Решение №МО/29613/15 Решение по делу в отношении АО "АМР" от 10 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-140/00-05-14

 

«10» июня 2015 г.                                                                                 г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 10 июня 2015 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-10-140/00-05-14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 1-10-140/00-05-14 по признакам нарушения АО «АМР» (место нахождения: ул. Заводская, 1, г. Белая Калитва, Ростовская область, 347045; ОГРН: 1047796161830) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

I. Основанием для возбуждения дела № 1-10-140/00-05-14 в отношении АО «АМР» послужили признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, обнаруженные в материалах, представленных АО «АМР» письмом от 08.11.2013 № 34/263-27 в ответ на запрос информации ФАС России от 27.09.2013 № АК/37881/13, выразившиеся в установлении разных цены на трубы авиационные, изготавливаемые по ОСТ 1-90038-88 и ТУ 1-92-90-84 (далее — Трубы авиационные), для разных потребителей.

На основании вышеизложенных фактов Приказом ФАС России от 01.10.2014 г. № 612/14 возбуждено дело № 1-10-140/00-05-14 по признакам нарушения АО «АМР» пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

II. В соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) в рамках рассмотрения дела № 1-10-140/00-05-14 проведен анализ состояния конкуренции на рынке Труб авиационных в Российской Федерации. Аналитический отчет, составленный по результатам данного анализа, приобщен к материалам дела.

Временным интервалом исследования рассматриваемого товарного рынка установлен период с января 2011 г. по декабрь 2014 г. включительно.

Трубы авиационные изготавливаются согласно требованиям ОСТ 1-90038-88 «Трубы авиационные из алюминиевых сплавов. Техническиеусловия» (далее – ОСТ 1-90038-88) и ТУ 1-92-90-84<...>

*

Информация, предназначенная для служебного пользования.

(далее – ТУ 1-92-90-84).

Потребителями Труб авиационных являются предприятия-изготовители авиационной техники. Таким образом, потребители используют рассматриваемый товар в производственных целях.

ОСТ 1-90038-88 распространяется на Трубы авиационные круглые тянутые и катаные из алюминиевых сплавов марок Д1, Д16, Д16ч, АМг2, АМг3, предназначенных для трубопроводов, валов трансмиссий и тяг управления.

ТУ 1-92-90-84 распространяется на <...>*.

 

 

Для выявления товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми по отношению к Трубам авиационным, ФАС России проведён опрос потребителей указанной продукции на предмет выявления фактической замены потребителем или его готовности заменить в производственных целях Трубы авиационные другим товаром.

Опрос потребителей Труб авиационных подтвердил, что Трубы авиационные не имеют заменителей. Результаты «теста гипотетического монополиста», проведённого в соответствии с пунктом 3.9 Порядка проведения анализа, показали, что в результате повышения цен на Трубы авиационные на 10%, опрошенные потребители не готовы переключиться на любую иную продукцию и будут продолжать закупать данный вид продукции, несмотря на повышение цен.

В соответствии с пунктом 3.9 Порядка проведения анализа, продуктовые границы товарного рынка расширяются таким образом, чтобы включить в себя товары, которые приобретатели будут приобретать при вышеуказанном повышении цен, если в совокупности выполняются следующие условия:

- в результате указанного повышения цены приобретатели будут заменять рассматриваемый товар другими товарами;

- произойдет снижение объемов продаж предварительно определенного товара, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов) предварительно определенного товара.

Опрос приобретателей Труб авиационных показал, что ни одно из перечисленных условий не выполняется – приобретатели не готовы переключиться на закупку иной продукции и снижать объемы закупок Труб авиационных.

Кроме того, ограничена возможность замены Труб авиационных, производимых по ОСТ 1-90038-88, на Трубы авиационные, производимые по ТУ 1-92-90-84, по следующим причинам:

1. <...>*.

 

2. <...>*.

 

Таким образом, Трубы авиационные определенных типоразмеров и марок сплавов не могут быть заменены на Трубы авиационные другого типоразмера и марки сплава, поскольку только изделия данной конфигурации и из данного алюминиевого сплава обладают физико-механическими характеристиками и свойствами, необходимыми при изготовлении определенных конструкций авиационной техники. Таким образом, Трубы авиационные, производимые по ОСТ 1-90038-88 и ТУ 1-92-90-84 (отдельно), различных типоразмеров и марок сплавов являются отдельными товарными рынками.

Вместе с тем, изготовление Труб авиационных осуществляется по единому технологическому процессу производства в соответствии с ОСТ 1-90038-88 и ТУ 1-92-90-84 (отдельно). Наличие определенного оборудования позволяет хозяйствующему субъекту производить Трубы авиационные различных типоразмеров и марок сплавов, в зависимости от заказов потребителей.

Учитывая изложенное, нецелесообразно рассматривать Трубы авиационные отдельно по каждой товарной позиции.

В то же время у ряда металлургических предприятий ограничены производственные возможности Труб авиационных (см. Таблицу 1):

    • ОАО «СМК» производит Трубы авиационные по ОСТ 1-90038-88 из алюминиевых сплавов марок АМг2 и АМг3 определенных типоразмеров;

    • АО «АМР» производит Трубы авиационные по ОСТ 1-90038-88 из алюминиевых сплавов марок АМг2 и АМг3, Д16, Д16ч;

    • АО «АМР» производит Трубы авиационные по ТУ 1-92-90-84.

 

Таблица 1. Производственные возможности металлургических предприятий по производству Труб авиационных

<...>*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, с учетом ограничений производственных возможностей металлургических предприятий, области применения Труб авиационных, на основе сведений, представленных покупателями и производителями рассматриваемой продукции, установлено, что Трубы авиационные определенных марок алюминиевых сплавов и типоразмеров (толщина стенки), изготавливаемые по ОСТ 1-90038-88 и ТУ 1-92-90-84, следует рассматривать как обособленные товарные рынки, со следующими продуктовыми границами:

1. Трубы авиационные из алюминиевых сплавов марок Д16, Д16ч, производимые по ОСТ 1-90038-88.

2. Трубы авиационные из алюминиевых сплавов марок АМг2, АМг3, производимые по ОСТ 1-90038-88, следующих типоразмеров:

<...>*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(далее - Трубы авиационные из алюминиевых сплавов марок АМг2, АМг3, производимые АО «АМР» и ОАО «СМК» по ОСТ 1-90038-88).

3. Трубы авиационные из алюминиевых сплавов марок АМг2, АМг3 следующих типоразмеров:

<...>*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      • (далее - Трубы авиационные из алюминиевых сплавов марок АМг2, АМг3, производимые АО «АМР» по ОСТ 1-90038-88).

4. Трубы авиационные, производимые по ТУ 1-92-90-84.

В результате анализа структуры товаропотоков определены границы территории, за пределы которой вывозится и на территорию которой ввозится не более 10 % от общего объёма товарной массы на рынках Труб авиационных. Такими границами является территория Российской Федерации.

Результаты «теста гипотетического монополиста», проведённого в соответствии с пунктом 4.6 Порядка проведения анализа, показали, что в результате повышения цены на Трубы авиационные на 10 % в Российской Федерации, опрошенные приобретатели не станут переключаться на продукцию производителей из стран СНГ и дальнего зарубежья и не станут снижать объемы закупок, в связи с необходимостью поддерживать производство своей продукции на прежнем уровне.

В соответствии с пунктом 4.6 Порядка проведения анализа, географические границы товарного рынка расширяются таким образом, чтобы включить в себя территории, на которых приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар при вышеуказанном повышении цены, если в совокупности выполняются следующие условия:

  • в результате долговременного повышения цены товара (на 10 процентов) в предварительно определённых географических границах товарного рынка при неизменных ценах за пределами таких границ, приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях;

  • произойдёт снижение объёма продаж в пределах предварительно определённых географических границ товарного рынка, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов) расположенных в пределах таких границ товарного рынка.

Опрос потребителей Труб авиационных показал, что ни одно из перечисленных условий не выполняется – приобретатели не имеют возможности переключиться на закупку продукции из стран дальнего зарубежья и не готовы снижать объемы своих закупок у российского производителя.

Таким образом, анализ товаропотоков, сведений, представленных потребителями Труб авиационных, анализ ограничений переключения на иностранных производителей, результаты «теста гипотетического монополиста» позволяют определить в качестве географических границ рассматриваемых товарных рынков территорию Российской Федерации.

На российском рынке присутствует два производителя Труб авиационных:

1. АО «АМР» (место нахождения: ул. Заводская, 1, г. Белая Калитва, Ростовская обл., 347045);

2. ОАО «СМК» (место нахождения: ул. Пристанционная, владение 2, г. Ступино, Московская обл., 142800).

Сведения о долях основных производителей Труб авиационных представлены в анализе состояния конкуренции на рынке труб, изготавливаемых по ОСТ 1-90038-88 и ТУ 1-92-90-84 от 28 мая 2015 года.

Рынок Труб авиационных в Российской Федерации характеризуется значительными барьерами, которые являются факторами и обстоятельствами экономического характера, создающими препятствия для входа новых хозяйствующих субъектов.

Доступ на рынки Труб авиационных затруднен по следующим причинам:

1. Основным барьером входа на рынок Труб авиационных является необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений.

2. В соответствии с информацией, предоставленной ОАО «СМК», для потенциальных участников рынков Труб авиационных существуют следующие барьеры для входа на рынки:

  • ограничен доступ к технологическим ресурсам, необходимым для производства Труб авиационных;

  • существует минимальная технологическая норма принятия заказа к производству.

Вместе с тем, в декабре 2014 года ОАО «СМК» в адрес ФГУП «ВИАМ» была поставлена опытная партия Труб авиационных, производимые по ТУ 1-92-90-84. Соответственно, возможно появление на рынке Труб авиационных, производимых по ТУ 1-92-90-84, нового производителя – ОАО «СМК».

3. В соответствии с информацией, предоставленной ЗАО «АМР», основным барьером для входа на рынки Труб авиационных является трудоемкость (машиноемкость) производства Труб авиационных. Так средний фактический выход годного для Труб авиационных составляет от 10 до 25 %. Данный факт объясняется технологической сложностью и высокими требованиями к характеристикам Труб авиационных. Кроме того, производство Труб авиационных имеет самую длинную производственную цепочку в трубном цехе, что обуславливает высокую машино- и трудоемкость производства.

На основании проведенного анализа рынка Комиссией установлено, что доля АО «АМР» составляет более 50 % на следующих рынках:

  • рынок Труб авиационных из сплавов марок Д16, Д16ч, производимых по ОСТ 1-90038-88;

  • рынок Труб авиационных из алюминиевых сплавов марок АМг2, АМг3, производимых ЗАО «АМР» и ОАО «СМК» по ОСТ 1-90038-88;

  • рынок Труб авиационных из алюминиевых сплавов марок АМг2, АМг3, производимых ЗАО «АМР» по ОСТ 1-90038-88;

  • рынок Труб авиационных, производимых по ТУ 1-92-90-84.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, Комиссия установила, что АО «АМР» занимает доминирующее положение на рынке Труб авиационных в Российской Федерации.

III. Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле (АО «АМР», ОАО «ГАК Оборонпромкомплекс»), и установила следующее.

Сведения об основных покупателях (потребителях и грузополучателях) Труб авиационных за период с 2012 по сентябрь 2013 года, представленные АО «АМР» в ответ на запрос информации ФАС России от 27.09.2013 № АК/37881/13, содержали неточные данные.

Согласно пояснениям АО «АМР» (письмо от 20.11.2015 № 34/1263-35) при заполнении таблицы, содержащей сведения об основных покупателях (потребителях и грузополучателях) Труб авиационных за период с 2012 по сентябрь 2013 года, была допущена техническая ошибка. Одновременно с пояснениями были представлены исправленные сведения.

Комиссия, проанализировав сведения АО «АМР» об основных покупателях (потребителях и грузополучателях) Труб авиационных за 2012 -2014 годы (письма от 20.11.2015 № 34/1263-35, 30.03.2015 № 2/17-33), выявила случаи установления более высоких цен на Трубы авиационные, <...>*, на 7 — 48 %.

 

 

 

 

 

Вышеуказанные случаи были выявлены при поставках Труб авиационных следующих типоразмеров (Справка по делу № 1-10-140/00-05-15 от 27.05.2015, том № 17 ДСП):

<...>* .

 

 

 

 

<...>*.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно пояснениям АО «АМР» (письмо от 13.05.2015 № 2/17-53) выявленные Комиссией случаи установления разных цен на одни и те же виды Труб авиационных, <...>*,

обусловлены следующими факторами (Справка по делу № 1-10-140/00-05-15 от 27.05.2015, том № 17 ДСП):

  • Цены на Трубы авиационные <...>* были сформированы с учетом наценки за дополнительные требования покупателя к техническим характеристикам продукции, <...>* .

 

<...>*.

 

 

 

 

    • <...>*.

 

<...>*.

 

 

 

<...>*.

 

 

 

 

 

 

      • <...>*.

 

 

 

3. В рассматриваемых Комиссией случаях установления разных цен <...>*

 

согласование заказов и расчет цен осуществлялось в разные периоды времени (в разные дни). Поскольку для расчета отпускных цен на Трубы авиационные используется уровень котировок Лондонской биржи металлов на алюминий действующий на дату расчета отпускной цены, цены, рассчитанные в разные периоды времени, отличаются в связи с изменением котировок алюминия на Лондонской бирже металлов.

Комиссия, оценив доводы АО «АМР», пришла к выводу, что обоснование установления разных цен на Трубы авиационные в 2012-2014 гг.. представленное АО «АМР», соответствуют и подтверждается имеющимися материалами дела (договоры на поставку продукции <...>*, о заказы на поставку Труб

авиационных, сведениями о полной стоимости переработки для заказов производства 2011-2012 гг, 2012 года, 2013 года, 2014 года) (Справка по делу № 1-10-140/00-05-15 от 27.05.2015, том № 17 ДСП).

Кроме того, на основании положений политики АО «АМР», регламентирующей порядок формирования цен на Трубы авиационные, <...>* (далее — Политика ценообразования), Комиссия провела сопоставление стоимости переработки алюминия, включенной в стоимость Труб авиационных, <...>*

 

 

в сопоставимые периоды поставки в

2012-2014 годах.

Отпускные цены на Трубы авиационные формируются АО «АМР» на основе Политики ценообразования.

<...>*

 

 

 

 

<...>*

 

 

 

 

<...>*.

 

 

 

 

 

Таким образом, разные цены на Трубы авиационные, поставляемые <...>*

в 2012 - 2014 годах были экономически и технологически обоснованы.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Учитывая изложенное, в рассматриваемых Комиссией действиях АО «АМР» отсутствуют признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 1-10-140/00-05-14 в отношении АО «АМР» в связи с отсутствием в действиях АО «АМР» нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны