Решение №29/9403/17 Решение по делу 7-00-121/00-29-16 АО УЗМ "Магнетрон" от 13 февраля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 7-00-121/00-29-16
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2017 г.
В полном объеме изготовлено 13 февраля 2017 г.
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа в составе: <...> (далее – Комиссия),
в присутствии:
представителей ответчика, АО «УЗМ «Магнетрон», <...> (доверенность № К-7/06) и <...> (доверенность № 02 А А 3168614), рассмотрев дело № 7-00-121/00-29-16 по признакам нарушения АО «УЗМ «Магнетрон» (450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кировоградская, д. 34) пункта 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о государственном оборонном заказе),
УСТАНОВИЛА:
-
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела о нарушении законодательства о государственном оборонном заказе
В ФАС России из Нижегородского УФАС России (исх. от 02.06.2015 № 8/7006) поступила информация, направленная ПАО НАЗ «Сокол» (АО «РСК «Миг», далее — Заявитель, АО «РСК «Миг») во исполнение требований части 3 статьи 14 Закона о государственном оборонном заказе об увеличении АО «УЗМ «Магнетрон» (далее - Предприятие/Ответчик) цены в период с 2013 по 2017 год более чем на пять процентов превышающей цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на комплектующее изделие Т 801-01 (далее — Изделие).
Между АО «УЗМ «Магнетрон» и АО «РСК «Миг» заключен контракт от 09.10.2012 № 258д/06913991 (далее — Контракт) на поставку Изделий в период с 2013 по 2017 год, во исполнение государственного контракта от 01.08.2011 № Р/4/1/2-11ДОГОЗ заключенного на поставку продукции по государственному оборонному заказу.
Ведомостями № 1-5 (далее - Ведомость) к Контракту Предприятием предложена цена на весь объем поставки с 2013 по 2017 год в размере 4 308 800,00 руб. за единицу товара, как средняя цена в этом периоде, рассчитанная методом индексации статей затрат, исходя из стоимости Изделия в 2012 году в размере 2 154 378,00 руб.
Военное представительство Министерства обороны Российской Федерации, аккредитованное на Предприятии (далее - ВП МО РФ), в заключении от 28.03.2013 № 312/3/66 рекомендовало установить на период с 2013 по 2017 год фиксированную среднюю цену на Изделие в размере 2 392 117,00 руб. исключив лишние, по мнению ВП МО РФ, затраты из себестоимости Изделия, однако, Предприятие в контрактах с Заявителем установило стоимость в размере 4 308 800,00 руб., превысив тем самым на 1 916 683,00 руб. цену, рекомендованную ВП МО РФ.
Пунктом 1 части 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе запрещены действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, в том числе действия (бездействие), направленные на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией).
В этой связи и на основании приказа ФАС России от 29.06.2016 № 831/16 принято решение о возбуждении дела № 7-00-121/00-29-16 о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ) и создании комиссии по его рассмотрению.
-
-
-
Обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о государственном оборонном заказе
-
-
Согласно пунктам 3, 4 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе АО «РСК «Миг» является головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, а АО «УЗМ «Магнетрон» является исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), а именно, лицом, входящим в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем.
Таким образом, АО «РСК «Миг» и АО «УЗМ «Магнетрон» являются субъектами правоотношений в сфере государственного оборонного заказа и на них распространяются положения Закона о государственном оборонном заказе и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ГОЗ.
Согласно пункту 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 № 804 (далее — Положение), военные представительства Министерства обороны Российской Федерации создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов.
Согласно пункту 8 Положения на ВП МО РФ возлагается обязанность по выдаче заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной, а также контроль метрологического обеспечения при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции.
ВП МО РФ в своих заключениях (от 19.03.2012 № 312/3/63, от 28.03.2013 № 312/3/66, от 05.04.2013 № 312/3/75, от 16.05.2014 № 630/279, от 09.04.2015 № 630/278, от 05.06.2015 № 630/458, от 19.04.2016 № 630/269; далее - Заключения) указывает на неправомерное включение ряда затрат и на необоснованное завышение расходов в себестоимости Изделия, в том числе ВП МО РФ и Предприятие дают разную оценку уровня экономических нормативов в средней стоимости Изделия на период с 2013 по 2017 год, в частности величине накладных расходов, распределяемых пропорционально размеру затрат на оплату труда основных производственных рабочих на всю продукцию, поставляемую Предприятием в рамках ГОЗ, при этом согласно Заключениям доля военной продукции составила 98,6% в 2012 году, 99,8% в 2013 году, 99,9% в 2014 году, 92,0% в 2015 году и 93,9% в 2016 году соответственно.
-
-
Анализ уровня накладных расходов АО «УЗМ «Магнетрон»
-
В ходе рассмотрения дела АО «УЗМ «Магнетрон» представлены отчетные калькуляции производства Изделия за 2013, 2014 и 2015 год, а также сведения о объемах реализации продукции с указанием планового и фактического уровня накладных расходов Предприятия.
Сравнительный анализ показателей накладных расходов на основе отчетных калькуляций за период с 2013 по 2015, заключений ВП МО РФ по согласованию уровней экономических нормативов, заключений ВП МО РФ по согласованию цены Изделия на период поставки 2013 — 2017 года и сведений об объёмах реализации продукции за 2012-2016 годы представлен в таблице № 1.
Таблица № 1
Сравнительный анализ уровня накладных расходов за 2012 год |
||||||
|
Плановый
|
Фактический*
|
Предъявлено ВП МО РФ
|
Согласовано ВП МО РФ
|
Предъявлено ВП МО РФ в отчетной калькуляции Изделия |
Уровень накладных расходов, установленный в Ведомости |
Общепроизводственные расходы |
- |
77,70% |
127,00% |
99,30% |
|
|
Общехозяйственные расходы |
- |
311,80% |
266,80% |
238,70% |
|
|
Итого |
- |
389,50% |
393,80% |
338,00% |
|
|
Сравнительный анализ уровня накладных расходов за 2013 год |
||||||
|
Плановый |
Фактический* |
Предъявлено ВП МО РФ
|
Согласовано ВП МО РФ |
Предъявлено ВП МО РФ в отчетной калькуляции Изделия |
Уровень накладных расходов, установленный в Ведомости |
Общепроизводственные расходы |
|
179,80% |
107,90% |
99,40% |
440,00% |
|
Общехозяйственные расходы |
|
236,90% |
322,10% |
222,60% |
340,00% |
|
Итого |
|
416,70% |
430,00% |
322,00% |
780,00% |
490,00% |
Сравнительный анализ уровня накладных расходов за 2014 год |
||||||
|
Плановый |
Фактический* |
Предъявлено ВП МО РФ |
Согласовано ВП МО РФ |
Предъявлено ВП МО РФ в отчетной калькуляции Изделия |
Уровень накладных расходов, установленный в Ведомости |
Общепроизводственные расходы |
216,44% |
286,40% |
198,10% |
144,95% |
460,00% |
|
Общехозяйственные расходы |
239,12% |
205,10% |
261,70% |
175,05% |
320,00% |
|
Итого |
455,56% |
491,30% |
459,80% |
320,00% |
780,00% |
595,00% |
Сравнительный анализ уровня накладных расходов за 2015 год |
||||||
|
Плановый |
Фактический* |
Предъявлено ВП МО РФ |
Согласовано ВП МО РФ |
Предъявлено ВП МО РФ в отчетной калькуляции Изделия |
Уровень накладных расходов, установленный в Ведомости |
Общепроизводственные расходы |
315,36% |
152,50% |
168,20% |
141,70% |
480,00% |
|
Общехозяйственные расходы |
266,90% |
166,10% |
211,60% |
169,30% |
370,00% |
|
Итого |
266,90% |
318,60% |
379,80% |
311,00% |
850,00% |
595,00% |
Сравнительный анализ уровня накладных расходов за 2016 год |
||||||
|
Плановый |
Фактический* |
Предъявлено ВП МО РФ |
Согласовано ВП МО РФ |
Предъявлено ВП МО РФ в отчетной калькуляции Изделия |
Уровень накладных расходов, установленный в Ведомости |
Общепроизводственные расходы |
267,20% |
261,10% |
209,50% |
171,30% |
|
|
Общехозяйственные расходы |
203,40% |
185,70% |
215,90% |
146,70% |
|
|
Итого |
470,60% |
446,80% |
425,40% |
318,00% |
|
595,00% |
* Фактические расходы по версии АО «УЗМ «Магнетрон».
** Фактические расходы за 3 квартала 2016 года.
Таким образом, исходя из анализа данных, представленных в заключениях об экономических нормативах и таблице № 1 Комиссия пришла к следующим выводам:
-
-
-
согласно представленным сведениям об объемах реализации продукции в период с 2012 по 2013 год на Предприятии отсутствовало планирование, в том числе накладных расходов;
-
уровень накладных расходов, применяемый АО «УЗМ «Магнетрон» для определения стоимости Изделия, не соответствует уровню экономических нормативов, установленных ВП МО РФ;
-
уровень фактических накладных расходов значительно ниже уровня, предъявляемого ВП МО РФ на согласование в отчетных калькуляциях на Изделие, и установленных в плановой цене к Контракту;
-
-
-
-
Анализ номенклатуры статей накладных расходов
-
АО «УЗМ «Магнетрон»
С учетом изложенного, с целью исследования данных, указанных в заключениях ВП МО РФ по согласованию уровня экономических нормативов, Комиссией запрошены документы и информация, обосновывающие уровень и состав накладных расходов.
Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденный приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23.08.2006 № 200 (далее — Порядок определения состава затрат), устанавливает состав затрат, принимаемых в качестве основы при формировании контрактных цен на поставку и планирование затрат на производство вооружения и военной техники, комплектующих изделий и материалов, работ по ремонту и модернизации вооружения и военной техники, работ по сервисному обслуживанию работ по утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники, работ в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также на производство вещевого и военного имущества по государственному оборонному заказу.
При этом состав статей накладных расходов определяется номенклатурой общепроизводственных и общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 5 и 6 Порядка определения состава затрат.
АО «УЗМ Магнетрон», в соответствии с определением об отложении рассмотрения дела от 07.10.2016 № 29/70103/16, представило документы, подтверждающие фактические общехозяйственные и общепроизводственные затраты за период с 2012 по 2016 год, в соответствии с номенклатурой накладных расходов принятой на Предприятии.
Сравнительный анализ номенклатуры затрат принятой на АО «УЗМ «Магнетрон» и номенклатуры Порядка определения состава затрат представлен в таблице № 7.
Таблица № 2
Статьи накладных расходов Предприятия
|
Статьи накладных расходов согласно Порядка определения состава затрат
|
||||||
№ |
Общехозяйственные расходы |
№ |
Общепроизводственные расходы
|
№ |
Общехозяйственные расходы |
№ |
Общепроизводственные расходы
|
1 |
материальные затраты
|
1 |
сырье и материалы, ПКИ для общепроизводственных нужд
|
1 |
амортизация основных средств общехозяйственного назначения
|
1 |
амортизация зданий, сооружений, производственного оборудования, транспортных средств (имущества)
|
2 |
ФОТ
|
1.1 |
расходные материалы, хоз. инвентарь (кроме ремонта)
|
2 |
амортизация нематериальных активов
|
2 |
амортизация нематериальных активов непосредственно связанных с производством и управлением, включая программные продукты, ноу-хау, изобретения, полезные модели и промышленные образцы
|
3 |
начисления на ФОТ (обязательные страховые взносы)
|
1.2 |
ГСМ для производственных активов
|
3 |
содержание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения
|
3 |
ремонт зданий, сооружений, производственного оборудования, транспортных средств
|
4 |
расходы на ТЭР и коммунальные услуги
|
1.3 |
спецодежда, спецпитание
|
4 |
содержание аппарата управления организацией и прочего общехозяйственного персонала
|
4 |
содержание и эксплуатация имущества общепроизводственного назначения
|
5 |
амортизация ОС и НМА
|
1.4 |
МБП и хоз. инвентарь, канцелярские товары
|
5 |
командировочные расходы
|
5 |
содержание аппарата управления цеха и вспомогательных рабочих, занятых содержанием и эксплуатацией зданий и сооружений, обслуживанием оборудования цеха
|
6 |
ремонт и обслуживание общехозяйственных активов
|
2 |
ФОТ
|
6 |
содержание пожарной службы, оплата услуг по охране или содержание собственного подразделения по охране
|
6 |
внутризаводское перемещение грузов
|
7 |
расходы на страхование
|
3 |
начисления на ФОТ (обязательные страховые взносы)
|
7 |
испытания, содержание лабораторий
|
7 |
испытания, проводимые силами производственных подразделений и связанные с обеспечением технологического процесса
|
8 |
расходы на медицинские осмотры и диспансеризацию
|
4 |
расходы на ТЭР и коммунальные услуги
|
8 |
расходы на подготовку и переподготовку кадров
|
8 |
изобретательство и рационализаторство
|
9 |
услуги сторонних организаций
|
5 |
Амортизация производственных ОС и НМА
|
9 |
изобретательство и рационализаторство
|
9 |
охрана труда
|
9.1 |
услуги связи (стационарная, мобильная, услуги передачи данных, прочие услуги связи)
|
6 |
услуги сторонних организаций
|
10 |
охрана труда
|
10 |
прочие работы общепроизводственного назначения
|
9.2 |
IT расходы (техподдержка и обслуживание, запчасти и комплектующие, прочие ГГ-расходы)
|
6.1 |
вывоз и переработка отходов
|
11 |
прочие работы общехозяйственного назначения
|
|
|
9.3 |
аудиторские услуги
|
6.2 |
повышение квалификации, обучение общепроизводственного персонала
|
|
|
|
|
9.4 |
юридические услуги
|
6.3 |
прочие услуги сторонних организаций
|
|
|
|
|
9.5 |
консультационные услуги
|
7 |
ремонт и обслуживание производственных активов
|
|
|
|
|
9.6 |
повышение квалификации и проф переподготовка кадров, обучение общехозяйственного персонала
|
7.1 |
строительные материалы для ремонта
|
|
|
|
|
9.7 |
транспортные услуги
|
7.2 |
запчасти для ремонта оборудования
|
|
|
|
|
9.8 |
уборка территорий, вывоз мусора, переработка ТБО
|
7.3 |
услуги сторонних организаций по ремонту производственных активов
|
|
|
|
|
9.9 |
стандартизация, сертификация и прочее
|
8 |
командировочные расходы
|
|
|
|
|
9.10 |
услуги сторонних организаций
|
9 |
прочие затраты производственного характера
|
|
|
|
|
9.10.1 |
прочие работы и услуги сторонних организаций
|
9.1 |
техническое обслуживание лифтов
|
|
|
|
|
9.10.2 |
охрана им обеспечение безопасности, защита информации
|
9.2 |
покраска, гальваническое покрытие деталей
|
|
|
|
|
10 |
командировочные расходы
|
9.3 |
спец проверка ПКИ
|
|
|
|
|
11 |
представительские расходы
|
9.4 |
работы по метрологии
|
|
|
|
|
12 |
расходы на PR и взаимодействие со СМИ
|
9.5 |
ремонт производственных помещений
|
|
|
|
|
13 |
прочие затраты общехозяйственного характера
|
9.6 |
электромонтажные работы
|
|
|
|
|
13.1 |
содержание и эксплуатация очистных сооружений
|
9.7 |
услуги автопогрузчика
|
|
|
|
|
13.2 |
платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной собственности
|
9.8 |
установка и пуско-наладка системы "ЭСКУЭ"
|
|
|
|
|
13.3 |
аудиторские услуги
|
9.9 |
испытание изделий
|
|
|
|
|
13.4 |
канцелярские товары
|
9.10 |
прочие затраты производственного характера
|
|
|
|
|
13.5 |
расходы на обеспечение норм условий труда и мер по ТБ, расходы на ГО
|
|
|
|
|
|
|
13.6 |
реклама производимых товаров, включая участие в выставках
|
|
|
|
|
|
|
13.7 |
содержание и эксплуатация зданий, сооружений и ценного инвентаря
|
|
|
|
|
|
|
13.8 |
налоги сборы
|
|
|
|
|
|
|
13.9 |
лицензии
|
|
|
|
|
|
|
13.10 |
прочие
|
|
|
|
|
|
|
14 |
отдельные расходы, контролируемые корпорацией
|
|
|
|
|
|
|
15 |
работы и услуги головной организации Холдинга
|
|
|
|
|
|
|
Исходя из Таблицы № 2 следует, что структура статей накладных расходов АО «УЗМ «Магнетрон» не соответствует структуре, указанной в Порядке определения состава затрат, что может приводить к неверному отнесению и распределению затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, а также включению затрат основного производства в накладные расходы.
-
-
Анализ документов, подтверждающих накладные расходы Предприятия
-
Согласно пункту 5 Порядка группировка затрат по калькуляционным статьям производится в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения. Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.
Согласно пункту 13 Порядка определения состава затрат в состав общехозяйственных затрат не включаются:
-
представительские расходы;
-
расходы на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающие стоимость амортизируемого имущества;
-
рекламные расходы (включая рекламные мероприятия и презентации);
-
расходы на сувенирную продукцию;
-
расходы на симпозиумы, семинары, конференции;
-
расходы по зарубежным командировкам;
-
расходы на добровольное медицинское и пенсионное страхование.
Согласно пункту 11 приложения № 6 к Порядку расходы на юридические, информационные, консультационные и аудиторские услуги (включая «Интернет») включаются в общехозяйственные расходы в пределах норм, согласованных с заказчиком.
Комиссией проанализированы документы, подтверждающие накладные расходы Предприятия за период с 2012 по 2016 год, на соответствие Порядку определения состава затрат. Статьи затрат, включенные в накладные расходы необоснованно, представлены в таблицах №№ 3, 4, 5, 6, 7.
Таблица № 3
Затраты, необоснованно включенные в 2012 году
|
||||
№
|
|
Статья расходов
|
Сумма, руб.
|
Подтверждающий документ
|
1 |
Расходы, которые не включаются в статьи общехозяйственных затрат
|
ОХР «реклама производимых товаров, включая участие в выставках» |
5 084,75 |
1507 от 09.08.2012 |
5 084,75 |
1439 от 31.07.2012 |
|||
1 688,00 |
2762 от 11.06.2012 |
|||
1 688,00 |
2763 от 18.06.2012 |
|||
1 270,00 |
3854 от 17.09.2012 |
|||
1 688,00 |
3082 от 09.07.2012 |
|||
1 270,00 |
3853 от 10.09.2012 |
|||
20 000,00 |
000034 от 15.02.2012 |
|||
2 |
Расходы, которые согласуются с заказчиком |
ОХР «аудиторские услуги» |
467 798,53 |
|
ОХР «юридические услуги»
|
129 042,20
|
|
||
ОХР «консультационные услуги»
|
331 096,50
|
|
||
3 |
Расходы, учтенные в двойном размере
|
ОПР «материалы, ПКИ для общепроизводственных нужд»
|
8 220,47
|
1111 от 15.03.2012
|
8 220,47
|
1117 от 15.03.2012
|
|||
27 950,00
|
103 от 14.02.2012
|
|||
27 950,00
|
176 от 14.02.2012
|
|||
4 |
Расходы, которые не относятся к производству военной продукции |
ОХР «представительские расходы»
|
9 592,00
|
623651 от 27.12.2012
|
Таблица № 4
Затраты, необоснованно включенные в 2013 году |
||||
№ |
|
Статья расходов |
Сумма, руб |
Подтверждающий документ |
1 |
Расходы, которые не включаются в статьи общехозяйственных затрат
|
ОХР «представительские расходы»
|
9872,4
|
7194416 от 18.12.2013
|
1567,55
|
б/н от 20.12.2013
|
|||
11 140,00
|
б/н от 26.12.2013
|
|||
299,60
|
42476153 от 07.05.2013
|
|||
2 700,00
|
б/н от 12.02.2013
|
|||
830,00
|
б/н от 12.02.2013
|
|||
1354,00
|
б/н от 12.02.2013
|
|||
1351,00
|
б/н от 12.02.2013
|
|||
2 |
Расходы, которые согласуются с заказчиком
|
ОХР «аудиторские услуги»
|
110000
|
б/н от 08.04.201
|
ОХР «юридические услуги»
|
30 000,00 |
б/н от 03.09.2014 |
||
500,00 |
б/н от 13.03.2013 |
|||
25 500,00 |
253 от 07.08.2013 |
|||
560,00 |
б/н от 27.02.2013 |
|||
1 560,00 |
б/н от 27.02.2013 |
|||
3 500,00 |
б/н от 05.04.2013 |
|||
1 120,00 |
б/н от 11.04.2013 |
|||
1 150,00 |
б/н от 29.05.2013 |
|||
2 100,00 |
б/н от 20.05.2013 |
|||
600,00 |
236 от 14.05.2013 |
|||
500,00 |
б/н от 13.06.2013 |
|||
1 000,00 |
б/н от 04.06.2013 |
|||
210,00 |
б/н от 28.06.2013 |
|||
200,00 |
б/н от 09.07.2013 |
|||
200,00 |
б/н от 28.09.2013 |
|||
1 250,00 |
б/н от 13.09.2013 |
|||
600,00 |
б/н от 05.09.2013 |
|||
800,00 |
б/н от 28.02.2013 |
|||
3 105,00 |
641 от 19.07.2013 |
|||
2 675,00 |
б/н от 07.05.2013 |
|||
3 300,00 |
б/н от 07.05.2013 |
|||
625,00 |
б/н от 10.06.2013 |
|||
500,00 |
б/н от 21.01.2013 |
|||
2 650,00 |
б/н от 06.02.2013 |
|||
2 925,00 |
б/н от 28.02.2013 |
|||
2 575,00 |
б/н от 10.07.2013 |
|||
300,00 |
б/н от 07.11.2013 |
|||
250,00 |
б/н от 19.11.2013 |
|||
125,00 |
б/н от 24.09.2013 |
|||
250,00 |
б/н от 08.10.2013 |
|||
1 200,00 |
15 от 13.08.2013 |
|||
ОХР «консультационные услуги»
|
3 600,00 |
б/н от 05.02.2013 |
||
200 000,00 |
б/н от 25.03.2013 |
|||
15 000,00 |
13.10.19 от 14.11.2013 |
|||
50 000,00 |
б/н от 26.03.2013 |
|||
4 000,00 |
б/н от 12.03.2013 |
|||
4 000,00 |
б/н от 02.04.2013 |
|||
4 000,00 |
б/н от 20.06.2013 |
|||
4 000,00 |
б/н от 28.01.2013 |
|||
4 000,00 |
б/н от 20.02.2013 |
|||
20 000,00 |
б/н от 24.10.2013 |
|||
36 000,00 |
б/н от 31.01.2013 |
|||
20 600,00 |
11 от 20.03.2013 |
|||
3 |
Расходы, которые не относятся к производству военной продукции
|
ОХР «Расходы на PR и взаимодействие со СМИ»
|
677,97 |
РУУ1090Б от 09.04.2013 |
8 598,00 |
300389 от 20.11.2013 |
|||
2 915,20 |
РУУ1060А от 20.08.2013 |
|||
2 711,86 |
РУУ1090Б от 02.01.2013 |
|||
2 033,90 |
РУУ1090Б от 28.02.2013 |
|||
2 627,12 |
РУУ1090Б от 31.03.2013 |
|||
2 752,00 |
РУУ1100Б от 30.04.2013 |
|||
223,73 |
РУУ-1595 от 30.05.2013 |
|||
2 542,37 |
РУУ1595А от 29.06.2013 |
|||
2 372,88 |
РУУ-1595Б от 28.07.2013 |
|||
3 122,30 |
РУУ-1598Б от 30.08.2013 |
|||
1 016,88 |
РУУ-2126 от 29.09.2013 |
|||
2 626,94 |
РУУ21265А от 30.10.2013 |
|||
1 695,16 |
РУУ-2126Б от 20.11.2013 |
|||
2 700,00 |
РУУ-2129Б от 25.12.2013 |
Таблица № 5
Затраты, необоснованно включенные в 2014 году
|
||||
№
|
|
Статья расходов
|
Сумма, руб.
|
Подтверждающий документ
|
1 |
Расходы, которые согласуются с заказчиком |
ОХР «аудиторские услуги» |
37 500,00 |
2/38-А от 29.04.2014 |
ОХР «юридические услуги» |
40 000,00 |
б/н от 27.01.2014 |
||
2 000,00 |
б/н от 10.12.2013 |
|||
15 000,00 |
б/н от 05.03.2014 |
|||
2 500,00 |
31-7-10 от 01.02.2014 |
|||
100,00 |
б/н от 11.04.2014 |
|||
21 186,44 |
б/н от 09.09.2014 |
|||
26 546,61 |
б/н от 09.09.2014 |
|||
ОХР «консультационные услуги» |
5 000,00 |
39 от 31.01.2014 |
||
15 000,00 |
СЦ000688 от 28.03.2014 |
|||
409,00 |
889720 от 23.05.2014 |
|||
2 |
Расходы, которые не относятся к производству военной продукции
|
ОХР «повышение квалификации и проф переподготовка кадров...»
|
29 800,00 |
ЦНЛ-005-14 от 06.03.2014 |
40 000,00 |
Ф30-048 от 25.04.2014 |
|||
35 000,00 |
1608 от 04.10.2014 |
|||
24 423,73 |
340 от 09.04.2014 |
|||
ОПР «услуги сторонних организаций по ремонту производственных активов» |
12 711,86 |
110 от 18.06.2014 |
||
ОПР «прочие»
|
1 300,00 |
1700-004975 от 31.12.2016 |
||
1 300,00 |
1700-004550 от 30.11.2016 |
|||
2 000,00 |
1700-004256 от 20.11.2016 |
|||
500,00 |
1700-004146 от 06.11.2016 |
|||
1 993,00 |
1700-004089 от 31.10.2016 |
|||
ОХР «материальные затраты» |
3 400,00 |
303 от 07.07.2014 |
Таблица № 6
Затраты, необоснованно включенные в 2015 году |
||||
№
|
|
Статья расходов
|
Сумма, руб.
|
Подтверждающий документ
|
1 |
Расходы, которые не включаются в статьи общехозяйственных затрат
|
ОХР «реклама производимых товаров, включая участие в выставках» |
28 370,00
|
5 от 12.02.2015
|
2 |
Расходы, которые согласуются с заказчиком
|
ОХР «аудиторские услуги» |
38 800,00 |
б/н от 2015 |
30 000,00 |
дог. 2/192д от 28.04.2015 |
|||
ОХР «юридические услуги» |
1 300,00 |
1700-004049 от 31.10.2015 |
||
1 300,00 |
1700-004417 от 30.11.2015 |
|||
3 450,00 |
кв. 3-537, 1-511, К-1279 |
|||
3 100,00 |
кв. 1394-1406 |
|||
3 800,00 |
кв. 1-617, К-1735 |
|||
1 100,00 |
кв. К-2206-2209 |
|||
4 600,00 |
кв. 3-962-965 |
|||
1 000,00 |
кв. 2909 |
|||
ОХР «консультационные услуги» |
2 000,00 |
4 от 18.09.2014 |
||
1 000,00 |
0237835 от 26.06.2015 |
|||
3 |
Расходы на которые отсутствуют подтверждающие документы |
ОХР «расходы на ТЭР и коммунальные услуги»
|
40 051,60 |
5_00037593 от 31.03.2015 |
16 025,86 |
5_00052031 от 30.04.2015 |
|||
53 067,40 |
5_00179584 от 31.12.2015 |
|||
700,00 |
000254 от 30.06.2015 |
|||
4 |
Расходы, учтенные в двойном размере
|
ОХР «расходы на медицинские услуги и диспансеризацию» |
3 150,00 |
пл000568 от 30.09.2015 |
ОХР «услуги сторонних организаций» |
21 752,54 |
18737 от 30.11.2015 |
||
5 |
Расходы, которые не относятся к производству военной продукции
|
ОХР «прочие затраты общехозяйственного характера» |
164 230,00
|
4 от 29.12.2015, |
ОХР «прочие затраты общехозяйственного характера» |
32 637,00 |
3 от 03.11.2015
|
Таблица № 7
Затраты, необоснованно включенные в 2016 году |
||||
№
|
|
Статья расходов
|
Сумма, руб.
|
Подтверждающий документ
|
1 |
Расходы, которые не включаются в статьи общехозяйственных затрат
|
ОХР «реклама производимых товаров, включая участие в выставках» |
4237
|
акт от 27.02.2016
|
2 |
Расходы, которые согласуются с заказчиком
|
ОХР «аудиторские услуги» |
110 000,00 |
дог 449д от 23.11.2016 |
ОХР «юридические услуги» |
86 400,00 |
1/192д от 24.12.2014 |
||
ОХР «консультационные услуги» |
1 200,00 |
632 от 25.05.2016 |
||
9 800,00 |
А-15 от 15.01.2016 |
|||
3 |
Расходы на которые отсутствуют подтверждающие документы
|
ОХР «материальные затраты»
|
42528
|
70 от 07.06.2016
|
ОХР «услуги сторонних организаций» |
16 970,00 |
515 от 01.06.2016 |
||
4 |
Расходы, которые не относятся к производству военной продукции
|
ОХР «отдельные расходы, контролируемые Корпорацией»
|
1 300,00 |
1700-000584 от 29.02.2016 |
1 500,00 |
1700-000009 от 12.01.2016 |
|||
1 850,00 |
1700-000071 от 21.01.2016 |
|||
15 000,00 |
1700-000034 от 01.02.2016 |
|||
1 300,00 |
1700-000967 от 31.03.2016 |
|||
1 300,00 |
1700-000213 от 31.01.2016 |
|||
1 430,00 |
1700-001376 от 30.04.2016 |
|||
1 430,00 |
1700-001793 от 31.05.2016 |
|||
ОХР «стандартизация, сертификация и проч.» |
2 100,00 |
1700-002002 от 09.06.2016 |
||
ОХР «командировочные расходы» |
1 430,00 |
1700-002346 от 30.06.2016 |
||
ОХР «услуги сторонних организаций» |
1 430,00 |
1700-002812 от 31.07.2016 |
||
ОХР «расходы на обеспечение норм условий труда и мер ТБ, расходы на ГО» |
2100
|
1700-001590 от 18.05.2016
|
||
ОХР «услуги сторонних организаций» |
1 430,00 |
1700-003304 от 31.08.2016 |
||
ОХР «IT расходы (техподдержка и обслуживание, запчасти и комплектующие, прочие IT — расходы» |
15 000,00 |
1700-000766 от 11.03.2016 |
||
ОХР «расходы на обеспечение норм условий труда и мер ТБ, расходы на ГО» |
15 000,00 |
1700-002199 от 27.06.2016
|
||
ОХР «ремонт и обслуживание общехозяйственных активов» |
3 200,00 |
49 от 19.04.2016
|
||
ОХР «материальные затраты»
|
7 825,00 |
10 от 10.03.2016 |
||
3 000,00 |
99 от 10.03.2016 |
|||
12 050,00 |
643 от 25.03.2016 |
|||
1 220,34 |
60 от 05.02.2016 |
|||
ОХР «услуги сторонних организаций» |
60 000,00 |
11 от 29.02.2016 |
||
5 |
Расходы, учтенные в двойном размере |
ОХР «услуги сторонних организаций» |
15 000,00 |
1700-000766 от 11.03.2016 |
Кроме того, в документах, подтверждающих накладные расходы, содержатся услуги сторонних организаций производственного характера - изготовление, покраска и гальваническое покрытие деталей. Данный вид расходов является затратами основного производства и должен относиться непосредственно на себестоимость изделий.
Также письмом от 24.11.2016 № К-02/2303 Предприятие сообщило, что нормы на аудиторские, юридические и консультационные услуги с заказчиком не согласовывались.
Таким образом, из анализа документов, подтверждающих накладные расходы Предприятия следует, что АО УЗМ «Магнетрон» включает:
-
-
-
в общехозяйственные затраты статьи, которые согласно Порядка определения затрат не должны в них включаться;
-
расходы, не относящиеся к производству (реализации) продукции в сфере ГОЗ;
-
расходы, учтенные в двойном размере, а также документально не подтвержденные расходы;
-
затраты на изготовление, покраску и гальваническое покрытие деталей, относящиеся к основному производству;
-
аудиторские, юридические и консультационные услуги, согласование норм на которые отсутствует.
-
-
Основываясь на указанных данных, Комиссия приходит к выводу, что АО «УЗМ «Магнетрон» необоснованно завышает уровень накладных расходов, которые распределяются пропорционально всей продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, что в свою очередь увеличивает себестоимость выпускаемой продукции, в том числе Изделия.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3. Позиция АО «УЗМ «Магнетрон»
-
-
-
-
-
-
-
-
Письмом от 22.09.2016 № К-82/1739 Предприятие представило позицию о правомерности включения ряда затрат в состав накладных расходов. В своих доводах Предприятие ссылается на положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), как основание для включения затрат в накладные расходы.
По мнению АО «УЗМ «Магнетрон», в соответствии со статьей 253 НК РФ, расходы, связанные с производством и реализацией изделий, включают в себя, в том числе, и прочие расходы. Перечень прочих расходов определен в статье 264 НК РФ. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), включая участие в выставках. Вследствие этого затраты на рекламу производимых товаров, включая участие в выставках, были учтены в общехозяйственных расходах за период с 2014 по 2016 год.
Представительские расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ, поэтому затраты на «представительские расходы» были включены в общехозяйственные расходы за период с 2012 по 2013 год.
Общепроизводственные затраты, связанные с передачей средств Предприятия в аренду в 2012 году, учтены в накладных расходах согласно статье 265 НК, так как в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества.
Изготовление, покраска, гальваническое покрытие деталей, а также оказание юридических услуг является производственной деятельностью. Оплата за работы и услуги, необходимые для производства, производилась по срочному трудовому договору, а не сторонним организациям. Согласно подпункту 41 пункта 1 статьи НК РФ расходы по договорам гражданско-правового характера относятся к производственным расходам и на основании этого включаются в накладные расходы.
Таким образом АО «УЗМ «Магнетрон» полагает, что действия Предприятия по включению вышеуказанных затрат не нарушают законодательство в сфере ГОЗ.
4. Выводы Комиссии
Закон о государственном оборонном заказе устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о государственном оборонном заказе положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования Закона о государственном оборонном заказе, применяются в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Согласно статье 9 Закона о государственном оборонном заказе государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного выполнения государственного оборонного заказа при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя, в том числе, на принципах стимулирования снижения затрат на поставки продукции по ГОЗ и обоснованности затрат головного исполнителя, исполнителя.
Статьей 10 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется, в том числе, по средствам применения метода учета в структуре цены на продукцию по государственному оборонному заказу произведенных затрат на ее производство и реализацию.
При этом целью Порядка определения состава затрат является экономическое обоснование величины затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым к ее качеству.
На АО УЗМ «Магнетрон», как исполнителя, участвующего в поставках продукции по ГОЗ, распространяются положения Порядка определения состава затрат, который устанавливает состав затрат, принимаемых в качестве основы при формировании контрактных цен на поставку и планирование затрат.
Указанный порядок регламентирует включение тех или иных затрат в себестоимость продукции, поставляемой в рамках выполнения ГОЗ, в том числе запрещает включать в общехозяйственные затраты представительские расходы, рекламные расходы, расходы на сувенирную продукцию, семинары и конференции. Порядком определения состава затрат установлено, что несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.
Комиссией установлено, что АО «УЗМ «Магнетрон» включает в общехозяйственные затраты статьи, которые согласно Порядка определения состава затрат не могут в них включаться, а также включает в накладные расходы затраты не относящиеся к производству (реализации) продукции в сфере ГОЗ. Также установлено, что процент накладных расходов, установленный в себестоимости Изделия согласно Ведомости к Контракту и указанный в таблице № 1 завышен и не соответствует фактическим показателям.
Доводы АО «УЗМ «Магнетрон» о применении норм Налогового Кодекса Российской Федерации, Комиссия находит необоснованными, так как действие Порядка определения состава затрат предназначено для применения всеми государственными заказчиками и организациями - исполнителями государственного оборонного заказа независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Таким образом, АО «УЗМ «Магнетрон» при расчете цены на продукцию не руководствуется Порядком определения состава затрат, что приводит к включению в себестоимость продукции затрат, не связанных с её производством и реализацией в сфере ГОЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией).
Вместе с тем, указанный запрет введен в положения Закона о государственном оборонном заказе Федеральным законом от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 01.07.2015.
Таким образом, действия АО УЗМ «Магнетрон», выразившиеся во включении в себестоимость производства (реализации) продукции, в том числе изделия Т 801-01 затрат, не связанных с ее производством (реализацией), являются нарушением пункта 1 части 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 15.13, 15.23 Закона о государственном оборонном заказе, Комиссия
РЕШИЛА:
-
-
-
Признать наличие в действиях АО УЗМ «Магнетрон», выразившихся во включении в себестоимость производства (реализации) продукции, в том числе изделия Т 801-01 затрат, не связанных с его производством (реализацией) нарушения пункта 1 части 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе.
-
Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства в сфере ГОЗ.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение девяноста календарных дней со дня принятия решения.