Определение №29/71348/17 Определение о возбуждении дела об административном правонару... от 16 октября 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном
правонарушен
ии № 4-14.31-1660/00-29-17 и проведении
административного расследования

 

«16» октября 2017 года г. Москва

 

Я, заместитель начальника Управления контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности ФАС России Пастухов Антон Андреевич, рассмотрев решение ФАС России по делу № 1-00-36/00-29-16 от 16.12.2016 № 29/89350/16 (далее — Решение по делу № 1-00-36/00-29-16) и другие материалы дела № 1-00-36/00-29-16 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении <...>, являющейся <...> АО «Московский научно-исследовательский институт радиосвязи» (далее — АО «МНИИРС») на момент совершения административного правонарушения <...>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-00-36/00-29-16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия ФАС России) Решением по делу № 1-00-36/00-29-16 признала АО «МНИИРС» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части злоупотребления доминирующим положением на рынке производства прибора ЛБ-1 (далее также Продукция) путем установления монопольно высокой цены.

Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения дела № 1-00-36/00-29-16 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» АО «МНИИРС» занимает доминирующее положение на рынке производства Продукции в границах Российской Федерации. Производство Продукции предусмотрено конструкторской (технической) документацией.

Кроме того, основанием для заключения договора на поставку Продукции и источником финансирования является государственный контракт между ОАО «РКК «Энергия» и Федеральным космическим агентством № 351-8008/14/368 от 01.12.2014, который заключен во исполнение государственного оборонного заказа.

В 2012 году между ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» и АО «МНИИРС» заключен договор от 29.03.2012 № 247-N030/2012 на изготовление и поставку 13 комплектов Продукции в 2013, 2014 и 2015 годах. Стоимость комплекта Продукции в 2015 году составила 2 581 840,00 руб. с НДС, что подтверждается протоколом согласования цены № 4 от 20.06.2014.

Письмом от 22.09.2015 № 1314/А030 (проект договора от 06.04.2015 № 103-N030/2015) АО «МНИИРС» направило предложение заключить договор поставки на 2016 год по цене 4 622 200,00 руб., что на 79% превышает цену 2015 года и на 64,40 % превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен производителей по видам экономической деятельности Минэкономразвития России (письмо Минэкономразвития России от 16.10.2015 № 29635-АВ/ДОЗи).

В процессе переговоров между АО «МНИИРС» и ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» цена на Продукцию была снижена на 7 %, и установлена в размере 4 297 367,70 руб. с НДС (протокол согласования цены № 1 к договору от 06.04.2015 № 103-N030/2015), снижение составило 324 832,30 руб. с НДС.

Согласно представленным АО «МНИИРС» документам, увеличение затрат на Продукцию произошло по следующим статьям:

- «Материалы». В цене поставки на 2016 год АО «МНИИРС» заявлено 571 903,00 руб., при этом, в соответствии с «Расшифровкой фактических затрат на материалы по изготовлению и поставке прибора ЛБ-1 к договору
№ 103-№ 030/2015 от 06.04.2015 г. на 1 комплект», затраты составили
403 649,47 руб. Вместе с тем,
АО «МНИИРС» не представлено обоснований повышения указанных расходов ни в части повышения цен на отдельные материалы, ни в части изменения состава и количества расходуемых материалов.

- «Расходы на оплату труда». В цене поставки на 2016 год затраты заявлены в размере 821 250,00 руб., при этом трудоемкость изготовления Продукции составляет 18,25 человеко-месяцев и не изменялась в рассматриваемый период времени. Состав работников, участвующих в изготовлении Продукции, также не изменился.

Согласно представленному АО «МНИИРС» «План фактному анализу по изготовлению и поставке 13 (тринадцати) комплектов Продукции по договору от 29.03.2012 г. № 247-N030/2012», расходы на оплату труда (фактические выплаты) при изготовлении одного комплекта Продукции в 2015 году составили 455 269,01 руб. (в среднем). Обоснования повышения оплаты труда на 2016 год представлены не были.

Вместе с тем АО «МНИИРС» не представило Комиссии ФАС России надлежащие доказательства экономической и технологической обоснованности цены на Продукцию, установленную на 2016 год. На момент возбуждения, рассмотрения и выдачи предписания по делу № 1-00-36/00-29-16 о нарушении антимонопольного законодательства фактов снижения цены со стороны
АО «МНИИРС» на Продукцию не установлено.

Комиссия ФАС России признала, что в соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции установленная АО «МНИИРС» цена на Продукцию является монопольно высокой, так как превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также сформирована с нарушением установленного порядка ценообразования на указанную продукцию.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что затраты, включенные в себестоимость Продукции, необоснованно завышены. Цена на Продукцию с поставкой в 2016 году, установленная АО «МНИИРС» для ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» в размере 4 297 367,70 руб., признается монопольно высокой по сравнение с ценой в 2015 году (2 581 840,00 руб.), а действия АО «МНИИРС» по ее установлению в 2016 году для ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» признаются нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, Решением по делу № 1-00-36/00-29-16 было установлено, что действия АО «МНИИРС», как лица занимающего доминирующее положение на товарном рынке Продукции на территории Российской Федерации, нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность должностного лица за указанное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Так, согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ:

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела № 4-14.31-1660/00-29-17 об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа Решения по делу № 1-00-36/00-29-16, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, момент совершения административного правонарушения установлен Решением по делу № 1-00-36/00-29-16 (16.12.2016).

В отношении АО «МНИИРС» вынесено Постановление ФАС России о наложении штрафа по делу № 4-14.31-165/00-29-17 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ (исх. ФАС России от 30.08.2017 № МО/60045/17).

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Письмом от 16.08.2017 № 98/А080-ДСП (вх. ФАС России от 18.08.2017 № 127765-ДСП/17) АО «МНИИРС» представило информацию о должностном лице, виновном в административном правонарушении — занимавшую должность <...> АО «МНИИРС» <...>.

Согласно протоколу заседания Совета директоров АО «МНИИРС» от 12.07.2013 № 9/13-СД/100 на должность <...> АО «МНИИРС» в период с 20.07.2013 по 19.07.2014 назначена <...>. Полномочия <...> в качестве <...>
АО «МНИИРС» продлены согласно протоколам заседания Совета директоров АО «МНИИРС» от 11.07.2014 № 5/14-СД/115 на срок до 19.07.2015
и от 13.07.2015 № 8/15-СД/128 на срок до 19.07.2016.

Во исполнение протоколов заседания Совета директоров между <...> АО «МНИИРС» (<...>, а в последующем <...>) и <...> заключены трудовые договора от 20.07.2013 № б/н, от 20.07.2015 № б/н и от 20.07.2015 № б/н, определяющие права и обязанности <...> АО «МНИИРС», в число которых входит, осуществлять руководство текущей производственно-хозяйственной и финансовой-экономической деятельностью общества, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества общества, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Действия (бездействие) <...>, занимавшей должность <...>АО «МНИИРС», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.

Руководствуясь частью 1.2 статьи 28.1 и 28.7 КоАП РФ,

 

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении <...>, занимавшей должность <...> АО «МНИИРС»,
<...> дело об административном правонарушении № 4-14.31-1660/00-29-17 по факту нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на Продукцию.

2. Провести административное расследование.

3. <...>, являющейся <...> АО «МНИИРС» на момент совершения административного правонарушения, явиться 07.11.2017 в 11 часов 00 минут в ФАС России по адресу: г. Москва, пер. Уланский, д. 16, корп. 1, этаж 6, каб. 632 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для оглашения результатов административного расследования об административном правонарушении, либо направить представителя (защитника) с надлежащим образом оформленными полномочиями для участие в административном производстве по делу № 4-14.31-1660/00-29-17, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание: порядок оформления пропуска в здание ФАС России можно согласовать по телефону (499) 755-23-23 (доб. 090-191) или по электронной почте <...> не позднее, чем за сутки до составления протокола.

 

Заместитель начальника

Управления контроля авиационной, ракетно-

космической и атомной промышленности                        А.А. Пастухов

Связанные организации

Связанные организации не указаны