Постановление №МО/60045/17 Постановление о наложении штрафа по делу № 4-14.31-165/00-29... от 30 августа 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.31-165/00-29-17

об административном правонарушении

 

«30» августа 2017 года г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) Максим Александрович Овчинников, рассмотрев материалы дела № 4-14.31-165/00-29-17, возбужденного в отношении
АО «Московский научно-исследовательский институт радиосвязи»
(далее — АО «МНИИРС») (ИНН
7709022575, КПП 770901001, ОГРН 1027739505034, место нахождения: г. Москва, Нижегородская ул., д. 32, 109029) по факту административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в присутствии защитника АО «МНИИРС», действующей на основании доверенности от 09.01.2017 № 714 <...>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-00-36/00-29-16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия ФАС России) решением по делу от 25.11.2016 признала АО «МНИИРС» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
, в части злоупотребления доминирующим положением на рынке производства прибора ЛБ-1 (далее также - Продукция) путем установления монопольно высокой цены.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» АО «МНИИРС» занимает доминирующее положение на рынке производства Продукции в границах Российской Федерации. Использование Продукции предусмотрено конструкторской (технической) документацией.

Кроме того, основанием для заключения договора на поставку Продукции и источником финансирования является государственный контракт между ОАО «РКК «Энергия» и Федеральным космическим агентством № 351-8008/14/368 от 01.12.2014, который заключен во исполнение государственного оборонного заказа.

В 2012 году между ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» и АО «МНИИРС» заключен договор от 29.03.2012 № 247-N030/2012 на изготовление и поставку 13 комплектов Продукции в 2013, 2014 и 2015 годах. Стоимость комплекта Продукции в 2015 году составила 2 581 840,00 руб. с НДС, что подтверждается протоколом согласования цены № 4 от 20.06.2014.

Письмом от 22.09.2015 № 1314/А030 (проект договора от 06.04.2015
№ 103-N030/2015) АО «МНИИРС» направило предложение заключить договор поставки на 2016 год по цене 4 622 200,00 руб., что на 79% превышает цену 2015 года и на 64,40 % превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен производителей по видам экономической деятельности Минэкономразвития России (письмо Минэкономразвития России от 16.10.2015 № 29635-АВ/ДОЗи).

В процессе переговоров между АО «МНИИРС» и ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» цена на Продукцию была снижена на 7 %, и установлена в размере 4 297 367,70 руб. с НДС (протокол согласования цены № 1 к договору от 06.04.2015 № 103-N030/2015), снижение составило 324 832,30 руб. с НДС.

Согласно представленным АО «МНИИРС» документам, увеличение затрат на Продукцию произошло по следующим статьям:

  • «Материалы». В цене поставки на 2016 год АО «МНИИРС» заявлено 571 903,00 руб., при этом, в соответствии с «Расшифровкой фактических затрат на материалы по изготовлению и поставке прибора ЛБ-1 к договору № 103-№ 030/2015 от 06.04.2015 г. на 1 комплект», затраты составили
    403 649,47 руб.

«МНИИРС» не представлено обосновывающих документов подтверждающих затраты в сумме 168 253,53 руб.

  • «Расходы на оплату труда». В цене поставки на 2016 год затраты заявлены в размере 821 250,00 руб., при этом трудоемкость изготовления Продукции составляет 18,25 человеко-месяцев и не изменялась в рассматриваемый период времени. Состав работников, участвующих в изготовлении Продукции, также не изменился.

Согласно представленному АО «МНИИРС» «План фактному анализу по изготовлению и поставке 13 (тринадцати) комплектов Продукции по договору от 29.03.2012 г. № 247-N030/2012», расходы на оплату труда (фактические выплаты) при изготовлении одного комплекта Продукции в 2015 году составили 455 269,01 руб. (в среднем). Обоснования повышения оплаты труда на 2016 год представлены не были.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла выводу, что в соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции установленная АО «МНИИРС» цена на Продукцию является монопольно высокой, так как превышает сумму необходимых для производства и реализации Продукции расходов и прибыли, что свидетельствует о нарушении АО «МНИИРС» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На момент возбуждения, рассмотрения и выдачи предписания по делу № 1-00-36/00-29-16 о нарушении антимонопольного законодательства фактов снижения цены со стороны АО «МНИИРС» на Продукцию не установлено.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, Решением по делу № 1-00-36/00-29-16 было установлено, что действия АО «МНИИРС», как лица занимающего доминирующее положение на товарном рынке Продукции на территории Российской Федерации, нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Решением по делу № 1-00-36/00-29-16 Комиссией ФАС России установлен факт нарушения АО «МНИИРС» антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе, являются рост или снижение цены товара.

В соответствии с письмом ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» от 18.09.2015 № 263/495 (вх. ФАС России от 24.09.2015 № 103540/15) Продукция, поставляемая АО «МНИИРС», является важнейшим сырьем для выполнения государственного заказа — Федеральной космической программы.

Так в соответствии с выпиской из конструкторской документации на прибор ЛБ-1, представленной ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» письмом от 01.02.2016 № 24/495 (вх. ФАС России от 03.02.2016 № 13470-ЭП/16) Продукция применяется в УКВ аппаратуре телеоператорного режима управления, производства АО «РКК «Энергия».

ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» в свою очередь, используя, в том числе, Продукцию, производства АО «МНИИРС», в соответствии с договорами осуществляет изготовление и сборку отсеков, проверку на КИС и сдачу корабля «Прогресс-МС» АО «РКК «Энергия».

В конечном итоге, поставка Продукции осуществляется в рамках государственного контракта от 01.12.2014 № 351-8008/14/368, заключенного между АО «РКК «Энергия» и ГК «Роскосмос», предметом которого является выполнение составной части ОКР на тему «Создание ракетно-космического комплекса с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС» и транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС».

Ввиду изложенного, завышение цены со стороны хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, на составные части, может привести к последующему завышению цены на продукцию вышестоящими в цепочке кооперации исполнителями и, как следствие, на итоговую продукцию по государственному оборонному заказу.

Таким образом, действия АО «МНИИРС», как лица занимающего доминирующее положение на товарном рынке Продукции на территории Российской Федерации, по завышению цены на Продукцию может привести к потенциальному ограничению конкуренции на продукцию, производимую вышестоящими исполнителями по ГОЗ в цепочке кооперации.

Презумпция наличия либо угрозы наступления вредных последствий была прямо сформулирована в Постановлении Пленума ВАС РФ № 30. Так, угроза наступления обозначенных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Действия (бездействие) АО «МНИИРС» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ:

- объектом правонарушения является установленная обязанность по соблюдению требований антимонопольного законодательства, в частности запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, следствием которого является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

- объективная сторона правонарушения состоит в злоупотреблении АО «МНИИРС» своим доминирующим положением на рынках производства и реализации Продукции по государственному оборонному заказу, которое может повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

- субъектом правонарушения является юридическое лицо, осуществляющее производство и реализацию Продукции по государственному оборонному заказу - АО «МНИИРС»;

- субъективная сторона выражена в форме умысла в совершении административного правонарушения.

Таким образом ответственность за указанное правонарушение установленаа частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установлено, что у АО «МНИИРС» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО «МНИИРС», надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте составления постановления о наложении штрафа по делу 4-14.31-165/00-29-17 об административном правонарушении путем направления протокола об административном правонарушении по делу № 4-14.31-165/00-29-17 от 21.08.2017, что подтверждается данными единой системы учета и контроля почтовых отправлений ФГУП «Почта России» (отчет отслеживание почтового отправления трек-№ 12599313483006 ФГУП «Почта России» приобщен к материалам дела), и направило защитника АО «МНИИРС», действующей на основании доверенности от 09.01.2017 № 714 <...>

Место совершения административного правонарушения: г. Москва, Нижегородская ул., д. 32, 109029.

Время совершения административного правонарушения: 06.04.2015 по 25.11.2016.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.31 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Решение по делу № 1-00-36/00-29-16 принято Комиссией ФАС России 25.11.2016.

Срок давности привлечения АО «МНИИРС» к административной ответственности в порядке статьи 4.5 КоАП РФ не истек.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учтены характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность АО «МНИИРС», при рассмотрении настоящего дела является:

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания о нарушении антимонопольного законодательства. АО «МНИИРС» исполнило предписание антимонопольного органа, о чем уведомило ФАС России письмом от 17.08.2017 № 100/А080-ДСП
(вх. ФАС России от 18.08.2017 № 127762-ДСП/17).

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность АО «МНИИРС», при рассмотрении настоящего дела является:

- совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает 1 год.

При расчёте размера административного штрафа, кратного сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, использованы сведения, представленные АО «МНИИРС»
(вх. ФАС России от 28.09.2016 № 142114-ДСП/16).

Дело № 1-00-36/00-29-16 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено ФАС России 15.03.2016. В этой связи при расчёте размера административного штрафа использованы представленные АО «МНИИРС» сведения об объёмах производства и реализации Продукции за 2015 год. Совокупный объём выручки от производства и реализации АО «МНИИРС» всей изготавливаемой продукции (работ, услуг) в 2015 году составил 859 666 184,67 руб. При этом выручка АО «МНИИРС» от производства и реализации Продукции составила 6 564 000,00 руб.

По результатам расчета административного штрафа в отношении АО «МНИИРС», произведенного в соответствии с примечанием к статье 14.31 КоАП РФ. Штраф, подлежащий наложению, равен 525 120 руб.

На момент оглашение результатов административного расследования и последующего подписания Протокола об административном правонарушении по делу № 4-14.31-165/00-29-17 от 21.08.2017 № 29/57550/17, со стороны АО «МНИИРС» ходатайств и возражений в ФАС России не поступало.

Таким образом, в отношении АО «МНИИРС» подлежит применению административный штраф в размере 525 120 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.7 и 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать АО «МНИИРС» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и наложить на АО «МНИИРС» штраф в размере 525 120 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 календарных дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН 16133082400000911272

Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКТМО 45380000

Банк получателя

Операционный департамент

Банка России

г. Москва 701

БИК 044501002

Расчётный счёт 40101810500000001901

Назначение платежа: оплата штрафа по делу № 4-14.31-165/00-29-17

 

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему настоящее постановление, по адресам электронной почты: akidayatov@fas.gov.ru и delo@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

М.А. Овчинников

Связанные организации

Связанные организации не указаны