Решение №05/40708/14 Решение по делу по признакам нарушения ОАО «Уральский завод ... от 9 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 по делу № 1-10-339/00-05-13

 

город Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2014 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-10-339/00-05-13 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия ФАС России) <...>,

рассмотрев дело № 1-10-339/00-05-13 по признакам нарушения ОАО «Уральский завод химических реактивов» (адрес местонахождения - 624097, Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, д. 131, ИНН 6606000754 / ОГРН 1026600728770) пунктов 1, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Основания возбуждения дела.

Основанием возбуждения дела № 1-10-339/00-05-13 послужили обращения в ФАС России ОАО «Ижевский электромеханический завод Купол» (далее — ОАО «ИЭМЗ Купол») (вх. ФАС России № 69027/13 от 23.08.2013), ОАО «Калужский научно-исследовательский институт телемеханических устройств» (далее — ОАО «КНИИТМУ») (вх. ФАС России № 40033/13 от 22.05.2013) и ООО «Военно-промышленная компания» (далее — ООО «ВПК») (вх. ФАС России № 109671 от 06.12.2013), участвующих в выполнении государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), по вопросу установления ОАО «Уральский завод химических реактивов» (далее — ОАО «УЗХР») цены в 2013 году более чем на пять процентов превышающую цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на войсковой прибор химической разведки (ВПХР) ГО.57.00.000 ТУ (далее — ВПХР). Указанные хозяйствующие субъекты обратились в ФАС России во исполнение требований пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о государственном оборонном заказе).

По результатам рассмотрения поступивших обращений, на основании приказа ФАС России от 13.12.2013 № 834/13 возбуждено дело № 1-10-339/00-05-13 о нарушении ОАО «УЗХР» пунктов 1, 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены на прибор ВПХР.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 14 Закона о государственном оборонном заказе, в состав Комиссии ФАС России были включены представители Федеральной службы по оборонному заказу.

 

2. Определение состава участников рынка и их причастности к исполнению государственного оборонного заказа.

Комиссией ФАС России установлено, что ОАО «УЗХР» осуществляет производство и реализацию продукции, отнесенной к категории вооружения и военной техники — средств радиационной, химической и биологической (РХБ) разведки и контроля на основании лицензии № 002701 ВВТ-П от 19.02.2013, выданной Федеральной службой по оборонному заказу. ОАО «УЗХР» производит следующую продукцию: средства РХБ разведки и контроля (приборы ВПХР, МПХР, лаборатории МПХЛ, ПЛВС, трубки типа ИТ), приборы для химического анализа (комплекты ПВХЛ) и гражданскую продукцию (ГСО, стандарт-титры, реактив Фишера, продукция медицинского назначения) (вх. ФАС России № 67266/13 от 16.08.2013).

Начало серийного производства прибора ВПХР — 1964 г., разработчиком конструкторской документации являются в/ч 52688 и ОАО «УЗХР».

На ОАО «УЗХР» аккредитовано военное представительство Министерства обороны Российской Федерации № 765 (далее — 765 ВП МО РФ), силами которого осуществляется контроль качества продукции, выпускаемой в целях исполнения ГОЗ, в том числе прибор ВПХР.

В структуру ОАО «УЗХР» входят два основных производственных цеха: цех № 2 по производству химических реактивов и цех № 3 по производству продукции специального назначения, в том числе оборонного назначения, в котором осуществляется производство прибора ВПХР.

В ходе разбирательства по существу дела Комиссией ФАС России установлено, что изделие ВПХР является прибором, предназначенным для определения в воздухе, на местности и на технике боевых отравляющих веществ — зарина, зомана, иприта, фосгена, дифосгена, синильной кислоты, хлорциана, а также паров V-газов в воздухе. Прибор ВПХР принят на снабжение в Министерстве обороны Российской Федерации, применяется специализированными войсковыми подразделениями, общевойсковыми формированиями (прибор входит в штатную комплектацию бронетехники: БРДМ-1, БМД-1, Т-40 и т.д.) и входит в перечень обязательного оснащения объектов, подведомственных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Прибор ВПХР состоит из корпуса и размещённых в нём насоса, бумажных кассет с индикаторными трубками, противодымных фильтров, насадки к насосу, защитных колпачков, грелки и патронов к ней, электрофонаря. Кроме того, в комплект прибора входят: лопатка, инструкция-памятка по определению зарина, зомана, VX-газов и инструкция по эксплуатации прибора. Для переноски прибора ВПХР имеется плечевой ремень с тесьмой, вес прибора около 2,3 кг.

В 2013 году ОАО «УЗХР» пересмотрело цену прибора ВПХР в сторону ее существенного увеличения. Так, в 2012 году его стоимость составляла 6944,12 рублей (здесь и далее цены указаны без учета НДС, если не указано иное), а на 2013 год цена заявлена в размере 27394,44 руб. (индекс роста цены составил 394,5%). Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителей в антимонопольный орган.

Потребность в закупке прибора ВПХР заявителями обусловлена следующим:

  • ОАО «КНИИТМУ» для комплектации аппаратной П-537УМ НЯИТ.465225.004-07 НЯИТ.465225.004 ТУ в рамках выполнения ГОЗ по государственному контракту от 21.03.2013 №228/ЕП/2013/ДРГЗ, заключенного с Министерством обороны Российской Федерации;

  • ОАО «ИЭМЗ «Купол» для комплектации дивизионного комплекта зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2У» в рамках выполнения ГОЗ по государственному контракту от 24.12.2012 №3/2/7/9912-ДОГОЗ, заключенного с Министерством обороны Российской Федерации;

  • ООО «ВПК» для комплектации бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-К и бронетранспортера колесного БТР-82А в рамках выполнения ГОЗ по государственному контракту от 13.04.2011 №З/3/6/60-11 ДГОЗ, заключенного с Министерством обороны Российской Федерации.

Заявителями были представлены договоры поставок прибора ВПХР, заключенные с ОАО «УЗХР», в частности:

ОАО «КНИИТМУ» - договор от 18.04.2011 №79, договор от 06.06.2013 № ТД-СП №59;

ОАО «ИЭМЗ «Купол» - договор от 06.05.2013 № ТД-СП №10; ООО «ВПК» - договор от 24.11.2010 №10/920-00/178.

Заявителями представлены письма-заявки на приобретение прибора ВПХР с указанием сведений о приобретении изделия в интересах ГОЗ, направленные в адрес ОАО «УЗХР».

В соответствии со статьей 3 Закона о государственном оборонном заказе головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) - это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу; исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель) - это лицо, заключившее с головным исполнителем, исполнителем контракт.

Таким образом, Комиссия ФАС России считает, что имеются достаточные основания для признания ОАО «УЗХР» исполнителем по государственному оборонному заказу в части осуществления (наличия возможности) поставок прибора ВПХР заявителям.

 

  • Определение положения ОАО «УЗХР» на рассматриваемом товарном рынке.

  •  

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о государственном оборонном заказе доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, при условии что такой хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

Заявителями - ОАО «КНИИТМУ», ОАО «ИЭМЗ «Купол» и ООО «ВПК» представлены сведения и выписки из технической и конструкторской документации на производимые ими конечные изделия по государственным оборонным контрактам, а также информация об отсутствии в настоящее время на рынке в границах Российской Федерации аналогичных (взаимозаменяемых) приборов, сопоставимых по выполняемым функциям и уровню цены для комплектования изготовляемых заявителями изделий.

Комиссией ФАС России исследован вопрос о возможных альтернативных поставщиках прибора ВПХР, в результате чего альтернативные поставщики прибора ВПХР, производящие указанное изделие в настоящее время на территории Российской Федерации, не выявлены.

Дополнительно Комиссией ФАС России исследован вопрос возможности замены заявителями прибора ВПХР на взаимозаменяемые изделия и установлено, что в настоящее время на территории Российской Федерации производство схожей по назначению продукции осуществляется тремя предприятиями, выпускающими различные виды газоанализаторов, в том числе для обнаружения отравляющих веществ: ООО «Промприбор-Р» (производство газоаналитического оборудования для контроля воздуха рабочей зоны, обнаружения утечек, измерения довзрывных концентраций горючих и токсичных паров в воздухе и инертном газе; производимые модели приборов: «Сигнал», «Альфа»), НОЧУ ДПО «Эко-Сфера» (производство газоанализаторов, хроматографов, индикаторых трубок, спектрометров, измерителей загрязненности воздушной среды; производимые модели приборов: «Колион», «Эсса», «ИГС», «ПГА», «Альтаир»), ООО «ГосНИИхиманалит» (разработка методов и производство средств химической разведки и химического контроля объектов окружающей среды; производимые модели приборов: «УПГК-Лимб», «АНТ-3М», «ГСА/АИГ», «СИП-100», «ГСА-Д», «ГСА-7»). Рыночная стоимость таких газоанализаторов колеблется в ценовом диапазоне от 67500 руб. до 365 000 руб (с НДС).

В тоже время стоимость прибора ВПХР в настоящее время составляет не более 35 тысяч рублей (с НДС), что обусловлено в том числе особенностями конструктивного исполнения, которое принципиально отличается от технического устройства радиоэлектронных газоанализаторов.

Учитывая изложенное и принимая во внимание положения приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее — Приказ № 220) в части определения продуктовых границ Комиссия ФАС России установила, что стоимость прибора ВПХР более чем на 10% отличается от стоимости всех вышеуказанных изделий, в связи с чем соответствующие товарные рынки имеют разные продуктовые границы, а рассматриваемые изделия не могут быть рассмотрены как взаимозаменяемые товары по отношению к прибору ВПХР.

Кроме того, применение различных газоанализаторов вместо прибора ВПХР при выполнении головными исполнителями государственных контрактов на поставку оборонной продукции не предусмотрено условиями этих контрактов, не допускается документацией на такую продукцию, требует дополнительных согласований с заказчиком и разработчиком конечного изделия.

В ходе заседания Комиссии ФАС России представители заявителей ОАО «КНИИТМУ», ОАО «ИЭМЗ Купол» и ООО «ВПК» пояснили, что замена прибора ВПХР на иную аналогичную (взаимозаменяемую) продукцию теоретически возможна, но требует внесения изменений в конструкторскую документацию на конечное изделие.

Порядок внесения изменений в действующую рабочую конструкторскую документацию (РКД), регламентирован ГОСТ РВ 2.902-2005 ЕСКД. «Порядок проверки, согласования и утверждения конструкторской документации» и ГОСТ РВ 15.307-2002 «Система разработки и постановки продукции на производство». Процедура внесения таких изменений создает значительные трудности для заявителей, а именно:

  • необходимый период времени, в течении которого заявители смогут внести изменения в техническую документацию и провести испытания аналога-заменителя составляет не менее шести месяцев, что может привести к срыву сроков исполнения ГОЗ;

  • указанные действия влекут значительные финансовые затраты для заявителей, так как внесение изменений в техническую документацию, проведение испытаний аналога-заменителя и оценка проведенных испытаний созданной приемной комиссией финансируются инициатором таких изменений;

  • риски получения отрицательного заключения по результатам проведения таких испытаний.

Таким образом, с учетом указанных обстоятельств проведение заявителями работ по внесению изменений в документацию на конечную продукцию, поставляемую по государственным оборонным контрактам, с целью обеспечения возможности использования в ее составе различных газоанализаторов вместо прибора УЗХР, экономически нецелесообразно.

Дополнительно Комиссия ФАС России отмечает, что внесение изменений в заключенные государственные контракты в части увеличения цены по ним в связи с применением более дорогих комплектующих, ограничено на законодательном уровне.

В связи с изложенным, на основании части 1 статьи 14 Закона о государственном оборонном заказе, Комиссия ФАС России признает ОАО «УЗХР» лицом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке — производство и реализация прибора ВПХР в продуктовых границах указанного изделия и географических границах территории Российской Федерации. В этой связи на ОАО «УЗХР» распространяются запреты на злоупотребление доминирующим положением, предусмотренные статей 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем установления монопольно высокой цены товара, а также нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

При этом сопоставимый товарный рынок по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, ФАС России не выявлен. В рассматриваемом случае для целей установления обоснованности цены применению подлежит «затратный метод».

 

  • Анализ динамики изменения стоимости прибора ВПХР. Комиссией ФАС России проанализирована динамика изменения цены ОАО «УЗХР» на прибор ВПХР в период 2011-2013 гг., значения цен реализации прибора ВПХР представлены в таблице № 1.

Таблица № 1. Динамика изменения цены на ВПХР.

Год (период)

Цена, руб. за 1 ед.

Процент изменения цены по сравнению с предыдущим годом (периодом)

2011

6562,10

-

январь-ноябрь 2012

6944,12

105,8%

декабрь 2012

14925,00

214,9%

2013

27394,44

183,5%*

394,5%**

*-по сравнению с ценой декабря 2012 года;

** - по сравнению с ценой периода январь - ноябрь 2012 года.

Из представленной переписки между заявителями и ОАО «УЗХР» Комиссией ФАС России установлено, что увеличение цены прибора до размера 27 394,44 руб. для ОАО «КНИИТМУ», ОАО «ИЭМЗ Купол» и ООО «ВПК» произошло одновременно и данная цена начала действовать с 11.04.2013.

В переписке с контрагентами ОАО «УЗХР» отказывается снижать установленную цену на прибор ВПХР, поясняя свои действия по увеличению стоимости ВПХР экономической обоснованностью вновь установленной цены в связи с несением предприятием различных расходов, в том числе на содержание и ремонт (восстановление) производственных мощностей.

Таким образом, Комиссией ФАС России установлен факт увеличения ОАО «УЗХР» в 2013 году цены прибора ВПХР более чем в 3,5 раза (394,5%) по сравнению с ценой 2012 года (от уровня цены 2012 года в размере 6944,12 руб. до уровня цены 2013 года в размере 27 394,44 руб.).

Как поясняет свою позицию ОАО «УЗХР», в период 2005 - 2012 гг. совокупной рост цены на прибор ВПХР составил 12,7% (от цены 2005 года в размере 6 160 руб. до цены 2012 года в размере 6 944,12 руб.), а последующее снижение объемов выпуска продукции военного назначения с одновременным сдерживанием роста цены привело к увеличению цен на продукцию гражданского назначения. При этом ОАО «УЗХР» в своих пояснениях отмечается, что дальнейшее увеличение цен на продукцию гражданского назначения невозможно в связи с тем, что это приводит к снижению спроса на нее.

Согласно пояснениям ОАО «УЗХР», отдельные специалисты производства (слесарь механосборочных работ, маляр, штамповщик, токарь), задействованные в производстве прибора ВПХР, на производстве гражданской продукции не востребованы и предприятие вынуждено их содержать за счет выполнения обязательств по выпуску военной продукции. ОАО «УЗХР» утверждает, что ранее действовавшие цены, установленные на производимую продукцию оборонного назначения, в частности на прибор ВПХР, не покрывали реальных экономических расходов на производство и содержание производственных мощностей, сами производственные площади предприятия находятся в аварийном состоянии и требуют принятия срочных восстановительных мер.

Из письменных пояснений ОАО «УЗХР» (вх. ФАС России № 67266/13 от 16.08.2013) следует, что руководство предприятия в 2011-2012 гг. неоднократно представляло на рассмотрение 765 ВП МО РФ документы для согласования цен на ВПХР, при формировании которой ОАО «УЗХР» предлагало относить на себестоимость данного изделия планируемые расходы на проведение ремонтов по восстановлению отопительной системы, системы вентиляции и замены остекления в производственном цехе № 3, осуществляющим выпуск ВПХР. Указанные расходы не были приняты к расчету 765 ВП МО РФ, цена реализации прибора ВПХР на 2012 год была согласована в размере 6 944,12 руб. На 2013 год ОАО «УЗХР» представило 765 ВП МО РФ предложения по установлению цены на прибор ВПХР в размере 27 394,44 руб. Однако 765 ВП МО РФ также не приняло указанную цену, исключило из представленных ОАО «УЗХР» расчетов калькуляции затрат, предназначенных для ремонта цеха № 3, и предложило установить цену на прибор ВПХР на 2013 год в размере 7 868,24 руб.

Несмотря на заключение 765 ВП МО РФ, ОАО «УЗХР» в 2013 году установило цену на ВПХР в изначально предлагаемом размере 27 394,44 руб.

ОАО «УЗХР» предоставило Комиссии ФАС России расчеты стоимости ВПХР, согласно которым себестоимость прибора ВПХР за 1 полугодие 2013 года составила 19 953,78 руб. При этом фактическая рентабельность изготовления прибора ВПХР на конец 2013 года составила 37,3% при фактической цене поставки 27 394,44 руб.

 

5. Анализ заключения 765 ВП МО РФ по цене ВПХР на 2013 год. В результате исследования расчетно-калькуляционных материалов ОАО «УЗХР» и заключения 765 ВП МО РФ по цене прибора ВПХР на 2013 год, Комиссией ФАС России установлено, что ОАО «УЗХР» предложило включить в стоимость ВПХР расходы предприятия, согласно таблице № 2.

Таблица № 2. Анализ расчетно-калькуляционных материалов по цене ВПХР на 2013 год.

№ пп

Статья калькуляции

Предложено ОАО «УЗХР», руб. за 1 ед.

Принято 765 ВП МО РФ, руб. за 1 ед.

Снято 765 ВП МО РФ, руб. за 1 ед.

1

Сырье и материалы

1992,45

1992,45

0

2

Транспортно-заготовительные расходы

19,94

19,92

0,02

3

Энергозатраты

81,01

75,73

5,28

4

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих

2863,92

676,11

2187,81

5

Амортизация

91,97

91,97

0

6

Прямые расходы *

5049,29

2856,18

2193,11

7

Общепроизводственные затраты

12486,51

2405,89

10080,62

 

Цеховая себестоимость*

17535,80

5262,07

12273,73

8

Общехозяйственные затраты

5507,02

1353,31

4153,71

 

Производственная себестоимость*

23042,82

6615,38

16427,44

9

Коммерческие расходы

175,36

52,62

122,74

 

Полная себестоимость*

23218,18

6668,00

16550,18

10

Прибыль

4179,27

1200,24

2979,03

 

Цена без НДС

27394,44

7868,24

19526,2

* - промежуточные результаты.

Из заключения 765 ВП МО РФ на 2013 год следует, что заявленные ОАО «УЗХР» значения плановых затрат предприятия для включения в себестоимость прибора ВПХР, в частности таких статей затрат как: «Затраты на оплату труда основных производственных рабочих», «Общепроизводственные затраты», «Общехозяйственные затраты», «Коммерческие расходы» и «Прибыль» были отклонены и скорректированы, после чего себестоимость ВПХР пересмотрена с предлагаемых 23 218,18 руб. до размера 6 668,00 руб на 1 единицу изделия и предложено установить цену в размере 7 868,24 руб. (исх. 765 ВП МО РФ №765/104 от 13.02.2013).

Принимая во внимание факт установления ОАО «УЗХР» цены на прибор ВПХР своим потребителям в размере 27 394,44 руб. с 11.04.2013, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что ОАО «УЗХР» не было принято во внимание заключение 765 ВП МО РФ при формировании отпускной цены реализации ВПХР на 2013 год.

При этом в своих актах проверки фактической себестоимости производства спец.продукции, в том числе прибора ВПХР, 765 ВП МО РФ неоднократно указывало на недопустимость увеличения затрат по статье «Заработная плата основных производственных рабочих» в связи с полным отнесением расходов на простой (неполную загрузку) рабочих таких профессий как маляр, штамповщик, токарь, слесарь механосборочных работ, не востребованных на производстве гражданской продукции.

Также 765 ВП МО РФ указывало на необходимость учета транспортно-заготовительных расходов на приобретение сырья и материалов, используемых при производстве военной продукции, раздельно от аналогичных затрат по гражданской продукции. Однако на предприятии продолжается планирование и списание данных расходов общим коэффициентом на военную и гражданскую продукцию.

 

6. Анализ структуры себестоимости и цены на ВПХР. Комиссией ФАС России установлено, что, в соответствии с общепринятым порядком, цены на поставляемую ОАО «УЗХР» продукцию на очередной год, формируются в конце текущего года, исходя из прогнозных показателей прямых и косвенных затрат на планируемый год и их фактического уровня, достигнутого в предыдущие периоды, относимых на себестоимость продукции. С учетом формируемого плана производственно-хозяйственной деятельности (ПХД) составляются сметы накладных расходов, рассчитывается фонд оплаты труда, а также иные затраты, в том числе на закупку сырья, материалов, комплектующих изделий, необходимых для производства продукции и выполнения плана ПХД на соответствующий период. На основании этих данных калькулируются плановые показатели по себестоимости производства каждого вида продукции, рассчитывается цена с учетом применяемой величины прибыли или убытка (рентабельности) к такому виду продукции. Принципы отнесения затрат на себестоимость выпускаемой продукции отражены в учетной политике предприятия.

Учетная политика ОАО «УЗХР» на 2012 год сформирована по Положению об учетной политике для целей бухгалтерского учета ОАО «УЗХР», утвержденному приказом генерального директора ОАО «УЗХР» от 28.12.2011 № 239 (продлена на 2013 год согласно приказа генерального директора ОАО «УЗХР» от 29.12.2012 № 191), согласно которой затраты общепроизводственного (ОПР) и общехозяйственного (ОХР) назначения, расходы на продажу распределяются между видами продукции пропорционально суммам заработной платы основных производственных рабочих с начислением страховых взносов на обязательное социальное страхование и суммам расходов на потребленные энергоресурсы.

Раздельный позаказный учет затрат на производство продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, на предприятии не внедрен.

Комиссией ФАС России проанализированы показатели плановой калькуляции ОАО «УЗХР» на прибор ВПХР, сведения по которой приведены в таблице № 3.

Таблица № 3. Плановая калькуляция на ВПХР.

Плановая калькуляция на ВПХР, предложенная ОАО "УЗХР

 

на 2011 г., руб.

на 1 полугодие 2012 г., руб.

на 2 полугодие 2012 г., руб.

на 2013 г., руб.

затраты на материалы

1 804,78

1 847,64

1 947,26

1 922,45

затраты на оплату труда осн.произв.рабочих

587,49

663,66

3 143,38

2 863,92

ОПР

2 797,67

17 136,96

12 018,38

12 486,51

ОХР

930,47

2 281,42

5 188,77

5 507,02

Цеховая себестоимость

5 307,74

19 902,48

17 322,02

17 535,80

Производственная себестоимость

6 238,21

22 183,90

22 510,79

23 042,82

Внепроизводств.затраты

53,08

199,02

173,22

175,36

Полная себестоимость

6 291,29

22 382,92

22 684,01

23 218,18

Прибыль

913,57

2 712,88

5 671,00

4 179,27

Цена без НДС

7 204,86

25 095,80

28 355,02

27 397,44

Заключение по цене 765 ВП МО РФ

6420,66

6944,12

6913,42

7868,24

Как следует из представленных в таблице показателей, основной причиной роста цены является резкое увеличение планируемых затрат по таким статьям калькуляции как: «Затраты на оплату труда основных производственных рабочих», «Общепроизводственные затраты», «Общехозяйственные затраты».

 

    • Анализ затрат на оплату труда.

В 2012 году затраты на оплату труда основных производственных рабочих по калькуляции в первом полугодии были увеличены на 12,9% по отношению к показателям 2011 года, а во втором полугодии еще на 474%, что в итоге привело к повышению исследуемого показателя по итогам 2012 года на 324% по отношению к показателям 2011 года.

Комиссией ФАС России проанализированы данные о фактической оплате труда основных производственных рабочих предприятия (ФОТ), учитываемые на 20 счету плана счетов бухгалтерского учета (ПСБУ), отчисления по которой составили:

в 2011 году - 8 344 082,14 рублей;

в 2012 году 8 768 607,07 рублей;

за 6 месяцев 2013 года - 4 347 388,63 рублей.

Также Комиссия ФАС России изучила показатели ОАО «УЗХР» по штатной численности и фонду заработной платы (ФЗП) ОАО «УЗХР», сведения о которых представлены в таблице № 4.

Таблица № 4. ФЗП предприятия.

2011 г.

Численность сотрудников, чел.

ФЗП, руб.

 

2012 г.

Численность сотрудников, чел.

ФЗП, руб.

январь

127

1 872 000

 

апрель

152

2 824 300

февраль

121

1 952 500

 

май

157

3 486 700

март

118

1 947 300

 

июнь

150

3 012 100

апрель

117

1 922 900

 

июль

149

3 387 800

май

114

2 018 500

 

август

150

2 926 600

июнь

113

2 012 400

 

сентябрь

148

2 896 200

июль

108

1 906 000

 

октябрь

146

2 826 200

август

131

2 318 500

 

ноябрь

145

2 963 500

сентябрь

137

2 286 300

 

декабрь

145

3 020 600

октябрь

141

2 592 200

 

2013 г. 

   

ноябрь

141

2 499 600

 

январь

144

2 709 700

декабрь

143

2 467 200

 

февраль

144

3 001 900

2012 г. 

     

март

144

2 897 100

январь

153

2 726 800

 

апрель

142

3 140 000

февраль

150

2 687 400

 

май

142

3 068 800

март

152

2 938 300

 

июнь

144

3 004 800

Исходя из полученных данных составлена сравнительная динамика изменения ФЗП и штатной численности ОАО «УЗХР», приведенная на графике № 1.

График №1.

Как видно из данных, представленных на графике №1, в период с 2011 года и по июнь 2012 года уровень ФЗП на ОАО «УЗХР» изменялся соразмерно численности персонала предприятия. Отдельные кратковременные всплески показателя ФЗП относятся к периоду июнь — июль 2012 года, однако впоследствии уровень ФЗП возвращается к прежним значениям.

Таким образом, из представленных данных следует, что в период 2011-2013 гг на ОАО «УЗХР» не происходило каких-либо существенных изменений затрат по указанному виду расходов. Штатная численность персонала существенно не менялась. Трудоемкость изготовления прибора ВПХР не изменялась и составляет 5,45 нормо/час.

При этом резкое увеличение расходов по данной статье затрат в себестоимости прибора ВПХР вызвано неправомерным включением ОАО «УЗХР» в ее состав полного объема затрат на простой (неполную загрузку) рабочих таких профессий как маляр, штамповщик, токарь, слесарь механосборочных работ, не востребованных на производстве гражданской продукции.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России считает, что такой подход при формировании цен на оборонную продукцию является недопустимым, так как приводит к существенному необоснованному увеличению себестоимости выпускаемой продукции.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее — ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Статьей 157 ТК РФ установлено, что время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Вместе с тем действующие нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере не предусматривают возможности учета в себестоимости продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, затрат на оплату труда работников в связи с простоями различных категорий работников, не связанных с выполнением работ по государственному контракту (контракту) по ГОЗ.

Так, в соответствии с частью 7 приказа Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу» (далее - Приказ № 200) в состав основной заработной платы производственных рабочих включаются затраты на оплату труда, начисляемую за выполнение операций по отдельным нормам и расценкам и оплату труда рабочих-повременщиков и других категорий работающих, непосредственно участвующих в процессе производства. Размер этих затрат определяется исходя из расчетной (плановой) трудоемкости и тарифных ставок (окладов) оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязательств), дифференцированных по видам работ и признаку сложности (квалификации) за единицу времени, установленных в организации коллективным договором, соглашением или иным локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством, начисления стимулирующего характера; затраты на оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда.

Сопоставив динамику изменения ФЗП, штатной численности сотрудников предприятия, принимая во внимание сведения по ФОТ, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что показатель уровня заработной платы, запланированный ОАО «УЗХР» при плановой калькуляции себестоимости прибора ВПХР на 2012 и 2013 гг., необоснованно завышен.

 

6.2 Анализ общепроизводственных расходов (ОПР). На ОАО «УЗХР» осуществляется раздельный учет общепроизводственных расходов по производственным цехам. Так, общепроизводственные затраты по цеху № 2 учитываются на счете ПСБУ 2502, а соответствующие затраты по цеху № 3 учитываются на счете ПСБУ 2503. С учетом того, что общепроизводственные затраты по цеху № 2 не относятся на себестоимость оборонной продукции, в том числе прибора ВПХР, Комиссией ФАС России проведен анализ затрат применительно сметам ОПР по цеху № 3.

Основные данные по планам ОПР, сметам расходов и результатам их фактического выполнения по цеху № 3 приведены в таблице № 5 «Общепроизводственные расходы».

 

 

Таблица №5. Общепроизводственные расходы (ОПР).

ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

2010 г., руб.

2011 г., руб.

2012 г., руб.

2013 г., руб.

план

факт

разница "план"- "факт"

план

факт

разница "план"- "факт"

план

факт

разница "план"-"факт"

план

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Материальные затраты

250 914

202 066

48 848

219 646

545 921

-326 275

577 039

339 433

237 606

359 460

Затраты на оплату труда

3 879 600

1 922 608

1 956 992

2 112 856

1 873 671

239 185

2 098 511

2 449 272

-350 761

2 571 736

Отчисления от ФОТ

1 035 853

511 677

524 177

739 077

631 516

107 561

713 494

721 105

-7 612

789 523

Амортизация

58 902

43 733

15 169

43 733

43 733

0

43 733

26 002

17 731

26 002

Прочие затраты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

услуги ОТК

1 401 107

1 088 233

312 874

1 182 910

959 177

223 732

1 074 279

1 188 746

-114 467

1 248 183

услуги ЦАЛ

 

211 876

-211 876

230 309

 

230 309

 

116 852

-116 852

122 695

услуги СГМ

 

 

 

 

210 678

-210 678

235 960

1 231 209

-995 249

1 292 770

Услуги сторонних организаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

электроэнергия

3 758 903

3 517 433

241 470

4 080 222

4 313 000

-232 778

5 473 500

3 571 299

1 902 201

3 964 141

теплоэнергия

3 232 104

4 461 857

-1 229753

4 850 039

3 391 800

1 458 239

     

 

сжатый воздух

1 011 436

695 927

315 509

756 473

 

756 473

 

 

 

 

х.п.вода

566 979

260 487

306 492

283 149

 

283 149

 

 

 

 

промстоки

202 606

271 826

-69 219

295 475

 

295 475

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

х.ф.стоки

239 116

198 841

40 275

216 141

 

216 141

 

 

 

 

услугм ЕЗ ОЦМ

 

125 115

-125 115

845 450

626 085

219 365

701 215

357 428

343 787

375 299

услуги ЕЗ ОЦМ (энергоресурсы)

 

 

 

 

 

 

12008000

3 521 023

8 486 977

3 978 756

поверка приборов

13 970

70 259

-56 290

76 372

87 603

-11 231

115 000

70 519

44 481

74 679

ремонт здания, оборудования

 

 

 

 

 

 

 

1 050 453

-1 050 453

1 112 430

ремонт здания, оборудования по предписаниям

 

 

 

 

200 000

-200 000

 

 

 

 

экспертиза бомбоубежища

 

 

 

 

 

 

700 000

 

700 000

 

ремонт убежища

 

 

 

 

 

 

3 200 000

 

3 200 000

 

замена оконных проемов

 

 

 

 

 

 

1 278 000

 

1 278 000

 

ремонт отопления

 

 

 

 

 

 

1 230 737

 

1 230 737

 

установка ограждений по периметру кровли

 

 

 

 

 

 

593 220

 

593 220

 

медосмотр

 

 

 

 

 

 

 

6 557

-6 557

6 944

электроэнергия (Свердловэнерго)

 

784 980

-784 980

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

литература

358

 

358

 

 

 

 

 

 

 

обучение персонала

16 050

15 900

150

 

6 000

-6 000

38 000

12 371

25 629

13 101

обслуживание лифтов

44 536

54 910

-10 374

59 687

62 000

-2 313

65 534

67 673

-2 139

71 666

обработка деталей

61 083

 

61 083

 

 

 

 

 

 

 

хоз.питьевая вода

 

332

-332

 

 

 

 

 

 

 

св.техническая вода

5 122

3 983

1 139

4 330

 

4 330

 

 

 

 

стирка спецодежды

 

5 262

-5 262

5 720

8 208

-2 488

8 676

12 195

-3 519

15 254

талоны ЛПП

222 803

95 588

127 216

103 904

99 067

4 837

104 713

61 323

43 391

64 941

уборка помещений

 

 

 

 

188 632

-188 632

199 384

182 877

16 507

193 667

услуги автотранспорта

27 727

6 924

20 803

7 526

36 000

-28 474

38 052

5 059

32 993

50 000

услуги по проектированию

 

27 400

-27 400

29 784

 

29 784

 

 

 

 

услуги "электронная отчетность"

 

700

-700

700

 

700

 

 

 

 

услуги связи

 

22 773

-22 773

24 754

800

23 954

1 000

 

1 000

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

утилизация ламп

 

2 138

-2 138

 

 

 

 

2 230

-2 230

2 361

ремонт штампа, оборудования

45 682

50 000

-4 318

 

 

 

 

 

 

 

союз по сертификации

37 450

5 000

32 450

13 768

88 983

-75 215

88 983

150 000

-61 017

158 850

приемка военной продукции

 

 

0

40 226

18 594

21 632

19 654

48 200

-28 546

51 043

Москва, Химконверс

338 374

295 797

42 577

295 797

251 339

44 458

265 665

296 949

-31 284

314 469

прочистные работы

39 097

 

39 097

 

 

 

 

 

 

 

возмещение затрат по энергоресурсам арендаторами

3 494 655

2 610 089

884 566

3 027 703

2 536 163

491 540

2 865 864

3 838 319

-972 454

4 337 300

Итого по расчетам

12 995 119

12 343 536

651 583

13 490 342

11 106 645

2383698

28 006 485

11 650 455

16356030

12 520 668

Итого (данные ОАО "УЗХР")

13 018 342

12 328 761

689 581

13 531 574

11 031 430

2 500 145

28 006 485

11 650 455

16 356 030

12 520 668

Соотношение показателей "план"/"факт"

1,05

1,215

2,4

 

 

 

 

В соответствии со сведениями, представленными ОАО «УЗХР» по сметам ОПР, Комиссией ФАС России проведен анализ изменений плановых и фактических показателей соответствующих расходов, результаты которого представлены в графике №2.

График №2 Динамика изменения плановых и фактических показателей ОПР ОАО «УЗХР».

В результате проведенного анализа, Комиссия ФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «УЗХР» факта необоснованного завышения показателей плановых затрат по сметам ОПР без учета ранее достигнутого уровня затрат по статьям сметы и корректировки годовой производственной программы (изменение трудоемкости программы выпуска).

В частности в 2012 году необоснованно завышен плановый показатель расходов по статье «Услуги ЕЗ ОЦМ (энергоресурсы)», а также дополнительно в смете запланированы расходы на статьи «Экспертиза бомбоубежища», «Ремонт бомбоубежища», «Замена оконных проемов», «Ремонт отопления», «Установка ограждений по периметру кровли», что в результате привело к более чем двукратному увеличению планируемых затрат по смете ОПР по сравнению с фактическими показателям предыдущих периодов. При этом по факту планируемые ремонтные работы либо не производились, либо не были завершены в рассматриваемый период. В результате этого фактические показатели понесенных предприятием общепроизводственных расходов в 2012 году сопоставимы с достигнутым уровнем аналогичных затрат в 2011 году.

При изучении плановых смет ремонтных работ производственных помещений предприятия, установлено, что ОАО «УЗХР», начиная с 2011 года, ежегодно планируются затраты на проведение работ по капитальному ремонту цеха № 3, а именно: ремонт системы отопления, приточных вентиляционных камер и остекления. Согласно представленной смете, общая стоимость ремонтных работ составляет 34 303 908,65 руб. (с НДС). Одновременно с этим, в соответствии со справкой о проведении ремонтных работ в цехе № 3, по состоянию на 01.01.2014 остаточная сумма по невыполненным работам из запланированного объема составляет 31 753 724,24 руб. (с НДС).

Сведения о плане и фактическом освоении ремонтных работ представлена в таблице № 6.

Таблица № 6. Сведения о плане и фактическом освоении ремонтных работ в цехе № 3.

 

Наименование работ

 

Стоимость работ по смете, руб. с НДС

Фактическое выполнение работ

 

Остаточная сумма работ на 01.01.2014 руб. с НДС

2011 г.

2012 г.

2013 г.

сумма, руб. с НДС

сумма, руб. с НДС

сумма, руб. с НДС

Ремонт приточных вент.камер

1 097 987,64

 

135 140,68

 

962 846,96

Ремонт системы отопления

2 609 290,34

62 917,60

509 711,53

 

2 036 661,21

Ремонт остекления

4 070 045,38

124 749,25

 

294 628,06

3 650 668,07

Приведение в готовность защитного сооружения

12 498 560,00

     

12 498 560,00

Создание локальной системы оповещения

2 000 000,00

     

2 000 000,00

Создание системы автоматической пожарной сигнализации

800 000,00

     

800 000,00

Приведение в соответствие огражданий крыш

750 000,00

     

750 000,00

Установка противопожарных дверей

1 000 000,00

 

34 590,00

 

965 410,00

Приведение в соответствие электрохозяйства

2 121 531,03

598 401,60

522 214,44

100 914,99

900 000,00

приведение в соответствие тепловых установок

61 253,00

   

61 253,00

0,00

Приведение в соответствие газового хозяйства

351 696,00

     

351 696,00

Приведение в соответствие зданий и сооружений

105 663,16

105 663,16

   

0,00

Ремонт кровли зданий

6 837 882,00

     

6 837 882,00

ИТОГО

34 303 908,55

891 731,61

1 201 656,65

456 796,05

31 753 724,24

Таким образом, Комиссией ФАС России установлено, что ОАО «УЗХР» было запланировано проведение ремонтных работ в цехе № 3 на сумму 34 303 908,65 руб (с НДС), из которых на 01.01.2014 было проведено работ на сумму 2 550 184,41 руб. (с НДС), что составляет 8% от запланированных объема работ. При этом указанные плановые расходы в соответствии с графиком проведения работ были привнесены в себестоимость прибора ВПХР по статье ОПР.

Согласно письменным пояснениям общества (вх. ФАС России № 20031/14 от 28.02.2014), в результате продажи части активов предприятия по итогам 6-ти месяцев 2013 года ОАО «УЗХР» получена чистая прибыль в сумме 31 685 тыс. рублей, которую планируется направить на ремонт и замену оборудования на основном производстве - производстве химических реактивов в цехе № 2. Выделение денежных средств на проведение необходимых ремонтов в цехе № 3 из полученной прибыли акционерами не планируется в связи с тем, что здание, в котором находится производство продукции оборонного назначения, не является собственностью акционеров, а является государственной собственностью.

Предприятие занимает площади указанного помещения в соответствии с договором имущественного найма, заключенного 04.10.1994 между ОАО «УЗХР» и Свердловским областным комитетом по управлению государственным имуществом (далее — Договор найма).

В соответствии с пунктом 2.1.2. Договора найма, наниматель обязан производить за счет собственных средств и кредитов текущий и капитальный ремонт сданного в наем имущества и нести расходы по его содержанию.

Согласно пункту 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) "арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества". При этом если арендатор соглашается взять в аренду неотремонтированное помещение, то именно такое состояние передаваемого в аренду помещения и будет прописано в договоре аренды. В Договоре найма состояние помещения не оговорено.

На основании пункта 2 статьи 612 ГК РФ арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду. Таким образом, ОАО «УЗХР» на момент получения цеха №3 в найм не выявило недостатков принимаемого имущества.

В соответствием с ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры России при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 при капитальном ремонте здания заменяются его конструктивные элементы, системы отопления, водоснабжения, электроснабжения и канализации, а также устанавливаются дополнительные перегородки в помещениях. Таким образом, запланированные ремонтные работы по цеху № 3 Комиссия ФАС России квалифицирует как капитальный ремонт, что является неотделимым улучшением и, соответственно, расходы на проведение данного вида ремонта увеличивают стоимость наемного помещения.

В соответствии с положениями ГК РФ произведенные за счет арендатора улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды. По завершению работ арендатор может передать произведенные капитальные вложения арендодателю (при его согласии принятия на баланс) или образовать новый инвентарный объект основных средств. На сумму произведенных затрат арендатором открывается отдельная инвентарная карточка. Зачисление арендатором законченных капитальных вложений в состав собственных основных средств позволяет ему посредством начисления амортизации возмещать понесенные издержки.

В соответствии с нормами бухгалтерского учета, арендатор при учете операций текущей аренды использует забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства» для учета арендованного имущества, находящегося в его владении, но не принадлежащего ему на правах собственности.

Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, не подлежит возмещению арендатору арендодателем. По истечении срока аренды капитальные вложения в арендованное имущество передаются арендодателю в безвозмездном порядке и зачисляются им в собственные основные средства в порядке увеличения балансовой стоимости объектов.

Если арендатор произвел неотделимые улучшения арендованного имущества за счет собственных средств и с согласия арендодателя, арендатор имеет право на возмещение стоимости этих улучшений после прекращения договора, если иное не предусмотрено договором аренды.Таким образом, арендатор имеет возможность возместить собственные издержки, понесенные в связи с проведением ремонта арендуемого помещения, путем получения прямого возмещения затрат от арендодателя, либо через амортизационные отчисления.

В соответствии с пунктом 3.2 Договора найма размеры платы за пользование имуществом подлежат уточнению два раза в год, а также указана возможность досрочного уточнения размера платы отдельным соглашением. Сведений об уточнении размера арендной платы, компенсирующих проведение ремонта арендуемого помещения в ходе рассмотрения настоящего дела ОАО «УЗХР» не представило.

В связи с изложенным, Комиссия ФАС России усматривает в действиях ОАО «УЗХР» нарушение требований Приказа № 200, в части отнесения на себестоимость продукции в составе общепроизводственных расходов затрат на капитальный ремонт цеха № 3, а также затрат на экспертизу и ремонт бомбоубежища, не задействованного в производственном процессе, затрат на услуги Химконверс и др.

В соответствии с учетной политикой предприятия затраты общепроизводственного (ОПР) назначения распределяются между видами продукции пропорционально суммам заработной платы основных производственных рабочих с начислением страховых взносов на обязательное социальное страхование и суммам расходов на потребленные энергоресурсы.

Комиссия ФАС России отмечает необоснованно завышенный планируемый уровень (процент) ОПР по видам продукции на 2012 год, что явилось следствием завышения планируемой сметы ОПР в связи с неправомерным включением дополнительных расходов.

 

6.3. Анализ общехозяйственных расходов (ОХР). Комиссией ФАС России проведен анализ представленных ОАО «УЗХР» смет накладных затрат в части общехозяйственных расходов (ОХР). Сведения по плановым сметам расходов и результатам их фактического выполнения приведены в таблице № 7 «Общехозяйственные расходы» .

 

 

Таблица № 7. Общехозяйственные расходы (ОХР).

ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

2010 г., руб.

 

2011 г., руб.

 

2012 г., руб.

 

2013 г., руб.

 

план

факт

разница "план"-"факт"

план

факт

разница "план"-"факт"

план

факт

разница "план"-"факт"

план

факт

разница "план"-"факт"

Амортизация

365 642

1 172 785

-807 142

1 172 785

926 716

246 068

926 716

833 642

93 074

833 642

494 002

339 640

Материальные затраты

8 897 051

443 998

8 453 053

482 626

157 120

325 506

166 076

389 639

-223 562

412 627

471 576

-58 949

Затраты на оплату труда

13 762 800

12 906 698

856 102

4 369 000

4 778 896

-409 896

5 400 153

8 617 816

-3 217 663

9 048 707

9 527 595

-478 888

Отчисления на ФОТ

3 674 668

2 988 724

685 944

1 528 276

1 380 359

147 917

1 981 856

2 200 459

-218 603

2 714 612

2 531 537

183 075

Прочие затраты

2 200 005

7 336 403

-5136398

40 000

6 918 950

-6878950

241 749

20 570

221 179

406 780

 

406 780

Услуги сторонних организаций, в том числе

10 489 193

7 336 403

3 152 790

13 128 811

0

13128811

13 021 625

15 137 626

-2 116 001

15 238 935

 

15 238 935

арендная плата за землю

             

1 679 361

-1 679 361

 

366 606

-366 606

аварийно-спасательное обслуживание произв.объектов

       

105 000

-105 000

110 985

162 222

-51 237

171 793

140 000

31 793

электроэнергия (Свердловэнерго)

     

1 566 818

201 670

1365148

856 600

281 494

575 106

312 459

205 695

106 763

теплоэнергия

     

814 843

 

814 843

           

х.п.вода

     

491 987

 

491 987

           

промстоки

     

45 115

 

45 115

           

х.ф.стоки

     

39 524

 

39 524

           

услуги ОЦМ

       

315 120

-315120

1 391 470

396 952

994 517

448 556

267 434

181 121

талоны на молоко

     

327

 

327

           

аренда ЕЗ ОЦМ

2 102 800

 

2 102 800

                 

аудиторские услуги

190 000

295 000

-105 000

320 665

140 000

180 665

150 000

304 000

-154 000

321 936

122 000

199 936

гидрометеорологические услуги

17 918

18 348

-430

19 944

20 040

-96

21 182

26 377

-5 194

27 933

23 760

4 173

гос.пошлины

 

1 130

-1 130

1 228

1 500

-272

1 586

22 267

-20 681

23 580

22 600

980

вывоз мусора

39 804

116 380

-76 576

126 505

120 000

6 505

126 840

154 180

-27 340

163 277

119 619

43 658

ведение реестра акционеров

253 658

145 036

108 623

180 000

180 000

0

190 260

127 232

63 028

134 738

131 292

3 447

заправка картриджей

20 090

58 236

-38 146

63 303

13 412

49 890

14 177

18 367

-4 191

19 451

36 125

-16 674

зарядка огнетушителей

 

4 559

-4 559

4 956

45 000

-40 044

47 565

 

47 565

     

знаки почтовой оплаты

20 601

30 480

-9 879

33 132

7 147

25 985

7 554

 

7 554

 

8 801

-8 801

информационно консультац.услуги

133 423

11 100

122 323

12 066

33 000

-20 934

34 881

18 860

16 021

19 973

15533749

-15513776

экспертно-оценочные, инвентаризац.работы

90 308

264 373

-174 065

287 373

368 539

-81 166

389 546

278 192

111 354

294 605

185 000

109 605

экспертиза склада ОМТС

                   

80 428

 

гос.тайна

 

53 432

-53 432

58 081

104 267

-46 186

110 210

71 733

38 477

75 966

73 415

2 551

лабораторн.исследования хим.отходов

 

261 304

-261 304

284 037

41 521

242 516

43 888

45 592

-1 704

48 282

30 900

17 382

литература

10 329

400

9 929

1 000

7 399

-6 399

7 820

40 235

-32 415

42 609

30 859

11 750

лицензирование

9 630

98 000

-88 370

207 000

165 000

42 000

174 405

0

174 405

0

 

0

медосмотр

34 925

176 282

-141 357

191 619

 

191 619

200 700

2 914

197 786

3 086

 

3 086

копир.услуги

62 263

43 799

18 464

47 610

15 000

32 610

15 855

244

15 611

258

4 330

-4 072

поверка приборов

79 193

24 575

54 618

26 713

18 809

7 905

19 881

27 622

-7 742

29 252

17 334

11 918

программное обеспечение

   

0

 

43 292

-43 292

45 760

0

45 760

0

54 187

-54 187

обучение персонала

329 924

79 597

250 327

30 000

45 733

-15 733

48 340

27 454

20 886

29 073

36 868

-7 794

реклама

6 147

4 920

1 227

5 348

40 504

-35 156

371 500

39 313

332 187

41 633

153 376

-111 744

ремонт склада ОМТС

                   

764 102

 

ремонт и обслуж.оборудования

             

84 133

-84 133

89 097

20 352

68 745

ремонт и обслуж.офисн.техники

28 613

0

28 613

20 000

12 000

8 000

12 684

 

12 684

     

ремонт автотранспорта

231 949

31 780

200 169

                 

ремонт подъздн.путей

627 563

645 708

-18 145

701 885

777 095

-75 210

821 389

1 877 514

-1 056 125

1 988 287

508 590

1 479 698

страхование

   

0

   

0

 

882 421

-882 421

934 484

687 886

246 598

св.техн. Вода

27

19 808

-19 781

21 531

 

21 531

   

0

   

0

сервисное обслуж.

 

22 881

-22 881

24 872

 

24 872

   

0

   

0

стирка

54 000

60

53 940

   

0

   

0

   

0

транспортные услуги

24 617

305 372

-280 754

331 939

169 869

162 070

480 000

146 241

333 759

154 869

124 496

30 374

талоны на молоко

46 914

 

46 914

 

105

-105

111

10 186

-10 076

10 787

21 475

-10 688

услуги банка

21 276

16 009

5 267

30 000

12 494

17 506

30 000

12 497

17 503

101 695

56 433

45 262

услуги ОВО и охрана

780 000

708 426

71 574

795 600

1 073 083

-277 483

2 016 012

1 800 000

216 012

1 906 200

1 800 000

106 200

услуги ЕЗ ОЦМ

 

645 883

-645 883

3 293 830

2 492 973

800 857

2 991 568

6 063 840

-3 072 272

6 548 947

6 897 184

-348 237

уборка помещений

960 662

623 547

337 115

420 000

200 770

219 230

389 500

203 242

186 258

389 500

99 430

290 070

разработка проекта по контролю за отходами

                   

171 352

 

разработка проекта санит.защитной зоны

                   

338 134

 

услуги по охране природы

1 375 130

1 527 705

-152 575

1 660 615

197 000

1463615

1 200 000

1 000

1 199 000

555 085

 

555 085

услуги СЭС

162 140

127 733

34 407

138 846

 

138 846

   

0

   

0

услуги связи

980 000

579 362

400 638

667 200

266 728

400 472

281 932

186 810

95 122

197 832

204 107

-6 275

услуги по продаже имущества

   

0

 

200 000

-200 000

211 400

0

211 400

0

 

0

услуги доступа к эл.торгам

 

2 050

-2 050

2 229

20 949

-18 720

22 143

0

22 143

0

23 373

-23 373

услуги "Уралэлектромедь"

                   

54 752

 

участие в конференции

   

0

 

21 500

-21 500

 

15 254

-15 254

16 154

 

16 154

Москва Химконверс

   

0

 

80 000

-80 000

84 560

0

84 560

0

1 271

-1 271

электроэнергия (Свердловэнерго)

 

34 749

-34 749

37 772

 

37 772

   

0

   

0

прочие услуги

255 286

21 434

233 852

23 298

1 000

22 298

1 057

28 340

-27 283

30 012

14 160

15 852

командировочные расходы

1 540 000

336 946

1 203 054

100 000

92 965

7 035

98 265

101 534

-3 270

107 525

228 164

-120 640

налоги

13 519 900

13 303 122

216 778

13 313 635

13 322 535

-8 899

13 353 429

13 291 361

62 068

13 301 429

5 997 042

7 304 387

Итого по расчетам

52 909 259

45 488 132

7 421 127

34 035 133

34 096 857

-61 725

35 091 604

40 491 111

-5 399 507

41 956 732

48 681 391

-6724659

Соотношение показателей "план"/"факт"

1,16

1,00

0,87

0,86

 

 

 

 

 

 

Динамика изменения плановых и фактических показателей ОХР ОАО «УЗХР» представлена на графике № 3.

График № 3. Динамика изменения плановых и фактических показателей ОХР ОАО «УЗХР»

Как видно из представленной таблицы и динамики изменения плановых и фактических показателей ОХР в период с 2012 по 2013 годы на предприятии наблюдается тенденция превышения фактических затрат над планируемыми. Вместе с тем, исследовав затраты постатейно, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что превышение фактических показателей над плановыми по данному виду расходов обусловлено следующим:

  • в 2012 году со значительным отклонением фактических показателей от плановых по статьям «Затраты на оплату труда» (59,6%), «Услуги сторонних организаций» (16,2%), «Ремонт подъездных путей» (228%), «Услуги ЕЗ ОЦМ» (202%), а также внесением в фактические затраты в 2012 году статей «Арендная плата за землю», «Ремонт и обслуживание оборудования», «Участие в конференции».

  • в 2013 году со значительным отклонением фактических показателей от плановых по статьям «Информационно-консультационные услуги» (превышение фактических затрат более чем в 770 раз), «Реклама» (373%), «Командировочные расходы» (212%), а также внесением в фактические затраты в 2013 году статей «Арендная плата за землю», «Разработка проекта по контролю за отходами», «Разработка проекта санитарно-защитной зоны».

Таким образом, Комиссия ФАС России установила несоответствие плановых и фактических показателей ОХР. В частности, в 2013 году зафиксировано резкое увеличение затрат по статье расходов «Информационно-консультационные услуги» с запланированных 19 973 руб. до 15 533 749 руб., что существенно искажает смету фактических общехозяйственных расходов. При этом, обоснованность этих затрат и их относимость на производство военной продукции не подтверждена ОАО «УЗХР» в рамках рассмотрения дела.

В соответствии с учетной политикой предприятия затраты общехозяйственного назначения должны распределяться между видами продукции пропорционально суммам заработной платы основных производственных рабочих с начислением страховых взносов на обязательное социальное страхование и суммам расходов на потребленные энергоресурсы.

Вместе с тем, исходя из результатов изучения расчетно-калькуляционных материалов, Комиссия ФАС России установила, что при формировании себестоимости продукции предприятие первоначально осуществляет распределение ОХР по видам производств (химическое производство и спец.производство) пропорционально планируемого товарного выпуска (отгрузки) продукции по этим видам деятельности (1 передел). После этого отнесенные по видам производств общехозяйственные расходы предприятия распределяются уже по видам (наименованиям) продукции пропорционально суммам заработной платы основных производственных рабочих с начислением страховых взносов на обязательное социальное страхование и суммам расходов на потребленные энергоресурсы.

Данный порядок нарушает требования пропорционального отнесения затрат на продукцию, поставляемую для целей выполнения государственного оборонного заказа, утвержденный Приказом № 200, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово - хозяйственной деятельности» (Постановление № 47), согласно которого распределение накладных расходов должно осуществляться пропорционально прямым затратам на производство соответствующей продукции.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает заниженный показатель базы отнесения накладных расходов, рассчитанный без учета планируемого выпуска ВПХР запланированный в ПХД на 2013 год, что также приводит к необоснованному увеличению затрат на накладные расходы, относимые на себестоимость выпускаемой продукции, том числе прибора ВПХР. Данный факт также отмечен в заключении 765 ВП МО РФ на проект цены изделия ВПХР, поставляемого в 2013 году ОАО «УЗХР» (исх. 765 ВП МО РФ №765/104 от 13.02.2013).

Таблица №8. Сведения о фактических и планируемых объемах выпуска ВПХР на 13.02.2013.

Наименование изделия

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

фактический выпуск

фактический выпуск

фактический выпуск

планируемый выпуск

ВПХР, шт.

668

765

724

360

Фактически в 2013 году ОАО «УЗХР» было выпущено 631 шт. ВПХР.

Таким образом, 765 ВП МО РФ в своем заключении на проект цены ВПХР при планировании себестоимости правомерно обращает внимание на заниженное планируемое количество выпуска ВПХР в 2013 году, себестоимость которого при данных показателях выпуска значительно возрастает. По факту изделий ВПХР было выпущено почти в 2 раза больше, однако цена реализации на него пересчитана не была.

 

6.4. Выводы по результатам проведенного анализа

Исследовав все выявленные обстоятельства по рассматриваемому делу Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам.

ОАО «УЗХР» осуществляется формирование смет накладных расходов с нарушением порядка, установленного Приказом № 200, в том числе в результате отнесения на себестоимость продукции в составе накладных расходов затрат на капитальный ремонт, ремонт и экспертизу бомбоубежища, затрат на рекламу и др. Кроме того по ряду статей наблюдается систематическое необоснованное завышение плановых расходов, без учета фактически достигнутого уровня затрат по ним в предыдущие периоды, что приводит к искусственному завышению плановой себестоимости производимой продукции, в частности прибора ВПХР, на основании которой формируется цена.

Включение необоснованно завышенного объема плановых затрат ОАО «УЗХР» в себестоимость продукции привело к необоснованному завышению ее стоимости, как следствие, завышению цены продукции и получению дополнительной прибыли (фактический уровень рентабельности ВПХР — 37,4%).

По итогам 2013 года фактическая рентабельность ОАО «УЗХР» от продажи прибора ВПХР превышает 37%. Уровень рентабельности, закладываемый ОАО «УЗХР» в цене ВПХР существенно превышает статистические и нормативные показатели для исполнителей государственного оборонного заказа. Так, согласно ряду нормативных правовых актов, действующих в рассматриваемой сфере, прибыль головного исполнителя государственного оборонного заказа в составе цены при поставке продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу не должна превышать 1 процента затрат поставщика на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), работ (услуг) исполнителей государственного оборонного заказа, участвующих в выполнении государственного контракта, и 20 процентов (в случаях подтвержденного инвестирования на развитие - 25 процентов) остальных (собственных) затрат головного исполнителя на выполнение заключенного государственного контракта по государственному оборонному заказу. К таким актам в частности относятся:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 656 «Об утверждении Правил определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)»;

  • постановление Правительства РФ от 03.06.1997 № 660 дсп «О ценах на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу»;

  • приказ Минэкономики РФ от 18.12.1997 № 179 «Об утверждении инструкции по формированию контрактных оптовых цен на продукцию оборонного назначения»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 № 29 «Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем»;

  • приказ ФСТ России от 18.04.2008 № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем».

ОАО «УЗХР» не подтверждена обоснованность отдельных затрат и их размер, учитываемых предприятием в составе накладных расходов, в частности затрат на информационно-консультационные услуги за 2013 год в составе ОХР.

Распределение общехозяйственных расходов по видам продукции на ОАО «УЗХР» осуществляется с нарушением требований Приказа № 200 в части пропорционального отнесения прямым затратам на производство, что приводит к неправильному определению сумм накладных расходов, относимых на себестоимость производимой продукции.

ОАО «УЗХР» не выполняются требования Постановления № 47, а именно отсутствует раздельный (позаказный) учет по заключенным договорам, выполняемым в рамках заданий ГОЗ.

В нарушение статьи 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ предприятием осуществляется не сбор и учет, а перераспределение затрат по видам выпускаемой продукции, т.е. формирование и списание затрат по заказам и видам выпускаемой продукции, осуществляется «общекотловым» методом учета затрат пропорционально не прямым расходам а планового объема выпуска продукции.

Комиссия ФАС России считает, что ОАО «УЗХР» не представлены надлежащие доказательства экономической и технологической обоснованности цены, установленной на прибор ВПХР в 2012-2013 годах. Имеющаяся в материалах дела информация указывает на то, что у ОАО «УЗХР» имелась возможность в указанный период времени по установлению экономически и технологически обоснованной цены, обеспечивающей характерный для исполнителей государственного оборонного заказа размер рентабельности.

При этом в соответствии с частью 5 Приказа № 200 несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Таким образом, проанализировав данные факты, Комиссия ФАС России считает, что установленная ОАО «УЗХР» цена на прибор ВПХР превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и норму прибыли. В 2014 году цена на прибор ВПХР не снижена.

Учитывая изложенное и руководствуясь частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что ОАО «УЗХР» в период с апреля 2013 года по настоящее время устанавливает монопольно высокую цену на прибор ВПХР для российских покупателей.

 

7. Выводы Комиссии ФАС России по результатам рассмотрения дела.

По результатам рассмотрения настоящего дела Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам:

1. ОАО «УЗХР» является исполнителем государственного оборонного заказа по поставке приборов ВПХР в рамках ГОЗ.

    • ОАО «УЗХР» занимает доминирующее положение на рынке прибора ВПХР в Российской Федерации, закупаемых государственными заказчиками по государственному оборонному заказу в составе конечных изделий В и ВТ.

3. ОАО «УЗХР» в период с 11 апреля 2013 года по 20 августа 2014 года года злоупотребляет доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на прибор ВПХР и нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на данную продукцию.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  • Признать ОАО «УЗХР» нарушившим пункты 1, 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения установления нормативными правовыми актами порядка ценообразования, что привело к установлению монопольно высокой цены на прибор ВПХР.

  • Выдать ОАО «УЗХР» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-10-339/00-05-13

о нарушении антимонопольного законодательства

 

«03» сентября 2014 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-10-339/00-05-13 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) <...>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от «03» сентября 2014 г. по делу № 1-10-339/00-05-13 о нарушении ОАО «Уральский завод химических реактивов» (адрес местонахождения - 624097, Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, д. 131, ИНН 6606000754 / ОГРН 1026600728770, далее — ОАО «УЗХР») пунктов 1, 10 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «УЗХР» прекратить нарушение пунктов 1, 10 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции в части нарушения установления нормативными правовыми актами порядка ценообразования, что привело к установлению монопольно высокой цены на войсковой прибор химической разведки (ВПХР) ГО.57.00.000 ТУ (далее — ВПХР), а именно:

1. ОАО «УЗХР» при производстве прибора ВПХР, используемого при выполнении государственного оборонного заказа, организовать и обеспечить ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово - хозяйственной деятельности», в том числе внести необходимые изменения в учетную политику предприятия в части положений, устанавливающих применяемый на предприятии порядок отнесения общехозяйственных расходов в целях формирования себестоимости производимой продукции.

2. ОАО «УЗХР» при формировании цен на продукцию, поставляемую государственным заказчикам, головным исполнителям, исполнителям государственного оборонного заказа в рамках выполнения государственных оборонных контрактов, в том числе при формировании смет накладных расходов и определения уровня общепроизводственных и общехозяйственных расходов соблюдать положения и правила, установленные приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу».

3. ОАО «УЗХР» в течение 60 календарных дней с момента получения настоящего предписания пересмотреть цену на реализуемый в 2014 году и последующие периоды прибор ВПХР с учетом выполнения пунктов 1 и 2 настоящего Предписания и направить в ФАС России копии измененных расчетно-калькуляционных материалов на реализуемый прибор ВПХР, сметы накладных расходов, а также расчеты основных экономических показателей предприятия, определяющих базу и размер отнесения общехозяйственных, общепроизводственных и иных видов расходов.

4. ОАО «УЗХР» (равно как его правопреемникам) один раз в полугодие информировать антимонопольный орган (в течение 30 календарных дней после окончания отчетного периода) о показателях хозяйственной деятельности и загрузке производственных мощностей ОАО «УЗХР» в части производства и реализации прибора ВПХР в соответствии с формами таблиц, приведенными в приложении к настоящему предписанию.

Настоящее предписание действует в течение пяти лет с момента выдачи.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о конкуренции неисполнение в срок предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны