Постановление №МО/44942/17 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа на ОАО "Завод "Лентеплоприб... от 3 июля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

4-14.31-54/00-26-17 об административном правонарушении

 

«30» июня 2017 г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) Максим Александрович Овчинников, рассмотрев материалы дела № 4-14.31-54/00-26-17, возбужденного в отношении ОАО «Завод Лентеплоприбор» (ИНН 7802058706; ОГРН 1027801567540; дата регистрации: 25.05.1995) по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-128/00-26-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия ФАС России) решением от 13.08.2016 признала ОАО «Завод «Лентеплоприбор» нарушившим пункты 1, 9 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Допущенные ОАО «Завод «Лентеплоприбор» нарушения выразились в злоупотреблении доминирующим положением на рынке производства изделий реле времени УВПМ1 и датчиков влажности ДСРВ2 и ДВ2 (далее - Продукция) путем установления и поддержания монопольно высокой цены, нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а также создания препятствий доступа на рынок производства Продукции иным хозяйствующим субъектам.

Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» ОАО «Завод «Лентеплоприбор» занимает доминирующее положение на рынке производства Продукции в границах Российской Федерации. Производство Продукции предусмотрено конструкторской (технической) документацией, а также требованиями государственного заказчика - Министерства обороны Российской Федерации.

В 2013 году ОАО «Завод «Лентеплоприбор» повысило цены на Продукцию в следующем соотношении:

    • УВПМ1 на 400% относительно цены 2012 года;

    • ДСРВ2 на 1300% относительно цены 2011 года;

    • ДВ2 на 400% относительно цены 2010 года.

В качестве обоснования причин повышения цен на Продукцию ОАО «Завод «Лентеплоприбор» сослалось на сокращение объёмов реализации Продукции. В этой связи ОАО «Завод «Лентеплоприбор» вынужденно перешло от крупносерийного к мелкосерийному производству Продукции, что привело к нерентабельности производства. По этой причине в 2013 году ОАО «Завод «Лентеплоприбор» приняло решение о пересчете себестоимости производства Продукции и установлении ориентировочных цен на Продукцию:

    • УВПМ1 — 30 738 рублей;

    • ДСРВ2 — 237 800 рублей;

    • ДВ2 — 100 481 рублей.

Из пояснений ОАО «Завод «Лентеплоприбор» следует, что увеличение себестоимости производства Продукции обусловлено ростом затрат на материалы, покупные комплектующие изделия, оплату труда, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, а также необходимостью включения расходов на поддержание в работоспособном состоянии производственных мощностей.

Вместе с тем проведенный Комиссией ФАС России анализ причин повышения цен на Продукцию не позволил подтвердить указанные ОАО «Завод «Лентеплоприбор» доводы по следующим основаниям:

1) отсутствие тенденции, свидетельствующей об уменьшении объемов реализации Продукции.

Согласно представленным ОАО «Завод «Лентеплоприбор» сведениям ФАС России не установлен спад объемов производства и реализации Продукции. Несущественное снижение объемов производства и реализации УВПМ1 с 2005 по 2014 год обусловлено сроком использования данного изделия и, следовательно, циклическим спросом. Существенный спад объемов производства и реализации ДВ2 и ДСРВ2 начался с момента повышения ОАО «Завод «Лентеплоприбор» цен на данные изделия в 2013-2014 годах. До повышения цен на ДВ2 и ДСРВ2 реализация данных изделий осуществлялась без снижения объемов.

2) отсутствие документального подтверждения затрат на производство Продукции.

В обоснование своих доводов ОАО «Завод «Лентеплоприбор» не представило документов, подтверждающих рост затрат на производство Продукции.

Согласно пункту 5 Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23.08.2006 № 200, несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

В этой связи при расчете обоснованной цены на Продукцию Комиссией ФАС России не учтены неподтвержденные ОАО «Завод «Лентеплоприбор» затраты на производство Продукции.

3) необоснованный рост трудоемкости производства Продукции, обусловленный включением в технологический процесс производства Продукции операций, осуществляемых лицами, не относящимися к основному производственному персоналу ОАО «Завод «Лентеплоприбор», а также проведением различных испытаний.

Причиной роста трудоемкости производства Продукции является внесение изменений в конструкторскую (технологическую) документацию на производство Продукции, которое в нарушение требований ГОСТ РВ 2.902-2005 ЕСКД «Порядок проверки, согласования и утверждения конструкторской документации» осуществлено без разрешения государственного заказчика.

Также Комиссией ФАС России установлено нарушение ОАО «Завод «Лентеплоприбор» ГОСТ Р 2.903-96 ЕСКД «Правила поставки документации» (далее - ГОСТ Р 2.903-96), предусматривающего основания, условия и порядок передачи конструкторской (технической) документации на производство изделий военной техники. В соответствии с ГОСТ Р 2.903-96 заместителем Министра обороны Российской Федерации Ю.И. Борисовым принято решение от 28.09.2015 № 235/2/3/10810 о передаче ОАО «Завод «Лентеплоприбор» конструкторской (технической) документации на производство ДВ2 и ДСРВ2 ФГАНУ «ЦНИИ РТК».

В свою очередь, ОАО «Завод «Лентеплоприбор» письмом от 18.06.2015 № 367 сообщило о готовности осуществить передачу конструкторской (технической) документации на производство ДСРВ2 и ДВ2 в обмен на выкуп Российской Федерацией 99% акций ОАО «Завод «Лентеплоприбор».

На дату принятия решения по делу № 1-10-128/00-26-15 ОАО «Завод «Лентеплоприбор» не передана ФГАНУ «ЦНИИ РТК» конструкторская (техническая) документация на ДВ2 и ДСРВ2, что привело к ограничению конкуренции на рынке производства данных изделий.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела № 1-10-128/00-26-15 Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам:

1) в соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции установленная ОАО «Завод «Лентеплоприбор» цена на Продукцию является монопольно высокой, так как превышает сумму необходимых для производства и реализации Продукции расходов и прибыли, а также сформирована с нарушением установленного порядка ценообразования, что свидетельствует о нарушении ОАО «Завод «Лентеплоприбор» пунктов 1 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2) отказ (уклонение) от передачи конструкторской (технической) документации на производство ДВ2 и ДСРВ2 свидетельствует о нарушении ОАО «Завод «Лентеплоприбор» пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, в действиях ОАО «Завод «Лентеплоприбор» установлен факт нарушения пунктов 1, 9 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Действия (бездействие) ОАО «Завод Лентеплоприбор» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП:

- объектом правонарушения является установленная обязанность по соблюдению требований антимонопольного законодательства, в частности запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, следствием которого является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

- объективная сторона правонарушения состоит в злоупотреблении ОАО «Завод Лентеплоприбор» своим доминирующим положением на рынках производства и реализации Продукции по государственному оборонному заказу, повлекшим недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

- субъектом правонарушения является юридическое лицо, осуществляющее производство и реализацию Продукции по государственному оборонному заказу - ОАО «Завод Лентеплоприбор»;

- субъективная сторона выражена в форме умысла в совершении административного правонарушения.

Таким образом, ответственность за нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Место совершения ОАО «Завод «Лентеплоприбор» административного правонарушения: Зеленков пер., д. 7А, г. Санкт-Петербург, 194044.

Время совершения ОАО «Завод «Лентеплоприбор» административного правонарушения: с 2015 года по 13 августа 2016 года.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.31 КоАП, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Решение по делу № 1-10-128/00-26-15 принято Комиссией ФАС России 13.08.2016.

Срок давности привлечения ОАО «Завод «Лентеплоприбор» к административной ответственности в порядке статьи 4.5 КоАП не истек.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учтены характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ОАО «Завод «Лентеплоприбор», при рассмотрении настоящего дела является:

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность ОАО «Завод «Лентеплоприбор», при рассмотрении настоящего дела является:

- совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает 1 год.

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Таким образом, ОАО «Завод «Лентеплоприбор» подлежит привлечению к административной ответственности за каждое совершённое административное правонарушение.

ОАО «Завод «Лентеплоприбор» о дате, времени и месте рассмотрения дела № 4-14.31-54/00-26-17 об административном правонарушении надлежащим образом извещено.

Письмом от 28.06.2017 № 444 ОАО «Завод «Лентеплоприбор» уведомило ФАС России о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя ОАО «Завод «Лентеплоприбор».

Дело № 4-14.31-54/00-26-17 об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя (защитника) ОАО «Завод «Лентеплоприбор».

При расчёте размера административного штрафа, кратного сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, использованы сведения, представленные ОАО «Завод «Лентеплоприбор» письмом от 26.01.2017 № 29.

Дело № 1-10-128/00-26-15 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено ФАС России 10.09.2015. В этой связи при расчёте размера административного штрафа использованы представленные ОАО «Завод «Лентеплоприбор» сведения об объёмах производства и реализации Продукции за 2014 год. Совокупный объём выручки от производства и реализации ОАО «Завод «Лентеплоприбор» всей изготавливаемой продукции (работ, услуг) в 2014 году составил 114 328 507,03 руб. При этом выручка ОАО «Завод «Лентеплоприбор» от производства и реализации Продукции составила 81 186 654,99 руб.

По результатам расчета административного штрафа в отношении ОАО «Завод «Лентеплоприбор», произведенного в соответствии с примечанием к статье 14.31 КоАП, штраф, подлежащий наложению, равен 6 494 932,40 руб., что превышает 2% от совокупного объёма выручки ОАО «Завод «Лентеплоприбор» за 2014 год.

Таким образом, в отношении ОАО «Завод «Лентеплоприбор» подлежит применению административный штраф в размере 2 286 570,14 руб., что составляет 2 % от совокупного объёма выручки за 2014 год.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.7 и 29.9 КоАП,

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ОАО «Завод «Лентеплоприбор» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, и наложить на ОАО «Завод «Лентеплоприбор» штраф в размере 2 286 570,14 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 календарных дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме.

 

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН 16133070300000855950

Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКТМО 45380000

Банк получателя

Операционный департамент

Банка России

г. Москва 701

БИК 044501002

Расчётный счёт 40101810500000001901

Назначение платежа: оплата штрафа по делу № 4-14.31-54/00-26-17

 

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему настоящее постановление, по адресам электронной почты: slavinsky@fas.gov.ru и delo@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в установленный срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

М.А. Овчинников

Связанные организации

Связанные организации не указаны