Решение №17/105488/18 Решение № 223ФЗ-941/18 от 21 декабря 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГУП «Почта России»

 

Варшавское ш., д. 37,

Москва, 131000

 

 

ООО «Конвеста Плюс»

 

Профсоюзная ул., д. 25 А,

Москва, 117418

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-941/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Конвеста Плюс» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

14.12.2018 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Конвеста Плюс» б/д б/н, на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Почта России» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку специальной одежды и специальной обуви (извещение № 31806482579), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Конвеста Плюс» (далее – Заявитель) б/д б/н, на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Почта России» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку специальной одежды и специальной обуви (извещение № 31806482579) (далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России», утвержденным приказом ФГУП «Почта России» от 21.08.2015 № 404-п (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в Единой информационной системе (далее- ЕИС) – 15.05.2018;

      • Начальная (максимальная) цена договора — 34 377 651 рубль;

      • Дата окончания подачи заявок — 05.06.2018;

      • Дата рассмотрения заявок — 09.06.2018;

5. Дата подведения итогов Аукциона — 19.06.2018;

6. На участие в Аукционе по лотам №№ 5,6,7 подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      • Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора;

      • Заказчиком нарушен срок размещения итогового протокола;

      • Заказчиком нарушен порядок заключения договора с Заявителем.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 2.3.2 Положения о закупке.

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора.

В соответствии с пунктом 9.1.17 Документации, Участник аукциона, с которым заключается договор, признается уклонившимся от заключения договора в случае, если такой участник аукциона в срок, предусмотренный подпунктами 9.1.4, 9.1.8 и 9.1.10, не направил оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект договора или протокол разногласий, либо не направил подписанный усиленной электронной подписью указанного лица проект договора по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в п. 8.3.1 протокола в случае, предусмотренном п. 9.1.10, а также подписанный усиленной электронной подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения договора при условии, что Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора.

13.09.2018 Заявителем подписан договор и направлен оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки.

В качестве обеспечения договоров Общество направило:

- по лоту №5 банковскую гарантию № БГ-2018/60733 от 14 сентября 2018 года, выданную Обществом с ограниченной ответственностью «Коммерческий банк внешнеторгового финансирования»;

- по лоту №6 банковскую гарантию № БГ-2018/60736 от 14 сентября 2018 года, выданную Обществом с ограниченной ответственностью «Коммерческий банк внешнеторгового финансирования»;

  • по лоту №7 банковскую гарантию № БГ-2018/60735 от 14 сентября 2018 года, выданную Обществом с ограниченной ответственностью «Коммерческий банк внешнеторгового финансирования».

В соответствии с пунктом 9.2.6 Документации Банковская гарантия должна содержать следующие сведения:

-               место и дату выдачи банковской гарантии;

-               сведения об участнике закупке (наименование, место нахождения, основной государственный реестровый номер <...> идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, банковский идентификационный код, расчетный счет, лицевой счет);

-               сведения о гаранте (наименование, место нахождения, основной государственный реестровый номер <...> идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, банковский идентификационный код, расчетный счет, лицевой счет);

-               сведения о Заказчике (наименование, место нахождения, основной государственный реестровый номер <...> идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, банковский идентификационный код, расчетный счет, лицевой счет);

-               предмет обеспечения исполнения договора (реквизиты договора (при наличии) и основания его заключения);

-               обеспечиваемые обязательства по договору;

-               сумма банковской гарантии в размере обеспечения исполнения договора, установленного Заказчиком, – максимальная сумма обеспечиваемых обязательств, которая может быть уплачена гарантом при неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по договору;

-               срок действия банковской гарантии;

-               условие об отсутствии необходимости со стороны Заказчика приложения к требованию об уплате оригинала банковской гарантии, а также документов, подтверждающих неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору. При этом при предъявлении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии Заказчик обязан представить обоснование данного требования с приведением соответствующих расчетов; 

-               условие об обязанности исполнения гарантом требования об уплате в течение 7 (семи) рабочих дней со дня получения такого требования на счет Заказчика.

В соответствии с указанными требованиями, Заказчиком были выявлены следующие несоответствия каждой из указанных банковских гарантий документации о проведении Аукциона, а также Положению о закупке:

1. Отсутствие полных реквизитов «Гаранта», «Принципала», «Бенефициара»;

      • Нарушение условия об отсутствии необходимости со стороны Заказчика приложения к требованию об уплате оригинала банковской гарантии, а также документов, подтверждающих неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по Договору.

        На основании изложенного, Заказчиком было принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора в связи предоставлением обеспечения исполнения обязательств по договору, не соответствующим требованиям Документации.

        Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

        Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком нарушен срок размещения итогового протокола.

В соответствии с частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках, Заказчик составляет протокол по итогам конкурентной закупки.

В соответствии с пунктом 8.3.2 Документации, протокол размещается Заказчиком в единой информационной системе в срок не позднее, чем через 3 (три) дня со дня подписания такого   протокола.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 19.06.2018, так как только один участник подал предложение о цене договора и на рассмотрение поступила только одна вторая часть заявки, которая была признана соответствующей требованиям Документации, закупочной комиссией было принято решение:

      • признать Аукцион несостоявшимся;

      • рекомендовать Заказчику заключить договор с участником ООО «Конвеста Плюс».

22.06.2018 Заказчиком размещен протокол подведения итогов в ЕИС.

Вместе с тем, 26.06.2018 Комиссией ФАС России была рассмотрена Жалоба на действия оператора по лотам №№8-14.

В соответствии с предписанием ФАС России от 26.06.2018 № 223ФЗ-467/18, Заказчику предписано, в том числе, отменить протокол подведения итогов от 19.06.2018 по лотам №№8-14.

Во исполнение предписания, Заказчиком были совершены все предписываемые действия, в том числе, в ЕИС размещен новый протокол подведения итогов от 23.07.2018.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что функционал электронной площадки и ЕИС не позволяет разместить одновременно 2 протокола подведения итогов в статусе «действующий».

Таким образом, в протоколе подведения итогов от 23.07.2018 указано, что по лотам №№1-7 продолжает действовать протокол от 19.06.2018.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком нарушен порядок заключения договора с Заявителем.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок , порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 15.1 Положения, договор заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом Положения и Документации о закупке.

Согласно пункту 9.1.2 Документации, Заказчик в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке итогового протокола направляет оператору электронной площадки без подписи Заказчика проект договора.

Согласно пункту 9.2.1 Документации, Заказчик в течение 5 (пяти) дней со дня размещения на электронной площадке указанного в п. 8.3.1 протокола направляет оператору электронной площадки без подписи Заказчика проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной участником аукциона, с которым заключается договор, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в аукционе такого участника, в проект договора, прилагаемого к документации об аукционе.

В соответствии с пунктом 9.1.4 Документации, в течение 5 (пяти) дней со дня получения проекта договора участник аукциона направляет оператору электронной площадки проект договора, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника аукциона, а также подписанный усиленной электронной подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, или предусмотренный п. 9.1.5 протокол разногласий.

Согласно пункту 9.1.5 Документации, участник аукциона, с которым заключается договор, в случае наличия разногласий по проекту договора, направляет протокол указанных разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника аукциона, оператору электронной площадки. При этом участник аукциона, с которым заключается договор, указывает в протоколе разногласий положения проекта договора, не соответствующие извещению о проведении аукциона, документации об аукционе и заявке на участие в аукционе этого участника закупки, с указанием соответствующих положений данных документов. В течение одного часа с момента получения протокола разногласий оператор электронной площадки направляет такой протокол разногласий Заказчику.

В соответствии с пунктом 9.1.6 Документации, в течение 3 (трех) дней со дня получения от оператора электронной площадки протокола разногласий участника аукциона, с которым заключается договор, Заказчик рассматривает данный протокол разногласий и без подписи Заказчика направляет доработанный проект договора оператору электронной площадки либо повторно направляет оператору электронной площадки проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания участника аукциона, с которым заключается договор.

Согласно пункту 9.1.8 Документации, в течение 3 (трех) дней со дня получения документов, предусмотренных п. 9.1.6, участник аукциона, с которым заключается договор, направляет оператору электронной площадки проект договора, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени этого участника аукциона, а также документ об обеспечении исполнения договора, подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора, или предусмотренный п. 9.1.5 протокол разногласий. В течение 1 (одного) часа с момента получения протокола разногласий оператор электронной площадки направляет такой протокол разногласий Заказчику.

Согласно пункту 19.9.17 Положения о закупке Участник аукциона, с которым заключается договор, признается уклонившимся от заключения договора в случае, если такой участник аукциона в срок, предусмотренный подпунктами 9.1.4, 9.1.8 и 9.1.10, не направил оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект договора или протокол разногласий, либо не направил подписанный усиленной электронной подписью указанного лица проект договора по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в п. 8.3.1 протокола в случае, предусмотренном п. 9.1.10, а также подписанный усиленной электронной подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения договора при условии, что Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в силу технической особенности проведения торгов по закупке, состоящей из нескольких лотов, с момента публикации протокола подведения итогов, а именно начиная с 23.07.2018, на электронной торговой площадке появилась возможность разместить договор одновременно по всем лотам.

30.07.2018 Заказчиком в адрес Заявителя через функционал ЭТП направлены проекты договоров по лотам №№ 5,6,7.

06.08.2018 Заявителем направлены протоколы разногласий.

13.08.2018 доработанные проекты договоров направлены Заказчиком в адрес ООО «Конвеста Плюс».

23.08.2018, то есть по истечении установленного срока, Заявителем по указанным проектам договоров направлены протоколы разногласий.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о закупках, перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков» установлено, что в случае если единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, либо участник закупки, признанный единственным участником закупки, либо участник закупки, единственно участвующий на всех этапах закупки, которые в соответствии с документацией о закупке обязаны заключить договор, уклонились от заключения договора (далее - лицо, уклонившееся от заключения договора), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, направляет в уполномоченный орган сведения об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора.

Вместе с тем, 13.09.2018 Заказчиком в адрес ООО «Конвеста Плюс» направлены доработанные проекты договоров.

Указанные действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка заключения договора, установленного Положением о закупках, Документацией, противоречат пункту 2.3.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

При этом действия Заказчика, не обеспечившего своевременное направление сведений об участнике закупки, уклонившимся от заключения договоров, в уполномоченный орган, противоречат подпункту 2.3.2 Положения о закупке, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают требования части 3 статьи 5 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 19.7.2-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «Конвеста Плюс» (ИНН: 7723403300, ОГРН: 1157746722407), на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Почта России» (ИНН: 7724261610, ОГРН: 1037724007276) открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку специальной одежды и специальной обуви (извещение № 31806482579) обоснованной в части нарушения Заказчиком порядка заключения договора.

2. Признать в действиях ФГУП «Почта России» нарушения части 1 статьи 2, части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений не выдавать, так как Заявитель является единственным участником, представившим окончательное предложение.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 14.12.2018 № 223ФЗ-941/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ФГУП "Почта России"
ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276
ООО «Конвеста Плюс»
ИНН 7723403300, ОГРН 1157746722407