Решение №29/9403/17 Решение по делу 7-00-121/00-29-16 АО УЗМ "Магнетрон" от 13 февраля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 7-00-121/00-29-16

 

                                                                                     г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2017 г.

В полном объеме изготовлено 13 февраля 2017 г.

 

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа в составе: <...> (далее – Комиссия),

в присутствии:

представителей ответчика, АО «УЗМ «Магнетрон», <...> (доверенность № К-7/06) и <...> (доверенность № 02 А А 3168614), рассмотрев дело № 7-00-121/00-29-16 по признакам нарушения АО «УЗМ «Магнетрон» (450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кировоградская, д. 34) пункта 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о государственном оборонном заказе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

  • Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела о нарушении законодательства о государственном оборонном заказе

     

В ФАС России из Нижегородского УФАС России (исх. от 02.06.2015 № 8/7006) поступила информация, направленная ПАО НАЗ «Сокол» (АО «РСК «Миг», далее — Заявитель, АО «РСК «Миг») во исполнение требований части 3 статьи 14 Закона о государственном оборонном заказе об увеличении АО «УЗМ «Магнетрон» (далее - Предприятие/Ответчик) цены в период с 2013 по 2017 год более чем на пять процентов превышающей цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на комплектующее изделие Т 801-01 (далее — Изделие).

Между АО «УЗМ «Магнетрон» и АО «РСК «Миг» заключен контракт от 09.10.2012 № 258д/06913991 (далее — Контракт) на поставку Изделий в период с 2013 по 2017 год, во исполнение государственного контракта от 01.08.2011 № Р/4/1/2-11ДОГОЗ заключенного на поставку продукции по государственному оборонному заказу.

Ведомостями № 1-5 (далее - Ведомость) к Контракту Предприятием предложена цена на весь объем поставки с 2013 по 2017 год в размере 4 308 800,00 руб. за единицу товара, как средняя цена в этом периоде, рассчитанная методом индексации статей затрат, исходя из стоимости Изделия в 2012 году в размере 2 154 378,00 руб.

Военное представительство Министерства обороны Российской Федерации, аккредитованное на Предприятии (далее - ВП МО РФ), в заключении от 28.03.2013 № 312/3/66 рекомендовало установить на период с 2013 по 2017 год фиксированную среднюю цену на Изделие в размере 2 392 117,00 руб. исключив лишние, по мнению ВП МО РФ, затраты из себестоимости Изделия, однако, Предприятие в контрактах с Заявителем установило стоимость в размере 4 308 800,00 руб., превысив тем самым на 1 916 683,00 руб. цену, рекомендованную ВП МО РФ.

Пунктом 1 части 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе запрещены действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, в том числе действия (бездействие), направленные на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией).

В этой связи и на основании приказа ФАС России от 29.06.2016 № 831/16 принято решение о возбуждении дела № 7-00-121/00-29-16 о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ) и создании комиссии по его рассмотрению.

 

      • Обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о государственном оборонном заказе

 

Согласно пунктам 3, 4 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе АО «РСК «Миг» является головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, а АО «УЗМ «Магнетрон» является исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), а именно, лицом, входящим в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем.

Таким образом, АО «РСК «Миг» и АО «УЗМ «Магнетрон» являются субъектами правоотношений в сфере государственного оборонного заказа и на них распространяются положения Закона о государственном оборонном заказе и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ГОЗ.

Согласно пункту 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 № 804 (далее — Положение), военные представительства Министерства обороны Российской Федерации создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов.

Согласно пункту 8 Положения на ВП МО РФ возлагается обязанность по выдаче заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной, а также контроль метрологического обеспечения при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции.

ВП МО РФ в своих заключениях (от 19.03.2012 № 312/3/63, от 28.03.2013 № 312/3/66, от 05.04.2013 № 312/3/75, от 16.05.2014 № 630/279, от 09.04.2015 № 630/278, от 05.06.2015 № 630/458, от 19.04.2016 № 630/269; далее - Заключения) указывает на неправомерное включение ряда затрат и на необоснованное завышение расходов в себестоимости Изделия, в том числе ВП МО РФ и Предприятие дают разную оценку уровня экономических нормативов в средней стоимости Изделия на период с 2013 по 2017 год, в частности величине накладных расходов, распределяемых пропорционально размеру затрат на оплату труда основных производственных рабочих на всю продукцию, поставляемую Предприятием в рамках ГОЗ, при этом согласно Заключениям доля военной продукции составила 98,6% в 2012 году, 99,8% в 2013 году, 99,9% в 2014 году, 92,0% в 2015 году и 93,9% в 2016 году соответственно.

 

    • Анализ уровня накладных расходов АО «УЗМ «Магнетрон»

       

В ходе рассмотрения дела АО «УЗМ «Магнетрон» представлены отчетные калькуляции производства Изделия за 2013, 2014 и 2015 год, а также сведения о объемах реализации продукции с указанием планового и фактического уровня накладных расходов Предприятия.

Сравнительный анализ показателей накладных расходов на основе отчетных калькуляций за период с 2013 по 2015, заключений ВП МО РФ по согласованию уровней экономических нормативов, заключений ВП МО РФ по согласованию цены Изделия на период поставки 2013 — 2017 года и сведений об объёмах реализации продукции за 2012-2016 годы представлен в таблице № 1.

Таблица № 1

 

Сравнительный анализ уровня накладных расходов за 2012 год

 

Плановый

 

Фактический*

 

Предъявлено ВП МО РФ

 

Согласовано ВП МО РФ

 

Предъявлено ВП МО РФ в отчетной калькуляции Изделия

Уровень накладных расходов, установленный в Ведомости

Общепроизводственные расходы

-

 

77,70%

 

127,00%

 

99,30%

 

 

Общехозяйственные расходы

-

311,80%

266,80%

238,70%

 

 

Итого

-

389,50%

393,80%

338,00%

 

 

Сравнительный анализ уровня накладных расходов за 2013 год

 

Плановый

Фактический*

Предъявлено ВП МО РФ

 

Согласовано ВП МО РФ

Предъявлено ВП МО РФ в отчетной калькуляции Изделия

Уровень накладных расходов, установленный в Ведомости

Общепроизводственные расходы

 

 

179,80%

 

107,90%

 

99,40%

 

440,00%

 

Общехозяйственные расходы

 

236,90%

322,10%

222,60%

340,00%

 

Итого

 

416,70%

430,00%

322,00%

780,00%

490,00%

Сравнительный анализ уровня накладных расходов за 2014 год

 

Плановый

Фактический*

Предъявлено ВП МО РФ

Согласовано ВП МО РФ

Предъявлено ВП МО РФ в отчетной калькуляции Изделия

Уровень накладных расходов, установленный в Ведомости

Общепроизводственные расходы

 

216,44%

 

286,40%

 

198,10%

 

144,95%

 

460,00%

 

Общехозяйственные расходы

239,12%

205,10%

261,70%

175,05%

320,00%

 

Итого

455,56%

491,30%

459,80%

320,00%

780,00%

595,00%

Сравнительный анализ уровня накладных расходов за 2015 год

 

Плановый

Фактический*

Предъявлено ВП МО РФ

Согласовано ВП МО РФ

Предъявлено ВП МО РФ в отчетной калькуляции Изделия

Уровень накладных расходов, установленный в Ведомости

Общепроизводственные расходы

 

315,36%

 

152,50%

 

168,20%

 

141,70%

 

480,00%

 

Общехозяйственные расходы

266,90%

166,10%

211,60%

169,30%

370,00%

 

Итого

266,90%

318,60%

379,80%

311,00%

850,00%

595,00%

Сравнительный анализ уровня накладных расходов за 2016 год

 

Плановый

Фактический*

Предъявлено ВП МО РФ

Согласовано ВП МО РФ

Предъявлено ВП МО РФ в отчетной калькуляции Изделия

Уровень накладных расходов, установленный в Ведомости

Общепроизводственные расходы

 

267,20%

 

261,10%

 

209,50%

 

171,30%

 

 

Общехозяйственные расходы

203,40%

185,70%

215,90%

146,70%

 

 

Итого

470,60%

446,80%

425,40%

318,00%

 

595,00%

 

* Фактические расходы по версии АО «УЗМ «Магнетрон».

** Фактические расходы за 3 квартала 2016 года.

 

Таким образом, исходя из анализа данных, представленных в заключениях об экономических нормативах и таблице № 1 Комиссия пришла к следующим выводам:

      • согласно представленным сведениям об объемах реализации продукции в период с 2012 по 2013 год на Предприятии отсутствовало планирование, в том числе накладных расходов;

      • уровень накладных расходов, применяемый АО «УЗМ «Магнетрон» для определения стоимости Изделия, не соответствует уровню экономических нормативов, установленных ВП МО РФ;

      • уровень фактических накладных расходов значительно ниже уровня, предъявляемого ВП МО РФ на согласование в отчетных калькуляциях на Изделие, и установленных в плановой цене к Контракту;

         

         

    • Анализ номенклатуры статей накладных расходов

АО «УЗМ «Магнетрон»

 

С учетом изложенного, с целью исследования данных, указанных в заключениях ВП МО РФ по согласованию уровня экономических нормативов, Комиссией запрошены документы и информация, обосновывающие уровень и состав накладных расходов.

Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденный приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23.08.2006 № 200 (далее — Порядок определения состава затрат), устанавливает состав затрат, принимаемых в качестве основы при формировании контрактных цен на поставку и планирование затрат на производство вооружения и военной техники, комплектующих изделий и материалов, работ по ремонту и модернизации вооружения и военной техники, работ по сервисному обслуживанию работ по утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники, работ в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также на производство вещевого и военного имущества по государственному оборонному заказу.

При этом состав статей накладных расходов определяется номенклатурой общепроизводственных и общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 5 и 6 Порядка определения состава затрат.

АО «УЗМ Магнетрон», в соответствии с определением об отложении рассмотрения дела от 07.10.2016 № 29/70103/16, представило документы, подтверждающие фактические общехозяйственные и общепроизводственные затраты за период с 2012 по 2016 год, в соответствии с номенклатурой накладных расходов принятой на Предприятии.

Сравнительный анализ номенклатуры затрат принятой на АО «УЗМ «Магнетрон» и номенклатуры Порядка определения состава затрат представлен в таблице № 7.

Таблица № 2

 

Статьи накладных расходов Предприятия

 

Статьи накладных расходов согласно Порядка определения состава затрат

 

Общехозяйственные расходы

Общепроизводственные расходы

 

Общехозяйственные расходы

Общепроизводственные расходы

 

1

материальные затраты

 

1

сырье и материалы, ПКИ для общепроизводственных нужд

 

1

амортизация основных средств общехозяйственного назначения

 

1

амортизация зданий, сооружений, производственного оборудования, транспортных средств (имущества)

 

2

ФОТ

 

1.1

расходные материалы, хоз. инвентарь (кроме ремонта)

 

2

амортизация нематериальных активов

 

2

амортизация нематериальных активов непосредственно связанных с производством и управлением, включая программные продукты, ноу-хау, изобретения, полезные модели и промышленные образцы

 

3

начисления на ФОТ (обязательные страховые взносы)

 

1.2

ГСМ для производственных активов

 

3

содержание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения

 

3

ремонт зданий, сооружений, производственного оборудования, транспортных средств

 

4

расходы на ТЭР и коммунальные услуги

 

1.3

спецодежда, спецпитание

 

4

содержание аппарата управления организацией и прочего общехозяйственного персонала

 

4

содержание и эксплуатация имущества общепроизводственного назначения

 

5

амортизация ОС и НМА

 

1.4

МБП и хоз. инвентарь, канцелярские товары

 

5

командировочные расходы

 

5

содержание аппарата управления цеха и вспомогательных рабочих, занятых содержанием и эксплуатацией зданий и сооружений, обслуживанием оборудования цеха

 

6

ремонт и обслуживание общехозяйственных активов

 

2

ФОТ

 

6

содержание пожарной службы, оплата услуг по охране или содержание собственного подразделения по охране

 

6

внутризаводское перемещение грузов

 

7

расходы на страхование

 

3

начисления на ФОТ (обязательные страховые взносы)

 

7

испытания, содержание лабораторий

 

7

испытания, проводимые силами производственных подразделений и связанные с обеспечением технологического процесса

 

8

расходы на медицинские осмотры и диспансеризацию

 

4

расходы на ТЭР и коммунальные услуги

 

8

расходы на подготовку и переподготовку кадров

 

8

изобретательство и рационализаторство

 

9

услуги сторонних организаций

 

5

Амортизация производственных ОС и НМА

 

9

изобретательство и рационализаторство

 

9

охрана труда

 

9.1

услуги связи (стационарная, мобильная, услуги передачи данных, прочие услуги связи)

 

6

услуги сторонних организаций

 

10

охрана труда

 

10

прочие работы общепроизводственного назначения

 

9.2

IT расходы (техподдержка и обслуживание, запчасти и комплектующие, прочие ГГ-расходы)

 

6.1

вывоз и переработка отходов

 

11

прочие работы общехозяйственного назначения

 

 

 

9.3

аудиторские услуги

 

6.2

повышение квалификации, обучение общепроизводственного персонала

 

 

 

 

 

9.4

юридические услуги

 

6.3

прочие услуги сторонних организаций

 

 

 

 

 

9.5

консультационные услуги

 

7

ремонт и обслуживание производственных активов

 

 

 

 

 

9.6

повышение квалификации и проф переподготовка кадров, обучение общехозяйственного персонала

 

7.1

строительные материалы для ремонта

 

 

 

 

 

9.7

транспортные услуги

 

7.2

запчасти для ремонта оборудования

 

 

 

 

 

9.8

уборка территорий, вывоз мусора, переработка ТБО

 

7.3

услуги сторонних организаций по ремонту производственных активов

 

 

 

 

 

9.9

стандартизация, сертификация и прочее

 

8

командировочные расходы

 

 

 

 

 

9.10

услуги сторонних организаций

 

9

прочие затраты производственного характера

 

 

 

 

 

9.10.1

прочие работы и услуги сторонних организаций

 

9.1

техническое обслуживание лифтов

 

 

 

 

 

9.10.2

охрана им обеспечение безопасности, защита информации

 

9.2

покраска, гальваническое покрытие деталей

 

 

 

 

 

10

командировочные расходы

 

9.3

спец проверка ПКИ

 

 

 

 

 

11

представительские расходы

 

9.4

работы по метрологии

 

 

 

 

 

12

расходы на PR и взаимодействие со СМИ

 

9.5

ремонт производственных помещений

 

 

 

 

 

13

прочие затраты общехозяйственного характера

 

9.6

электромонтажные работы

 

 

 

 

 

13.1

содержание и эксплуатация очистных сооружений

 

9.7

услуги автопогрузчика

 

 

 

 

 

13.2

платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной собственности

 

9.8

установка и пуско-наладка системы "ЭСКУЭ"

 

 

 

 

 

13.3

аудиторские услуги

 

9.9

испытание изделий

 

 

 

 

 

13.4

канцелярские товары

 

9.10

прочие затраты производственного характера

 

 

 

 

 

13.5

расходы на обеспечение норм условий труда и мер по ТБ, расходы на ГО

 

 

 

 

 

 

 

13.6

реклама производимых товаров, включая участие в выставках

 

 

 

 

 

 

 

13.7

содержание и эксплуатация зданий, сооружений и ценного инвентаря

 

 

 

 

 

 

 

13.8

налоги сборы

 

 

 

 

 

 

 

13.9

лицензии

 

 

 

 

 

 

 

13.10

прочие

 

 

 

 

 

 

 

14

отдельные расходы, контролируемые корпорацией

 

 

 

 

 

 

 

15

работы и услуги головной организации Холдинга

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходя из Таблицы № 2 следует, что структура статей накладных расходов АО «УЗМ «Магнетрон» не соответствует структуре, указанной в Порядке определения состава затрат, что может приводить к неверному отнесению и распределению затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, а также включению затрат основного производства в накладные расходы.

 

    • Анализ документов, подтверждающих накладные расходы Предприятия

 

Согласно пункту 5 Порядка группировка затрат по калькуляционным статьям производится в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения. Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Согласно пункту 13 Порядка определения состава затрат в состав общехозяйственных затрат не включаются:

  • представительские расходы;

  • расходы на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающие стоимость амортизируемого имущества;

  • рекламные расходы (включая рекламные мероприятия и презентации);

  • расходы на сувенирную продукцию;

  • расходы на симпозиумы, семинары, конференции;

  • расходы по зарубежным командировкам;

  • расходы на добровольное медицинское и пенсионное страхование.

Согласно пункту 11 приложения № 6 к Порядку расходы на юридические, информационные, консультационные и аудиторские услуги (включая «Интернет») включаются в общехозяйственные расходы в пределах норм, согласованных с заказчиком.

Комиссией проанализированы документы, подтверждающие накладные расходы Предприятия за период с 2012 по 2016 год, на соответствие Порядку определения состава затрат. Статьи затрат, включенные в накладные расходы необоснованно, представлены в таблицах №№ 3, 4, 5, 6, 7.

Таблица № 3

 

Затраты, необоснованно включенные в 2012 году

 

 

 

Статья расходов

 

Сумма, руб.

 

Подтверждающий документ

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Расходы, которые не включаются в статьи общехозяйственных затрат

 

 

 

 

 

ОХР «реклама производимых товаров, включая участие в выставках»

5 084,75

1507 от 09.08.2012

5 084,75

1439 от 31.07.2012

1 688,00

2762 от 11.06.2012

1 688,00

2763 от 18.06.2012

1 270,00

3854 от 17.09.2012

1 688,00

3082 от 09.07.2012

1 270,00

3853 от 10.09.2012

20 000,00

000034 от 15.02.2012

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Расходы, которые согласуются с заказчиком

 

ОХР «аудиторские услуги»

 

467 798,53

 

 

ОХР «юридические услуги»

 

 

129 042,20

 

 

ОХР «консультационные услуги»

 

 

331 096,50

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Расходы, учтенные в двойном размере

 

 

 

 

ОПР «материалы, ПКИ для общепроизводственных нужд»

 

8 220,47

 

1111 от 15.03.2012

 

8 220,47

 

1117 от 15.03.2012

 

27 950,00

 

103 от 14.02.2012

 

27 950,00

 

176 от 14.02.2012

 

 

4

 

Расходы, которые не относятся к производству военной продукции

ОХР «представительские расходы»

 

 

9 592,00

 

 

623651 от 27.12.2012

 

 

Таблица № 4

 

Затраты, необоснованно включенные в 2013 году

 

Статья расходов

Сумма, руб

Подтверждающий документ

1

Расходы, которые не включаются в статьи общехозяйственных затрат

 

 

ОХР «представительские расходы»

 

9872,4

 

7194416 от 18.12.2013

 

1567,55

 

б/н от 20.12.2013

 

11 140,00

 

б/н от 26.12.2013

 

299,60

 

42476153 от 07.05.2013

 

2 700,00

 

б/н от 12.02.2013

 

830,00

 

б/н от 12.02.2013

 

1354,00

 

б/н от 12.02.2013

 

1351,00

 

б/н от 12.02.2013

 

2

Расходы, которые согласуются с заказчиком

 

ОХР «аудиторские услуги»

 

110000

 

б/н от 08.04.201

 

ОХР «юридические услуги»

 

30 000,00

б/н от 03.09.2014

500,00

б/н от 13.03.2013

25 500,00

253 от 07.08.2013

560,00

б/н от 27.02.2013

1 560,00

б/н от 27.02.2013

3 500,00

б/н от 05.04.2013

1 120,00

б/н от 11.04.2013

1 150,00

б/н от 29.05.2013

2 100,00

б/н от 20.05.2013

600,00

236 от 14.05.2013

500,00

б/н от 13.06.2013

1 000,00

б/н от 04.06.2013

210,00

б/н от 28.06.2013

200,00

б/н от 09.07.2013

200,00

б/н от 28.09.2013

1 250,00

б/н от 13.09.2013

600,00

б/н от 05.09.2013

800,00

б/н от 28.02.2013

3 105,00

641 от 19.07.2013

2 675,00

б/н от 07.05.2013

3 300,00

б/н от 07.05.2013

625,00

б/н от 10.06.2013

500,00

б/н от 21.01.2013

2 650,00

б/н от 06.02.2013

2 925,00

б/н от 28.02.2013

2 575,00

б/н от 10.07.2013

300,00

б/н от 07.11.2013

250,00

б/н от 19.11.2013

125,00

б/н от 24.09.2013

250,00

б/н от 08.10.2013

1 200,00

15 от 13.08.2013

ОХР «консультационные услуги»

 

3 600,00

б/н от 05.02.2013

200 000,00

б/н от 25.03.2013

15 000,00

13.10.19 от 14.11.2013

50 000,00

б/н от 26.03.2013

4 000,00

б/н от 12.03.2013

4 000,00

б/н от 02.04.2013

4 000,00

б/н от 20.06.2013

4 000,00

б/н от 28.01.2013

4 000,00

б/н от 20.02.2013

20 000,00

б/н от 24.10.2013

36 000,00

б/н от 31.01.2013

20 600,00

11 от 20.03.2013

3

Расходы, которые не относятся к производству военной продукции

 

ОХР «Расходы на PR и взаимодействие со СМИ»

 

677,97

РУУ1090Б от 09.04.2013

8 598,00

300389 от 20.11.2013

2 915,20

РУУ1060А от 20.08.2013

2 711,86

РУУ1090Б от 02.01.2013

2 033,90

РУУ1090Б от 28.02.2013

2 627,12

РУУ1090Б от 31.03.2013

2 752,00

РУУ1100Б от 30.04.2013

223,73

РУУ-1595 от 30.05.2013

2 542,37

РУУ1595А от 29.06.2013

2 372,88

РУУ-1595Б от 28.07.2013

3 122,30

РУУ-1598Б от 30.08.2013

1 016,88

РУУ-2126 от 29.09.2013

2 626,94

РУУ21265А от 30.10.2013

1 695,16

РУУ-2126Б от 20.11.2013

2 700,00

РУУ-2129Б от 25.12.2013

 

Таблица № 5

 

Затраты, необоснованно включенные в 2014 году

 

 

 

Статья расходов

 

Сумма, руб.

 

Подтверждающий документ

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Расходы, которые согласуются с заказчиком

ОХР «аудиторские услуги»

37 500,00

2/38-А от 29.04.2014

 

 

 

 

ОХР «юридические услуги»

40 000,00

б/н от 27.01.2014

2 000,00

б/н от 10.12.2013

15 000,00

б/н от 05.03.2014

2 500,00

31-7-10 от 01.02.2014

100,00

б/н от 11.04.2014

21 186,44

б/н от 09.09.2014

26 546,61

б/н от 09.09.2014

 

ОХР «консультационные услуги»

5 000,00

39 от 31.01.2014

15 000,00

СЦ000688 от 28.03.2014

409,00

889720 от 23.05.2014

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Расходы, которые не относятся к производству военной продукции

 

ОХР «повышение квалификации и проф переподготовка кадров...»

 

29 800,00

ЦНЛ-005-14 от 06.03.2014

40 000,00

Ф30-048 от 25.04.2014

35 000,00

1608 от 04.10.2014

24 423,73

340 от 09.04.2014

ОПР «услуги сторонних организаций по ремонту производственных активов»

 

12 711,86

 

110 от 18.06.2014

 

 

 

ОПР «прочие»

 

1 300,00

1700-004975 от 31.12.2016

1 300,00

1700-004550 от 30.11.2016

2 000,00

1700-004256 от 20.11.2016

500,00

1700-004146 от 06.11.2016

1 993,00

1700-004089 от 31.10.2016

ОХР «материальные затраты»

3 400,00

303 от 07.07.2014

 

Таблица № 6

 

Затраты, необоснованно включенные в 2015 году

 

 

 

Статья расходов

 

Сумма, руб.

 

Подтверждающий документ

 

 

 

1

 

 

Расходы, которые не включаются в статьи общехозяйственных затрат

 

ОХР «реклама производимых товаров, включая участие в выставках»

28 370,00

 

5 от 12.02.2015

 

 

 

 

2

 

 

 

Расходы, которые согласуются с заказчиком

 

ОХР «аудиторские услуги»

38 800,00

б/н от 2015

30 000,00

дог. 2/192д от 28.04.2015

 

 

 

 

 

ОХР «юридические услуги»

1 300,00

1700-004049 от 31.10.2015

1 300,00

1700-004417 от 30.11.2015

3 450,00

кв. 3-537, 1-511, К-1279

3 100,00

кв. 1394-1406

3 800,00

кв. 1-617, К-1735

1 100,00

кв. К-2206-2209

4 600,00

кв. 3-962-965

1 000,00

кв. 2909

ОХР «консультационные услуги»

2 000,00

4 от 18.09.2014

1 000,00

0237835 от 26.06.2015

 

 

 

3

 

 

 

Расходы на которые отсутствуют подтверждающие документы

 

ОХР «расходы на ТЭР и коммунальные услуги»

 

40 051,60

5_00037593 от 31.03.2015

16 025,86

5_00052031 от 30.04.2015

53 067,40

5_00179584 от 31.12.2015

700,00

000254 от 30.06.2015

 

 

 

4

 

 

 

Расходы, учтенные в двойном размере

 

ОХР «расходы на медицинские услуги и диспансеризацию»

3 150,00

пл000568 от 30.09.2015

ОХР «услуги сторонних организаций»

21 752,54

18737 от 30.11.2015

 

 

 

5

 

 

 

Расходы, которые не относятся к производству военной продукции

 

ОХР «прочие затраты общехозяйственного характера»

164 230,00

 

4 от 29.12.2015,

ОХР «прочие затраты общехозяйственного характера»

32 637,00

3 от 03.11.2015

 

 

Таблица № 7

 

Затраты, необоснованно включенные в 2016 году

 

 

Статья расходов

 

Сумма, руб.

 

Подтверждающий документ

 

1

Расходы, которые не включаются в статьи общехозяйственных затрат

 

ОХР «реклама производимых товаров, включая участие в выставках»

4237

 

акт от 27.02.2016

 

 

 

2

 

 

Расходы, которые согласуются с заказчиком

 

ОХР «аудиторские услуги»

110 000,00

дог 449д от 23.11.2016

ОХР «юридические услуги»

86 400,00

1/192д от 24.12.2014

ОХР «консультационные услуги»

1 200,00

632 от 25.05.2016

9 800,00

А-15 от 15.01.2016

 

 

3

 

Расходы на которые отсутствуют подтверждающие документы

 

ОХР «материальные затраты»

 

42528

 

70 от 07.06.2016

 

ОХР «услуги сторонних организаций»

16 970,00

515 от 01.06.2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расходы, которые не относятся к производству военной продукции

 

ОХР «отдельные расходы, контролируемые Корпорацией»

 

 

1 300,00

1700-000584 от 29.02.2016

1 500,00

1700-000009 от 12.01.2016

1 850,00

1700-000071 от 21.01.2016

15 000,00

1700-000034 от 01.02.2016

1 300,00

1700-000967 от 31.03.2016

1 300,00

1700-000213 от 31.01.2016

1 430,00

1700-001376 от 30.04.2016

1 430,00

1700-001793 от 31.05.2016

ОХР «стандартизация, сертификация и проч.»

2 100,00

1700-002002 от 09.06.2016

ОХР «командировочные расходы»

1 430,00

1700-002346 от 30.06.2016

ОХР «услуги сторонних организаций»

1 430,00

1700-002812 от 31.07.2016

ОХР «расходы на обеспечение норм условий труда и мер ТБ, расходы на ГО»

2100

 

1700-001590 от 18.05.2016

 

ОХР «услуги сторонних организаций»

1 430,00

1700-003304 от 31.08.2016

ОХР «IT расходы (техподдержка и обслуживание, запчасти и комплектующие, прочие IT — расходы»

15 000,00

1700-000766 от 11.03.2016

ОХР «расходы на обеспечение норм условий труда и мер ТБ, расходы на ГО»

15 000,00

1700-002199 от 27.06.2016

 

ОХР «ремонт и обслуживание общехозяйственных активов»

3 200,00

49 от 19.04.2016

 

 

 

ОХР «материальные затраты»

 

7 825,00

10 от 10.03.2016

3 000,00

99 от 10.03.2016

12 050,00

643 от 25.03.2016

1 220,34

60 от 05.02.2016

ОХР «услуги сторонних организаций»

60 000,00

11 от 29.02.2016

5

Расходы, учтенные в двойном размере

ОХР «услуги сторонних организаций»

15 000,00

1700-000766 от 11.03.2016

 

Кроме того, в документах, подтверждающих накладные расходы, содержатся услуги сторонних организаций производственного характера - изготовление, покраска и гальваническое покрытие деталей. Данный вид расходов является затратами основного производства и должен относиться непосредственно на себестоимость изделий.

Также письмом от 24.11.2016 № К-02/2303 Предприятие сообщило, что нормы на аудиторские, юридические и консультационные услуги с заказчиком не согласовывались.

Таким образом, из анализа документов, подтверждающих накладные расходы Предприятия следует, что АО УЗМ «Магнетрон» включает:

      • в общехозяйственные затраты статьи, которые согласно Порядка определения затрат не должны в них включаться;

      • расходы, не относящиеся к производству (реализации) продукции в сфере ГОЗ;

      • расходы, учтенные в двойном размере, а также документально не подтвержденные расходы;

      • затраты на изготовление, покраску и гальваническое покрытие деталей, относящиеся к основному производству;

      • аудиторские, юридические и консультационные услуги, согласование норм на которые отсутствует.

Основываясь на указанных данных, Комиссия приходит к выводу, что АО «УЗМ «Магнетрон» необоснованно завышает уровень накладных расходов, которые распределяются пропорционально всей продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, что в свою очередь увеличивает себестоимость выпускаемой продукции, в том числе Изделия.

    •  

                  • 3. Позиция АО «УЗМ «Магнетрон»

 

Письмом от 22.09.2016 № К-82/1739 Предприятие представило позицию о правомерности включения ряда затрат в состав накладных расходов. В своих доводах Предприятие ссылается на положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), как основание для включения затрат в накладные расходы.

По мнению АО «УЗМ «Магнетрон», в соответствии со статьей 253 НК РФ, расходы, связанные с производством и реализацией изделий, включают в себя, в том числе, и прочие расходы. Перечень прочих расходов определен в статье 264 НК РФ. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), включая участие в выставках. Вследствие этого затраты на рекламу производимых товаров, включая участие в выставках, были учтены в общехозяйственных расходах за период с 2014 по 2016 год.

Представительские расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ, поэтому затраты на «представительские расходы» были включены в общехозяйственные расходы за период с 2012 по 2013 год.

Общепроизводственные затраты, связанные с передачей средств Предприятия в аренду в 2012 году, учтены в накладных расходах согласно статье 265 НК, так как в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества.

Изготовление, покраска, гальваническое покрытие деталей, а также оказание юридических услуг является производственной деятельностью. Оплата за работы и услуги, необходимые для производства, производилась по срочному трудовому договору, а не сторонним организациям. Согласно подпункту 41 пункта 1 статьи НК РФ расходы по договорам гражданско-правового характера относятся к производственным расходам и на основании этого включаются в накладные расходы.

Таким образом АО «УЗМ «Магнетрон» полагает, что действия Предприятия по включению вышеуказанных затрат не нарушают законодательство в сфере ГОЗ.

 

4. Выводы Комиссии

 

Закон о государственном оборонном заказе устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о государственном оборонном заказе положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования Закона о государственном оборонном заказе, применяются в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Согласно статье 9 Закона о государственном оборонном заказе государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного выполнения государственного оборонного заказа при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя, в том числе, на принципах стимулирования снижения затрат на поставки продукции по ГОЗ и обоснованности затрат головного исполнителя, исполнителя.

Статьей 10 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется, в том числе, по средствам применения метода учета в структуре цены на продукцию по государственному оборонному заказу произведенных затрат на ее производство и реализацию.

При этом целью Порядка определения состава затрат является экономическое обоснование величины затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым к ее качеству.

На АО УЗМ «Магнетрон», как исполнителя, участвующего в поставках продукции по ГОЗ, распространяются положения Порядка определения состава затрат, который устанавливает состав затрат, принимаемых в качестве основы при формировании контрактных цен на поставку и планирование затрат.

Указанный порядок регламентирует включение тех или иных затрат в себестоимость продукции, поставляемой в рамках выполнения ГОЗ, в том числе запрещает включать в общехозяйственные затраты представительские расходы, рекламные расходы, расходы на сувенирную продукцию, семинары и конференции. Порядком определения состава затрат установлено, что несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Комиссией установлено, что АО «УЗМ «Магнетрон» включает в общехозяйственные затраты статьи, которые согласно Порядка определения состава затрат не могут в них включаться, а также включает в накладные расходы затраты не относящиеся к производству (реализации) продукции в сфере ГОЗ. Также установлено, что процент накладных расходов, установленный в себестоимости Изделия согласно Ведомости к Контракту и указанный в таблице № 1 завышен и не соответствует фактическим показателям.

Доводы АО «УЗМ «Магнетрон» о применении норм Налогового Кодекса Российской Федерации, Комиссия находит необоснованными, так как действие Порядка определения состава затрат предназначено для применения всеми государственными заказчиками и организациями - исполнителями государственного оборонного заказа независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Таким образом, АО «УЗМ «Магнетрон» при расчете цены на продукцию не руководствуется Порядком определения состава затрат, что приводит к включению в себестоимость продукции затрат, не связанных с её производством и реализацией в сфере ГОЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией).

Вместе с тем, указанный запрет введен в положения Закона о государственном оборонном заказе Федеральным законом от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 01.07.2015.

Таким образом, действия АО УЗМ «Магнетрон», выразившиеся во включении в себестоимость производства (реализации) продукции, в том числе изделия Т 801-01 затрат, не связанных с ее производством (реализацией), являются нарушением пункта 1 части 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 15.13, 15.23 Закона о государственном оборонном заказе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать наличие в действиях АО УЗМ «Магнетрон», выразившихся во включении в себестоимость производства (реализации) продукции, в том числе изделия Т 801-01 затрат, не связанных с его производством (реализацией) нарушения пункта 1 части 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе.

      • Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства в сфере ГОЗ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение девяноста календарных дней со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны