостановления действия лицензии со стороны Банк России в течение последнего отчетного года.

      • Отсутствие у страховой компании и/или аффилированных лиц, контролирующих 25% и более в уставном капитале страховой компании, дочерних и/или материнских структур, у конечного собственника, доля владения которого 25% и более в уставном капитале страховой компании, а также у аффилированных структур, в которых доля непосредственного владения конечного собственника страховой компании (на момент возникновения невыполненных обязательств) не менее 25% уставного капитала, невыполненных обязательств гражданско-правового характера перед банком, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами, или признанных страховой компанией и/или указанными структурами.

      • Отсутствие у страховой компании и/или участников/акционеров, доля владения которых 25% и более в уставном капитале страховой компании, просроченных обязательств переда бюджетом и внебюджетными фондами, а также кредиторами сроком более 30 календарных дней на момент рассмотрения заявки и в течение всего периода нахождения в Перечне страховых компаний.

      • Отсутствие судебных процессов и разбирательств с участием страховой компании, имеющих существенное значение для ее деятельности (в результате реализации которых возможно снижение собственного капитала страховой компании более, чем на 10%).

      • Отсутствие судебных разбирательств между акционерами/участниками страховой компании с долей владения/участия в уставном капитале более 5%, по результатам которых возможно отчуждение имущества, стоимость которого составляет 25% уставного капитала и более.

      • Отсутствие аффилированных лиц, контролирующих 20% и более в уставном капитале страховой компании, находящихся в стадии ликвидации (банкротства).

      • Отсутствие исполнительного производства о наложении ареста на имущество страховой компании стоимостью не менее 25% от уставного капитала.

      • Снижение объема собранных премий в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не должно превышать 30%.

Кроме того, для проверки на соответствие предъявляемым ГБУ «Миграционный центр» Требованиям страховая компания обязана была предоставить в данное учреждение, в том числе письменное обращение с предложением о сотрудничестве, а также проект договора оказания услуг (агентского соглашения).

Материалами дела подтверждается, что до 01.05.2015 ГБУ «Миграционный центр» было заключено 5 агентских договоров с компаниями, удовлетворяющими Требованиям:

ООО «СК «ПАРИ», договор от 30.12.2014 № К-160/2014-Л;

ЗАО «МАКС», договор от 01.01.2015 № КП22/15-401 (МЦ30);

ЗАО «Страховая группа УралСиб», договор от 21.01.2015 № АГ2015-2;

САО «ВСК», договор от 20.02.2015 № 04394120001;

ОАО СГ «Спасские ворота», договор от 02.02.2015 № 01/АГ-2015.

Письмом от 18.09.2015 № 100772/15 на Определение о назначении дела № 1-00-108/00-07-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 21.08.2015 № АК/43929/15 ГБУ «Миграционный центр» пояснило, что указанное «количество страховых компаний было определено экспертным путем в целях соблюдения необходимой пропускной способности ГБУ «Миграционный центр» и исходя из времени обслуживания иностранного гражданина при информировании его о представленных на территории ГБУ «Миграционного центра» страховых компаниях и условиях реализуемых ими полисов ДМС».

На заседании Комиссии представители ГБУ «Миграционный центр» также заявили, что разработка Требований была одним из этапов подготовки проведения отбора страховщиков в целях заключения с ГБУ «Миграционный центр» агентского договора по реализации полисов ДМС иностранных граждан, подающих заявление на получение патента на право осуществления трудовой деятельности в городе Москве.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщиками являются страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном Законом о страховом деле порядке.

При этом согласно статье 32 Закона о страховом деле для получения лицензии соискатель представляет в Банк России, в том числе документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам). Следует отметить, что федеральными законами не установлено каких-либо дополнительных требований к страховщикам, осуществляющим медицинское страхование иностранных граждан в целях получения разрешения на трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере миграции, не предусмотрены специальные требования к страховым организациям, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, полисы которых предоставляются в пакете документов, необходимых иностранным гражданам для получения патента на осуществление трудовой деятельности.

Таким образом, для осуществления страховщиком медицинского страхования, в том числе добровольного медицинского страхования иностранных граждан (далее — ДМС иностранных граждан) при осуществлении ими трудовой деятельности, необходимо только наличие лицензии Банка России на осуществление соответствующего вида страхования.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что ГБУ «Миграционный центр» в рамках участия в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов установило не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к страховым компаниям.

V. В целях рассмотрения вопроса о наличии в действиях ГБУ «Миграционный центр» признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС России был проведен опрос страховых организаций (далее – Опрос). Так, письмом ФАС России от 01.06.2015 № АК/26939/15 был направлен запрос в 121 страховую организацию, имеющую лицензию на осуществление добровольного медицинского страхования, информация о которых была размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cbr.ru) в Реестре субъектов страхового дела по состоянию на 01.04.2015.

В рамках Опроса страховщикам необходимо было сообщить об осуществлении добровольного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности на территории города Москва.

При этом в случае положительного ответа страховым организациям необходимо было также представить информацию, в том числе:

- о наличии договоров, заключенных с ГБУ «Миграционный центр» в период с 12.01.2015 по дату направления настоящего запроса;

- о случаях отказа ГБУ «Миграционный центр» в приеме полисов ДМС мигрантов страховой организации за период с 12.01.2015 по дату направления настоящего запроса;

- о количестве отказов страхователей от полисов ДМС мигрантов страховой организации за период с 12.01.2015 по дату направления настоящего запроса.

В Опросе участвовали 86 страховых организаций, из которых:

– 54 страховщика сообщили, что не оказывают услуг по добровольному медицинскому страхованию иностранных граждан на территории
г. Москвы;

32 страховщика подтвердили осуществление добровольного медицинского страхования иностранных граждан на территории г. Москвы.

Согласно ответам, полученным от 32 страховых организаций, осуществляющих добровольное медицинское страхование иностранных граждан на территории г. Москвы, на отказ ГБУ «Миграционный центр» в приеме полисов ДМС, заключенных данными страховщиками с иностранными гражданами в целях предоставления этих полисов в уполномоченные органы и организации для получения патента, указали 7 страховщиков. При этом данные 7 страховых организаций в период обращения страхователей с заявлением о расторжении полисов ДМС не имели заключенных агентских договоров с ГБУ «Миграционный центр».

Следует отметить, что в материалах дела имеется 11 заявлений о расторжении полисов ДМС, в которых иностранные граждане указывают причину расторжения — отказ в приеме полиса ДМС ГБУ «Миграционный центр».

При этом ГБУ «Миграционный центр» сообщило, что в сформированных ГБУ «Миграционный центр» и переданных в УФМС по г. Москве пакетах документов на выдачу патента, представленных иностранными гражданами, заявления о расторжении полисов ДМС которых были представлены в ФАС России, входили полисы ДМС иной страховой организации, с которой у ГБУ «Миграционный центр» был заключен агентский договор.

Таким образом, по мнению Комиссии, действия ГБУ «Миграционный центр» привели к отказам страхователей-иностранных граждан от заключенных договоров страхования со страховыми организациями, имеющими соответствующую лицензию, но не соответствующими Требованиям и не заключившими агентский договор с ГБУ «Миграционный центр».

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что признаком ограничения конкуренции, является установление организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действия ГБУ «Миграционный центр» привели к необоснованному препятствованию осуществления деятельности страховыми организациями на рынке добровольного медицинского страхования иностранных граждан путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к страховым организациям.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении участвующим в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов ГБУ «Миграционный центр» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к страховым организациям, у которых иностранному гражданину необходимо приобрести полис ДМС, что привело к необоснованному препятствованию осуществления деятельности страховыми организациями на рынке добровольного медицинского страхования.

VIII. Согласно Письму и пояснениям представителей ГБУ «Миграционный центр» на заседании Комиссии 23.12.2015 ГБУ «Миграционный центр» 18.03.2015 удалило Требования с Официального сайта, а также ГБУ «Миграционный центр» представило копию писем от 30.04.2015 с Уведомлением о расторжении в одностороннем порядке агентских договоров с ОАО «СК ПАРИ» № К-160/2014-Л от 30.12.2014, ЗАО «Страховая группа «УралСиб» № АГ2015-2 от 21.01.2015, ОАО СГ «Спасские ворота» № б/н от 02.02.2015, САО «ВСК» № б/н от 20.02.2015.

Согласно пунктам 6.2, 7.2, 7.3 агентских договоров ГБУ «Миграционный центр» с ОАО «СК ПАРИ» № К-160/2014-Л от 30.12.2014, ОАО СГ «Спасские ворота» № б/н от 02.02.2015, САО «ВСК» № б/н от 20.02.2015 соответственно указанные агентские договоры считаются расторгнутыми по истечению 30 дней с даты получения страховыми организациями указанных уведомлений.

В соответствии с пунктом 5.2.1 агентского договора ГБУ «Миграционный центр» с ЗАО «Страховая группа «УралСиб» № АГ2015-2 от 21.01.2015 указанный агентский договор считается расторгнутым с даты получения ЗАО «Страховая группа «УралСиб» Уведомления о расторжении указанного агентского договора.

Кроме того, ГБУ «Миграционный центр» представило копию направленного в ЗАО «Московская акционерная страховая компания» Соглашения о досрочном прекращении агентского договора № б/н от 30.12.2015 по соглашению сторон с ЗАО «Московская акционерная страховая компания», по которому ГБУ «Миграционный центр» и ЗАО «Московская акционерная страховая компания» принимают решение о досрочном расторжении указанного договора с 01.05.2015.

      • В рамках рассмотрения дела № 1-00-108/00-07-15 доказательств нарушения ГБУ «Миграционный центр» части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части совмещения функций федерального органа исполнительной власти и функции хозяйствующего субъекта Комиссией не установлено.

         

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ГБУ «Миграционный центр» нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к страховым организациям, у которых иностранному гражданину необходимо приобрести полис ДМС;

2. Выдать ГБУ «Миграционный центр» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяце со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

по делу № 1-00-108/00-07-15 о нарушении
антимонопольного законодательства

 

13.01.2016 г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушение антимонопольного законодательства в составе:

<...>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 13.01.2016 по делу
№ 1-00-108/00-07-15 о нарушении Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Многофункциональный миграционный центр» (далее — ГБУ «Миграционный центр) (местонахождение: 125009, г. Москва, Газетный переулок, д. 1/12) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

      • ГБУ «Миграционный центр» в срок до 12.02.2016 обеспечить информирование иностранных граждан путем размещения на информационных стендах, расположенных на территории ГБУ «Миграционный центр», а также официальном сайте ГБУ «Миграционный центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.mc.mos.ru информации о приеме ГБУ «Миграционный центр» договоров (полисов) добровольного медицинского страхования любых страховых организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющих соответствующую лицензию.

      • ГБУ «Миграционный центр» уведомить ФАС России об исполнении пункта 1 настоящего предписания в течение 10 календарных дней со дня осуществления соответствующих действий с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны